Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

29 сентября 2013 года Казанский камерный оркестр «La Primavera» под управлением заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан и Российской Федерации, народного артиста РТ, лауреата Государственной премии РТ имени Г. Тукая Рустема Абязова открыл очередной концертный сезон.

«Серебряный сезон»: 25 лет на сцене

В жизни коллектива он знаменательный. Ведущий концерта Эдуард Трескин напомнил некоторые события из жизни оркестра, и прежде всего ноябрь 1989 года, когда в Казанском государственном университете появился новый творческий коллектив молодых музыкантов под руководством Рустема Абязова. Идея создать университетский оркестр была реализована благодаря поддержке и участию тогдашнего ректора КГУ Александр Коновалова.

Эта идея пришла в голову ректору во время посещения им Рио-де-Жанейро – там проходила одна из мировых конференций руководителей высших учебных заведений. Его настолько поразила игра оркестра университета Рио-де-Жанейро, что Коновалов решил: такой музыкальный коллектив должен появиться и в Казани. Серьезную лепту в дело создания оркестра внес и тогдашний заведующий кафедрой квантовой электроники и радиоспектроскопии физфака КГУ Михаил Теплов, во многом благодаря которому музыканты обосновались в университетских стенах.

Руководить оркестром пригласили скрипача Рустема Абязова, выпускника Московской государственной консерватории (класс скрипки Ирины Бочковой) и Казанской государственной консерватории (класс композиции Шамиля Шарифуллина, в это время директора – художественного руководителя средней специальной музыкальной школы-лицея при Казанской государственной консерватории.

Согласитесь: для большинства из нас течение жизни – всего лишь череда времён года. Музыканты же отмеряют её концертными сезонами. Сегодня наш оркестр – на пороге своего юбилейного, «серебряного»! Шутка ли – 25 лет на сцене!

Рустем Абязов
Цитата с сайта оркестра «La Primavera» http://www.la-primavera.org/


Дебют оркестра, в котором были выпускники средней специальной музыкальной школы и Казанской государственной консерватории – ученики Рустема Абязова, состоялся 12 июня 1990 года. Концерт имел большой успех.

Спустя неделю, 18 июня, в газете «Ленинец» вышла публикация профессора Давида Фельдмана «Браво, камерный оркестр!». Ученый писал:

«Следует всячески приветствовать то прекрасное начинание, которое имело место 12 июня, когда в старом Актовом зале с его безукоризненной акустикой, непередаваемой атмосферой красоты и ощущением незыблемости культурных традиций университета, состоялся первый концерт камерного оркестра КГУ. Звучала музыка Вивальди, Моцарта, Бристтольна, Равеля в прекрасном исполнении оркестра под руководством Рустема Абязова. Это был не только праздник, но одновременно и урок культуры».

До конца 1995 года «La Primavera» был Камерным оркестром КГУ, и лишь в 1996 году приобрел новый статус – Казанского государственного оркестра. В моем личном архиве есть снимок Владимира Зотова с первого концерта в новом качестве. Он опубликован во втором томе книги «Республика Татарстан: новейшая история». В эти годы политике и экономике пришлось слегка потесниться. Интересы людей все чаще перемещались в сторону культуры.

1996 год. Первый концерт в статусе Казанского государственного камерного оркестра

С тех пор состоялись десятки концертов оркестра, гастрольных поездок по России и за рубежом. Однако ежегодно оркестр выступает в Актовом зале Казанского университета, на своей первой «сцене». Актовый зал Музея истории КГУ с его великолепной акустикой стал традиционной и любимой концертной площадкой музыкантов. Именно здесь сформировался круг его поклонников, прирастающий сегодня новым поколением слушателя.

Репертуар оркестра включает свыше 800 сочинений, среди них произведения крупной формы западноевропейских, русских и татарских композиторов, а также оркестровые миниатюры, от барокко до джаза и рока. Значительная часть репертуара записана на 24 компакт-дисках. Эти записи, отражающие широту музыкальных интересов коллектива при индивидуальном стилевом подходе к каждому произведению, часто звучат на волнах российских радиостанций «Маяк» и «Орфей».

Искусству оркестра «La Primavera» восторженно аплодировали слушатели в Королевском Дворце Стокгольма и в Тунисском Колизее, на Всемирной ярмарке в Ганновере и во многих других концертных залах России и Украины, Германии, Швеции, Швейцарии, Франции, Туниса, Греции, Китая, Турции. Идеальная сыгранность исполнителей, тончайшая звуковая живопись и ювелирная штриховая точность, феерическая виртуозность и великолепное чувство стиля неоднократно отмечены музыкальными критиками, рецензирующими выступления Казанского камерного оркестра.

В последние годы Р.Абязов большое внимание уделяет обновлению и расширению репертуара струнных оркестров. Его аранжировки, оркестровки и транскрипции отличаются высоким профессионализмом, хорошим вкусом и прекрасным знанием возможностей струнного оркестра. Особое место занимают аранжировки и оркестровки произведений татарских и башкирских композиторов, татарских и башкирских народных песен.

За эти годы оркестр «La Primavera» сформировал свою публику, которая посещает все его концерты. Судя по зрительному залу в первый день 25-го концертного сезона, эта публика самая разная по социальному положению и возрасту. Очень много молодежи. Дает о себе знать активная просветительская деятельность оркестра среди студенческой аудитории.

Кстати, в нынешнем году в Казанском (Приволжском) федеральном университете будет реализован еще один молодежный проект – «Университет высокого вкуса». На традиционные концерты оркестр приглашает не только студентов КФУ. Послушать выступление оркестра «La Primavera» смогут все желающие. Планируется оргаизовать не менее пяти бесплатных концертов. У каждого будет своя тема. Так, тема первого концерта в актовом зале университета, который пройдет 17 октября, – «Музыка любви».

29 августа Казанский камерный оркестр « La Primavera « и Национальный музей Республики Татарстан дали старт новому проекту – I передвижному музыкально-музейному фестивалю «Колесница Клио. Музыкальные страницы истории края». Автором его идеи и художественным руководителем является Рустем Абязов. Под эгидой нового творческого детища маэстро и музыканты представили вниманию слушателей концерт с говорящим названием «Звучание раритетов». Он проходил в Национальном музее РТ, и в нем солировали скрипка Загида Хабибуллина, гитара Натана Рахлина, рояль Рустема Яхина.

Второй концерт «La Primavera», организованный совместно с Елабужским государственным музеем-заповедником, состоялся 31 августа, в день памяти Марины Цветаевой, на площади недалеко от дома, где несколько дней во время войны провела Марина Цветаева и где она ушла из жизни. Для выступления в Елабуге маэстро Рустем Абязов и оркестр «La Primavera» подготовили программу «Путь комет», в которую вошли произведения Грига, Шопена, Глазунова, Бородина, Шостаковича... Между музыкальными номерами выступал молодой музыковед Даниил Топилин.

«Страна серебра» и танго – Аргентина

Первый концерт сезона оркестр посвятил танго. Сегодня трудно представить, что были времена, когда танго не было вообще, и были времена, когда в России его запрещали танцевать. Благодаря известному казанскому краеведу Борису Ерунову мы точно знаем, что в 1924 году «Ленинградским... комитетом Гублита запрещено публичное исполнение в театрах, кино, кабаре, на вечерах и балах... эксцентрических танцев (шимми, фокстрот, ту-степ, танго) в виду их разлагающего влияния на массы...».

Сегодня, к сожалению, танго снова не очень популярно, но совсем по другой причине. Новые танцы, более похожие на топтание на месте, чем на танец, заменили старинные, требующие от танцующих не только чувства ритма, но и знания определенных па. И только музыканты с удовольствием включают танго в свои программы.

Неслучайно и то, что свой юбилейный год Казанский камерный оркестр «La Primavera» под управлением Рустема Абязова открыл концертом с участием знаменитой певицы из Буэнос-Айреса Джулии Зенко. Название Аргентина является производным от латинского слова argentum (аргентум, серебро).

Певица выступает в России впервые. Открытие для публики новых имён всегда было одним из творческих кредо маэстро Абязова. Идея эта возникла в ходе его общения со своим коллегой, шведским скрипачом Хьюго Тиччиати, постоянным участником брендового фестиваля оркестра «L’arte del arco. – Искусство смычка». Тиччиати уже был знаком с творчеством Джулии Зенко, выступавшей на его собственном фестивале в Швеции.

Как было сказано в пресс-релизе оркестра, к нам приехала исполнительница с мировой славой, которая пришла к ней еще в 1983 году, после выхода в свет альбома Vital. Тогда же она была удостоена престижной награды Prensario в номинации «Открытие года». Среди прочих наград Джулии Зенко числятся также премии ACE, Festbuga, Konex, Grammy и Latin Grammy.

За тридцать лет карьеры певицей записано более десяти сольных альбомов, а также саундтреки к фильмам и телесериалам. Артистка не ограничивается исполнением в узких рамках жанра, а предлагает слушателю интересные аранжировки для различных инструментальных составов.

Джулия Зенко сотрудничала с коллективом театра «Komische Opera» (Берлин), всемирно известным скрипачом Гидоном Кремером и виолончелистом Йо-Йо-Ма, пела на сцене знаменитого оперного театра Колон (Буэнос-Айрес).

Однако большинство российских слушателей, в том числе казанцев, не только не слышало аргентинскую певицу, но и не знало ее имени. Тем приятнее была встреча с ней.

«Рисковый с точки зрения маркетинга шаг – пригласить на открытие сезона солистку, пение которой знакомо отечественным меломанам лишь по записям из Ю-тюба, как оказалось, в полной мере себя оправдал: билеты на концерт были распроданы за неделю до его начала. Об удачной «находке» свидетельствовал и горячий приём публики, устроившей певице и оркестру овацию», – читаем в пресс-релизе.

Выступление с камерным оркестром – не частое явление в концертной практике Джулии Зенко. Как призналась певица, выступление под аккомпанемент струнных инструментов доставило ей особое удовольствие.

Знакомства после концерта

Вниманию публики было представлено не только выступление гостьи из Буэнос-Айреса, но и яркие сочинения в жанре аргентинского танго в исполнении оркестра «La Primavera». Прозвучала музыка М. Родригеса, К. Гарделя, М. Понсе. Более всего было исполнено произведений А. Пьяццоллы, самого известного из названных композиторов.

А в целом любители музыки имели возможность окунуться в мир незнакомых мелодий, услышать певицу с оригинальным голосом, которая предпочла исполнять в своем первом концерте только музыку аргентинских композиторов.

Оркестр исполнил также известные шлягеры в жанре танго, вызвав бурю оваций. В программе концерта прозвучали такие известные «хиты», как «Ла Кумпарсита» Родригеса и мексиканская песня «Ла Кукарача».

Благодаря созданным специально к концерту аранжировкам, гармоничному и экспрессивному ансамблю певицы и оркестра, слушатели концерта оказались в атмосфере ностальгии по всем знакомым ритмам.

Еще одна подробность – в концерте приняли участие артисты казанской студии танца Impuls. Как же вечер танго без танцоров?! И пусть это были танцоры не профессиональные, их выход на сцену и свободное пространство в зрительном зале запомнился всем, кто был на концерте.

Джулия Зенко с ведущим концерта Эдуардом Трескиным

Под аккомпанемент известной по кинофильму «Запах женщины» композиции К. Гарделя «Por Una Cabeza» прямо в зрительном зале был исполнен номер в духе милонги – широко распространённой в городах Аргентины танцевальной клубной традиции.

Как сказала пресс-секретарь оркестра Айсылу Мирханова, оркестр будет продолжать поиски новых форм общения со зрителями, разнообразия формы своих концертов.

Большая неожиданность - увидеть в качестве ведущего концерта известного оперного певца Эдуарда Трескина. Вопрос не в этом, что солиста Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля, блиставшего на его сцене много лет, приятно видеть и в этом амплуа. Особенно если учесть, что тексты "подводок" к музыкальным сочинениям пишет он сам, а у него это получается профессионально. Подготовка зрителя-слушателя к концерту, знакомство с композиторами и исполнителями, что было обязательным на симфонических и камерных концертах ранее, возвращает нас к временам музыкального просветительства, воспитавшим в Казани особую, грамотную и эмоционально наполненную публику.

Планы юбилейного года

28 сентября в информационном агентстве «Татар-информ» состоялась пресс-конференция с участием художественного руководителя оркестра «La Primavera» Рустема Абязова, которую и сегодня можно послушать на сайте агентства. 29 сентября о планах на новый концертный сезон было рассказано в программе «В мире культуры» на телеканале «Новый век».

Участие в пресс-конференции приняла и первая гостья нового концертного сезона – певица из Буэнос-Айреса Джулия Зенко В ходе ее общения с журналистами выяснились интересные детали биографии певицы, к примеру, то, что она имеет русские корни,  что однажды спела в дуэте с корифеем футбола Диего Марадонной. Также она рассказала о своём непростом пути к завоеванию музыкальной премии «Грэмми», которая в мире музыки расценивается не менее, чем «Оскар» в кино.

Ранее она уже сотрудничала с оркестром под управлением Гидона Кремера: вместе с известным на постсоветском пространстве скрипачом в Европе ею была записана опера А. Пьяццоллы «Мария де Буэнос-Айрес», номинированная в своё время на «Грэмми». Многие фрагменты из неё прозвучали в ансамбле с Казанским камерным оркестром «La Primavera».

Для журналистов эта встреча была важна потому, что Рустем Абязов рассказал им о плане нового сезона. Можно сказать, что план юбилейного сезона сверстан окончательно, и мы его размещаем на своей сайте в рубрике «Афиша культурных событий». Здесь уместно назвать лишь некоторые позиции этого плана.

Мы уже назвали цикл концертов в Казанском федеральном университете. Программу первого концерта, который состоится 17 сентября, вы можете скачать в рубрике «Афиша культурных событий».

9 октября на сцене Большого концертного зала имени С. Сайдашева – новая программа оркестра, которая называется «ПРОГУЛКА В БЛЮЗОВОМ НАСТРОЕНИИ». Солист – гитарист Александр Винницкий. Дирижёр – Рустем Абязов. В программе музыка Дж. Гершвина (5 пьес для струнного оркестра в аранжировке С.Сильвермана) и других композиторов и сочинения самого музыканта.

Следующий концерт – совместный проект с казанским журналом «Собака.ru» в Казани под названием «ПЯТНИЦЫ НА ИВАНОВСКОЙ, 14». Он состоится 23 октября. Дирижёр – Михаил Архипов, солистка – Елена Лось. На концерт приглашают любителей классической музыки.

Обращаем внимание казанцев на концерт 16 ноября под названием «ЗА ПАГАНИНИ ДЛИННОПАЛЫМ…». Программа посвящена 75-летию народной артистки России, профессора Московской государственной консерватории Ирины Бочковой, учителю маэстро Абязова. Солисты – звездные ученики: Граф Муржа, Александр Тростянский, Рустем Абязов, Руслан Турунтаев. Дирижёр – Рустем Абязов.

И следом, 20 ноября, программа «ДИАЛОГ ЧЕРЕЗ СТОЛЕТИЕ». Прозвучат сочинения двух композиторов-классиков – И. С. Баха и Й. Брамса. Солист – Михаил Лидский, дирижёр – Рустем Абязов.

Обещает быть интересным концерт 13 декабря с названием «ТРАНСАТЛАНТИЧЕСКИЙ АЛЬЯНС». Пианист Питер Фрейзингер (США) и дирижер Рустем Абязов (Россия) представят вашему вниманию творчество русских и американских композиторов. Впрочем, русский только один, но какой – Петр Чайковский! Прозвучит его Серенада для струнного оркестра op.48.

Очень интересной программой оркестр намерен встретить наступление 2014 года. Программа 18 декабря называется «WE WISH YOU A MERRY CHRISTMAS. Рождественский концерт». Казанский камерный оркестр «La Primavera» под управлением Рустема Абязова и Государственный камерный хор РТ (художественный руководитель – заслуженный деятель искусств РТ Миляуша Таминдарова) исполнят хорошо знакомые и любимые многими произведения, например, 9 негритянских спиричуэлс для хора и камерного оркестра (оркестровка Р.Абязова).

В программе Концерт для органа, струнного оркестра и литавр Ф.Пуленка. Солистка – заслуженная артистка РТ, лауреат Всероссийского и международных конкурсов Лада Лабзина.

Поскольку в рубрике «Афиша культурных событий» мы будем знакомить вас с программой каждого концерта, в 2014 году назовем только даты, программы и исполнителей.

22 января – «И скрипки плач, и пение кларнета». Играет лауреат международных конкурсов, солист оркестра «Pratum Integrum» Валентин Азаренков (кларнет, Москва)

14 февраля – «Десять историй о любви». Совместный проект с журналом «Собака.ru» в Казани. Солисты – Ольга Цагарели (фортепиано, Москва), Степан Якович (фортепиано, Москва).

26 февраля – «Возрожденный голос причудливой эпохи». Солисты – Олег Безинских (контр-тенор, Санкт-Петербург) и Елена Лось (фортепиано, Казань). Дирижёр – Тагир Камалов (Уфа).

Интересные встречи ждут любителей музыки с 11 по 14 марта, во время II международного фестиваля «L’arte del arco – Искусство смычка» (автор идеи и худ.рук. – Р. Абязов). В программе – выдающиеся исполнители, корифеи смычка нового поколения! На этот раз фестиваль будет проходить не только в Казани, но и в Набережных Челнах.

В апреле будет два концерта. Программа первого еще уточняется, а вот что будет 16 апреля в программе «В поисках русского пути» мы уже знаем. Солисткой в этот вечер будет Ильнара Салаватова, которая живет в Швеции. Кто еще не догадался, это дочь известного казанского дирижера Рената Салаватова. Дирижёр – Рустем Абязов. Нас ждет очень интересная программа.

Последний концерт сезона состоится 21 мая 2014 года.

Фото предоставлены пресс-секретарем оркестра Айсылу Мирхановой

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить