Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В сентябре 1998 года сотрудники Национального архива РТ предложили ученым определить название и дату появления арабской рукописи на пергамене. Она была дефектная и фрагментарная, без начала и конца.

Удовлетворительное состояние большей ее части позволило прочитать текст без особого труда. Это оказалось сочинение по арабской грамматике. Возникло предположение, что найдены отрывки знаменитой «Книги» Сибавайхи, датированной XI веком.

В декабре 1998 году во время поездки в Каир заведующий сектором Ближнего Востока Института востоковедения Анас Халидов и профессор Казанского университета Миркасым Усманов посетили Институт арабских рукописей Лиги арабских государств. Консультации со специалистами позволили удостовериться в том, что казанская рукопись действительно содержит сочинение Сибавайхи и может быть датирована концом XII – началом XIII века.

Абу Бишр 'Амр ибн 'Усман ибн Канбар по прозвищу Сибавайхи жил в Басре во второй половине VIII века. Ученый дал детальное эмпирическое описание частей речи (имя, глагол, частица), синтаксиса и морфологии арабского языка в 596-ти небольших главах, постоянно ссылаясь на своего учителя ал-Халила ибн Ахмада и иногда – на некоторых иных предшественников. Труд содержит значительное количество цитат из арабской поэзии и Корана в качестве примеров на то или иное правило, на употребление слов и форм, их написания и значения. В то же самое время Сибавайхи часто опирался на разговорную лексику арабского языка при фиксировании и объяснении тех или иных языковых явлений и фактов.

Самые древние рукописи «Книги» Сибавайхи датируются временем спустя 320-350 лет после смерти автора. Восемь рукописей имеют даты в пределах XII и еще около двух десятков – XIII века. Существуют две петербургские рукописи: одна – из Императорской публичной (ныне Российской национальной) библиотеки, другая – из Азиатского музея (ныне Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН). В 70-е годы XX века Абдас-салам Мухаммад Харун опубликовал в Каире сочинения Сибавайхи в пяти томах.

На таком фоне открытие фрагментарной рукописи труда Сибавайхи не может стать значительным событием в арабистике, но все же заслуживает определенного внимания исследователей, тем более что обнаружена она там, где столь древние арабские произведения представляют ныне исключительную редкость. Это старейшая арабская рукопись, найденная в Казани.

Сведения по истории рукописи практически отсутствуют. На первой и последней страницах имеется оттиск прямоугольной печати библиотеки Казанской духовной академии, однако как она попала туда, неизвестно.