Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский – признанный специалист в области Востока. Область его научного интереса – древний и средний Восток, арабистика, Коран, мусульманское искусство. Он является автором многих научных трудов.

В свой последний приезд в Казань в январе 2002 года, когда открылась выставка «Искусство ислама», представляющая Государственный Эрмитаж и местные музейные собрания, мы узнали Михаила Пиотровского и как прекрасного лектора.

Вызывает уважение тема, которую выбрал М.Пиотровский для публичного общения с учеными и любителями истории – “Искаженный образ ислама в европейской культуре”.

Противостояние христианства и ислама надуманное, заявил М.Пиотровский. Вопреки политикам люди искусства, музейные работники и ученые предлагают всем объединиться. Иначе противостояние двух мировых религий, обострившееся в последнее время, может привести к большой беде.

Выставка, демонстрирующаяся в Казани, помогает людям разных вероисповеданий лучше узнать и понять друг друга. Это не пропаганда и не насаждение ислама. У выставки – просветительская функция. И везде интерес к ней огромен.

Далее он говорил о том, что между разными религиями – мусульманской, православной, иудейской – много общего. Что, впрочем, не помешало европейской культуре, включая и ХХ век, быть резко антисемитской и иметь одним из основных своих психологических стереотипов резкий, искаженный образ того, что есть иудаизм и иудеи.

Сегодня то же самое происходит по отношению к мусульманской культуре. Политики и журналисты весьма успешно превращают конфликты, которые носят характер социальный или геополитический, в конфликты культурно-идеологические и очень стараются превратить это вообще в конфликт цивилизаций, которого, слава богу, пока еще нет.

 Все это происходит на фоне активной экспансии европейской культуры во всех странах мира. Лучше сказать – экспансии американской культуры. Но будем точны – речь идет об экспансии цивилизации западного уровня.

И вот в этой ситуации, достаточной острой, у гуманитарной науки, у интеллигенции есть очень важная задача – не дать совершиться тому, чтобы отдельные конфликты и в самом деле не привели противостоянию двух цивилизаций – западной и восточной. Задача не совсем научная – задача общественная, но задача крайне важная. Потому что, как утверждает М.Пиотровский, только гуманитарная наука может противостоять нагнетанию образа врага, обострению в целом обстановки в мире. А при теперешних средствах массовой информации это получается очень легко.

По мнению ученого, искаженный образ ислама уже сегодня занимает значительное место в европейском самосознании, в подсознании людей. Лучше, если бы страхи уменьшились. Это ведь важно не только для мусульманских стран. Европа, которая считает себя объединенной, давно уже и во многом стала мусульманским регионом, и поэтому эти процессы для нее – не отвлеченные.

Россия давно уже является мусульманской страной, и ее опыт, как положительный, так и отрицательный, как добрый, так и злой, очень важен для сегодняшнего мира. Углубленное изучение опыта России в широком смысле – одна из задач современной науки. И в этой связи как история, так и сегодняшняя практика Татарстана – один из замечательных полигонов для изучения. То, что здесь делалось и делается в этом направлении – большой вклад в мировой опыт мирной жизни разных культур, разных наций, разных народов, разных религий.

Чтобы общефилософский характер лекции не был очень скучным, М.Пиотровский время от времени показывал картинки некоторых памятников истории и культуры из фондов Эрмитажа. Первым он показал фотоизображение Гератского котелка – одного из самых знаменитых памятников мусульманской культуры в коллекции музея. К сожалению, его нет на выставке в Казани. Но он сюда еще приедет, пообещал М, Пиотровский. В следующий раз – как только выполнит свою святую миссию в другой стране.

Его пришлось послать на другую выставку. Сразу после того, как талибами были уничтожены большие скульптуры Будды в Афганистане (мы видели по телевидению, как это происходило), наши испанские коллеги решили сделать выставку, посвященную Афганистану. Причем показать решили две части единой культуры: одна часть – это буддийская культура, вторая часть – мусульманская культура. И котелок, изготовленный в Герате, должен был показать, что мусульманское искусство в принципе не выступает врагом изобразительности. Говоря по-простому, уничтожение скульптур Будды, буддийских памятников культуры не является типичным явлением для мусульманства.

Весь мусульманский раздел этой выставки был представлен вещами из Эрмитажа. Важно было, чтобы они там появились. Выставка имела громадный успех – благодаря ее философской основе, показывающей подлинный характер мусульманского искусства.

Этот котелок изумительно красив. Сосуд XII века. Мог бы употребляться для того, чтобы поливаться водой в бане, однако вряд ли кто использовал его в этом качестве. Выполнен из бронзы, инкрустирован серебром, надписи, ручка котелка, сражающиеся всадники, фигурки людей, медальоны с различными символическими изображениями… Это и быт, и эпос сразу. Это образ мира, который начинается с птичек, потом фигуры людей и животных, вода, небеса, подземный мир. Это тот самый мир, который упоминается в Коране, которые часто изображается и в мусульманском, и немусульманском искусстве. Эта общая картина мира должна была уберечь людей от всякой невзгоды, а благожелательные надписи – спасти хозяина от всяких невзгод.

… Как известно, европейское самосознание формируется через противопоставление привычному миру образа другого мира. И через это противопоставление люди осознают себя и познают окружающий мир. Таким иным образом в значительной мере для Европы страны ислама и народы, исповедующие ислам, и были той самой угрозой, которая сплачивает и сближает. Это может быть угроза вымышленная или угроза реальная, не имеет значения.

Именно угрозой и страхом объясняется искажение образа ислама в представлениях жителей стран Европы. И не только Европы.

По мнению М.Пиотровского, лучшее доказательство тому он нашел в книге одного из современных ученых европейского востоковедения. Автор – профессор, крупный знаток английской литературы, преподает в американских университетах, много лет был советником Ясира Арафата, сначала умеренным, со временем его взгляды стали более радикальными. Палестинец по происхождению, он написал целую серию книг о том, как в Европе понимают ислам.

В своей последней книге он отразил все страхи Европы мусульманским Востоком, поскольку собственной кожей ощущает все те проблемы, которые рождаются от различий культур и вероисповеданий.

Когда произошли эти страшные события в Нью-Йорке, то сразу же пошли разговоры о мусульманском фанатизме, мусульманском фундаментализме как страшном явлении, которое уничтожает все живое, придерживающееся неисламских ценностей. При этом американцы забыли о том, что первый большой взрыв, который потряс Америку, был еще в 1985 году, в Оклахоме. Тогда было взорвано федеральное здание. И тот, кто взрывал, был американцем. Он отлично знал, что там не только государственные учреждения, но и детский сад. И человек – Тимоти Маккей, который был казнен только в прошлом году, вовсе не собирался погибать одновременно с теми, кто находится в тот момент в здании.

Видный аравийский араб бен Ладен теперь считается исчадием ада и носителем всякого возможного фанатизма. Михаил Пиотровский, конечно, с ним не знаком, хотя бывал во многих странах мира и, естественно, Востока, но он хорошо знает место, откуда происходит семья главного террориста сегодняшнего мира: много лет работал там в экспедиции. Особенность людей, среди которых вырос бен Ладен – это то, что совершенно одинаково могут быть и левыми социалистами, и мусульманскими фундаменталистами.

В нынешней ситуации вокруг мусульманского фундаментализма очень активно употребляется термин “крестоносцы”. Все говорят про «крестовый поход» против ислама… “Но когда в Европе вспоминают про крестоносцев, становиться немножко тревожно”, – сказал М.Пиотровский.

Когда американский президент Буш сразу после взрывов в Нью-Йорке сказал, что «теперь мы начинаем крестовый поход против терроризма», то многие его осудили за то, что этим он воскресил память о противостоянии мусульманской и христианской цивилизаций. “На самом деле, он ничего не воскресил, и я не уверен, что президент США слишком хорошо знает, что такое крестовые походы”, – продолжал директор Эрмитажа.

Дело в том, что словосочетание “крестовый поход” давно уже в Европе стало символом святого деяния. Вспомним “крестовый поход” против коммунизма. Но этот образ употребляют и арабские фундаменталисты. Уже в течение примерно двадцати лет вместо понятий “Запад”, ”западный империализм” звучат слова “христиане“, “крестоносцы”. Стоит ли разговаривать на языке таких понятий? Слишком страшные страницы истории они воскрешают…

Богословское обоснование того, что предком, духовным предком современного человека является существо, которое поверило в единого бога, – это одна из тех основ, на которых создается общее понимание общности истории, общности судеб людей. Из этого М.Пиотровский посоветовал исходить и христианам, и мусульманам.

С помощью редактора газеты “Казанский университет” Э.Михайловой у нас есть возможность познакомить читателей с двумя откликами на лекцию, прочитанную М.Пиотровским в КГУ.

Студентка второго курса факультета журналистики, социологии и психологии КГУ Софья Файзи пишет:

«Восток и Запад. Ислам и христианство. Эти культурно-исторические понятия отражают стереотипы нашего мышления. В недрах европейской цивилизации веками складывался образ ислама как агрессивной, враждебной религии “неверных”. Соответствуют ли эти представления современной действительности? Или, может быть, мы все еще щеголяем в кафтане, из которого давно выросли?

Ответ на этот вопрос мы услышали в замечательной лекции Михаила Пиотровского. К сожалению, религиозные мифы и предрассудки обладают определенной силой воздействия на наши убеждения. На фоне пошатнувшегося мирового порядка это может привести к противостоянию двух религий, двух культур. Если политические интересы отдельных стран будут прикрываться религиозными лозунгами, то крестовые походы на “неверных” могут стать частью современной истории” .

Изучая восток, считает академик Василий Алексеев, европеец делает это, не учась у него. Именно в этом, по его мнению, и лежит основа нашего многовекового непонимания и незнания. Почти все повернуто на запад, почти все спиной к востоку».

Наталья Федорова, доцент исторического факультета КГУ добавляет:

«Мне кажется важным выделить его тезис о том, что самосознание формируется путем противопоставления “свое – чужое”. Таким образом, самоидентификация христианской Европы шла через познание ислама и путем противопоставления ему. В результате сегодня элементы мусульманской культуры пронизывают европейскую христианскую культуру и при этом ею не осознаются, не замечаются. Вместо этого сформировался искаженный образ ислама как “чужака”.

В условиях развивающегося сегодня процесса глобализации растет и противоположная тенденция – забота о сохранении традиций и самобытности. Зачастую это приобретает форму религиозного фундаментализма, имеющегося в любой конфессии. Причем, чем активнее идет глобализация, тем агрессивнее фундаментализм.

В целом, и лекция, и экспонирующаяся в НКЦ “Казань” выставка действительно знакомят нас с не вполне привычным образом ислама и, может быть, разрушают многие стереотипы его восприятия».

Лекцию слушала Любовь АГЕЕВА

 Фото Владимира ЗОТОВА

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить