Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан – один из крупнейших в России. Наши корреспонденты Ирина Гаврилова и Гульнара Абдрахманова беседуют с заместителем директора по научной работе Ольгой Иосифовной Пиульской.

– Пополнять музейный фонд наверняка сложно. Далеко не все готовы расстаться со своими «сокровищами». Как музей и дарители находят друг друга: музей сам занимается поиском владельцев частных коллекций или же это исключительно жест доброй воли?

– Это исключительно жест доброй воли. Можно просить десять лет и ничего не получить. Необходимо, чтобы у человека возникла потребность в том, чтобы то, чем он обладает, увидели другие. Или же, к примеру, человеку досталось от бабушки. И, осознавая, что в его руках ценность, он решает продать её музею.

Если покупать художественные вещи, то и они со временем могут стать музейной ценностью. Например, 60-е годы – выразители идей минимализма, люди стали выбрасывать тяжёлые дубовые шкафы. А вещь – отражение времени.

Музей не может существовать только на основе имеющихся коллекций. Он должен жить, пополняться.

– Как формировался фонд Государственного Музея изобразительных искусств Республики Татарстан?

– Если Екатерина II заложила основы Эрмитажа, то основателем Музея изобразительных искусств по праву считается Андрей Федорович Лихачёв. Получив в наследство семейную коллекцию «старинных изящных вещей», Андрей Фёдорович за тридцать лет собирательства значительно приумножил её и фактически превратил в частный музей.

В июне 1891 года его брат – вице-адмирал российского флота Иван Федорович Лихачёв выкупил у наследников и подарил городу собрание картин, рисунков и гравюр, принадлежавшее его брату.

Казанская художественная школа, открывшаяся в 1895 году, принимала в своих стенах выдающихся учёных России: И.К. Айвазовского, И.Е. Репина, И.И. Шишкина. С современным искусством знакомили выставки художников-передвижников и учеников Академии художеств, которые проходили в Казани. В школе работали талантливые художники. Часть работ стали экспонатами будущего музея. Пополнение случилось и после закрытия Казанской научно-промышленной выставки 1890 года.

На основе этих коллекций в апреле 1895 года был открыт Казанский городской научно-промышленный музей. В 1919 году он был преобразован в Казанский губернский музей. В его фонд поступили произведения из национализированных усадеб и особняков, закрытых и разорённых церквей и монастырей.

На рубеже 1910-1920 музей приобрёл у А.Ф. Мантеля собрание графических и живописных работ. Пополнился музей и большой коллекцией картин, которые до революции принадлежали О.С. Александровой-Гейнс. Ей принадлежало более 80 работ художников отечественной реалистической школы живописи второй половины XIX века.

В 1920 году музей отпраздновал своё двадцатилетие. В честь юбилейной даты Государственный музейный фонд передал в Казань работы К.Ф. Богаевского, И.Э. Грабаря, С.В. Иванова и многих других. В 1920-1930-х годах их разных источников поступили работы И.Е. Репина, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, В.А. Серова и некоторых других не менее выдающихся личностей.

В 1930 году Государственный Русский музей пополнил наши фонды работами И.Е. Репина, В.А. Серова, Н.К. Рериха, Н.П. Крымова. Третьяковская галерея тоже внесла свой вклад, передав произведения многих известных мастеров – В.В. Верещагина, М.Н. Воробьёва, А.В. Куприна.

В начале 1940-х годов в фонды Картинной галереи, созданной в музее, влилась коллекция работ из учебного музея Казанского художественного училища.

Что касается послевоенных лет, то пополнение коллекции русского искусства шло в основном через закупки министерств культуры России и Татарстана.

Сегодня фонд пополняется в основном за счёт приобретений. Правда, иногда, нам что-то дарят. Так, совсем недавно «Альфа-Банк», приобретя ряд картин, преподнёс их нам в дар. В прошлом году, например, к тысячелетию Казани, к нам поступило уникальнейшее собрание гравюр. А в 2003 году, в год трёхсотлетия Санкт-Петербурга, один из художников, некогда бывавший в Казани, решил подарить нашему музею несколько картин. Мы поехали в северную столицу и, к своему удивлению, привезли оттуда двести единиц экспонатов. Причём они были подарены разными художниками. Это было удивительно!

В настоящее время собрание музея насчитывает более 25 000 экспонатов, в том числе свыше 1000 произведений русских художников.

– Вы не могли бы рассказать подробнее об истории некоторых картин?

– Да, конечно. Взять хотя бы историю работ Д.Г. Левицкого. Особенно интересен «Портрет купца Андрея Ивановича Борисова».

Будучи крепостным князя Черкасского, Борисов сумел не только освободиться от неволи, но и добиться приписки к купеческому сословию. Общение с передовыми людьми своего времени, близость к кругу издателя Н.И. Новикова поставили его в ряды «просвещенных» купцов. У потомков А.И. Борисова сохранилось семейное предание об истории портрета. Оно записано на наклейке, прикрепленный к подрамнику.

Когда о необыкновенной художественной красоте портрета Борисова дошел говор до слуха Императрицы Екатерины II, то Государыня, пожелав лично видеть этот портрет, приказала поставить его себе и, восхитившись, повелела поместить в Санкт-Петербург кунсткамеру ныне это Эрмитаж), а для Борисова приказала Левицкому написать другой портрет.

Огорченный таким распоряжением, а главное, опасаясь, что второй портрет может не так удастся, купец Борисов обратился к Государыне с просьбой о возврате из кунсткамеры его собственности. Великодушная Монархиня, вняв справедливой просьбе Борисова, повелела возвратить ему портрет.

В 1861 году коллекционер И.Лосев приобрел плотно у наследников А.И.Борисова в Калуге. Затем в 1874 году оно оказалось у чистопольского мирового судьи Андрея Николаевича Островского – брата известного драматурга. Получив назначение в Казань, Островский привез портрет с собой. Позднее его приобрел А.Ф.Лихачев для своей коллекции.

Заслуживает внимания история создания «Портрета Ольги Сергеевны Александровой – Гейнс», написанного по ее настоятельной просьбе Иваном Репиным. Художник не любил заказных портретов, да и модель ему казалась слишком заурядной и скучной. Чтобы отказаться от заказа под благовидным предлогом, мастер назначил высокую цену. Ольга Сергеевна согласилась, не торгуясь.

Исполненный портрет заказчице не понравился. Она настояла на создании другого варианта, который художник написал в интерьере её гостиной.

– А сколько произведений искусства, представляющих художественную ценность, находится в частных руках их владельцев?

– Точно сказать невозможно, но, безусловно, многие горожане являются владельцами таких ценностей, ибо для Казани, как для старого купеческого города, это нормальное явление. Люди коллекционируют старые вещи, но они либо не попадают в музей, либо не представляют столь высокой художественной ценности.

– Много ли произведений искусства покупается за границей?

– Нет, к сожалению. Скажу больше, таких закупок музеем вообще не производится. На это требуются очень большие деньги. А музей финансируется Министерством культуры, которое имеет специально созданный для этого гонорарный фонд. Поэтому все затраты ограничиваются рамками этого фонда.

– Какой источник поступления превалирует на сегодняшний день: меценатство или передача экспонатов из частных коллекций?

– Что касается меценатства, то оно как таковое явление у нас отсутствует. Основным источником поступления является бюджет.

– В каком состоянии поступают в музей произведения искусства? Часто ли им требуется реставрация?

– Реставрация требуется всем будущим экспонатам без исключения, и это зачастую не зависит от того, в каких условиях они хранились у своих владельцев. Создать в домашнем помещении определённые условия практически невозможно. В музеях для этого поддерживается определённый климат: температура должна быть не ниже +18 и не выше +20, а воздух не должен быль слишком сухим или влажным.

Так или иначе, любая вещь, прежде чем попасть в музей, проходит через руки реставратора.

Производственная практика в редакции в 2005 году

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить