Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
17.02.2019

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
-3° / -2°
Ночь / День
.
<< < Февраль 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29    
  • 1909 (2.03) – В деревне Новые Каргалы Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Башкортостан) родился Амирхан Еники (Амирхан Нигметзянович Еникеев), народный писатель Татарстана.

    Подробнее...

7 сентября 2014 года. Возле Качаловского театра в Казани необычное оживление. Любители театра пришли поздравить актеров с новосельем, в их числе Президент Татарстана Рустам Минниханов.

Среди публики, впервые собравшейся в обновленном зрительном зале, были актеры других театров, писатели, композиторы, художники, другие представители казанской общественности – и все искренне радовались тому, что наконец-то у качаловцев появились условия, при которых будет комфортно всем, и работникам театра, и зрителям. Но более всего радовались, конечно, актеры и Александр Славутский. В зрительном зале были замечены Антонина Иванова, Людмила Огарева, Светлана Романова, Ирина Чернавина, Вадим Кешнер, Геннадий Прытков, Феликс Пантюшин.

Про новоселье в здании, которое появилось на улице Большой Проломной (ныне Баумана) почти сто лет назад, – это не ошибка. Дело в том, что театр значительно увеличил свои площади благодаря пристрою с улицы Островского.

Как сказал журналистам директор и художественный руководитель Казанского академического русского Большого драматического театра имени В.И. Качалова, площадь театра стала больше на 80 процентов. Сегодня в его распоряжении 18-19 тысяч квадратных метров.

В Татарстане должен быть достойный русский театр, куда можно приходить самим и приглашать гостей. Об этом сегодня на церемонии торжественного открытия после реконструкции здания театра сказал Рустам Минниханов.

Церемония прошла уже после первого спектакля, показанного на основной сцене. Первые зрители увидели комедию по новелле Михаила Зощенко «Свадьба», в которой заняты молодые актеры.

Александр Славутский в роли экскурсовода

До этого состоялась краткая пресс-конференция, на которой Александр Славутский с гордостью рассказал, какие изменения произошли в театре. Вопросы были к нему. Председатель правления Союза театральных деятелей РТ Фарит Бикчантаев остался на ней «свадебным генералом», но по его виду было хорошо заметно, что и для него сегодняшний день в Качаловском театре – большое событие.

Главным этапом пресс-конференции стала экскурсия журналистов по зданию театра. Мы начали ее со зрительного зала, в котором завсегдатаи театра заметили новые кресла, изготовленные по старинному французскому проекту. Как сказал Александр Славутский, мест больше не стало. Здесь 505 кресел. Еще 150-170 мест в малом зале.

– Со стороны может показаться, что ничего не поменялось, – сказал Александр Яковлевич, – но на самом деле изменилось все. Здесь появились паркет, новые ретро-кресла, выполненные по французскому проекту. Вы видите дуб, латунные таблички, прикрепленные немецкими шурупами, привезенные из Москвы, ткань на шторах, которая не горит, в одной цветовой гамме с занавесом. Заменены потолочные перекрытия и лестницы, изготовлены новые двери из дуба и кованые перила.

По специальному заказу в зале разработан единый цветовой стиль. Кресла и оформление лож бенуара – одинакового карамельного цвета, интерьер закулисья тоже в теплых тонах: темнокоричневые деревянные двери, сливочных оттенков стены, напольные темно-коралловые керамические плиты с пепельными разводами.

В зрительном зале установлены новые австрийские люстры и бра. Новые бра и в фойе. Как сказал Александр Славутский, каждое стоит 60 тысяч рублей. Впрочем, во время общения с журналистами он не раз подчеркнул, что новые условия – не супер, но всё «нормально, необходимо, целесообразно».

Трудно определить, чему радуется сам руководитель театра.

Как директор, он в мелочах рассказал о том, что зрители и даже журналисты знают меньше всего. Театр открывается для публики с парадной стороны – фойе, зрительный зал, сценическая площадка (не сцена). Но огромное значение имеет непарадная часть, то есть служебные помещения, с которыми в Качаловском, насколько я помню, всегда была напряженка. Театр работал в условиях, в которых выходили на сцену многие поколения качаловских актеров задолго до сегодняшнего дня. Небольшие изменения во время косметических ремонтов не в счет.

Благодаря проведенным работам в театре смогли создать замкнутый цикл производства декораций. Теперь здесь появился свой столярный цех, декорационный цех, помещения для хранения декораций.

– Раньше все работы с декорациями мы были вынуждены делать у наших коллег из других театров, – пояснил Александр Славутский.

Теперь художнику-сценографу (чаще всего это Александр Патраков) не надо работать в других театрах, чтобы нарисовать задник к премьере. Раньше помещения в театре, где можно было это сделать, попросту не было.

Побывали мы и в новом кабинете директора, пока пустом, как и другие служебные помещения. Кто-то заметил, что он слишком большой по размеру для одного человека. На что Александр Славутский заметил, что практически не бывает в своем кабинете один. И обратил наше внимание на то, что нет привычного для таких кабинетов помещения для секретаря. Хозяин кабинета заметил, что он – пожалуй, единственный в Казани руководитель, у которого секретаря нет. Секретарь вообще-то есть, но его рабочее место – в отделе кадров.

Заглянули и в зал заседаний, где уже есть большой стол и красивые кресла. Узнали, что в следующий раз на пресс-конференцию нас пригласят уже сюда.

Александр Славутский, являясь одновременно художественным руководителем качаловской труппы и главным режиссером, доволен и условиями, которые получили актеры. Нам показали новые грим-уборные, и кто-то из моих коллег, заметил: скромно. Прекрасно! – скажу я, поскольку знаю, в каких условиях готовились к спектаклю и принимали нормальный вид после него мои друзья-актеры.

Если раньше в гримерке было по 4-5 актеров (лишь заслуженные артисты имели право быть втроем), а туалет был один на всех на первом этаже здания, то теперь везде по три человека. В каждой гримерке – туалет и душ.

– Теперь наши актеры могут нормально умываться, а то были случаи, когда, сыграв негра, актер ехал отмываться домой, – с улыбкой вспомнил былое Александр Славутский.

Он показал журналистам помещение для буфета, не закуток, где актеры могли при необходимости перекусить, а, можно сказать, кафе, просторное, светлое. Закуплено все необходимое оборудование. Директор не преминул заметить важность буфета для театрального коллектива. Теперь туда можно пригласить и гостей. Впрочем, для самых важных есть специальное помещение, и его нам тоже показали. Там уже шла подготовка к встрече Президента.

Как мне показалось, более всего в театре радуются новому репетиционному залу. По сути это внутренняя сценическая площадка, полностью адекватная основной сцене. И по размерам, и по возможность установки декораций. Спектакль можно довести в этих условиях до генерального прогона, а потом за несколько дней перенести на основную сцену.

Как заметил наш экскурсовод по новому зданию, этот зал можно переоборудовать и под малую сцену для выступления перед зрителями – в случае необходимости. А такая необходимость может возникнуть – как сообщил Александр Славутский, теперь театр может позволить себе проведение Качаловского фестиваля, идея которого появилась уже давно, но из-за стесненных условий существования театра была несбыточной.

Раз в год или в два года можно будет показать театралам лучшие образцы театрального искусства, определяя направление, в котором движется российский и зарубежный репертуарный театр.

Имя великого русского актера Василия Качалова театр носит с 1948 года. Впрочем, когда он работал в казанском театре, он не был не известным, не великим. В театре с 2001 года есть мемориальная зона, где установлен единственный в России памятник Василию Ивановичу Качалову. У ног актера рядом с бронзовой розой лежал огромный букет бордовых роз.

 Читайте в «Казанских историях»:

Первый сезон Качалова – на казанской сцене

Три казанских сезона Василия Качалова

 В Казани есть еще один театр XXI века

Лишь немногие знают, каких трудов стоит установить декорации на один вечер, после спектакля их разобрать, ведь на другой день в афише уже другое название.

Основные изменения на сцене можно будет увидеть позднее, во время спектаклей, когда будет работать новое оборудование – механическое, световое и звуковое.

– Механики раньше в театре в принципе не было: круг не работал, штанкеты были ручные, грузоподъемность была чрезвычайно маленькая. Сегодня стоит новое оборудование.

Теперь сценическая площадка снабжена плунжерными подъемами и новым поворотным кругом. Сцена, конечно, не самая современная, но для Качаловского театра ее возможности оптимальны.

Когда директор театра вывел на крыльцо служебного входа, мы не совсем поняли, зачем, но я все-таки сфотографировала парадный вход. Действительно парадный.

Но Александр Яковлевич обратил наше внимание на внутренний двор. Не только потому, что теперь там автомобильная стоянка, вторая по счету, но и подарки качаловской труппе от Президента Татарстана: автомобиль «Тойота Камри» и «КамАз». На лицевом стекла машин так и написано – «Подарок».

По пути назад в театр Александр Яковлевич успел сообщить, что Рустам Минниханов выделил молодым актерам 8 служебных квартир в Юдино. И это очень большое подспорье для труппы.

Всего в труппе сегодня 42 человека, а вместе с другими работниками, без которых актеры существовать не могут, – 200.

Александр Яковлевич показывал всё с радостью настоящего хозяина, как будто это его личное новоселье.Однажды заметил, что слышал какие-то намеки на личную корысть в длительном дорогостоящем ремонте. Правда, до меня такие намеки не доходили. И тут же подчеркнул:

– Это всё театру на долгие годы останется. Я с собой ничего не заберу.

Мне понравились его слова: «Наш театр – театр-дом...». Наверняка не всегда и не для всех это утверждение наполнено реальным смыслом, но Качаловский театр всегда был славен именно этим. Мне об этом не один актер здесь рассказывал.

Кстати, наконец-то казанские театралы, и не только они, увидят театральные раритеты, охраняемые Юрием Благовым. Музею теперь отданы помещения сразу на трех этажах. На первом, где проходила пресс-конференция, скорее всего будет экспозиция о современном театре, театре Александра Славутского. Он уже, можно сказать, здесь ветеран.

На втором можно будет развернуть историческую ретроспективу, и хотя Юрию Алексеевичу кажется, что помещение не такое уж большое, показать можно будет многое. Уже в 2003 году в фондах музея было 16 тысяч экспонатов.

Читайте в «Казанских историях»:

Русский театр в Казани

О музее Качаловского театра – с гордостью и грустью

Об истории театральной и не театральной

Начинал Игорь Германович Ингвар, человек удивительный, кажется, случайно запоздавший проститься с нашим светом. Он мне всегда казался человеком из далекого прошлого, когда основу общества составляли дворяне, воспитанием которых профессионально занимались с раннего детства.

Готовясь торжественно отметить 75-летие со дня первого выхода В.И. Качалова на казанскую сцену, руководство театра поддержали инициативу Германа Игоревича открыть в театре небольшой музей, который рассказал бы о трех сезонах, которые провел в Казани будущий великий актер и которые послужили для него той ступенькой, с которой он шагнул к своей бессмертной славе. В марте 1973 года «Качаловская комната» была торжественно открыта.

Читайте в «Казанских историях»:

 Рыцарь театра – Игорь Германович Ингвар

Когда в театре начался вялотекущий ремонт, пострадал прежде всего музей. По сути все его хозяйство ютилось на маленькой площади, и лишь изредка Юрий Алексеевич открывал нам виртуальные двери в прошлое русского театра в Казани, издавая книги о его знаменитых актерах.

Юрий Алексеевич, вздыхая, говорил о том, что его мечту – создать на базе Качаловского театра Государственный театральный музей - воплотить в жизнь не удастся. Известно, что первый спектакль в Казани был показана в  гимназии еще в 1760 году. В нашем городе работали выдающиеся мастера русской сцены: Щепкин, Мочалов, Мартынов, Ловищев, Садовский, Мочалов, Мартынов, Жаров и многие другие известные актеры. На сцене казанского театра начинали не только Качалов, но и Стрепетова, Савина, Давыдов…

7 сентября я не раз слышала в театре одну и ту же фразу: «Жаль, что не видят всего этого наги «старики». И по возрасту собеседника могла определить, какие «старики» при этом разумеются.

Одних вспоминали актеры, которых ныне тоже кличут «стариками» (в театре это слово не обидное): Якушенко, Ардаров, Жилина, Лисецкая, Провоторов и другие. Кстати, 4 июля 2014 года исполнилось 110 лет со дня рождения Людмилы Прокофьевны Миловой, народной артистки Советского Союза, и «Казанские истории» о ней вспомнили, опубликовав очерк Юрия Благова из него последней книги «Качалов и качаловцы».

Другие имели в виду Кузина, Федотова, Кареву, Бетева, Отсропольского, Ишкову, воспоминания о которых еще свежи...

Читайте в «Казанских историях»:

Юнона Карева: «Неси свой крест и веруй...»

Казань, улица Театральная, 13, Юноне Каревой

Юрий Федотов: «Я еще прыгну выше своей головы»

Юрий Федотов: «Тратиться надо в нашей профессии!».

Добавим, что, рассказывая об истории театра, надо непременно упомянуть знаменитых в то время антрепренеров: Медведева, Бородая, Собольщикова-Самарина.

«Нынешний год для театра им. В.И. Качалова юбилейный – ему исполняется 100 лет», – прочитала я на одном из сетевых ресурсов.

Ошибочка вышла. 100 лет не театру, а зданию, в котором он работает. Оно построено в 1814 году как купеческий доходный дом. В свод памятников истории и культуры 1996 года оно записано как дом С.С. Синякова – А.С. Меркулова, построенный по проекту архитектора П.Г. Пятницкого. В 1862, 1877, 1906 и 1950 годах он перестраивался. Среди авторов проектов другой известный казанский архитектор – П.В. Тихомирнов.

Русский драматический театр в Казани официально открылся в 1891 году, когда была сформирована первая постоянная труппа. А вообще-то театр в нынешнем здании начал работать в 1814 году. Но это был совсем другой театр, его открыл известный казанский культуртрегер того времени Гирш Розенберг. Об этом театре рассказал известный казанский краевед Борис Ерунов.

Читайте в «Казанских историях»:

Театр Розенберга на Большой Проломной

«Мы долго этого ждали»

Новоселов поздравляли после спектакля. На сцену была приглашена вся труппа.

«Я счастлив и переполнен радостью, хотя это бывает редко. Художник всегда счастлив, когда он нужен людям и когда ему помогают и идут навстречу. Мы долго этого ждали. Так, как живем мы, другие регионы не живут. Если власть понимает, что вкладывая в искусство, вкладывает в генофонд народа, она заслуживает только уважение, благодарность и только самые лучшие слова», – обратился со сцены Александр Славутский к зрителям и Президенту РТ.

Он поблагодарил Рустама Минниханова за поддержку театра, отметив, что такому отношению со стороны первого руководителя республики коллеги из других регионов России могут только позавидовать.

– Очень приятно, что наша мечта сбылась. Мы долго шли, чтобы провести полную реконструкцию театра. Сейчас мы посмотрели прекрасный спектакль на новой сцене. Теперь здесь хорошие условия, хороший звук. Надеюсь, все другие атрибуты соответствуют требованиям. Театр сделан на долгие годы. Татарстан – многонациональная республика, поэтому я считаю, что у нас должен быть достойный русский театр. Сюда мы можем приходить сами и приглашать наших гостей», – обратился глава республики после спектакля к зрителям.

Необходимость реконструкции здания была очевидна уже в девяностые годы прошлого века. Сколько бываю в театре, здесь всегда говорили о необходимости обновления. С приходом Александра Славутского (он был назначен главным режиссером в году) от слов перешли к делу. За 11 лет – с 2000 по 2011 год – удалось перестроить входную часть здания со стороны улицы Баумана, построить и ввести в эксплуатацию малую сцену, где все время, когда основная сцена была на реконструкции, шли спектакли.

Президент пришел на новоселье с несколькими подарками, Кроме машин, которые мы видели во дворе театра, он подарил старинную афишу 1897 года года и портрет Василия Качалова.

По его шутливому диалогу с Александром Славутским можно было понять, что директор театра, отстаивая интересы театра, был настойчив. И понять его можно.

Последний, третий этап реконструкции начался в конце 2011 года. Об этом было объявлено на торжественном вечере, посвященном 220-летию Качаловского театра.

С мая 2012 года труппа на основной сцене уже не работала. Театр охотно принимал приглашение на гастролях, спектакли проходили на других сценических площадках, но чаще всего – дома. И хотя зал с малой сценой не так вместителен, все это время театр не терял связи со зрителем и у актеров была постоянная работа.

В театральном мире известен не один случай, когда театр во время длительной реконструкции терял практически всю труппу.

По словам художественного руководителя театра, проведенные работы являются по-своему уникальными. Реконструкции театров в России проводятся, например, аналогичные по объему работы проведены в Красноярске и Пскове. Беспрецедентность работ в театре имени Качалова – в том, что деньги на реконструкцию выделены из бюджета республики.

– В этом и есть уникальность нашего региона. Мы показываем всем людям пример толерантного существования в области межнациональных отношений, – сказал Александр Славутский журналистам.

Стоимость всех работ за все три этапа реконструкции составила примерно 1 млрд. рублей, и только около 200 млн. рублей было выделено из федерального бюджета. В этой сумме – сертификат на 100 миллионов рублей, который был вручен театру от Правительства в честь 220-летия в 2011 году.

Первые спектакли нового театрального сезона: «Пиковая дама», «Квадратура круга» и «Пыль в глаза», качаловцы сыграют 9-10 сентября на сцене Камаловского театра, куда уже проданы билеты. 16 сентября на малой сцене будет показана премьера – «Мышеловка» по детективу Агаты Кристи.

Пока спектакли будут идти на малой сцене. Требуется довести до конца ремонтные работы, необходимо установить мебель и новое оборудование, изучить новую технику.

Первые спектакли в обновленном здании пройдут в форме творческого вечера «Новоселье в Качаловском», который Александр Славутский пообещал повторить несколько раз.

… Когда основная часть зрителей разошлась, Рустам Минниханов пообщался с деятелями культуры в неформальной обстановке, выслушал их предложения и просьбы. Можно надеяться, что Президент не оставит их без внимания.

Фото: автора и  Михаила Захарова (сайт «РБК-Татарстан»)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов