Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Гала-концертом звезд оперной сцены   17 июля 2013 года завершился Международный музыкальный фестиваль «Шаляпин. Нуриев. Казань».На дневной репетиции побывала наш корреспондент Любовь Агеева.

На часах 19 часов вечера. На сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета имени М. Джалиля начинается заключительный концерт Международного музыкального фестиваля «Шаляпин. Нуриев. Казань» с участием лауреатов престижных российских и международных конкурсов, с успехом выступающих на лучших оперных сценах мира. На сцене – Симфонический оркестр Государственного академического Мариинского театра (художественный руководитель и главный дирижер Валерий Гергиев) и хор театра оперы и балета имени М. Джалиля (главный хормейстер Любовь Дразнина).

А я ставлю точку в репортаже, ради которого сегодня провела в зрительном зале театра с 13 до 17 часов. Фестиваль проходил в рамках Культурной Универсиады 2013 года.

 «В дни проведения Всемирных студенческих спортивных игр Казань должна предстать перед всем миром как город с богатой историей и великими традициями в области музыкального и театрального искусства, – отмечает заместитель директора ТАГТОиБ им. М.Джалиля Юрий Ларионов. – Имена уроженца Казани Федора Шаляпина и «самого известного в мире татарина» Рудольфа Нуриева – это культурные символы нашего города, а Шаляпинский и Нуриевский фестивали – без преувеличения, самые яркие культурные бренды третьей столицы России.

Именно поэтому мы решили провести в дни Универсиады специальный музыкальный фестиваль «Шаляпин. Нуриев. Казань» и представить гостям и жителям города лучшие оперные и балетные постановки театра с участием звезд Шаляпинского и Нуриевского фестивалей».

Из интервью заместителя директора театра имени Джалиля Юрия Ларионова корреспонденту агентства «Татар-информ»

 

17 июля на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля состоится торжественный Гала-концерт, приуроченный к окончанию двух крупнейших событий международного значения: XXVII Всемирной летней Универсиады и музыкального фестиваля «Шаляпин. Нуриев. Казань».

В концерте примут участие ведущие солисты Татарского и Мариинского театров, снискавшие широкое признание на мировой оперной сцене: сопрано Альбина Шагимуратова, баритон Алексей Марков, басы Ильдар Абдразаков и Михаил Казаков, тенор Ахмед Агади. За пульт Симфонического оркестра Мариинского театра в этот вечер встанут Валерий Гергиев и Ренат Салаватов.

Концерт в столице Татарской республики также явится продолжением культурного проекта «Шаляпин-гала. Казань – Петербург», стартовавшего на новой сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей» 17 июня этого года. В соответствии с этим, в программе концерта преобладает «шаляпинская тема».

Событие станет знаковым для музыкальной жизни Татарстана: впервые в истории казанского театра прямая трансляция Гала-концерта будет вестись на одном из самых известных классических музыкальных телеканалов мира – Mezzo. Инициатором этой идеи выступил маэстро Гергиев.

Заметка с сайта Мариинского театра (Санкт-Петербург)

 Когда репетиция начиналась, почти все кресла в первом ярусе были заняты. Вечером с местами будет туго, и некоторые казанские меломаны решили увидеть концерт хотя бы в таком виде. Однако маэстро Гергиев их разочаровал. Единого прогона концерта не получилось. Получилась настоящая репетиция. Лишь редкие номера мы послушали целиком. Поэтому до конца репетиции досидели единицы.

Жанр репортажа диктует четкие хронологические рамки.

Итак, я на генеральной репетиции, когда у постановочной группы и исполнителей есть последняя возможность посмотреть, все ли совпадает с намеченными диспозициями.

Художник-сценограф Анатолий Нежный и художник по свету Сергей Шевченко (оба знакомы нам по предыдущим работам в театре имени Джалиля) проверяют свет, настраивают медиапроекции. Продюсер проекта Алексей Садовский что-то обсуждает с представителем симфонического оркестра Мариинского театра. Кстати, их в зале несколько. Это связующее звено между сценой и пультом управления репетицией, который традиционно располагается в проходе партера.

Декораторы еще раз проверяют гигантский экран в глубине сцены, на который во время концерта будут проецироваться видеосюжеты. Даже в тестовом режиме видно, что каждый номер будет иметь свой сюжет. На экране будут появляться то пейзажи, то фрагменты из спектаклей с участием Федора Шаляпина, то его личные снимки.

На этом экране и на шести длинных узких экранах время от времени видим проекцию зрительного зала нашего театра.

Поверх большого экрана – большой портрет Федора Шаляпина. В ходе репетиции мы увидели три таких портрета. Это известная картина Бориса Кустодиева, изображающая нашего великого земляка на фоне народного гуляния (на концерте ее не было, но она украсила программку) и два снимка певца. Современные технологии позволили расположить один из портретов на фоне зрительного зала театра имени Джалиля.

Не беда, что Федор Иванович не выступал на этой сцене. Будучи уже знаменитым, он пел в соседнем здании – на сцене Дворянского собрания (ныне Ратуша). Но в нашем театре в его честь уже более 30 лет проводится Шаляпинский фестиваль, который позволяет казанцам слышать певцов со всего мира.

Кстати, Федор Шаляпин начал сниматься на заре зарождения фотографии. Первые его снимки относятся к концу XIX века и сделаны в России, последние – за рубежом, в середине 30-х годов ХХ века.

Но я отвлеклась… Оркестр уже на сцене.

Музыканты настраивают инструменты, звукотехники проверяют микрофоны. Обычная какофония звуков перед началом репетиции.

На сцену выходит хор. Часть сцены приходит в движение – хор приподнимают над оркестром на двух платформах разной высоты. Видимо, для уточнения высоты подъема. В следующий раз хор будет выходить уже для выступления.

 

Вижу в зрительном зале и на первом ярусе непривычно много камер. Их девять.

Совсем забыла: Гала-концерт впервые в истории театра имени Джалиля, да и всей музыкальной Казани будет транслироваться на одном из крупнейших европейских телеканалов классической музыки – «Mezzo», и происходящее в Казани увидят миллионы людей по всему миру.

Днем у работников телекомпании Telmondis тоже репетиция. Не так-то просто снять концерт, когда на сцене такое большое число артистов, чтобы солисты не перетянули одеяло на себя и зрители могли увидеть и хор, и оркестр, и даже отдельных исполнителей.

Я подсмотрела, как работали три оператора напротив сцены. Одна камера брала крупный план исполнителя (в тот момент это был Ахмед Агади), другая – средний план с певцом в полный рост, в фокусе третьей была вся сцена (шел прогон финального номера – арии Джалиля из оперы Назиба Жиганова «Муса Джалиль»). Они включались и выключались по воле невидимого режиссера.

Мне эта работа знакома хорошо, но не знала, что и у телевизионщиков бывают репетиции. Подробнее о французском телеканале вам расскажет Татьяна Мамаева, коллега из газеты «БИЗНЕС Online.

За дирижерским пультом пока не маэстро. А вот появляется и он.

 

На сцене сразу два дирижера – Валерий Гергиев и Ренат Салаватов. Они оба – выпускники Ленинградской государственной консерватории, в одно время вместе работали в Мариинке. Так что, можно сказать, понимают друг друга с полуслова.

Я заметила, что маэстро Салаватов общается с оркестром, как общаются с добрыми знакомыми. Еще обратила внимание на то, как уважительно относится маэстро Гергиев к солистам. Они, можно сказать, с ним на короткой ноге – здороваются за руку, приятельски похлопывают дирижера по плечу.

Валерий Гергиев не заставлял солистов выкладываться по полной, понимая, что голос нужен вечером. Но, добиваясь сыгранности с оркестром, был неумолим.

 

Это уже не первая наша встреча с музыкантами Мариинского театра и его главным дирижером. Казанских меломанов не может не радовать творческое содружество двух театров, которое позволило нам увидеть в рамках Шаляпинского фестиваля уже два спектакля Мариинки – «Очарованный странник» (2012 год) и «Дон Кихот» (2013 год).

Маэстро в феврале нынешнего года был в Казани всего один день, но успел встретиться с мэром столицы Татарстана Ильсуром Метшиным, с которым вместе с директором оперного театра Рауфалем Мухаметзяновым договорились об участии Мариинского театра в Культурной Универсиаде. И вот теперь – участие оркестра и солистов театра из Санкт-Петербурга в Гала-концерте.

Небольшой диалог двух дирижеров – им вести концерт вдвоем… Все приготовились. Взмах руки дирижера… Начали!..

Стоп, стоп! Маэстро Гергиев останавливает оркестр, что-то говорит музыкантам. Жаль, что до первого яруса, где нас посадили, доносятся лишь обрывки фраз.

Я наслышана, как требователен Валерий Гергиев к звучанию своего оркестра. А тут еще новый зал, хотя и знакомый, но все же. Позднее он напомнит оркестру, какой важный сегодня концерт.

Дирижер спускается в зал, чтобы услышать оркестр, как будут слышать его зрители. Вновь поднимаясь на сцену, подходит к духовой группе. И результат – музыканты меняются местами.

У оркестра в концерте два самостоятельных выступления: вечер начнется Увертюрой к опере «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова, во втором отделении прозвучит Увертюра к опере «Руслан и Людмила» Н.И. Глинки.

Не буду утомлять читателей другими подробностями подобного рода. Дирижера порой не устраивало звучание всего оркестра, иногда внимание привлекал конкретный музыкант, чаще был диалог с участием солиста.

И, как говорят в кино, новый дубль, порой еще и еще один. И именитые певцы покорно начинали петь снова.

В концерте принимают участие солисты Мариинки Ильдар Абдразаков, Ахмед Агади и Алексей Марков, казанские певцы Аида Гарифуллина, Михаил Казаков и Альбина Шагимуратова, а также солист Армянского академического театра оперы и балета имени А. Спендиарова Геворг Акопян.

Уверена, на концерте казанские зрители прежде всего отметят «своих». Аида Гарифуллина будет петь «Болеро» (Испанская песня) Л. Делиба и Вальс Джульетты из оперы «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно.  Но можно ли назвать казанцами Казакова и Шагимуратову?

Да, Казаков в 2001 году окончил Казанскую государственную консерваторию, но уже с 2001 года поет в Большом театре, а к нам приезжает на гастроли, чаще всего на Шаляпинский фестиваль. Была жительницей Казани и Шагимуратова, когда училась в музыкальном училище имени И.В. Аухадеева (1994-1998) и Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова (1998-2001), а теперь ей рукоплещут в оперных театрах всего мира.

Тем не менее  и заслуженный артист России Михаил Казаков, и лауреат Национальной театральной премии России «Золотая маска» (2012) Альбина Шагимуратова – солисты оперной труппы театра имени Джалиля.

Казань занимает особое место в их творческом становлении. Их искусство здесь высоко оценено. Оба– народные артисты Республики Татарстан. У них много других наград. Но нельзя не назвать «казанские». Первую премию на конкурсе имени П.И.Чайковского в Москве Михаил Казаков получил в 2000 году, когда еще жил и пел в Казани. «Золотая маска» Альбины Шагимуратовой – это оценка роли Лючии в спектакле «Лючия ди Ламмермур» в театре имени Джалиля.

 

В исполнении Альбины Шагимуратовой на концерте прозвучат ария Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» Г. Диницетти, Вокализ С. Рахманинова (оп. 34, №14) и «Соловей» А. Альябьева. Михаил Казаков напомнит самого Шаляпина, когда споет монолог Бориса из оперы «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, арию Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник» Дж. Россини и куплеты Мефистофеля из оперы «Фауст» Ш. Гуно.

Ахмеда Агади вообще вполне можно назвать казанцем – так плотно он занят в репертуаре театра имени Джалиля. Его последняя роль – Калаф в опере «Турандот» Дж. Пуччини. Премьера состоялась в феврале 2013 года.

За исполнение партии Тукая в опере «Любовь поэта» (композитор Резеда Ахиярова, автор либретто Ренат Харис) певец был удостоен Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая и Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль в опере».

В его исполнении прозвучит ария Калафа из оперы «Турандот» и ария Джалиля из одноименной оперы, тема которой очень кстати сегодня, в последний день Универсиады – «Прощай, Казань». Ахмед Агади – один из лучших исполнителей партии Джалиля в сценической истории оперы Назиба Жиганова.

 

Солисты питерского театра Алексей Марков и Игорь Абдразаков будут выступать на сцене нашего театра впервые.  Алексей Марков исполнит арию Роберто из оперы «Иоланта» П.И. Чайковского, Куплеты Эскамильо из оперы «Кармен» Ж. Бизе и русскую народную песню «Вдоль по Питерской». Ответственный шаг, однако… В 2009 году певец получил престижную национальную театральную премию «Золотая маска» в номинации «Лучшая мужская роль в опере» за исполнение партии Ивана Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы», а также Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая мужская роль в музыкальном театре» за роль Роберта в спектакле «Иоланта».

В исполнении народного артиста Республики Башкортостан Ильдара Абдразакова прозвучат ария короля Филиппа из оперы «Дон Карлос» Дж. Верди, «Элегия» (О, где же вы дни любви…) Ж. Масне и знаменитые «Очи черные». На одном из сайтов Ильдара Абдразакова назвали одним из наиболее востребованных оперных басов современности.

Знатоки подумают, что я допустила фактическую ошибку, представляя выступление Ильдара Абдразакова на сцене театра имени Джалиля как дебют. Действительно, фамилия АБДРАЗАКОВ в афише Шаляпинского фестиваля уже была. Но это был брат Ильдара – Аскар. Он выступал в Казани в феврале, исполнив партию Дон Кихота в премьерном спектакле Мариинского театра. Кстати, братья приехали в Санкт-Петербург из Уфы.

 

 

Думаю, что казанские меломаны запомнят имя нашего гостя из Еревана. Пока мы видели Геворга Акопяна только в одном спектакле – в июне нынешнего года он пел главную партию в опере «Набукко» Дж. Верди. В Гала-концерте исполнит арию Риголетто из одноименной оперы Дж. Верди и Балладу Томского из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского.

 

В репортажах с репетиций не принято оценивать услышанное. Не буду нарушать традиций и оставлю личные впечатления при себе.

Но не могу не предположить, какими жаркими будут аплодисменты после каждого выступления.

Репетиция приближалась к концу. Маэстро Гергиев еще раз пригласил на сцену хор и некоторых солистов. Еще раз прозвучали некоторые арии.

И как-то неожиданно оркестранты начали расходиться. Видимо, дирижер объявил об окончании репетиции. Артисты пошли подкрепиться, ведь уже совсем скоро Гала-концерт.

Но для некоторых репетиция еще продолжалась…

Когда зритель смотрит на спектакль или концерт из зала, разве думает о том, как много людей в поте лица трудились, чтобы он получил удовольствие?

 

Свет рампы превращает этот труд в яркий праздник. Такова волшебная сила искусства.

 Фото с репетиции и концерта Владимира ЗОТОВА

 

 Постскриптум:

Большое спасибо за помощь пресс-атташе Мариинского театра Оксане Токрановой. Я бы не смогла написать этот репортаж вовремя, если бы не получила от нее программу концерта.

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить