Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В издательстве «Новое знание» в 2014 году вышли две книги известного казанского краеведа Бориса Ерунова.

Книжные новинки представляет журналист Любовь Агеева.

Борис Григорьевич Ерунов многие годы был автором «Казанских историй». Он дал нам право использовать публикации своей книги «Казанский калейдоскоп», оставил некоторые свои работы в рукописях. По ссылкам любой читатель может и сегодня прочитать то, что им написано и опубликовано в нашей газете.

Борис Григорьевич Ерунов. Это его единственное фото в архиве редакции. Случайно выпало из какого-то его конверта. Мою просьбу принести свою фотографию для газеты он оставил без внимания

Несколько лет назад Борис Григорьевич уехал из Казани и поселился в поселке Васильево. Расставались – будто прощались. Он сказал, что больше ничего писать не будет – отходит от краеведческих поисков. Посетовал, что никому это сегодня не нужно.

Не поднимало его настроения ни то, что фамилия ЕРУНОВ пользуется на нашем сайте спросом, что в его материалах, опубликованных и подаренных для обнародования в будущем, мы находим ответы на многие вопросы, которые возникают, когда изучаешь историю Казани.

Какое-то время мы еще общались по телефону, но потом связи прекратились. Я никак не могла дозвониться – оказалось, номер телефона поменялся.

Время быстротечно, и таким образом пролетело несколько лет. В прошлом году я предприняла ряд попыток найти Бориса Григорьевича. Спрашивала его телефон у всех краеведов, с которыми общаюсь. И поняла, что он прервал отношения не только со мной.

И вдруг удача – Ильдар Абдуллович Алиев дал мне телефон Ивана Георгиевича Рябенкова, руководителя издательства «Новое знание», в котором изданы новые книги Ерунова. Не было сомнения, что уже через несколько минут я, наконец, узнаю, где найти Бориса Григорьевича.

Но нашей встрече не суждено было сбыться. Несколько месяцев назад его не стало. И окончательной подготовкой книг к печати занималась его жена Любовь Михайловна.

И вот эти книги передо мной.

 «Казанская летопись. События и нравы каждого дня конца XIX – начала XX веков»:

Вы держите в руках книгу, автор которой – Ерунов Борис Григорьевич, замечательный краевед, кандидат технических наук, в прошлом доцент КГАСА, автор множества газетных публикаций и нескольких книг о Старой Казани. В книге зафиксированы мгновения истории города Казани: события и люди прошлого проходят перед читателем, погружая его в повседневные заботы и радости тех далеких лет, давая возможность почувствовать то, чем жили наши предки.

 

«Казанская летопись. Город и горожане»:

Автор в форме маленьких очерков, заметок, описаний рассказывает о появлении в Казани того, что теперь называют инфраструктурой без которой немыслима цивилизованная жизнь, и о реакции на эти события. Книга в значительной степени проникнута целью не академического описания Казани, а характеристике его жителей, что достигается в анекдотах, сценках, картинах и картинках, выбранных автором из книг, журналов и газет, выпускавшихся в рубеже Х1Х – ХХ веков.

Начинаю знакомиться – и вижу то, что я уже читала. Книги сохранили последние краеведческие изыскания Бориса Ерунова, и часть этих материалов «Казанские истории» уже публиковали.

Размещая маленькие главки «Казанского исторического букваря» на буквы А и Б (Казанский исторический букварь от Бориса Ерунова), мы пытались привлечь к этой работе внимание тех, что мог бы помочь ее издать. Мы много говорим о необходимости знакомить с историей родного города подрастающее поколение, а тут – любопытнейший материал в удобоваримой для детей форме. Каждая главка (их названия размещены по алфавиту) – это краткий рассказ о какой-то стороне казанской жизни. Названия говорят сами за себя: знакомые – «Арское поле», «Мощение улиц», «Пожары», «Сады и скверы» либо незнакомые: «Маркиз», «Чертов угол», «Швейцария», «Ша-Нуар»…

Однако ни публикация в «Казанских историях», ни ее повторение в газете «Русский курьер» не помогли. Мне кажется, это обстоятельство и спровоцировало еруновский пессимизм.

В книге «Казанская летопись. Город и горожане» исторический календарь идет под названием «По старой Казани – от А до Я».

Вторая книга начинается поразительным эпиграфом:

...О, человек, внемли: только в этом мире у тебя есть шанс всласть посмеяться. Ибо в аду у тебя такого желания не появится, а в раю... ты уверен, что туда попадёшь?..

Жюль Ренар (1864-1910)

И в книге «Казанская летопись. Город и горожане» много фактов, которые заставят читателя улыбнуться, а то и рассмеяться. Вот как Борис Григорьевич представляет краеведческий материал

«Вторая часть – «Казанское житьё – весёлое бытьё» – совершенно естественна, почти «напрашивалась».

Мною было опубликовано достаточно много материала о казанском житье-бытье на рубеже конца XIX начала XX веков. Но в «черновиках» (моих записных блокнотах) осталось много «нетронутого», в том числе всяческие анекдоты, нелепые по текстам «информашки» газет, рекламы магазинов, зрелищ, словом, «фоновые» материалы...

Выяснилось, что они достаточно гармонично вписываются в «основную сеть событий», более того, они сами «заиграли», соединившись в странные порой «ансамбли».

Я понимаю – эта попытка – «веселиться во второй половине ХIХ – начале ХХ веков» – из века ХХ1, зная уже «все концы», – коварна, ой, как коварна... Но сама идея – собрать побольше «весёлого» «оттуда» – от этого понимания не стала «слабее»... Пришлось лишь «выработать «правило игры»; суть его – проще некуда – максимально ограничить своё вмешательство в «те события», в «те годы». Т.е. принять заданностью – «Они были, были» – и всё, не мне их судить...

Хотя, не скрою, «посудачить» с «теми», «об ихнем» – я себе позволил, думаю, «они» не в обиде на меня за это; тем более, я «продлеваю их строки» на век вперёд (меня бы кто-нибудь этак вот –!!!)...»

Скрупулезность Бориса Григорьевича меня поражала. Его цитаты без конца прерываются отточиями – так он помечал сокращения, что естественно в научном труде, но не обязательно для популярного текста. Но ученый в Ерунове брал верх, и он по-прежнему сдавал тексты с тремя точками. И довольно болезненно реагировал, когда не видел их после правки. Хотя ничего не говорил.

Борис Григорьевич сохранял и орфографию оригинала, хотя порой это могло затруднить восприятие. Правда, в комментариях автор давал волю эмоциям, чаще всего беззлобно подтрунивая над какими-то фактами и героями заметок.

На текстовке написано: открытие памятника Ленину в Казани. 1924. Рискнем предположить, что этот бюст был установлен на террасе кремлевского холма при спуске в Ленинский сад

Поражала верность раз и навсегда выбранной теме. Даже когда все увлекались большими историческими событиями – сначала Октябрьской революцией, потом Казанским ханством, Борис Григорьевич писал, как он сам говорил, о «физиологии города». «Анатомия» его не интересовала. Но мы узнавали вещи, которые не знали даже краеведы. Например, он нашел подтверждение тому факту, что в какие-то годы в Казани, как, впрочем, по всей России, было запрещено танго.

Материалы Ерунова не нуждались в проверке, поскольку он перепроверял факты, найденные в старых подшивках, по другим источникам. Очень горячился, когда СМИ тиражировали ошибки. На этой почве мы и познакомились, когда «Казанские истории», используя вполне достоверный источник, назвали скульптора М. Диллон мужчиной. При этом сам Борис Григорьевич не мог не попасться в тот же капкан, ведь в газетах бывает немало ошибок. Как журналист и автор исторических книг хорошо знаю об этом.

Так вот, в новой книге нахожу уточнение по автору памятника Николаю Лобачевскому возле Национальной библиотеки. Писалось о петербургском скульпторе М. Диллон и казанском архитекторе Б. Нилусе. Ерунов попытался определить вклад каждого, но, видимо, нашел документальное подтверждение о конкурсе, по итогам которого выиграл все-таки проект Нилуса. А вот изготовили памятник в Петербурге, в мастерской Марии Диллон.

Теперь о книге «Казанская летопись. События и нравы каждого дня конца XIX – начала XX веков». Ее фрагменты постоянный читатель нашей газеты тоже уже читал. Встречая 2003 год, мы заявили, что в «Хронографа» (это наша постоянная рубрика с самого начала издания газеты) будем обращать особое внимание на события, так сказать, неофициальные. Ведущим рубрики взялся быть Борис Григорьевич. И теперь, читая в «Казанских историях» заметки «Хронографа», вы довольно часто видите сообщения с пометкой «Борис Ерунов». Это из того самого календаря.

Изучая  книгу, можно видеть, что календарь сильно увеличился в размерах (в книге 315 страниц), но первичная направленность на события неофициальной истории сохранилась.

При этом автор не только сообщает о событии, но и приводит подробности, вычитанные в казанских газетах. Источник в каждом конкретном случае называется. Так что если кто заметит неточность, вопрос не к автору книги, а к автору газетного материала.

А завершается «Хроника событий» фактами особо примечательными: автор выбрал события, «имевшие место быть впервые в Казани». Приведу ответы на вопросы, которые Борис Ерунов задал самому себе в начале книги. Но перед этим небольшой комментарий.

Борис Григорьевич строго придерживался дат старого стиля, считая, что это принципиальная позиция. Прежде всего потому, что это – гарантия избежать ошибки. Увы, путаница в употреблении дат старого и нового стиля привела не к одной фактической неточности в исторической литературе. Отсюда первый вопрос к автору книги:

«– Почему «старого стиля»?

– Истина состоит в том, что каждому событию соответствует свое «стояние планет», своя «энергетика Космоса». Совнарком России в январе 1918 года повернул календарь на «новый стиль», сохранив, однако, многое из «старого», к примеру, Первомай. Но поскольку ни одно правительство не властно над движениями светил, надо идти к подлинным истокам. Если ж Вам захотелось перевести все к «нашим» датам, это просто: к датам века 18-го добавьте 11 дней, 19-го – 12, 20-го – уже 13. Только обратите внимание, как сместятся при этом дни и месяцы, как вольно Вы войдете в Космос. Так что – стоит ли «играть с Небом»? К тому ж, прочтя материалы календаря, задайте себе вопрос – сколь «старо-то» все в нем содержащееся?

Почему здесь мало дат рождений, в основном – «уходы?

– По версии автора, только лица царствующей фамилии рождались знаменитыми. Все прочие проходили обычный жизненный путь, становясь знаменитыми лишь в конце его. И когда кто-то пишет – «сего числа родился профессор университета г.NN» – это, к сожалению, вздор.

Сколь точны даты в календаре?

– Биографические – «до дня», «открытий» и «первых явлений» – тоже. Если же событие простиралось во времени, автор позволял себе в рамках «от и до» давать ему свободу. В анекдотах точность появления – до месяца.

Почему именно такой «набор»?

– Это, увы, движение души автора. У каждого «это» – свое. Как и авторские комментарии к событиям и фактам. Хотя тут он предельно ограничил себя.

В «Календаре» «досталось» каждому дню, хоть и всякому по-разному. Так что «дело» можно продолжить. Автор сам того желает.

А, в целом, получилось какое-то необычное «чтение» о Городе нашем, некая заготовка к чему-то «большему». К чему? Кто скажет сейчас?»

Остается сожалеть, что тираж обеих книг небольшой – всего 500 экземпляров. То есть раритет уже в момент появления. Увы, литература подобного рода у нас падчерица. Как правило, авторы-краеведы издают книги на свои деньги, реже находят друзей-спонсоров.

Удешевляя издание, Борис Ерунов отказался от иллюстраций (а, может, уже Любовь Михайловна), а ведь он им придавал важное значение. В редакционном архиве много «картинок» к его материалам.

Так что мы продолжим публикацию краеведческих очерков Бориса Ерунова, поскольку он нам дал такое разрешение.

 

Читайте в «Казанских историях»:

О Борисе Ерунове:

Восторженная поэма о Казани,

Есть история неофициальная

Рубрика «Мысли вслух» - Кто назвал – «Швейцария»?

Краеведческие очерки Бориса Ерунова:

 Наш старый друг – трамвай

Городская конно-железная, она же «конка»...

Казанский исторический букварь

Тысяча рублей за аренду забора

«Без женщин можно ль жить на свете?», – «Нет!».

Было, было во Казани, или Юбилей на каждый день...

Собор Богоявления в Казани

«Карточный домик» над Казанкой

«Разборки» разных уровней

Казанский исторический букварь от Бориса Ерунова

Провожая Старый, думая о Новом...

Удобно ли вам в корсете?

Вера и деньги: кто кого? (история Богоявленской колокольни на улице Баумана)

Александровский Пассаж: вчера и сегодня

На месте Николаевской площади

Скульптор М. Диллон – мужчина или женщина?

«Музуровские номера» останутся только на открытках

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить