Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
15.12.2018

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
-8° / -9°
Ночь / День
.
<< < Декабрь 2018 > >>
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
  • 1929 – Одобрен проект нового районирования Татарии. По нему вся территория республики делилась на 6 округов и 84 района.

    Подробнее...

По предложению Любови Агеевой в книгу "Развитие российской избирательной системы. Выборы в Татарстане" (Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан. Издательский дом Маковского, 2012) была включена хроника важных событий, связанных с системой выборов в нашей стране. Как оказалось, выборная система родилась гораздо раньше, чем принято думать.

Диван при хане

Исследователи истории феодальных исламских государств определяют ханскую власть как авторитарную, абсолютистскую. Естественно, в таком государстве не могло быть органов представительства интересов подданных. Однако исключения из общего правила были.

Имонкул Буриев в диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук (тема «Становление и развитие институтов государственности на территории Таджикистана (досоветский период)» писал:

«Древнейшим институтом таджикской государственности на протяжении всей истории был Совет, существовавший в разных формах от Пешдадидов до Тимуридов. Совет, … назначаемый монархом из авторитетных лиц сообщества) – это институт государственности, который в определенные периоды истории таджикского народа играл управленческую или совещательную (консультативную) роль.

Совет являлся демократическим институтом, где учитывалось мнение большинства его состава. Он состоял из членов семьи царствующей династии, родовой знати, представителей религии, самых уважаемых лиц сообщества, а иногда из беков, простых воинов и даже представителей родовой знати покоренных стран (при Бабур-мирзе – (XVI в.). При некоторых режимах его решения были обязательными для монархов. Иногда Совет провозглашал даже рождение новой государственности».

Казанское ханство представляло собой один из вариантов восточной деспотии, в значительной мере оно унаследовало традиции государственного строя Золотой Орды.

Во главе государства стоял хан, власть которого формально ограничивалась советом высшей знати – ДИВАНОМ. В книге «История Татарстана (учебное пособие для основной школы. Казань, «ТаРИХ», 2001) сообщается:

«Диван был совещательным органом при хане. В него входили улусные эмиры, ближайшие родственники хана и военачальники».

В Татарском энциклопедическом словаре читаем:

«Диван (перс. – канцелярия, присутственное место), совет при хане (гос.совет) в Золотой Орде и татар. ханствах. Состоял из 4-х карачибеков, один из них носил титул беклербека».

Должность членов Дивана была наследственной. Как пишет профессор Салям Алишев, автор научных трудов по истории Казанского края в XVI – XIX веках, «при хане действовал Диван, или Совет из приближенных вельмож. Можно его назвать и правительством. Он вел дела от имени Казанского государства и при отсутствии хана.

Для решения важнейших дел в Казанском ханстве созывался съезд феодалов – курултай. На нем в полном составе присутствовали представители трех важнейших слоев населения ханства: духовенства, войска и земледельцев. В русских источниках курултай получил характерное название – «Вся земля Казанская».  

«Людье» держит совет

Первым институтом народного представительства в государственной власти на Руси можно считать вече, или народное собрание. Такие собрания проводились во времена княжеского правления. Это была форма непосредственного участия взрослого населения в общественной жизни. При этом участие воспринималось не как обязанность, а как право.

Собиралось вече для решения важнейших вопросов жизни княжества. Инициатива всегда исходила от князя, но есть документальные свидетельства и об инициативе народа. Вече заседало на открытом воздухе – около церквей, на торговых площадях.

От имени вече народ заключал договор с правителем. Древнейших договоров не сохранилось, но есть договоры Новгородского вече, заключаемые с 1260 года. Князь брал обязательство не начинать войну без разрешения вече, не смещать должностных лиц без суда. Вече Древнего Новгорода, помимо князя, избирало епископа, назначало двух гражданских чиновников: посадника, без которого правитель обязался «не чинить суда», и тысяцкого, ведавшего военными делами.

Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», в свою очередь, состоявшую из «сотен» – более мелких территориально-административных образований и вместе с тем – военных единиц. На вече в главном городе сходился сельский люд из окрестных мест. Прибывали и делегаты из пригородов.

Полномочия народного собрания были очень широкими. Городское и сельское население во времена Древней Руси составляло действенную политическую силу. Народ сам, а не через представителей принимал участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола».

Следует, однако, иметь в виду, что князь и община в этот период отнюдь не были противниками. Правитель был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств. Князья, стремясь установить более тесный контакт с городской общиной, широко практиковали устройство пиров и дарений, что способствовало росту их популярности.

Так что современные политические технологии берут свое начало с тех времен. Упразднение вече ученые-историки связывают с завоеванием Древней Руси Золотой Ордой. Ярлык на княжение теперь надо было получать у хана в Орде, а потому отпала надобность советоваться с народом.  

В Думе только бояре

Княжеская дума стала первым опытом сословного представительства. В период феодальной раздробленности Руси она была советом феодалов – великого князя и его вассалов, имевших политические полномочия. Если князь не советовался со своими боярами, летописец XII в. отмечал это как признак недоброго царя.

С 1547 г. при царе существовала Боярская дума. С конца XV в. она превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти, где все вопросы обычно обсуждались вместе с правителем. Решение ее в таких случаях начиналось формулой: «Царь указал и бояре приговорили».

Некоторые вопросы царь решал без Боярской думы, другие Боярская дума решала без царя, по его поручению («бояре приговорили»), но такие решения утверждались царем. Иногда царь совещался с Ближней Думой, которая приобрела особенно большое значение во 2-й половине XVII в. (Боярская дума была слишком громоздкой по составу).

В начале XVI в. Иван Грозный, стремясь ослабить бояр, начал вводить в Думу людей «худородных», которые получали титул думных дворян. Это были выдающиеся военные специалисты, генералы, особо отличившиеся приказные деятели. Интересно, что в Боярской думе времен Ивана Грозного был специальный дьяк по делам бывшего Казанского ханства.

Со второй половины XVII в. состав Боярской думы постоянно сокращался, уменьшалось и ее влияние на дела в государстве. С появлением Земского собора Боярская дума стала его составной частью. Она умерла естественным путем: царь Петр I не назначал новых членов взамен умерших. Окончательно Боярская дума была упразднена в 1711 г., после образования Сената.  

Как выбирали русского царя

Новое сословно-представительное учреждение – Земский собор был созван в 1550 г. (1549 ?). Его создание было связано с ростом политического значения дворянства. Присутствие на заседаниях было обязанностью, а не правом. Некоторые соборы заседали часами, другие – днями, а Собор 1613 г. длился целых три года.

Был в русской истории такой период, когда нашим соотечественникам довелось избирать главу государства. В 1613 году выборщики «от всей земли» избрали на царство первого Романова – Михаила Федоровича. Как явствует из публикации «Новой газеты» («Царские выборы», 23.01.03), на российский престол претендовали 8 вельмож, однако практически все они запятнали себя в годы семибоярщины, а потому не имели шансов на избрание. Лишь двое фигурантов из боярского списка – активные участники борьбы с поляками князья Д. Трубецкой и Д. Пожарский – могли реально претендовать на российский престол.

В условиях решительного наступления на Москву польских войск временное боярское правительство сделало предложение и сыну польского короля Владиславу. Формально в Москве и других городах ему даже принесли присягу. А за полтора месяца до голосования фаворитом предвыборной гонки вдруг стал шведский герцог Карл Филипп, которого предлагалось пригласить на царство.

Идея о проведении всеобщих выборов царя принадлежала Патриарху Гермогену. Это был посланец земли Казанской на самом высоком духовном посту России. Святитель Гермоген начал служение в Казани простым приходским священником при Гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Патриархом Московским и всея Руси он был поставлен 3 июля 1606 года Собором русских иерархов. Идея выборов была им высказана 20 июля 1610 года.

Земский собор заседал несколько дней. Седьмого февраля после бурных дебатов остались две кандидатуры: Карл Филипп и Михаил Романов. Второй тур голосования был назначен на 21 февраля. При активном давлении на избирателей-казаков русским царем был избран первый Романов, которого кое-кто презрительно называл «казачьим царем». Как известно, династия Романовых правила страной до 1917 года.

Постскриптум: Подробности этого события в разных источниках не совпадают.  

Уложенная комиссия Екатерины II

В истории России XVIII века важную роль имели Уложéнные комиссии – временные коллегиальные органы, которые созывались для систематизации законов, вступивших в силу после принятия Соборного уложения 1649 года. Всего было семь таких комиссий.

Крупнейшая из них была созвана Екатериной II. Уложенная комиссия, которая работала в 1767-1768 годах, свою миссию не выполнила. Однако ей удалось совершить одно важное дело – обратить внимание общества на проблемы мусульман России.

Екатерина II знала о них не понаслышке: летом 1767 года она совершила поездку в Поволжье, побывав в том числе и в Казани. Здесь она посетила Новокрещенскую школу для инородцев в Старо-Татарской слободе, разрешила строительство там двух каменных мечетей, приняла делегатов от служилых мурз и татар города. Свое отношение к исламу и мусульманам Екатерина выразила в письме Вольтеру после посещения развалин древнего Булгара.

Религиозный фактор был учтен в положении о порядке выборов членов комиссии. Посланцев от некочующих инородцев выбирали, независимо от религии – крещены они или нет, с каждой провинции – по одному. Казанскую губернию в Уложенной комиссии представлял 61 депутат, из них 5 дворян, 16 горожан, 12 иноверцев и 14 новокрещеных. Так, служилых мурз и татар Свияжской провинции представлял мулла Мустафа Юсупов, служилых мещеряков Исетской провинции – мулла Абдулла Тавышев, татар Ичкинских и Багаряцких юрт – мулла Алмугамет Ибрагимов.

Общий список членов Уложенной комиссии публиковался в дореволюционных изданиях, которые давно стали библиографической редкостью. Список татар впервые опубликовал казанский исследователь Файзелхак Ислаев («Эхо веков», №3-4, 2003).

Участие в работе Уложенной комиссии инородцев современники воспринимали положительно, видя в этом знак объединения народов России. Н.М.Карамзин в своем «Похвальном слове Екатерине» писал:

«Воображение мое не может представить ничего величественнее сего дня, когда в древней столице нашей соединились обе гемисферы земли, явились все народы, рассеянные в пространствах России, языков, обычаев и вер различных: потомки славян – победителей норманнов,... мирные пастыри южной России, лапландские ихтиофаги и звериными кожами одеянные камчадалы. Москва казалась тогда столицею вселенной и собрание российских депутатов – сеймом мира».

Работа проходила на общем собрании и в 19-ти частных комиссиях. Представители татар не вошли в состав комиссий, за исключением Сагита Халфина, депутата, избиравшегося о татарских слобод Казани, который был избран кандидатом в комиссию «О рудокопании, растении и сбережении лесов и о торговле вообще». Аюп Еникеев был выбран помощником Ивана Голенищева-Кутузова, члена комитета «о размножении народа, земледелия и прочего».

Императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны были руководствоваться члены комиссии. Были еще наказы участников выборов, в которых отражались сословные требования.  

Земские соборы

В XVI-XVII вв. сословно-представительными учреждениями России были Земские соборы. Их появление связано с ослаблением княжеско-боярской аристократии, ростом политического значения дворянства. Земские соборы созывались царем для обсуждения важнейших общегосударственных задач. На них присутствовало до 800 депутатов.

Соборы вводили новые налоги, отменяли старые. Важное значение имели Земские соборы 1550 г. Первый собор единого Русского государства выработал целый ряд законодательных мер, способствовавших укреплению самодержавия. Он изменил систему управления в стране: часть полномочий были переданы на места, наместников и волостителей заменили выборными должностными лицами.

С XVII в. посланцев в Земские соборы выбирали по сословному принципу. Присутствие на заседаниях было обязанностью, а не правом. Некоторые соборы заседали часами, другие – днями, но были и многомесячные заседания. Собор 1613 г., на котором выбирали царя, длился целых три года. Земские соборы были упразднены Петром I. С 1699 г. при царе работала Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц правителя.  

Правительствующий Сенат

Так назывался высший орган государственной власти и законодательства на следующем этапе истории России. Он имел законосовещательный характер. Учрежден указом Петра I 22 февраля (2 марта) 1711 г. Первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя. В это время Правительствующий Сенат мог даже принимать законы.

После смерти Петра I значение Сената упало. В 1741 г. Анна Иоанновна сделала попытку возродить Сенат, но при Елизавете Петровне функции его опять были ограничены (1756). При Екатерине II, в 1763 г., вновь произведена реформа Сената, но с созданием министерств (1802) деятельность этого органа власти была ограничена судебно-апелляционными функциями.

С начала XIX в. Правительствующий Сенат осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. С 1864 г. это была высшая кассационная инстанция. Правительствующий Сенат распущен после Октябрьской революции 1917 г. по Декрету о суде № 1.  

Государственный Совет при Императоре

1 (13) января 1810 г. по предложению М.М.Сперанского был учрежден Государственный Совет, который рассматривал законопроекты перед их утверждением императором. Законодательной инициативой Государственный Совет поначалу не обладал. Членов Совета назначал царь из числа высших сановников. Министры входили в него по должности.

Председатель Государственного Совета и его Товарищ (заместитель) ежегодно назначались императором.

В конце царствования Александра II был составлен проект создания двух органов при царе – расширение уже существующего Государственного Совета и создание «Общей комиссии» (съезда) с возможным участием представителей от земств, но в основном формировавшейся «по назначению» правительства. Речь шла не о конституционной монархии, при которой верховным органом является демократически избираемый парламент (которого в России не было и не планировалось), а о возможном ограничении самодержавной власти в пользу органов с ограниченным представительством (хотя предполагалось, что на первом этапе они будут чисто совещательными).

Император утвердил этот план, на 4 марта 1881 г. было назначено обсуждение, с последующим вступлением в силу. Первого марта император погиб. Обсуждение состоялось уже при Александре III, 8 марта 1881 г. Хотя подавляющее большинство министров высказалось за реформу, окончательное решение было закреплено специальным Манифестом императора о незыблемости самодержавия.

К 1905 г. Государственный Совет, по меткому замечанию современника, представлял собой «архив государственной мудрости». После появления Государственной Думы роль Государственного Совета возросла. Манифестом от 20 февраля 1906 г. высшее законосовещательное учреждение Российской империи было преобразовано в верхнюю законодательную палату с правом вето на решения Государственной Думы. Половину состава должен был назначать император, другая половина формировалась путем косвенных выборов.

Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства – 6 человек; от дворянских обществ – 18 человек; от губернских земских собраний – по одному от каждого; от Академии наук и университетов – 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ – 12 человек. Кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма.

Выборы были как прямыми (от губернских земских собраний), так и двухступенчатыми. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по этим разрядам в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе.

В Государственный Совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях, а также и иностранные подданные. На случай разногласий с Государственным Советом было предусмотрено создание согласительной комиссии. Государственный Совет был правее правительства, и почти все законопроекты, предлагаемые депутатами, одобрения не получали.

Не был одобрен Государственным советом и законопроект о волостном земстве, внесенный в 1908 г. П.А. Столыпиным. В 1810 году было 35 членов Государственного Совета, в 1890 году – 60, в начале XX века – 90. Всего за 1802-1906 годы в Государственном Совете состояло 548 членов.

Казанскую губернию в Государственном Совете представляли 5 человек: профессора Императорского Казанского университета Загоскин Николай Павлович (1851-1912) и Васильев Александр Васильевич (1853-1929), а также Мещеринов Владимир Петрович (1849-?), Поливанов Владимир Николаевич (1848-1915) и Хлебников Харлампий Николаевич (1834-?).

Все сенаторы от Казанской империи – избранные в 1906 г., ни одного – «по назначению»: представители российской аристократии, которым «доверяли» заседать в Думе «по заслугам», редко избирали местом обучения своих отпрысков провинциальный Казанский университет.

В феврале 1906 г. Николай II преобразовал Государственный Совет во вторую законодательную палату с правом вето на решения Государственной Думы.  

По воле Императора создана Государственная Дума

Острейший внутриполитический и социальный кризис начала XX веков вызвал в России реформу государственного управления. Под давлением широкой общественности и революционных настроений в стране была создана двухпалатная система высших законодательных органов. Попытка создать представительный орган власти со стороны императора была шагом к примирению с собственным народом.

Он не мог поступить иначе. Все началось с «кровавого воскресенья» 1 января 1905 г., затем неудачи в русско-японской войне, волнения, в том числе студенческие (сходка в Казанском университете 23 января 1905 г.), рабочие (в Казани 4 дня бастовали рабочие алафузовских заводов), крестьянские (в Казанской губернии они были особенно часты), террористические акты...

В манифесте от 6 августа 1905 г. «воля» императора была обозначена как стремление «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».

С появлением Государственной Думы становится реальной система общероссийского представительства. Впервые в России вводилась законодательная ветвь власти. До этого в стране отсутствовало конституционное понятие закона. Основным формальным признаком нормативных актов было «высочайшее утверждение». Как пишет А.Ф. Смирнов в книге «Государственная Дума Российской империи. 1906-1917», органы народного представительства возникли не в ходе органического естественно-исторического развития страны, а в результате «политических импровизаций» нескольких лиц во главе с первым конституционным председателем Совета министров С.Ю. Витте.  

I Государственная Дума

Дума начала работа 27 апреля 1906 г. Торжественное заседание состоялось в Таврическом дворце Санкт-Петербурга в присутствии императора Николая II. Из 449 избранных членов Думы приступили к работе 493.

Выборы во многих национальных районах были назначены на более поздние, чем в Европейской России сроки, а выборы в Дагестане и в Туркестане даже не успели состояться.

В Думе первого созыва было 153 кадета, 13 октябристов, 97 трудовиков, 112 беспартийных. 63 депутата представляли автономистов: члены Польского коло (парламента), украинских, эстонских и других этнических групп. Согласно Положению о выборах Думы ее председателем был выбран представитель партии, получившей наибольшее число депутатских мест. Думу возглавил представитель кадетов – С.А. Муромцев.

К моменту избрания Думы выявилось огромное число проблем, которые копились годами. Законодательные полномочия Думы были очень ограниченными. Действующие законы могли пересматриваться только по почину императора.

Государственная канцелярия разработала проект Основных законов (конституции) России. Правительство подготовило целый пакет законопроектов по различным отраслям государственного управления, в частности, новый председатель Совета министров П.А. Столыпин разработал проект закона о крестьянской реформе.

Основную часть времени Дума уделила обсуждению самого жгучего вопроса социальной жизни – аграрного. Центром обсуждения стали два проекта – от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи).

Правительство болезненно реагировало на дебаты в Думе. Самым значительным вкладом членов Думы первого созыва в историю народного представительства является работа над внутренним распорядком, определение основ процесса законотворчества, по которым строилась работа российского парламента в будущем. За 70 дней депутаты внесли около трехсот запросов.

Дума работала всего одну сессию – до 8 июля 1906 г. 9 июля был опубликован царский манифест о роспуске Государственной Думы первого созыва.  

Вторая Государственная Дума

Дума работала тоже только одну сессию – с 20 февраля по 2 июля 1907 г. В общей сложности было избрано 520 депутатов, в том числе 65 социал-демократов, 27 эсеров, 16 народных социалистов, 104 трудовиков, 98 кадетов, 54 правых и октябристов, 76 автономистов, 50 беспартийных. Председателем Думы был избран кадет Ф.А. Головин.

Казанскую губернию представляли 10 депутатов, вторично в Думу был избран Г. Бадамшин, крестьянин из Чистопольского уезда, который работал в бюджетной комиссии.

В первый день в зале заседаний Таврического дворца с потолка рухнула штукатурка вместе с люстрой, что было расценено как недобрый знак. Государственная Дума провела 51 заседание. Декларацию правительства о реформах, которыми должна была заняться новая Государственная Дума, оппозиционное большинство не приняло.

Надежды правительства на то, что Дума второго созыва будет послушнее, не оправдались. Дума оказалась еще более демократичной и многонациональной по составу. 90 процентов депутатов состояли в оппозиционных власти фракциях. Власть оказалась к этому готова. Признав за Государственной Думой законодательные права, Николай II стремился всячески ограничить их.

Согласно новой редакции основных государственных законов от 23 апреля 1906 г., император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом. Царь мог издавать в перерыве между сессиями законы, которые затем лишь формально утверждались Государственной Думой.

Государственная Дума второго созыва провела 53 заседания. Всего было принято 243 законопроекта, но многие не получили одобрения Государственного Совета. Как и в предыдущей Думе, центром внимания депутатов стал аграрный вопрос. Кадеты продолжали выступать за отчуждение части помещичьей земли и передачу её крестьянам за выкуп. Крестьянские депутаты настаивали на национализации земли. Путь укрепления фермерских хозяйств отстаивал председатель правительства П.А. Столыпин.

Такая Дума правительство, которое, как и раньше, управляло страной на основе «временных» правил и мер, не устраивала. 1 июня 1907 г. П.А. Столыпинобвинил 55 депутатов в заговоре против царской семьи. Он предложил изгнать из Думы всех депутатов социал-демократической фракции. Решение должны были принять 4 июня, но уже 3 июня Николай II издал Манифест о роспуске Думы и очередном изменении избирательного закона.

В стране наблюдался спад революционного движения, и можно было провести любую непопулярную меру. Реакция населения Казани на роспуск Дум и изменение избирательного законодательства была спокойной. Возможно, потому, что 2 июня от имени казанского губернатора Д. Кобяко вышло постановление, которым запрещалось публично – в печати и на собраниях – выступать с какими-либо заявлениями, возбуждающими враждебное отношение к правительству. Власть как в центре, так и на местах окрепла окончательно. Правительство могло уже не заигрывать с интеллигенцией и буржуазией.

В России начался период так называемой реакции.  

Третья Государственная Дума

Дума проработала весь созыв – с 1 ноября 1907 г. до 9 июня 1912 г. Среди 487 депутатов было 50 крайних правых депутатов, 97 умеренно-правых и националистов, 154 октябриста и примыкавших к ним, 28 «прогрессистов, 54 кадета, 13 трудовиков, 19 социал-демократов. Думским центром оказалась партия «Союз 17 октября». Председателем Думы был избран октябрист Н.А. Хомяков (1.11.1907-4.03.1910). После его демонстративного ухода в отставку Думу возглавил лидер партии А.И. Гучков (29.10.1910-14.03.1911), а через год главой парламента был избран М.В. Родзянко (22.03.1911-9.06.1912).

Состоялось пять думских сессий из 621 заседания. Дума приняла 2432 законопроекта, 2197 из них были утверждены царем и стали законами. Были приняты законопроекты о реформе, внесенные правительством П.А. Столыпина, ряд актов об организации самой Думы.

С Думой третьего созыва связано принятие законов о страховании рабочих, которым правительство занялось еще в январе 1905 г. под давлением рабочего движения. Однако все попытки либеральной части Думы отразить в законодательстве страны жизненные интересы регионов оказались бесплодными. Дума стала ареной жесткого противостояния имперского и национального, консервативного и демократического.

Большое место в работе Думы занял вопрос о земстве. Число губерний, где были органы общественного управления, увеличилось, однако распространить земство на всю страну не удалось. Не удалось придать органам местного самоуправления и внесословный характер, ввести волостные земства, которые могли бы превратить крестьян в полноправных граждан империи. Не получило поддержки депутатов предложение фракции «народной свободы» о предоставлении избирательного права всем жителям волости обоего пола.

Убийство П.А. Столыпина прервало ожесточенные дебаты по этому вопросу. Несомненны заслуги третьей Думы в области народного образования. Ее не случайно назвали «Думой народного просвещения», противопоставляя второй, прозванной Думой невежества. Весной 1908 г. впервые в истории страны гласно, публично обсуждался третий государственный бюджет.

В истории Думы был эпизод, который мог завершиться ее роспуском. Император, недовольный Думой, особенно ее вмешательством в военный бюджет, разоблачениями «распутинщины», повелел министру внутренних дел подготовить законопроект о превращении Думы в законосовещательный орган. Министр финансов В.Н. Коковцев уговорил Николая II отказаться от этой идеи, поскольку очередной роспуск Думы мог сорвать заключение крупного займа за границей.

 Четвертая Государственная Дума

Государственная Дума четвертого созыва работала с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917 г. в условиях первой мировой войны и внутреннего кризиса, завершившегося Февральской революцией. По своему составу она не отличалась от Думы третьего созыва. Среди 442 депутатов было 98 октябристов, 65 правых. 59 кадетов, 48 прогрессистов, 32 консерватора, 37 трудовиков и беспартийных, 15 социал-демократов. Конституционное большинство принадлежало союзу кадетов и октябристов.

15 ноября 1912 года на первом заседании Думы председателем вновь был избран М.В. Родзянко. За две сессии Дума рассмотрела около двух тысяч законопроектов, многие из них застряли в комиссиях. Указы императора, постановления правительства все более заменяли законы. Даже бюджет 1914 года был утвержден не как закон, поскольку депутаты не поддержали некоторые положения правительства.

Отклоняя один за другим законопроекты, затрагивающие жизненные интересы простого люда, члены Государственного Совета заявляли, что нельзя проводить реформы, когда в стране было неспокойно. Начало I мировой войны создало иллюзию общеимперского вненационального единства, проявившегося поначалу в думских голосованиях по военным и бюджетным вопросам, однако со временем критический настрой депутатов усилился.

Конфронтация исполнительной власти и Думы закончилось гибелью обеих сил. 25 февраля 1917 г. император Николай II подписал указ о прекращении заседаний Думы до апреля. Депутаты отказались подчиниться, собираясь в частных совещаниях.

Будучи одним из центров оппозиции Николаю II, Дума сыграла ключевую роль в Февральской революции: ее членами 27 февраля был образован Временный комитет Государственной Думы. Де-факто приняв на себя функции верховной власти, он сформировал Временное правительство России. Временный комитет Государственной думы проводил заседания регулярно, выступая против Советов. Его члены были вдохновителями и участниками контрреволюционных заговоров, в том числе корниловского мятежа.

Дума ни разу не собиралась в полном составе. На 1-м Всероссийском съезде Советов 9(22) июня 1917 г. большевики потребовали немедленного роспуска Государственной Думы и Государственного совета, но эсеро-меньшевистское большинство съезда отвергло это предложение. Только 6(19) октября 1917 г. Временное правительство постановило распустить Думу из-за начала выборов в Учредительное собрание.

Окончательно Государственная Дума и Государственный совет были ликвидированы декретом СНК от 18(31) декабря 1917 г.

 «Царь нас услышит…»

В ноябре 1904 г. в Санкт-Петербурге был созван Всероссийский земский съезд, который отличался достаточно широким представительством. Была и делегация от Казанской губернии. В центре внимания стоял вопрос о политической ситуации в стране.

Две трети собравшихся открыто высказались за необходимость ограничения самодержавной власти народным представительством. Профессор Казанского университета А.В.Васильев в своей речи отметил, что окраины России нуждаются в самоуправлении.

На съезде произошел наметившийся еще в конце XIX в. раскол либерального движения на два направления: умеренное и радикальное. Одна часть земцев и городских общественных деятелей в качестве ограничительной меры, противодействующей обострению социальной напряженности в российском обществе, предлагала введение законосовещательного народного представительства, другая, более радикальная, выступала за законодательное представительство.

Такое разделение во взглядах наблюдалось и в Казанской губернии. Весной 1905 г. разделилось дворянство, потом раскололось надвое губернское земское собрание. Все сошлись на том, что «народное представительство должно иметь основанием местное земское самоуправление, реорганизованное на широких началах в смысле возможности доступа в него местному населению».

Предлагались трехступенчатые выборы: сначала избираются выборщики в уездное земское собрание, затем его гласные выбирают гласных в губернское земское собрание, а те – депутатов в Думу. Из залов заседаний дискуссия о формах будущего устройства Российского государства быстро вылилась на страницы местных газет. Так, в газете «Волжский биржевой листок» за весну – лето 1905 г. было опубликовано свыше 50 различных материалов на эту тему. Авторами их являлись видные представители местного либерального движения.

Так, профессор университета Г.Ф.Шершеневич в марте 1905 г. писал: неважно с какой функцией будет созван Земский собор. Важно, чтобы народные представители стали лицом к лицу с монархом. Совещательный или решающий голос будет признан на бумаге за народными представителями – это не так существенно. Если в народных представителях – авторитет всей земли, голос которой они слышат за собой, разлада между правительством и представителями не будет. Если же этого авторитета нет, не поможет и писаная конституция.

После этого в прессе появилось много критических замечаний с обвинениями автора в антинародной направленности его взглядов. Пришлось профессору выступить с разъяснениями: настаивать на всеобщем избирательном праве – значит откладывать дело в долгий ящик. Почти ни в одной стране нет всеобщего, равного и прямого избирательного права. Из всех недостатков, которые есть в Европе, в России еще надо прибавить громадную численность населения, колоссальные размеры губерний, равные целым государствам, бездорожье, безграмотность очень большой массы населения…

Нельзя не заметить, что в этих дискуссиях просматривалась идеализация российского монарха: по мнению авторов, как только он услышит из уст народных представителей о чаяниях народа, так сразу же даст стране конституцию и предоставит всем гражданам политические права и свободы.

Использована книга Ларисы АЙНУТДИНОВОЙ «Либеральное движение в Казанской губернии

 В поисках будущей России - Учредительное собрание

Октябрьская революция 1917 года прервала процесс демократического развития страны. В октябре 1917 г. постановлением Временного правительства Государственная Дума была распущена. На гребне революционной волны Временное правительство вынуждено было пообещать народу демократические выборы. 3 марта оно утвердило Декларацию с изложением своей политической программы, где, в частности, обещало созвать Учредительное собрание.

Все политические партии России поддержали идею созыва Учредительного собрания. С 21 по 23 августа в Москве проходило совещание общественных деятелей, участники которого высказались за перестройку общественных и государственных устоев по образу западноевропейских. По инициативе Временного правительства с 25 по 28 августа там же работало Государственное совещание, сформированное из депутатов Государственной Думы всех созывов (488 депутатов из 2500), а также представителей интеллигенции.

Были представлены Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов (соответственно 100 и 129 человек). Никаких резолюций совещание не приняло.

С 14 по 22 сентября (25 сентября-5 октября) в Санкт-Петербурге работало Всероссийское Демократическое совещание, которое приняло решение об образовании Временного Совета Российской республики – Предпарламента. Его первое заседание открылось 21(7) октября. Однако официальная власть, установившаяся после отречения императора от престола, отторгалась простым народом.

Большевики, уловив эти настроения, ушли из Предпарламента. Тем не менее новая власть не мешала выборам в Учредительное собрание. Положение о выборах в Учредительное собрание было утверждено Временным правительством 11 сентября 1917 г. Учредительное собрание созывалось на основе всеобщего и равного избирательного права посредством прямых выборов и тайного голосования с применением начала пропорционального представительства. Депутаты избирались непосредственно населением. Впервые получили право участия в выборах женщины. Возрастной ценз устанавливался в 20 лет. Лишались избирательных прав люди без гражданства, умалишенные, глухонемые, находящиеся под опекой, осужденные в определенных случаях, несостоятельные должники, дезертиры, а также члены царской семьи.

Конструкция избирательных округов была сходна с той, что существовала для выборов в Государственную Думу: за основу принимались в основном существующие административно-территориальные единицы (губернии, области) с последующим определением числа депутатов от каждой из них. Такая система не могла обеспечить полного равенства голосов: население губерний было разным.

Предусматривалось, что каждый избиратель может иметь только один голос. Выборы в Учредительное собрание проходили с 12 (25) ноября до 28-30 ноября 1917 г. по отдельным губернским избирательным спискам. Депутаты избирались в зависимости от числа голосов, полученных за данный избирательный список. В списке были указаны фамилия, имя, отчество и местожительство каждого из предлагаемых кандидатов. Каждый избиратель мог подписать только один список. Один и тот же кандидат мог быть представлен в нескольких избирательных округах, но не более чем в пяти. Внесение одного и того же кандидата в разные списки по одному и тому же избирательному округу не допускалось.

Всего в Учредительное собрание было избрано 715 депутатов. Татары получили 16 мест.

Выборы в Казанской губернии

В Казанской губернии был образован Казанский избирательный круг и создана Казанская окружная комиссия по делам о выборах в Учредительное собрание. По итогам выборов по округу наибольшее число голосов получила партия левых социалистов-революционеров в блоке с Казанским губернским Советом крестьянских депутатов – 31 процент от общего числа голосовавших. Победу левым эсерам принесли уездные избирательные участки – 26 процентов избирателей проголосовало за чувашские общественные организации. Третье место осталось за левыми мусульманами-социалистами – мусульманским социалистическим списком, получившим 18 процентов голосов.

За исключением Казанской и Уфимской губерний, татары составляли единые общенациональные списки. Курултай (съезд мусульман) Казанской губернии предложил список кандидатов из двенадцати человек, который оказался на четвертом месте (11%).

Казанская организация Российской социал-демократической партии большевиков получила 6 процентов голосов. Она объединила свой список с левыми социалистами-революционерами, что дало возможность получить 5 мест в Учредительное собрании.

В Учредительное собрание от Казанской губернии прошли: от партии левых социалистов-революционеров: Григорий Алексеевич Мартюшин, Андрей Лукич Колегаев, Илья Андреевич Майоров, Николай Петрович Суханов, Василий Иванович Мохов; от национального блока общечувашского национального съезда, чувашских военных комитетов и чувашской организации партии левых социалистов-революционеров: Гаврил Федорович Алюнов, Иван Васильевич Васильев, Семен Николаевич Николаев; от мусульманского социалистического списка: Ильяс Алкин, Мулланур Вахитов; от Казанского губернского мусульманского собрания: Самигулла Салехов, Назип Халфин. Махмуд-Фуад Туктаров был избран от Казанского губернского мусульманского собрания, по списку Национального собрания мусульман Внутренней России и Сибири (Милли Шуро) и от Самарского округа №13. Наиболее популярным общенациональным деятелем, включенным в избирательные списки, был председатель Милли Шуро Ахмет Цаликов (Социалистический список Казанской губернии, списки Милли Шуро, Симбирского округа №8 и Западного фронта).

«Караул устал!»

Открытие Учредительного собрания было назначено на 5 января 1918 г. Накануне автомобиль В.И. Ленина был обстрелян неизвестными лицами. Никто не пострадал, но реакция большевиков была жесткой – они лишили Учредительное собрание его законодательных прерогатив (постановление ВЦИК от 3 января 1918 г.).

Утром 5 января была расстреляна демонстрация, выступившая под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию!». Всероссийское Учредительное Собрание приняло «Постановление о государственном устройстве России», в котором «Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федерацией, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеративной конституцией пределах, суверенные».

На первом заседании Я.М. Свердлов от имени партии большевиков огласил Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и потребовал, чтобы Учредительное собрание присоединилось к этому документу, признало Советскую власть и утвердило все ее декреты. Представители большинства – эсер В.М. Чернов и меньшевиков – И.Г. Церетели настаивали на статусе Учредительного собрания как верховной власти. В ответ большевики во главе с В.И. Лениным покинули зал заседаний Таврического дворца.

В ночь с 6 на 7(20) января Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Как пишет Вячеслав Румянцев в статье  «Россия, которой не стало, потому что никогда не было…», написанной для сетевого журнала «Религия в России» к 85-летней годовщине разгона Учредительного собрания, с момента созыва I Государственной Думы 10 мая (27 апреля) 1906 г. до роспуска Учредительного собрания 19 января 1918 г. проходил первый, почти двенадцатилетний, тур эксперимента по прививке на российской земле западных форм парламентской демократии. Эксперимент на тот момент окончился катастрофой.  

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов