Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

20 декабря 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазине» в рамках проекта «Художественные сокровища Татарстана» открылась выставка «Казанская художественная школа».

Казанская художественная школа – знаменитое отечественное учебное заведение, ставшее исключительным явлением и сыгравшее ключевую роль в истории развития изобразительного искусства на территории Казанского края и в целом Поволжского региона.

Художественно-образовательные традиции школы, сложившиеся в дореволюционное время, оказали огромное влияние на развитие искусства Татарстана на протяжении всего советского периода. Несомненно, они лежат и в основе современного искусства республики. В 2015 году школа отметит свой 120-летний юбилей. Однако несмотря на такой солидный возраст, её наследие уникально и остаётся постоянно востребованным молодым поколением художников.

Художественная школа в Казани была открыта как среднее специальное учебное заведение под непосредственной опекой Императорской Академии художеств, ей Академия отводила особую роль художественного образовательного центра в Волжско-Камском регионе и в Зауралье. Богатейшая история Казанской художественной школы, феномен её небывалого расцвета в 1900-1920-е годы всегда привлекали пристальное внимание исследователей.

Исторические стены школы овеяны обучением и педагогической работой таких легендарных личностей, как Н.И. Фешин, П.П. Беньков, Б.И.Урманче, А.М. Родченко, П.А. Радимов, П.М. Дульский, Д.Д. Бурлюк, В.К. Тимофеев и других известных мастеров изобразительного искусства России. Все последующие десятилетия и до наших дней деятельность школы не прерывалась, лишь её наименования менялись в разное время.

Школа создавалась в непростой для самой Академии художеств обстановке. Известная реформа Академии 1893-1894 годов, получившая наименование передвижнической, носила прогрессивный характер и была направлена на изменение и активизацию всех сторон академической жизни. С другой стороны, на фоне появления многочисленных альтернативных частных художественных школ и студий для Академии было важно укрепить свои позиции в провинции России.

В течение XIX века в Казани, помимо преподавания основ художественной грамоты в Казанском университете, ставшем культурным центром города, также открывались частные художественные школы. Это школы В.С. Турина (1830-е), Ф.П. Травкина (с 1879), В.Г. Фёдорова (1893-1895), Е.С. Пор (конец XIX века), позже, в 1910-е годы, возникла студия Н.М. Сапожниковой. В них рисованию могли обучаться все желающие.

В это же время, а именно в конце XIX века, шли подготовительные мероприятия по организации Казанской художественной школы. Она была учреждена в 1895 году по инициативе выпускников Академии, выходцев из казанского края Н.Н. Бельковича, Г.А. Медведева, X.Н. Скорнякова, И.А. Денисова, Ю.И.Тиссена и при содействии казанских городских властей.

Примечателен тот факт, что на фоне происходящих в академии событий Казанская школа стала первой, максимально отвечающей всем академическим требованиям. Она создавалась одновременно с такими знаменитыми первыми провинциальными школами, как Одесская, Пензенская, Харьковская, Рижская, но с особой гордостью отметим, что именно ей отводилась роль образца, эталона в создании и реорганизации подобных художественных школ России. И этот особый статус школа поддерживала вплоть до революционных событий 1917 года, известного водораздела в истории самой Академии художеств, которая в то время была реорганизована и прекратила курирование провинциальных школ.

В соответствии с уставом в школе были открыты четыре специальных отделения: живописное (с 1895 года), гравёрное (1896-1908), архитектурное (с 1897), скульптурное (с 1904). Должность заведующего школой была выборной (на три года), и в разное время её занимали известные художники-педагоги Н.Н. Белькович (1895-1898), К.Л. Мюфке (1898 -1901), Г.А. Медведев (1901-1904, 1908-1916), Ю.И. Тиссен (1904-1908), И.А. Денисов (1917).

Опираясь на устойчивые академические принципы, в этом учебном заведении уже на раннем этапе сложилась стройная система обучения, которая базировалась, прежде всего, на тщательном изучении натуры и на чёткой методической основе всех учебных курсов. В основе художественной грамоты школы лежал рисунок, ему отводилось ведущее место в обучении, также большое внимание обращалось на тон в живописи. Этот подход внимательного отношения к общехудожественной подготовке стал одним из основополагающих для всех отделений школы и определил одну из её главных традиций.

Другой сложившейся традицией школы стала общая демократичность обучения, главным условием которой являлась равная ответственность сторон – и педагогов, пользовавшихся безграничным авторитетом, и учеников, вступавших в эту особую атмосферу школы, где культивировалось серьёзнейшее отношение к профессии, осознание высокой миссии художника, прививалось чувство важности каждодневной самостоятельной работы.

Благодаря такой подготовке из стен школы вышли сотни мастеров отечественного искусства, всецело, искренне посвятившие себя искусству, многие из них стали известными педагогами, а влияние школы распространилось далеко за пределами Казани.

В собрании ГМИИ РТ находятся произведения основателей, педагогов и учеников Казанской художественной школы. Это довольно обширная коллекция, насчитывающая несколько сотен живописных и графических произведений, а также небольшое число скульптурных экспонатов, поначалу была включена в состав произведений местного искусства. Позже, при расширении экспозиционных площадей музея и образовании Национальной художественной галереи (2005), в её нескольких залах была создана отдельная постоянная экспозиция, демонстрирующая лучшие произведения ярких представителей школы.

На выставке представлены типичные образцы творческой манеры основателей школы (Г.А.Медведев, Ю.И.Тиссен, И.А.Денисов, X.Н. Скорняков, а также таких выдающихся художников-педагогов и учеников, как П.П. Беньков, Д.Д. Бурлюк, П.И. Котов, П.А. Радимов, В.К. Тимофеев, П.М. Дульский и многих других. Всем им свойственна особая выразительная индивидуальность изобразительного языка, наполненная духом времени, но ряд таких разных произведений незримо объединяется общей культурой видения, крепким техническим решением и свободной динамичной подачей – всем тем, на чем делался акцент, что считалось приоритетом в станах школы. Несмотря порой на кардинальные стилевые различия, эти произведения читаемы как круг одной общей художественной школы, созданной в Казани.

Необходимо отметить, что помимо этих произведений, составляющих в музейной коллекции «золотой фонд» Казанской школы, большую часть этого значительного художественного материала, хранящегося в фондах музея, составляют многочисленные эскизы и этюды, учебные работы, подготовительные рисунки, зарисовки разного времени – все то, что обычно остаётся «за кулисами», не участвует в выставочных показах. Между тем именно этот рабочий материал позволяет весьма полно оценить того или иного мастера с точки зрения причастности к школе, почувствовать каждодневный труд, выработанную ещё во время учёбы привычку постоянно работать, проследить воплощение традиций школы в их творчестве, а также раскрыть глубину творческих исканий каждого из них.

Произведения коллекции Казанской художественной школы поступали в музей в разные годы и от разных лиц и учреждений. Её фонд стал складываться с 1919 года, когда работы в большинстве случаев были закуплены у самих художников – Г.К. Астапова, П.П. Бенькова, В.Д. Воронова, А.М. Кокорева, Н.М. Сапожниковой, Н.И. Фешина, А.И. Фомина, отражавшие различные стилистические решения начала XX века. Основная часть коллекции формировалась позже, прежде всего, благодаря таким выпускникам Казанской школы, как Т.И. Виноградова, О.Д. Лепилова-Агафонова, О.П. Яковлева-Приклонская, передавшим в дар свои произведения и работы своих соучеников. Кроме того, музей целенаправленно занимался поиском художественного наследия школы, выявляя имена выпускников, налаживая контакты с их родственниками.

Другим важным источником комплектования этого собрания стали монографические выставки произведений художников, ранее учившихся или преподававших в школе: П.П. Бенькова, А.М. Кокорева, Г.А. Мелентьева, П.А. Радимова, А.М. Соловьёва, К.К. Чеботарёва и А.Г. Платуновой, Н.И. Фешина.

Дореволюционная часть коллекции в полном объёме отражена в Генеральном каталоге русского искусства ГМИИ РТ, составленном Г.А. Могильниковой, первым директором музея, которая внесла значительную лепту в её формирование.

Школа развернула активную выставочную деятельность и вскоре стала центром всей художественной жизни Казани. В парадном актовом зале и просторных прилегающих помещениях проходили отчётные выставки учащихся, ежегодные периодические выставки казанских художников, а также выставки, на которые школа при весомой поддержке Академии художеств приглашала к участию иногородних художников из Петербурга, Москвы, городов Поволжья, учеников академии. Популярность подобных показов была безусловной, многочисленные приобретения с них украшали богатые казанские дома. Местные власти закупали произведения для городских музеев, часто сами художники делали дары с этих выставок в городской музей и непосредственно в школу. Выставки оставили заметный след не только в развитии мастерства учеников школы, но и в культурной жизни города, способствовали воспитанию эстетических вкусов казанцев, подъёму общего культурного уровня населения.

Кроме выставок при школе действовал художественный музей, который создавался ещё в период её становления при активном содействии Академии художеств, в его собрание входили картины, рисунки, гравюры, скульптура крупнейших русских и зарубежных художников, и оно, несомненно, сыграло положительную роль в образовании художественной молодёжи.

В славной истории создания музея как в частном отражении, на ближайших параллелях находит зримое воплощение история тесных контактов Казанской школы с Академией художеств, которая считала рассылку произведений искусства в качестве оригинальных высококлассных наглядных образцов для провинциальных школ одним из главных направлений своей деятельности.

В настоящий момент в коллекции ГМИИ РТ находится основная часть ключевых живописных произведений и печатной графики этого собрания, дающая ясное представление о масштабе деятельности Академии художеств по поддержке Казанской художественной школы пожертвованными произведениями. В ГМИИ РТ они попали в результате неоднократных передач: сначала из расформированного музея школы в конце 1920-х – начале 1930-х годов в Казанский городской музей, затем при выделении художественной галереи городского музея в самостоятельный музей изобразительных искусств в конце 1950-х годов.

Всего их на сегодняшний день около 80; в том числе более 50 живописных произведений, около 20 графических, 6 скульптур. Произведения очень интересны и разнообразны как по выбранной тематике, так и по трактовке, по манере исполнения.

Фонды произведений Казанской художественной школы имеются в Национальном музее РТ, в музее Казанской художественной школы, созданном в здании, которое специально было построено для школы К.Л. Мюфке и окончательно открыто в 1903 году. Ныне в нём находятся Казанское художественное училище имени Н.И. Фешина и филиал Московского художественного института имени В. И. Сурикова в Казани.

В настоящее время музей школы продолжает функционировать, теперь уже на базе собственного художественного фонда. В нём создана небольшая экспозиция, представляющая лучшие произведения учащихся школы со времён преподавания Н.И. Фешина и до 1980-х годов. Для студентов – будущих художников это особое место, здесь в непосредственном контакте, изучая работы выпускников старших поколений, ребята впитывают традиции знаменитой школы, происходит единение всех звеньев общей культурно-художественной цепочки образования.

В рамках проекта «Художественные сокровища Татарстана» выпущен альбом-каталог «Казанская художественная школа. 1895-1920-е годы». Три статьи для него написаны И. Лобашёвой, доцентом филиала Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова в Казани. Наша публикация основана на двух из них. Можно прочитать подробнее о дарах Казанской художественной школе Императорской академии художеств, а также о Николае Фешине.

В Каталоге опубликованы многие раритетные ныне фотографии из жизни Казанской художественной школы. Авторы-составители альбома-каталога: И. Лобашёва и С. Новикова, старший научный сотрудник, хранитель фонда графики ГМИИ РТ. Реставраторы: П. Баранов, Г. Богданов, Г. Зверева, А. Козьмин, Н. Савельева, И. Тихомирова, А. Ширяева.

Тексты даны на трех языках: русском, татарском и английском. Художественное решение – художника Г. Эйдинова. Альбом-каталог выпущен в издательстве «Заман».

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить