Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

20 и 21 сентября 2014 года в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля состоялась премьера оперы Доницетти «Любовный напиток» в постановке известного режиссера Юрия Александрова (Санкт-Петербург).

Сюжет оперы довольно незатейлив. Неморино любит Адину, но не решается ей открыться. Чтобы стать смелее, он покупает «волшебный» любовный напиток у лекаря Дулькамары. На деле зелье оказывается обычным вином, причем, парню снадобье никак не помогает. На вторую порцию напитка у него уже нет денег, поэтому он вербуется солдатом в полк Белькоре. Адина, видя страдания юноши, выкупает у белькоре армейский контракт Неморино и чуть ли не сама признается, что испытывает к нему чувства.

Предлагаем вашему вниманию мнение о спектакле, можно сказать, изнутри театра, от Жанны Мельниковой, руководителя литературной части, которая в настоящий момент находится в отпуске по уходу за ребенком. Она написала рецензию для своей страничке в сети Facebook.

 

Посмотрела вчера премьеру «Любовного напитка» в Академическом государственном театре оперы и балета имени Мусы Джалиля. В первый раз за последние несколько лет посмотрела «с чистого листа»: не была на репетициях, не слушала разговоров, как и что там готовится... Хотелось прийти в театр как сторонний зритель, без ожиданий и предварительного настроя.

По театру очень соскучилась. В зале села на самый последний ряд амфитеатра, и оттуда, как из пещеры (над рядами амфитеатра есть как бы «крыша» выше расположенных ярусов), смотрела на сцену – и неожиданное, вычурное, абсурдное и даже обескураживающее «александровское» действие зачаровало меня!

Уже в первые 20 минут я вошла в какой-то транс, мозг отказывался логически воспринимать происходящее, показалось, что я перенеслась в другую – марионеточную – театральную реальность. На уровне чувств меня это зацепило и даже поразило!

 С огромной радостью и энтузиазмом репетирую в Казанской Опере. Здесь я пытаюсь найти новое концептуальное решение этого спектакля, несмотря на то, что уже много раз ставил «Любовный напиток».

В моей концепции спектакля есть два аспекта:

– театр, живущий по законам красоты, немножко старомодный, но потрясающе яркий и вдохновляющий,

– и жизнь – примитивная и однообразная, вторгающаяся в эту красоту.

Это спектакль об искусстве, об отношении к оперному жанру и спор: какая сегодня нам нужна опера? Пусть публика сама выберет, что ей ближе.

Юрий АЛЕКСАНДРОВ

Действие открывается в фантастической реальности – декорации и костюмы отдаленно напоминают нечто среднее между «Спящей красавицей» и «Волшебной флейтой». Карнавальное буйство красок прерывается уже минут через 20 и действие прочно переносится во двор серой многоэтажки, где все серое – и одежды, и лица, и дома...

Из прекрасной сказки – в серые будни, чего удивительного?

Но Александров в своем триста каком-то спектакле будто размышляет, играет сам с собой и со своими мыслями – какой должна быть современная опера? Должна ли она быть «музеем», переносить зрителя в волшебные сказочные миры? Или должна отображать современную жизнь, порой в самом неприглядном ее свете? И это, кстати, особенно актуально для Казанского оперного театра, чей конек – классические постановки.

Многих напрягло и оттолкнуло количество «юмора ниже пояса» в оперной постановке. Да, если смотреть в отрыве от контекста – это пОшло. Но, как мне показалось, все то, что мы увидели в «серой» части постановки – это немного преувеличенная копия того, что неудержимым потоком льется на нас с экранов телевизоров: все эти «Уральские пельмени», «Комеди клаб», «Деревни дураков»... (Честно, я стараюсь не смотреть телевизор, но полтора года сидения дома все-таки заставляют иногда щелкать кнопками пульта).

Даже образы были узнаваемыми, прям один-в-один из телевизора, например, вульгарная медсестра в чулочках)) Или намек на рекламу «чудо-средств», от которых растут волосы и исчезают прочие недуги (кто хоть раз видел навязчивую рекламу «Магазина на диване», поймет).

Александров, конечно, поставил странный, спорный спектакль. Местами он перегибает, излишне играет со смыслами, утрирует их, делает гротескными, искажает до абсурда. Например, Адина если уж повторяет знаменитое «перекладывание ног», как Шэрон Стоун из «Основного инстинкта», то уж делает это раз девять, что успевает утомить...

Или, например, в лирических моментах напористая Адина вдруг становится «мягкой и пушистой», и Александров это обыгрывает ассоциацией с «Умирающим лебедем», делает это несколько раз, как бы насмехаясь над нашими представлениями о прекрасном и поэтичном в искусстве.

Но кажется, то, что сделал Александров – это веселая постмодернистская игра, смешение массового и элитарного, цинизм по отношению к выдающимся ценностям предшествующей эпохи и некое их переосмысление, вернее, рождение новых смыслов на основе привычного. Это размышление об искусстве и о роли искусства, а совсем не желание угодить низменным вкусам публики, грубо повеселить их.

Словом, я сказала этому спектаклю однозначное «да»! Возможно, так сошлись звезды, или как говорит замечательная Айсылу Кадырова, так соединились в моем организме гормоны, что спектакль произвел именно такое, а не иное, впечатление.))

А вообще, я давно не испытывала такого глубокого чувства погружения в спектакль. Я рада этому.

И еще отдельно отмечу оркестр – я его будто заново услышала! Хотя музыка не располагает к глубинам) Оркестр был очень хорош. Певцы тоже органичны. Спасибо всем)

UPD. Еще забыла отметить, что второе действие несколько слабее первого – в основном, за счет того, что некоторые моменты поются на русском, там ужасно пошлый, почти матерный текст, что делает спектакль похожим на дешевую оперетту.

Но Ария Неморино искупляет все! Самую знаменитую арию герой поет в ужасно будничной обстановке (сидя во дворе перед отправкой в армию, ночь, фонари горят и падает мягкий-мягкий снег), но при этом он вдруг перестает паясничать и становится истинно лирическим героем – и словно возвышается над обстановкой.

И вообще вся сцена интересно сделана – бешеный круговорот на четыре минуты останавливается, и действие как бы останавливается на время этой арии. Я почти физически ощутила, как «растягивается» и «сжимается» время!

Ну и bel canto Алексея Татаринцева вчера доставило истинное наслаждение. В общем, вот так)

Фото с сайта ATI-TIMES (обзорно-аналитический проект Татар-информ)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить