Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вопрос:  Когда в Казани появился первый трамвай

 Ваня Крымов

Ответ нашла студентка Института социальных технологий Ольга ПОТАПОВА

Известно, чем больше город, тем острее стоит транспортная проблема. Жителям нужно передвигаться из одно конца города в другой. Конечно, хотелось бы, чтобы это передвижение занимало как можно меньше времени. Поэтому развитие транспорта в Казани все годы было очень важной составляющей общего развития города.

Слово трамвай вошло в обиход казанцев на рубеже XIX и XX столетий. Английское слово tramway – составное, образовано от tram – вагон и way – путь.

Изначально незнакомое и непривычной слово для жителей Казани сейчас является обычным. Трамвай долгие годы был необходимым спутником городского жителя. И только в 2011 году начался демонтаж многих трамвайных маршрутов. Но тем не менее трамвай на пенсию не уходит. Меняются его маршруты. Говорят, скоро появится скоростная линия.

История Казанского трамвая началась в 1875 году с создания конной железной дороги. Министерство путей сообщения России 1 января 1870 года одобрило проект конно-железной дороги в Казани. Через пять лет, в 2 часа дня 2 октября 1875 года, была открыта казанская конка.

Торжественное открытие конки

На момент открытия эксплуатировалось 12 вагонов вместимостью до 40 человек. Вначале были открыты 2 линии: «Волжская» — от Толчка до Дальнего устья и «Проломная» — от Толчка по Проломной улице через Рыбную площадь до церкви Сошествия св. Духа в Суконной слободе.

К концу XIX века действовало 5 линий конно-железной дороги общей протяженностью 18,3 км. Средняя скорость движения не превышала 7,5 км в час.

По толковому словарю Даля простонародное название «конка» определяется как  «конно-железнодорожная дорога, рельсовый путь, по которому вагоны возятся лошадьми». Вследствие своей популярности казанская конка продолжала развиваться. По линиям ходили маленькие коробочные вагоны, запряженные лошадьми. На крутых подъемах пристегивались дополнительные кони – «петрушки».

На мосту через Булак - вагон трамвая

Со временем конка переходит в ведение Анонимного Бельгийского общества конно-железных дорог в Казани, которое и осуществило идею создания в городе электрического трамвая. Конная тяга была заменена  электрической.

Кстати, казанский трамвай в старой России – второй после Киевского. 18 ноября 1899 года движение электрического трамвая в Казани было открыто по всем линиям конки. 13 декабря 1900 года конка вообще прекратила свое существование.

В начале века в городе было пять трамвайных маршрутов. У них не было номеров, маршруты обозначались по названиям линий. Первая линия называлась Волго-Проломная. Она шла от пароходных пристаней через Адмиралтейскую слободу до города, пересекала рынок Толчок на углу Проломной и Гостинодворской улиц, далее пролегая по Большой Проломной улице, Рыбной площади, Георгиевской и Второй Проломной, в конец Суконной слободы.

Вторая линия - Воскресенская - тянулась от памятника императору Александру II на Ивановской площади по Воскресенской, Университетской, Большой Проломной улицам, Рыбной площади, Щербакову переулку, Ново-Горшечной улицам, по Третьей горе и далее по Второй горе до земской учительской школы.

Третья линия - Грузинская - также начиналась от памятника императору Александру II на Ивановской площади и шла по Воскресенской, но затем сворачивала на Черноозерскую левую, Лобачевскую, Покровскую улицы и далее вела через Театральную площадь, Грузинскую улицу и Арское поле в сад Русскую Швейцарию и Академическую слободу.

Трамвай в Старо-Татарской слободе

По четвертой линии - Екатерининской - вагоны ходили от Толчка по Гостинодворской, Поперечно-Владимирской, Московской, Евангелистовской и Екатерининской улицам до завода братьев Крестовниковых.

И, наконец, пятая линия – Круговая – проходила от вокзала Московско-Казанской железной дороги по Поперечно-Владимирской, Гостинодворской, Большой Проломной, по Ивановской площади, Воскресенской, Казанской, Воздвиженской, Поперечноказанской улицам, через церковь Святой Евдокии, по Нижне-Федоровской, Касаткиной, Пушкинской, Рыбнорядской улицам, через Рыбную площадь, Булак, пароходную пристань озера Кабан и по Евангелистовской и Большой Мещанской улицам вновь возвращалась к вокзалу.

Общая протяженность пяти линий составляла более 26 км, из них около 16 км были двухпутными. Средняя скорость, развиваемая вагоном, включая и остановки, не превышала 11-13 км в час, а максимальная равнялась 25 км.

Трамвайные вагоны тогда были двух видов - закрытые и открытые. В свою очередь каждый вагон разделялся на два класса - первый и второй. В закрытых вагонах первым классом считалась задняя половина вагона с площадкой, а в открытых – все скамейки, за исключением передней. Вторым классом в закрытых вагонах была передняя половина вагона с площадкой и империал, а в открытых - передняя скамейка и обе площадки. 

Билет в первый класс стоил почти вдвое дороже второго. Так, например, цена проезда на Воскресенской линии в первом классе была пять копеек, а во втором - три копейки.  

Источники

http://www.kazanmetro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=52&Itemid=65

 http://kazadmin.narod.ru/history/tramvai/tram_trol.html

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить