Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

8 октября 2012 года в Казани состоялось событие, которого давно не было и которого с нетерпением ждали.

В Государственном концертном зале имени Салиха Сайдашева состоялась презентация первого выпуска Антологии музыки композиторов Республики Татарстан. В электронную серию из трех дисков вошли сочинения авторов четырех поколений. Записаны еще несколько сочинений, в том числе  «Остров мертвых» Сергея Рахманинова,  симфония «Манфред» Петра Чайковского и «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. В презентации участвовала журналист Любовь АГЕЕВА.

В малом зале собрались музыканты Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, композиторы, представители музыкальной общественности Казани. Художественный руководитель оркестра Александр Сладковский, ведущий презентации, начиная общение, шутливо заметил, что музыкантам удается постоянно «будоражить» интерес казанцев разными музыкальными событиями. «Мы их не придумываем, – заметил Александр Витальевич. – Просто в процессе работы постоянно появляются поводы для новостей».

Он рассказал о том, как был реализован этот грандиозный проект. Как  заметил Александр Сладковский, в масштабах истории это небольшой шаг, но в масштабах жизни конкретного поколения – событие уникальное. Заметим, что перед симфоническим оркестром Государственной филармонии ТАССР имени Г. Тукая, сформированным в 1966 году знаменитым дирижером Натаном Рахлиным, ставилась важная задача – пропагандировать музыку композиторов республики.

Знакомство с историей развития музыкальной культуры в нашем городе показывает, что появление оркестра сильно изменило жанровые пристрастия  композиторов. Они чаще стали обращаться к жанрам симфонии, симфонической миниатюры. В рамках пленумов правления и съездов Союза композиторов проходило много премьер симфонической музыки. Концерты оркестра сформировали в городе интерес к сочинениям крупных форм. При этом довольно часто в одном концерте звучали произведения композиторов разных эпох и стран.

Показателен в этом смысле симфонический абонемент «Скрябин и современные композиторы» 1976/1977 концертного сезона. Так, в декабре 1976 года оркестр вместе с сочинениями Скрябина исполнил произведения М. Музафаров и Н. Жиганова. У филармонического симфонического оркестра была еще одна благородная миссия – фирма «Мелодия» раз в 5 лет записывала исполнение музыки татарских композиторов на пластинки. Грамзапись в последние десятилетия стала делом частным. Есть у композитора средства, он найдет возможность увековечить себя на диске. Если нет…

Александр Сладковский внес в музыкальную жизнь Казани много перемен. Два года назад, когда он возглавил оркестр и инициировал его новый статус, в Союзе композиторов Татарстана состоялось совещание, на котором речь шла о необходимости чаще включать в концертные программы сочинения местных авторов. Как заметил дирижер, эта задача успешно выполняется. Оркестр за два года сыграл столько сочинений, сколько раньше исполнялось за пятилетку.

По его мнению, реализация этой задачи не должна быть формальной, «для галочки». В современных условиях исполнять можно только то, что востребовано публикой. У него нет сомнений в том, что Антология татарской музыки, записанная оркестром в августе нынешнего года, найдет своих слушателей. Александр Сладковский отметил, что для реализации проекта были нужны определенные условия. Сначала надо было «сделать оркестр», дать музыкантам другие инструменты Грандиозный проект подобного уровня можно воплотить в жизнь при трех условиях:

– оркестр играет на хороших инструментах;

– оркестр играет хорошо;

– оркестр имеет определенные творческие амбиции, имеет многоходовую исполнительскую программу. 

Художественный руководитель коллектива настроен на мировой успех. И его понять можно. Он «фантастически» высоко оценил сочинения, вошедшие в первый выпуск Антологии. Запись музыки тоже проведена на высокопрофессиональном уровне.

Напомним, запись  была осуществлена в августе в Государственном концертном зале имени Салиха Сайдашева на оборудовании  знаменитой берлинской студии «B-Sharp». В течение восьми дней оркестр записал около 15 сочинений, а также 3 произведения сверх плана, в том числе симфонию «Манфред».

Александр Сладковский не уточнил, в какую сумму обошлась эта запись, но учитывая место этой студии в мировом рейтинге подобных организаций, надо полагать – немаленькую. А потому кто-то из чиновников, которые решали судьбу этого проекта, посоветовал руководителю оркестра выбрать более дешевый вариант. Зачем, мол, такие расходы?

Это не расходы, уверен дирижер, это инвестиции в оркестр, в культуру. Бери выше – в республику. И Александр Витальевич прав. Ведь не одними спортивными командами может быть знаменита наша республика. Тем более что команды порой и не оправдывают возлагаемых на них надежд.

Хочется разделить оптимизм Александра Витальевича – записанная музыка найдет своего слушателя. Сегодня, когда искусство стало товаром, как духи или одежда, чрезвычайно важно, с чем музыка ассоциируется. И тут имидж студии «B-Sharp» наверняка поможет сделать сочинения композиторов Татарстана известными.

А если добавить, что диски будут выпущены на знаменитых лейблах Sony Music и Red Seal, то их востребованность не только в Татарстане, но и за его пределами, в том числе за рубежом, гарантирована.

Пресс-конференция после окончания августовской записи

Но все-таки самую большую уверенность вселяет сама музыка. Участники презентации услышали фрагменты всех записанных сочинений. Александр Сладковский давал комментарии, вспоминал какие-то истории, случившиеся во время записи или в Берлине, где работа была завершена. И это делало обстановку в малом зале еще более эмоционально приподнятой.

Сначала прозвучала музыка наших современников: Анатолия Луппова («Татарское каприччио»), Рината Еникеева («Рапсодия» для большого оркестра), Шамиля Тимербулатова (Симфония №5), Рашида Калимуллина («Симфонические фрески»). По фотографиям, которые нам представила пресс-служба оркестра, видно, что авторы участвовали в записи. Композиторы были и на презентации. Интересно  было наблюдать за их реакцией. Ведь на их улице был большой праздник! 

Александр Сладковский с Анатолием Лупповым

А потом слово было предоставлено женщинам. У них свой диск. В Татарстане, кстати, представительниц прекрасного пола среди композиторов не так уж мало.  Начали с «Чингизхана» Масгуды Шамсутдиновой. Она не могла разделить с нами чувство радости, которое объединяло музыкантов, композиторов и нас, немногочисленную публику, удостоенную чести присутствовать на таком важном событии.

Не было в Казани и московского композитора Зульфии Рауповой, которая назвала свое сочинение «Золотой храм». За всех аплодисменты  получили Резеда Ахиярова («Монлы сазым») и Елена Анисимова («Шудон Гур»).

Александр Сладковский с Еленой Анисимовой

И в завершение звучали сочинения наших аксакалов, классиков татарской музыки. Фасиль Ахметов представлен в Антологии Казанской симфонией (записана одна часть), Алмаз Монасыпов – симфонией-поэмой «Муса Джалиль», Фарид Яруллин – Свадебным танцем, а также танцем Огненной ведьмы и шайтана, Александр Миргородский – Увертюрой-фантазией на темы песен Салиха Сайдашева для симфонического оркестра и органа. Партию органа исполнил наш знаменитый органист Рубин Абдуллин. Оркестр записал всю симфонию №2 «Сабантуй» Назиба Жиганова.

Рубин Абдуллин на записи сочинения Александра Миргородского

И на прощанье прозвучал легендарный Марш Красной Армии Салиха Сайдашева.

Наверное, музыковеды еще оценят и качество записи, и качество исполнения, и точность выбора сочинений для Антологии. Будем надеяться на продолжение этой благородной работы.  Александр Сладковский заверил, что так и будет.

Но не могу не высказать личные ощущения от музыки, которую довелось услышать. Во-первых, как она стилистически разнообразна! Оставаясь татарской, она воспринимается как явление глубоко интернациональное. Это то, к чему всегда призывал коллег Назиб Жиганов.

Мы услышали как произведения традиционные, мощные по силе эмоционального воздействия (даже фрагменты сочинений способны передать эту мощь), так и музыку необычную для слуха, «авангардную», как принято говорить в таких случаях (сочинения Зульфии Рауповой и  Елены Анисимовой).

13 композиторов, 13 ярких индивидуальностей. И они не спорили друг с другом, как порой случается в околомузыкальных дискуссиях,  а, объединяясь, ярко свидетельствовали о том, что жива и успешно развивается казанская  симфоническая школа. Ее история связана с именами Назиба Жиганова, Александра Ключарева, Альберта Лемана, Мансура Музафарова, Рустема Яхина и других известных татарских композиторов. Сегодня успешно работает в жанре симфонии Леонид Любовский. И в Антологии музыки Татарстана не может не быть сочинения этого композитора.

И второе: каждый раз, когда слушаешь талантливую музыку наших авторов, думаешь о том, что при более активной пропаганде за пределами республики она могла бы звучать и на всероссийском уровне. Она стоит того. Особенно когда ее так талантливо исполняют.

Оркестр выше всяких похвал. В таком исполнении по-новому зазвучал даже известный всем и каждому Марш Салиха Сайдашева.

Оркестр и его руководитель  продемонстрировали, как вырос коллектив за два года, как с ним работает Александр Сладковский. Можно представить, каким титаническим был труд всех музыкантов, если они работали по 8 часов в день. Это, кстати, колоссально много для музыканта. Зато результат налицо. Записано 5 часов чистой музыки.  

Продюсер и звукорежиссер из Германии Филипп Нидель так отозвался о наших музыкантах: «Оркестр отлично готов, работа хорошо организована, а качество исполнения выше всяких похвал».

Александр Сладковский и Филипп Нидель

После того, как отзвучала музыка, слова попросили композиторы. Рашид Калимуллин и Резеда Ахиярова поблагодарили оркестр и его руководителя за прекрасное исполнение. По их мнению, успех сочинения на 90 процентов зависит от музыкантов.  Несмотря на известное преувеличение, объяснимое атмосферой презентации, большая доля истины в этих словах есть.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить