Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Удивительное это место в нашем старинном городе – под Кремлем у Казанки. Архипелаг домов, расположенных на улицах Бехтерева, Тельмана, Космодемьянской, Касаткина, Нагорной, Олькеницкого, Федосеевской и Подлужной, в лексиконе народном назывался «Кошачкой».

Улицы наклонные, почти овражные, они, как ручейки, стекаются на главную улицу Подлужной слободы бедняков – Федосеевскую.

Но это в прошлом.

История «Кошачки» берет свое начало еще с XVI века. Подлужная слобода, улица Засыпкина. Здесь, спасаясь от наводнений, владельцы домов делали сплошные насыпи вдоль речки Казанки – от кремлевских стен до «Русской Швейцарии».

Старинная открытка. Казань, Подлужная улица

Это было низменное болотистое место с вечной грязью и непросыхающими лужами. В иной год вода по весне поднималась на несколько метров и подходила к самой Поповой горе (ул. Нагорная) – 1926-й, 193-й.

На улице Зои Космодемьянской, 23 я родился. Раньше она называлась М.Горького, а до этого – просто Кошачьим переулком.

Нашего дома нет – снесли, как и десятки других. Уже нет нашей улицы. И двух соседних улиц тоже нет. На фото хорошо видно открытое, пока не застроенное пространство.

Новые особняки – и справа, и слева. Целым остался только один дом – он в центре, скрыт за деревьями.

Говорят, у него появился новый хозяин. Так что, не исключено, что этот дом и дальше сохранится.

Условия, в которых здесь жили люди в 20-50 годах XX столетия, иначе как средневековыми не назовешь. Городских коммуникаций, удобств не было вообще. Постоянными посетителями здесь были ассенизаторы на лошадях, трубочисты, торговцы углем для самоваров.

По весне на «Кошачке» появлялись вереницы повозок с кубами льда с Казанки – для погребов. Помню, у Федоровского бугра, на улице Федосеевской (раньше улица называлась Нижне-Федоровской – по названию находившегося здесь в XVI-XIX веках Федоровского мужского монастыря), были знаменитые купальни. Большие квадраты купален создавали вид искусственного водоема. Тут были отдельно мужские, женские и детские отсеки. Все красиво – раздевалки, буфет, мороженое в формочках, по выходным играл духовой оркестр.

К сожалению, закрытые во время войны, купальни сгнили и не были восстановлены. Многие целыми семьями любили купаться на Казанке, под Кремлем, у деревянного Горбатого моста. Здесь были мельница, склады, базар, много лодок. И всегда очень людно.

Казанка в те давние годы была тихая, чистая. Противоположный берег, где находилась Козья слобода, сплошь был в зарослях толстого махрово-коричневого камыша. Ребята переплывали реку, набирали камыш и продавали его вечерами гуляющим в парках влюбленным парочкам. По другому – Коровьему – мосту, у парка, мы, мальчишки, во время войны делали набеги на тот берег, у Савинова: собирали турнепс, наслаждались горько-сладкими плодами. Охранники стреляли в нас солью, но остановить голодную мальчишескую стаю было невозможно.

А какие люди жили с нами рядом на «Кошачке»! Вспомню только некоторых: всемирно известного композитора Софью Губайдуллину, известного юриста-почерковеда О.Глотова, врачей Самойлова, Кузнецова, Карасева, Подольских, Медведевых...

Тогда народ спиртным сильно не увлекался, да и матерщины почти не было слышно, хотя и грамоты было мало. Соседи жили дружно, старались не ссориться. Возможно, такая идиллия была потому, что жили все одинаково бедно и все в коммуналках – как одна большая семья.

На улице Бехтерева, где сейчас располагается гостиница МВД, с 1944 года стояло небольшое здание. Его строили пленные немецкие офицеры. Каждое утро шли они по нашей улице – строем, под конвоем. Были в мундирах, при крестах. Шли, понурив головы. Работали они хорошо, а в обеденный перерыв залезали на забор и глазели на нашу незатейливую жизнь. Особенно их удивляло то, что за водой многие из нас ходили на колонку за полкилометра.

На рынок жители ходили только на свой – «Маленький» (позднее почему-то прозванный «Еврейским»). Он находился в тупике улицы Пушкина, на бугре, около улицы Олькеницкого. Теперь нет ни базарчика, ни этой улицы. Теперь здесь НКЦ – Национальный культурный центр, который строился как Ленинский мемориал. Архитектурно он ничем не примечателен и не вызывает у казанцев никаких эмоций.

На углу улиц Засыпкиной (ныне Федосеевская) и Поперечно-Казанской (ул.Красина, ныне Япеева) стоит церковь святой Евдокии, построенная в 1734 году. Она признана памятником истории, культуры и архитектуры. Главный престол был освящен в честь нерукотворного образа Христа-спасителя, а придел – во имя мученицы Евдокии. Исторически сложилось так, что храм называется по приделу.

Церковь построена на средства Евдокии Михляевой – вдовы известного фабриканта Ивана Афанасьевича Михляева, купца, на деньги которого были построены Духосошественская и Пятницкая церкви. Приход составляли небогатые горожане Подлужной слободы.

В этих местах летом 1774 года проходили отряды Емельяна Пугачева, которые двигались на штурм кремля. Отсюда, со стен девичьего Богородицкого монастыря, войско Пугачева обстреливало кремлевские стены. В 1932 году церковь закрыли, разместив в ней тюрьму НКВД. Служба вновь открылась в 1999 году.

При благоустройстве территории обнаружилось множество разбросанных мелкоприкопанных человеческих костей.

В 1910-1918 годах по улицам Поперечно-Казанской и далее по Нижне-Федоровской ходили трамваи. Маршрут был кольцевой: от Ивановской (пл. им. 1 Мая) до Театральной площади (пл. Свободы). Отживают свой век не только люди, но и улицы.

Впрочем, в отличие от людей, некоторые не умирают, а возрождаются в новом обличье. Хорошо увидеть этот старинный район в самом современном виде. Жаль только, что не сохраняется история хотя бы в частичке – в уголке старинной «Кошачки».

Началось строительство элитного жилья по индивидуальным проектам. Мы теряем своеобразный облик старой Казани, а взамен получаем стандартную, безликую застройку, какую можно найти в любом городе. В облике города не чувствуется национального татарского (восточного) колорита, не считая мечетей.

Казань – единственный город на Волге, который не имеет красивой набережной. Для нее есть прекрасное место – вдоль Казанки, от Кремля до нижней части парка имени Горького. Берег давно обвалован, идет застройка по улице Федосеевской. Осталось сделать немного: обустроить широкую набережную, осветить ее. Остальное отдать на откуп частным предпринимателям, а уж они построят павильоны, шашлычные, фотоателье и так далее.

Один из последних домов "Кошачки". Ее улицы практически стерты с лица земли

История города Казани неотделима от реки Казанки. Столетиями ходили по ней пассажирские суденышки, шлепали баркасы, тащились маленькие баржи аж до самой Высокой Горы. Но все это в прошлом. Вышли из моды прогулки на веслах в тихий теплый вечер. Почему бы не возродить традиции отдыха на воде? Нужны небольшие средства, чтобы Казанка «заиграла». Хорошо бы открыть водный туристический маршрут внутри городской черты с рассказами о 1000-летней истории древнего города.

«Казанские истории», №19-20, 2004 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Комментарии  

 
#3 Рима 29.03.2015
А зачем сохранять старину? Ведь она не приносит бабла.
 
 
#2 Сергей 20.11.2014
Интересная история. Спасибо. Сам живу на Подлужной, часто гуляю по этим старинным местам, а про название "Кошачка" от вас впервые услышал. Интересно было бы прочитать - а что за старинные дома купеческие, как я понимаю, на "подлужке" стоят. Раз их не трогают, значит чем-то они ценны...
 
 
#1 Надежда 13.08.2014
Большое спасибо Борису Милицыну за познавательный и интересный рассказ о старой Казани и о "Кошачке".