Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

16 ноября 2013 года в Казани отметили юбилей знаменитой землячки – народной артистки России Ирины Бочковой, профессора Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Выдающуюся скрипачку поздравил Казанский камерный оркестр «La Primavera» и ее ученики, тоже известные музыканты. Концерт-чествование состоялся на сцене Государственного Большого концертного зала имени С. Сайдашева.

Рустем Абязев и Ирина Бочкова. Фото Зотова

Имя Ирины Бочковой, музыканта из блестящей плеяды советской скрипичной школы – одно из знаковых в списке известных казанцев. Уроженка города Раменское Московской области, своё детство она провела в Казани, где получила начальное музыкальное образование в детской музыкальной школе № 1 имени П.И. Чайковского.

Первым педагогом Ирины Бочковой была Раиса Сергеевна Герман, которая сразу обратила внимание на «скрипичные» руки юной ученицы. И она же спустя несколько лет убедила родителей девочки, что той надо учиться в Москве. Так Бочкова оказалась в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории, а позже окончила этот вуз и аспирантуру в нем по классу корифея скрипичной педагогики Юрия Исаевича Янкелевича.

Завершение концерта

В 2012 году журналист из Сыктывкара, куда она приехала на гастроли, спросил Бочкову, был ли у нее выбор – заниматься музыкой или чем-то другим? Вот как она ответила:

– В нашей семье нет ни одного музыканта, все мои родственники из деревни, и они, скорее, математики по складу ума.

Мой дядя был профессором Казанского авиационного института. Мне тоже легче всего в школе давалась математика, она была у меня любимым предметом. У дяди был круг друзей – профессора, мы все время ходили на концерты, встречались у него дома с его гостями.

Именно он настоял на моем обучении в музыкальной школе, потому что это было модно. Меня хотели отдать на фортепиано, но мою маму удалось уговорить отдать меня на скрипку – скрипка дешевле пианино.

Я попала к педагогу Раисе Герман, она решила, что у меня хорошие для скрипки руки. У нас в школе в то время были очень хорошие люди, они жили музыкой, сейчас таких нет. Я помню, что мы много выступали в школе, в училище. Мне завязывали бант, я волновалась, но мне это страшно нравилось.

Классе в шестом мой педагог уговорила моих родителей отвезти меня в Москву. Сначала меня показали Ямпольскому, но он не смог меня взять и посоветовал обратиться к Борису Беленькому или Юрию Янкелевичу. Первым мы встретили Юрия Янкелевича.

Как я получила вторую премию конкурса Чайковского, я не понимала. Первое мое удачное выступление, по моему мнению, случилось как раз на втором туре конкурса. Я должна была играть Концерт Хачатуряна, «Рондо» Кабалевского, «Меланхолическую серенаду» Чайковского, вальс Прокофьева и еще что-то.

Программа была огромной, больше часа. Вдруг прошел слух, что концерт будут сокращать, и я мечтала, чтобы сократили первую часть, которая мне не нравилась. Так и случилось. И я настолько была рада, что в первый раз в жизни не волновалась.

Ирина Бочкова взошла на музыкальный Олимп, завоевав награды престижных музыкальных конкурсов; среди них – I премия Всесоюзного конкурса (Москва, 1961), II премия Международного конкурса им. П.И. Чайковского (Москва, 1962) I премия конкурса имени Ж. Тибо в Париже (1963).

С концертами она выступала по всему миру – США, Франция, Италия, Япония, Мексика, Сингапур… Играла с лучшими российскими и зарубежными оркестрами и дирижерами. Специалисты отмечают, что манеру ее игры отличают одухотворенность, изящество и яркая фантазия.

«Недавно я был на концерте, где Ирина Васильевна играла Сонату Шумана, Сонатину Шуберта и Сонату Шостаковича. Шостакович в её исполнении – это просто «до свидания!». Я привык, что этого композитора все играют одинаково грубо. А в исполнении Бочковой я услышал совершенно другого – нереального, философского Шостаковича!»

Это цитата из интервью Вартана Маилянца, студента Московской консерватории, одного из нынешних учеников Ирины Васильевны.

Бочкова известна в музыкальном мире не только как талантливая скрипачка. В Московской консерватории она преподает с 1966 года, в 1993 ей было присвоено звание профессора, а с 2007 года Ирина Васильевна заведует кафедрой скрипки.

Это яркий педагог, воспитавший немало талантливых музыкантов, всемирно известных скрипачей, лауреатов международных конкурсов, что числе Граф Муржа, Александр Тростянский, Анастасия Чеботарёва, Родион Замуруев, Буй Конг Зуи, Елена Ревич. Одним из выпускников её класса является художественный руководитель и главный дирижёр Казанского камерного оркестра «La Primavera» Рустем Абязов. С его коллективом Ирину Бочкову связывают постоянные творческие контакты.

Юбилейная концертная программа, подготовленная оркестром «La Primavera» специально к 75-летию известного учителя скрипачей, называлась «За Паганини длиннопалым…». Это фраза из стихов поэта Осипа Мандельштама, которую в ходе концерта процитировал ведущий – Эдуард Трескин.

Концерт начал Казанский камерный оркестр «La Primavera», который исполнил Бранденбургский концерт №3 G-dur (1 часть) Иоганна Себастьяна Баха. Кроме того в исполнении оркестра под управлением Рустема Абязова прозвучала музыка Клода Дебюсси – «Лунный свет» в оркестровке Рустема Абязова. Он же был солистом.

В исполнении оркестра и заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов Александра Тростянского прозвучала Элегическая поэма Эжена ИЗАИ, в исполнении заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов Графа Муржи и оркестра – Концертная фантазия на темы из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» Игоря Фролова.

Граф Муржа

 

Александр Тростянский

В концерте также принял участие юный скрипач, ученик 8 класса ЦМШ при Московской консерватории, уже лауреат международных конкурсов Руслан Турунтаев, который исполнил с оркестром Фантазию на темы из оперы Ш.Гуно «Фауст» Генрика Венявского.

С музыкантами выступила и сама именинница Ирина Бочкова. Она играла как соло – с оркестром, исполнив Рондо h-moll Франца Шуберта, так и в составе квартета «Тростянский – Абязов – Турунтаев – Бочкова». В исполнении квартета прозвучал Концерт для четырёх скрипок с оркестром Антонио Вивальди.

Ирина Бочкова играет со своими учениками

Во втором отделении Ирина Бочкова выступила вместе с заслуженным деятелем искусств России и Татарстана, народным артистом Республики Татарстан, лауреатом Государственной премии РТ имени Г.Тукая Рустемом Абязовым. В их исполнении прозвучал Концерт для 2-х скрипок с оркестром d-moll (1 часть) Иоганна Себастьяна Баха Баха.

Зрители тепло поздравляли ее с юбилеем, одаривали цветами и желали дальнейшей плодотворной работы. В завершение концерта и музыканты, и слушатели долго аплодировали землячке стоя.

 

В завершение несколько цитат с одного из музыкальных форумов в Интернете. Жительница Самары, планируя учебу в Москве, спрашивала, стоит ли ей поступить в класс Ирине Васильевне Бочковой. Большинство собеседников одобрили ее выбор. Несколько цитат из этой переписки:

tendler. 14.02.2006, 23:30

Ирина Бочкова – прекрасная скрипачка и очень хороший педагог. Все ее ученики играют замечательно: они отличаются музыкальностью, тонкой фразировкой, красивым звуком и артистизмом.

Я считаю, учиться в классе Бочковой – это отличный вариант.

prokos. 14.02.2006, 23:52

Просто восхищаюсь Ириной Васильевной, как человеком, музыкантом и педагогом. Общаться с ней – огромное удовольствие. Её обаянию нет границ.

forlana. 25.02.2006, 23:40

Мне повезло, я была на нескольких уроках Ирины Васильевны со скрипачкой (Викой Маргасюк) в качестве концертмейстера. Так вот, могу сказать, что она очень хорошо работает. Мне особенно понравилось, что она уделяла время не только скрипке, но и фортепианной партии, во многом мне помогла. Думаю, что это очень хороший педагог.

anni. 26.03.2006, 21:07

А мне посчастливилось пару раз сходить на урок к Ирине Васильевне!!! Она сразу говорит конкретные замечания (не «расплывается» в критике), всё четко и очень понятно объясняет!!! Кроме того она добрейшей души человек, с отличным чувством юмора! С ней очень приятно общаться!

Последняя цитата – из «Учительской газеты»:

– У вас очень напряженная жизнь. Что помогает выдерживать воистину «космические» нагрузки? – спросили ее. И вот что она ответила?

– Режим дня. Я живу одна, но все равно готовлю обед и всегда ем дома, и всегда могу всех накормить. В свободное время я плаваю и бегаю. Люблю книги, живопись, была во всех музеях мира. В дорогу беру хорошие детективы.

Я страшно азартный человек. Люблю играть в карты. Люблю спортивные состязания, хотя давно в них не участвую. Если играю в пинг-понг, то с азартом, если с кем-то гуляю, то всегда впереди. Не могу иначе. Люблю собирать грибы, готовить.

У меня дикое количество учеников, я слушаю их два раза в консерватории и постоянно принимаю дома. Некоторые даже жили у меня, мой дом открыт для всех. Большое спасибо родителям – они приучили меня все делать вовремя.

http://ug.ru/old/02.02/t22.htm

Предлагаем вашему вниманию фоторепортаж с концерта нашего фотокорреспондента Владимира Зотова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить