Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Как быстро пролетели три дня – 15 июня в культурно-спортивном комплексе «Уникс» завершился III Фестиваль еврейской музыки в Казани.

В Татарстане к этому фестивалю особое отношение. Впервые он прошел в Казани в 2012 году. Инициатором была Еврейская национально-культурная автономия РТ. Участников и зрителей приветствовали Председатель Государственного Совета РТ Фарид Мухаметшин (лично) и Чрезвычайный и Полномочный Посол Израиля в России Дорит Голендер-Друкер (письменно).

Все три года фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры Татарстана. И на этот раз министр Айрат Сибагатуллин передал через своего представителя благодарственные письма всем коллективам. Не остается в стороне и Мэр Казани Ильсур Метшин. От него на концерте тоже был представитель, статусом повыше. Начальник управления культуры Исполнительного комитета Казани Айгуль Горнышева вручила букет цветов главному организатору фестиваля Эдуарду Туманскому.

Участников фестиваля и зрителей приветствовала первый секретарь Посольства Государства Израиль в Российской Федерации Елена Лагутина.

Кстати, она делала это на всех концертах, и каждый раз обходилась без дежурных фраз, проявляя неподдельный интерес к тому, что делалось в эти дни в Казани. На концерте в «Униксе» она оценила уровень казанского фестиваля как столичный, отметив при этом не только исполнителей, но и зрителей.

Публика кричала «Браво!»

В «Униксе» выступали коллективы, которых мы уже видели на первом концерте 13 июня на улице Петербургской. По аплодисментам, которые порой возникали сразу же после объявления очередного номера, можно было определить, кого зрители выделили особо. Так, появление Леонида Пташки вызвало даже не аплодисменты – овации. Сложности с аппаратурой (вместо привычного рояля пианисту предложили синтезатор) подогрели ожидания, и джазмен снова искупался в приязни казанской публики. а вместе с ним - Дмитрий Соломатин (бас-гитара) и Эдуард Нуруллин (ударные).

Леонид Пташка приезжает на казанский фестиваль уже в третий раз, поэтому его популярность понятна. А вот грузинский вокальный ансамбль «Мцхета», приехавший к нам в первый раз, покорил публику уже на Петербургской. И потому, что мы давно не слышали грузинский мелодий, и потому, что группа показала высокий класс пения.

Прием был такой горячий, что организаторы фестиваля были вынуждены отойти от правил гала-концерта, и «Мцхета» спела «на бис» духовное песнопение (музыканты дома поют в храме).

По уровню профессионализма, по мнению моих собеседников, с которыми мы обменялись впечатлениями после концерта, выделялся московский коллектив «Klezmasters».

Артисты неоднократно участвовали в различных фестивалях, снимались в кино («Бедные Родственники» Павла Лунгина, 2004, «Однажды в Одессе», «Жизнь и приключения Мишки Япончика» Сергея Гинзбурга, 2011). Москвичи приезжают в Казань уже на третий фестиваль. Поскольку на этот раз информации о коллективах журналисты не получили, точно назвать их фамилии не могу. В 2012 году оркестр выступал в следующем составе: Илья Швец (скрипка), Влад Уральский (ударные), Михаил Блинков (кларнет), Александр Файн (баян), Лев Сандюк (фортепиано) – художественный руководитель.

На концерте-закрытии оркестр «Klezmasters» вызвал горячие аплодисменты тем, что в его исполнении прозвучала знаменитая песня про Одессу из репертуара Леонида Утёсова. Солистом выступил Ицхак Авербух, который представлял на фестивале Еврейскую национально-культурную автономию Татарстана.

Горячий прием получили музыканты из Ульяновска (ансамбль «Академик-Бэнд» тоже участвует уже в третьем фестивале), исполнившие музыкальную композицию, органично соединившую еврейскую и русскую народные мелодии. При исполнении «Калинки» солист Игорь Дабакаров пригласил зрителей подпеть, и люди с готовностью откликнулись.

Я не видела израильский коллектив «Kozmo» на Петербургской, но слышала, какой фурор они там произвели. Выступление новичков завершало концерт и в «Униксе», и успех был снова, можно сказать, бешеный. Агрессивный напор молодых музыкантов, абсолютная раскованность солиста, который пел не только на сцене, но и в зале, музыка в современных ритмах, когда в одном флаконе рок, фолк и регги, – все это нашло горячий отклик у молодежной аудитории. Почитатели группы (они были не только среди зрителей, но и среди организаторов) плясали, танцевали, подпевали, кричали от восторга… Люди постарше, кто с интересом, кто с недоумением, наблюдали за этим буйством.

Музыка, которую мы слышали в их исполнении, на мой непросвещенный взгляд, была так же далека от еврейской, как Казань от Иерусалима. Хотя солист пел не только по-английски, но и на родном языке. И такой интернационализм, говоря современным языком, – тренд современного искусства. Молодежи этот язык уже привычнее, чем национальные мелодии.

Мы говорим привычно: язык музыки не требует перевода и с удовольствием слушаем любую музыку, но прежде всего любим все-таки мелодии своего народа. Ведь это не только факт искусства.

Когда в финале концерта на сцену вышли все его участники и спели знаменитую песню «Хава нагила», это было лучшее доказательство великой миссии музыкального искусства – объединять народы, в данном случае еврейский.

Несмотря на то, что в рамках казанского музыкального праздника традиционно выступают коллективы, представляющие искусство других народов – русского, татарского, украинского и других, фестиваль остается праздником еврейской музыки. И не только потому, что гости: оркестр народных инструментов «TATARICA» Казанской государственной консерватории под управлением профессора Рената Халитова и эстрадный оркестр Культурного центра МВД РТ под управлением подполковника внутренней службы Марата Кадырова, отметились в еврейском репертуаре, а в зале было достаточно много русских и татар.

Букет для Рената Халитова был единственный на фестивале 

Есть расхожее мнение, не теряющее, впрочем, своей актуальности: музыка – душа народа. Когда бываю на концертах Фестиваля еврейской музыки и слушаю сочинения в стиле клезмер, мне кажется, я чувствую эту самую душу, и этим мне фестиваль интересен. Представляю, как важен в этом смысле фестиваль казанским евреям.

На этот раз при изучении афиши фестиваля думалось не только об искусстве, но и о политике. В Казань приехали музыканты из стран, которые вызывают у нас повышенный интерес: Израиль, Грузия, Украина. Их казанцы встречали особенно тепло.

«Лимончики» на балконе и у Сони, и у Сары

Чем интересен любой фестиваль? Тем, что можно услышать одну мелодию в разной аранжировке. Примеров было более чем достаточно, но особо хочу отметить знаменитые «Лимончики» в исполнении именитого оркестра «Klezmasters» и начинающих артистов из группы «Лещ-в-себе». И впечатление не сводится к оценке уровня мастерства – он, конечно, разный. Я нашла на страничке казанского коллектива восторженный отклик именно на «Лимончики». Мне эта интерпретация тоже показалась симпатичной. Главное – молодые музыканты не боятся сравнения с более известными собратьями.

На своей страничке «ВКонтакте» музыканты позиционируют себя креативно: гастрономический оркестр псевдофилософского толка из Казани «Лещ-в-себе». Солистке Варваре Янковской при разбросе музыкальных предпочтений приходится быть полиглотом, поскольку в репертуаре коллектива, который еще находится в младенческом возрасте (он образован в 2013 году), «еврейский, татарский, русский, украинский, армянский, литовский, македонский фольклор, а также казачьи песни, кантри и ирландщина».

Встреча с ансамблем клезмерской музыки «Симха», которую в 1989 году создал скрипач Леонид Сонц, для казанцев – всегда подарок. Теперь я поняла, почему на Петербургской 13 июня репертуар коллектива был выстроен на скрипача Олега Мороза – 15 июня его на сцене не было. Зато был Эдуард Туманский.

«Первую скрипку» играл кларнет. Вместе с «Симхой» выступал Митя Герасимов, которого мы видели в составе киевской группы «Pushkin! Klezmer Band». Кстати, он ее создал в 2010 году.

Выступление с «Симхой» – факт не случайный. Митя – казанец, его родители – известные казанские журналисты Анна Миллер и Владимир Герасимов.

В составе группы «Pushkin! Klezmer Band» музыканты из четырех стран: Митя Герасимов – Россия (кларнет, вокал), Аврам Лепадату – Молдова (альт-саксофон), Марк Токарь – Украина (контрабас), Васыль Гнатчук – Украина (аккордеон), Андрей Войтюк –Уругвай (барабаны). Так коллектив был представлен на первом фестивале.

Пожалуй, самое популярное на фестивале музыкальное направление – это джаз. Импровизировали все. Отмечу два коллектива: «Академик Бэнд» из Ульяновска и «Клезмер-Алия» из Самары. И тот, и другой выступали с приглашенными солистами.

В сопровождении ульяновских музыкантов пел Игорь Дабакаров, создатель и солист еврейской эстрадно-джазовой группы «Нефеш», с которой мы познакомились в прошлом году. Как сказал Игорь в одном из интервью, аналогов этой группе в России нет: «Пока еще никто не поет псалмы, написанные около трех тысяч лет назад, в джазово-эстрадной аранжировке».

Михаил Рискин и Игорь Дабакаров

 Игорь стал заметной фигурой на третьем фестивале – он не только пел, но и был ведущим концертов. Как пошутил Михаил Рискин, Игорь – президент и вице-президент одновременно: президент Российского еврейского молодежного конгресса, образованного в 2011 году, и вице-президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии. У него есть еще 4 общественных должности. Под руководством Игоря создан творческий проект «Арт-студия Игоря Дабакарова» – это полный цикл компонентов, необходимых для популяризации музыкальной культуры в России. В состав арт-проекта входят студия звукозаписи «7.40», студия эстрадного вокала и группа «Нефеш». На базе арт-студии существует клубный проект «Ilezer-project».

Есть у Игоря и опыт организации музыкальных праздников – в Ульяновске проходит фестиваль еврейской культуры.

Название самарского ансамбля «Клезмер-Алия» напоминает популярное татарское женское имя, но слово алия – еврейское. В переводе с иврита – подъём, восхождение; репатриация евреев в Израиль.

Музыканты приезжали на казанский фестиваль впервые, собирались в прошлом году - не получилось.

В сопровождении самарских музыкантов пела лауреат международных конкурсов вокалистов и Всероссийского конкурса современной израильской песни Ирина Сигал. Она – солистка нескольких коллективов: Камерного оркестра Самарского академического театра оперы и балета, Муниципального концертного духового оркестра, Танго-оркестра «Астория», трио «Беллиссимо». И еще Ирина преподает на кафедре вокального искусства Самарской государственной академии культуры и искусств.

Кстати, корреспондент сетевого ресурса  «Дорожанка» задал певице такой вопрос: «Почему среди именитых джазменов так много евреев? Или их много в целом среди музыкантов?». И вот что она ответила:

– Действительно, огромное количество талантливейших музыкантов-евреев, творивших в 20-м веке, заставляет задуматься об исключительности еврейского народа. Такие имена как: Л.Утесов, И. Дунаевский, М. Блантер, А. Цфасман, Ю. Хайт, Д. Покрасс, А.Островский, Я.Френкель, М.Минков, М. Бернесс, А.Кролл, И. Кобзон и многие-многие другие.

Чем же объяснить столь активное участие русских евреев в развлекательной эстраде, их огромный интерес к импровизационным формам искусства? Наверное, прежде всего, стремлением радовать людей, доставлять им удовольствие (неслучайно большое количество евреев можно встретить в жанре сатиры и юмора).

Несколько особняком в программе фестиваля было выступление Михаила Рискина, оперного певца из Израиля, который в Казани действительно выступал впервые. На одном из израильских сайтов его представляют так – «обладатель очень красивого голоса, а также докторской степени по химии». Оказывается, успехи у Михаила есть на обоих поприщах. Мало того, научная подготовка помогает ему как музыканту. Так, работая над идишским циклом, он выступил как исследователь народного фольклора. 

Примечательно, что фестиваль еврейской музыки в Казани – некоммерческое мероприятие, и все музыканты принимают в нем участие бесплатно. Как говорят организаторы, многие из них с огромным удовольствием приезжают снова, потому что им нравится атмосфера, которая наполняет город, и люди, которые приходят на концерты.

А значит, не пройдет и года – и в Казани снова будет Фестиваль еврейской музыки, четвертый по счету.

Любовь АГЕЕВА

Фото Ильи Шалмана

 

Читайте в «Казанских историях»:

«Яркая Пташка» из Израиля долетела до Казани

Шолом алейхем, фестиваль в Казани!

Пусть всегда будет Сонц!

Участники Фестиваля еврейской музыки впервые выступят в Свияжске

Каждый найдет себе музыку по душе

В Казани прошел первый Международный фестиваль еврейской музыки

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить