Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

3 октября 2014 года в кинотеатре «Мир» состоится премьера фильма «Возвращение памяти». Презентует его известный в профессиональной среде документалист Юрий Гвоздь.

«Возвращение памяти» – короткометражный документальный фильм с элементами игрового кино. Он приурочен к празднованию 100-летия со дня начала Первой мировой войны.

Кинолента создана по заказу Министерства культуры Республики Татарстан, средства из государственного бюджета были выделены по итогам творческого конкурса.

Юрий Гвоздь – режиссер и оператор, журналист Елена Аржакова (Крайнова) – автор сценария. В создании фильма приняли участие актеры Театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина, а также студенты Казанского государственного университета культуры и искусств.

Побудительным мотивом для авторов был юбилей Первой мировой войны, но они решили рассказать об этом важном событии через судьбы конкретных людей – жителей городской усадьбы Баратынских. Это не только дворянская семья, соединившая род генерал-майора Льва Николаевича Энгельгардта и русского поэта Евгения Баратынского (он был женат на его дочери – Анастасии), но и ее прислуга. У Льва Николаевича в Казани был свой дом на улице Большой Грузинской (ныне Карла Маркса), где сегодня работает музей, и обширное поместье в селе Каймары, недалеко от Казани, которое составило приданное Анастасии Львовны.

Картина рассказывает о прямых потомках и наследниках Евгения Баратынского и служивших в усадьбе простолюдинах, а также о гостивших в доме представителях офицерского сословия, студентах и крестьянах, то есть в картине представлен практически весь срез общества дореволюционной Казани. И для всех Первая мировая война стала важным событием личной жизни.

Семья Баратынских (Боратынских). Фото 1910 года

В конце XIX – начале ХХ века эта усадьба была одним из духовных культурных центров нашего города. С ней связаны имена сына и внука поэта, предводителей казанского дворянства Николая и Александра Боратынских, правнучки поэта, писательницы и поэтессы Ольги Ильиной-Баратынской, профессора-востоковеда А.К. Казем-Бека, писателя Н.Г. Гарина-Михайловского, художников Н. Фешина, А.Фомина, Н.Сапожниковой, П.Радимова, основателя Казанской художественной школы Н. Бельковича, печально известного Григория Распутина.

Три поколения Баратынских жили в усадьбе с середины XIX века вплоть до революции, и все это время их семья считалась одной из самых образованных, образцом высоких нравственных качеств, все ее члены занимались литературой, искусствами, философией и добились в этом успехов.

Фильм интересен несколькими режиссерскими находками. Своеобразной завязкой служит рассказ экскурсовода Музея Евгения Баратынского о том, что при реконструкции господского дома строители нашли два раритета: двуглавый орёл и пятиконечную звезду. Такое начало настраивает зрителей на мысль о том, что Первая мировая война оказалась на стыке эпох: закате самодержавной царской России и начале новой, советской государственности.

Вместе с создателями фильма мы попадем не только на перекресток истории, но и на перекресток человеческих судеб. Атмосфера того времени передается в картине не только с помощью архивных документов и хроники тех лет, но и через дневниковые записи и мемуары очевидцев тех событий. Зритель услышит с экрана реальные письма и воспоминания героев фильма. Часть из них будет представлена в театральных сценах.

О войне и Казани того времени рассказывает в своих воспоминаниях Ольга Баратынская, ставшая в годы войны сестрой милосердия. Важные свидетельства – письма её мужа Игоря Ильина, ушедшего на фронт офицером и восхищавшегося храбростью своих земляков – татар, которые повергали в ужас противника в бою, а в окопах не унывали сами и заражали оптимизмом остальных.

Как заметил Юрий Гвоздь, вспоминая события Первой мировой войны, они не раз ловили себя на ассоциациях с современными событиями, в частности, с гражданской войной в Украине.

Юрий Гвоздь выражает благодарность за помощь в создании фильма научным сотрудникам Музея Баратынского и Национального музея РТ, лично – Ирине Завьяловой и Гульчачак Назиповой, которые помогли найти необходимые исторические свидетельства, позволившие воссоздать на киноэкране мир провинциальной Казани, города, удаленного от фронта на сотни километров, но вовлеченного в водоворот события мирового значения. В Центральном государственном архиве аудиовизуальных документов РТ нашлись интересные фотосвидетельства о Казани тех лет.

Юрий Гвоздь уже презентовал свою картину на заседании Клуба любителей старины, которое состоялось в Музее Баратынского несколько дней назад. Но тогда показаны были ее фрагменты. На этот раз фильм будет представлен целиком. Первые зрители встретятся с его создателями.

Начало киносеанса в 17 часов.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить