Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан 20 апреля 2013 года открыл III международный фестиваль «Рахлинские сезоны».

Международный фестиваль посвящен памяти Натана Рахлина, народного артиста СССР, первого художественного руководителя и главного дирижера оркестра. Оркестр был создан в 1966 году, первый концерт состоялся в 1967 году. До 1979 года на концертах оркестра  в актовом зале Казанской консерватории за дирижерским пультом стоял маэстро Рахлин.

Вряд ли бы знаменитый Натан Рахлин приехал в Казань, если бы, во-первых, не счастливое для нашего города стечение обстоятельств (у музыканта в то время возникли проблемы в Киеве, где он тогда работал), во-вторых, если бы дирижер с мировым именем не был бы знаком с ректором Казанской консерватории, председателем правления Союза композиторов нашей республики Назибом Жигановым. На нашем сайте о том, как в Казани появился профессиональный симфонический оркестр, рассказывают две публикации.

В память о маэстро в Казани уже проходил Рахлинский фестиваль – в честь столетнего юбилея Натана Рахлина, который отмечался в 2006 году. С приходом в оркестр Александра Сладковского для этого музыкального праздника начался новый отсчет. Для фестиваля выбрали весенний месяц – апрель [Натан Григорович Рахлин родился 28 декабря 1905 (10 января 1906), умер 28 июня 1979]. В программе фестиваля – западноевропейская и русская классическая музыка, направления, которые были особенно близки Натану Рахлину.

Первый фестиваль «Рахлинские сезоны» проходил с 9 по 11 апреля 2011 года и представил публике «Реквием» Моцарта (солисты – Альбина Шагимуратова, Алина Шакирова, Дмитрий Пьянов, Отар Кунчулиа) и Виолончельный концерт Дворжака (солист – Сергей Ролдугин).

Второй фестиваль проходил с 4 по 11 апреля 2012 года. В его программу были включены Скрипичный концерт Сибелиуса (солистка – Алена Баева), «Манфред» Чайковского (с китайским маэстро Тао Линем), Carmina burana Орфа, «Реквием» Верди (солисты – Татьяна Сержан, Ольга Бородина, Пьеро Претти, Ильдар Абдразаков и сводный хор Капеллы им. Юрлова и Казанской консерватории).

В 2013 году художественному руководителю фестиваля Александру Сладковскому тоже удалось сформировать яркую и насыщенную программу. В Казань приглашены знаменитая кореянка Суми Чо, один из лучших виолончелистов мира Александр Князев, дирижер из Франции Александр Вакульский. В концертах примут участие молодые солисты Мариинского и Большого театров, а также Капелла имени Юрлова,  Государственный камерный хор РТ и хор студентов Казанской консерватории.

Перед первым концертом 20 апреля было зачитано приветствие фестивалю Президента Татарстана Рустама Минниханова. «Татарстанцы по праву гордятся Натаном Григорьевичем Рахлиным – народным артистом СССР, выдающимся педагогом, первым художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра РТ. Убежден, что названный его именем фестиваль ждет большое будущее», – говорилось в тексте приветствия. Глава республики пожелал участникам фестиваля творческого вдохновения и новых выдающихся свершений, а слушателям – незабываемых впечатлений от великолепного праздника музыки.

Первый концерт впервые представил казанским любителям музыки Суми Чо, единственную всемирно известную певицу из Азии. Она открыла фестиваль программой «Безумство любви», в которую вошли произведения из опер трех композиторов. Ее знакомство с Александром Сладковским состоялось  в Москве, в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, где программа была представлена впервые. Он дирижировал оркестром «Новая Россия».

«Совершенно уникальный голос, потрясающее владение голосом! Я потрясён! И уже счастлив за казанцев, которые придут к нам на концерт 20 апреля. Поверьте, это будет незабываемо!» – поделился он впечатлениями от репетиции с Суми Чо. На пресс-конференции, состоявшейся перед концертом в Москве, певица рассказала, что программа «Безумство любви» исполняется очень редко. «Это особенная программа. За 25 лет моей певческой карьеры показывала ее только три раза. Надеюсь, здесь это поймут. Знаю, маэстро Сладковский не спит уже несколько ночей, готовясь к этому выступлению», – сказала Суми Чо. Услышав ее в Казани, сомневаться в ее словах не приходится.

Как сообщается в пресс-релизе оркестра, этой певице покорились ведущие мировые сцены: «Парижская опера», миланский театр «Ла Скала», нью-йоркская «Метрополитен-опера» и Королевский оперный театр «Ковент Гарден». Это о ней легендарный австрийский дирижер Герберт фон Караян сказал: «Голос дан ей свыше».
Как видно из названия программы, певица включила в программу оперные арии о любви. Видимо, она намеренно выбрала максимально трудные для исполнения фрагменты. Концерт позволил слушателям в полной мере увидеть ее богатые вокальные возможности.

В первом отделении прозвучали арии из опер «Пуритане» Беллини и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, во втором – арии из опер «Сомнамбула» Беллини и «Гамлет» Тома. Надо сказать, что эти оперы, кроме «Лючии ди Ламмермур», современному казанскому слушателю практически не знакомы (по сведениям Георгия Кантора, опера «Путитане» шла в Казани в 1851 году, «Сомнамбула» – в 1830-е годы, «Гамлет» – в 1894 году).

Как отмечается в рецензиях, Суми Чо славится великолепным вкусом. За её изысканными сценическими нарядами следят не только зрители, но и светские таблоиды. Она продемонстрировала казанцам три роскошных наряда. Но она представала перед публикой не просто в новом платье, но и в новом образе, благо ее сценические героини это позволяли.

С каждым выходом на сцену она все больше нравилась публике. Концерт завершился продолжительными овациями. Ее никак не хотели отпускать со сцены. Это удивительно, но певица, которая выступала с температурой, спела на бис еще два сочинения: «Вокализ» Рахманинова и Итальянскую уличную песню из «Проказницы Мариетты» Виктора Херберта.
Несколько арий были исполнены Суми Чо вместе с Государственным камерным хором Республики Татарстан. Хор был равноправным партнером певицы, и она это оценила.

Кажется, этому коллективу подвластно все. Хор Миляуши Таминдаровой принимал участие в фестивале «Невские хоровые ассамблеи» (Санкт-Петербург); Пасхальных фестивалях в Москве;  в казанских фестивалях «Сотворение мира» и «Кремлин-Life». Камерный хор сам является инициатором   международного фестиваля «Музыка веры». В репертуаре коллектива широкая палитра – от сочинений классико-романтического стиля (оперы, кантаты, реквиемы, оратории, произведения а сареllа) до народных песен  и джазовых композиций. Так что его участие в «Рахлинских сезонах» – явление не случайное. Будем надеяться на постоянное сотрудничество хора и симфонического оркестра.

Суми Чо горячо благодарила оркестр, дирижера Александра Сладковского. При исполнении арии Лючии из оперы «Лючия ди Ламмермур» певице так понравилось соло на флейте солистки симфонического оркестра Венеры Порфирьевой, что она отдала ей подаренный кем-то из публики букет роз. Это было одно из самых ярких впечатлений концерта.

Во второй фестивальный день публике была представлена сложная и невероятно красивая программа. Прозвучало сразу два виолончельных концерта – Дворжака и Сен-Санса, а также «Море» Дебюсси. Солист – заслуженный артист России, всемирно известный виолончелист Александр Князев, за дирижерским пультом – маэстро из Франции Александр Вакульский.

Оба гостя приехали в Казань по личному приглашению художественного руководителя фестиваля и Государственного симфонического оркестра РТ Александра Сладковского, которого можно поздравить с яркой и удачной программой нынешних «Рахлинских сезонов».

Александр Князев выходил на сцену в двух отделениях. И оба раза публика, замерев на мгновение, награждала солиста долгой овацией, требуя выхода на бис. В «Море» Дебюсси свое великолепие продемонстрировал оркестр: звучание было щедрым на краски и тембры. Оркестр звучал, словно единый прекрасный инструмент.

Александр Князев, который выступал с Государственным симфоническим оркестром несколько раз, особенно выделил фестивальное выступление: «Татарстанский оркестр растет невероятно быстрыми темпами. Хочу искренне поздравить Сладковского с таким замечательным коллективом. Вдвойне приятно выступать на концертах, посвященных памяти Рахлина. Мне посчастливилось работать с этим великим дирижером в 1978 году. Поклон оркестру и маэстро за то, что был придуман такой фестиваль».

«Я уверен, что ваш оркестр ждет огромное будущее. Все эти дни мне по-человечески и по-музыкантски было очень приятно работать с оркестром. Программа невероятно сложная: и аккомпанемент, и «Море». Я очень рад, что нам с музыкантами удалось сделать его настоящим: в нем было и солнце, и ветер… Я хотел бы еще выступить с этим коллективом», – поделился впечатлениями после концерта Александр Вакульский.

На последнем концерте фестиваля были исполнены увертюра «Кориолан» и знаменитая Девятая симфония Бетховена, которая завершила еще один успешный проект Государственного симфонического оркестра РТ «Все симфонии Бетховена». Фрагмент симфонии Ode an die Freude («Ода к радости») известен во всем мире как гимн Евросоюза.

Художественный руководитель фестиваля Александр Сладковский не случайно приберег симфонию для финала. Это монументальное сочинение оркестр начал готовить задолго до фестиваля. Дирижеру необходимо было свести воедино не только оркестр, но и сразу три хора: Капеллу имени Юрлова, Государственный камерный хор РТ и хор студентов  Казанской консерватории. На сцене одновременно находились около 300 музыкантов.

В качестве солистов были приглашены молодые артисты Большого и Мариинского театров Дарья Зыкова, Ольга Бобровская, Ованес Айвазян, Эдуард Цанга. Вел концерт известный теле– и радиоведущий Артём Варгафтик.
Зал приветствовал музыкантов стоя. Героев вечера вызывали на бис семь раз.

Маэстро Сладковский отдельно поклонился портрету первого художественного руководителя Государственного симфонического оркестра РТ Натана Рахлина, памяти которого посвящен фестиваль. «Мы счастливы, что можем провести такой фестиваль в память о Натане Григорьевиче. Надеюсь, он, как и любой музыкант, был бы счастлив тоже.

Мне очень сложно давать оценку всем дням фестиваля, да и я не должен это делать – это задача музыковедов. Как мне кажется, нам удалось свершить все задуманное», – отметил после окончания финального концерта Александр Сладковский.

К фестивалю была подготовлена небольшая выставка о Натане Рахлине и его оркестре. Однако нельзя не отметить скупость  визуального ряда первого концерта. Современные информационные технологии позволяют демонстрировать на стенах концертного зала не только фотографии, но и видеоизображение, однако в этот вечер мы не увидели ничего, кроме большого портрета  Натана Рахлина над сценой.

Еще более удивительно было слышать комментарии к концерту не вживую, как это всегда было во времена Натана Григорьевича, когда вместе с оркестром на сцену выходил Георгий Кантор, а по внешней связи. К тому же это не были комментарии в привычном казанским меломанам понимании этого слова.  Редкий концерт симфонического оркестра Натана Рахлина обходился без небольшого экскурса в историю музыки, что помогало приобщить к музыкальной классике тысячи казанцев.

Без сомнения, у  нового художественного руководителя коллектива могут быть свои представления о том, каким должен быть симфонический концерт.   И мы бы не рискнули отметить этот факт, если бы речь не шла о фестивале имени Натана Рахлина.

Следующий концерт симфонический оркестр представит 6 мая – будет исполнена Седьмая («Ленинградская») симфония Шостаковича.

На благотворительный концерт приглашены ветераны Великой Отечественной войны. Эту же программу в День победы 9 Мая оркестр представит в Перми, сообщили в пресс-службе оркестра.

Напомним, фестиваль «Рахлинские сезоны» является участником культурной программы Олимпиады в Сочи и Универсиады в Казани.


Любовь КЛИМОВА

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить