Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Андрей Морозов, известный журналист, автор восьми книг, созданных на основе опубликованных или прозвучавших в эфире интервью, 25 марта 2015 года в гостях у студентов КНИТУ-КАИ сам оказался в роли человека, который отвечает на вопросы (Не быть подставкой для микрофона).

В Казань журналист приехал с новой книгой – «Казанские интервью», в которой собрал более 40 бесед с известными казанцами, так или иначе повлиявшими на ход современной истории и Татарстана, и России. Сначала эти интервью были изданы в газетах «Казанский телеграфъ» или «Персона» (Андрей Морозов был их издателем и главным редактором), а потом публиковались в книгах: «Персоны» (Татарское газетно-журнальное издательство, 1998), «Персоны. Избранные интервью» (Йошкар-Ола, 2000), «101 интервью» (Москва, 2007).

У него есть еще одна книга, в основе которой интервью других журналистов, написанные с 1989 по 2008 год, но это полноценное авторское исследование политической биографии первого Президента Татарстана Минтимера Шаймиева. Можно сказать, о себе рассказывает сам Минтимер Шарипович. Автор оставил себе право на комментарии к цитатам из интервью коллег.

Из Казани Морозов уехал в 2002 году. В Москве работал в таких изданиях, как «Коммерсантъ», «Собеседник», «Новые известия», «Комсомольская правда». В 2009 году переехал в Санкт-Петербург. Он совладелец сайта Dailytalking.ru, на котором можно найти многие его интервью.

Сегодня Андрей работает в редакции журнала «Город 812», серьезном качественном издании, в котором может реализовать свои планы, в том числе и в жанре интервью.

Его встреча со студентами имела учебный характер. Она проходила в рамках курса «Теория и практика массовой информации» и касалась секретов работы журналиста, специализирующегося в жанре интервью. Но содержание монолога Андрея Владимировича, его диалога со студентами вышло далеко за пределы темы мастер-класса и, несомненно, представят интерес для читателей «Казанских историй».

Андрей Морозов (стоит) с теми, у кого брал интервью (справа налево): журналист Любовь Агеева, актеры Качаловского театра Вадим Кешнер, Ирина Чернавина и Геннадий Прытков

– Кто из казанских собеседников, с кем вы общались, был для вас самым интересным, непредсказуемым, непонятным?

– Каждый по-своему интересен, например, муфтий Равиль Гайнутдин. Ему были заданы вопросы, не затрагивающие тему религию, а именно: какой он человек, его хобби, как помогает актерское образование в его работе?

Также можно отметить интервью с поэтом Николаем Беляевым; с одной из самых ярких и искренних лидеров татарского национального движения Фаузией Байрамовой.

– Как вы готовитесь к интервью? Или предпочитаете импровизировать?

– Хочу отметить, что ВСЕГДА нужно готовиться к интервью. Я, например, всегда читаю материалы о человеке, которые только можно найти. Потому что на их базе можно построить интересные вопросы, и, конечно, старайтесь не повторять вопросы других журналистов, так как это очень не нравится собеседникам. Ведь творческие возможности журналистов оцениваются по его работам. Согласитесь, что ни редактору, ни читателям не понравятся скучные и банальные материалы. И иногда можно импровизировать, даже нужно. Все, конечно, зависит от ситуации.

– Вы готовитесь к предстоящим интервью или вопросы рождаются уже в процессе беседы?

– Да, безусловно. Несмотря на большой опыт нельзя идти неподготовленным. Я обязательно открываю Интернет и смотрю о человеке биографические сведения, читаю уже опубликованные с ним интервью, чтобы не повторяться с вопросами. Изучаю, как человек отвечал на различные вопросы, смотрю видеозаписи с ним – и уже потом иду его интервьюировать.

– Подскажите, как вести себя, если вы неожиданно встречаетесь с личностью, которая вам интересна? Как себя вести?

– Конечно, настоящий журналист либо сразу задаст вопрос либо договорится о встрече. Но еще немаловажным является тот момент, что вы должны знать о человеке, быть в курсе последних событий, потому что никому не будет интересно общаться с непросвещенным человеком.

Например, я начинаю свой день с изучения газет: федеральных, затем региональных, потому что без постоянного мониторинга газет, журналов нельзя существовать в современном мире.

Интервью дает поэт Евгений Евтушенко

– Андрей Владимирович, посоветуйте как вести себя во время интервью, например, с известной личностью? Как избежать волнения?

– Главное - понять, что вы такой человек, как и он. Нужно просто успокоиться или просто не подавать виду, что вы волнуетесь. На самом деле, всё приходит с опытом. И помните, что многие известные личности сами бояться журналистов. Также не бойтесь использовать некоторые приемы, например, лесть. Иногда это очень выручает журналистов.

– Часто ли вам приходится писать о людях или событиях, о которых раньше абсолютно ничего не знали?

– Конечно, профессия журналиста предполагает наличие таких моментов, когда тебе нужно сделать материал, а ты никогда раньше не сталкивался или даже не слышал о таком человеке или проблеме. Например, однажды мне нужно было сделать интервью с начальником петербуржской канализации. И после выхода материала мне звонит мой коллега и говорит: « Я просто обалдел от твоей «Канализации»! Так вкусно и интересно». Это было очень приятно, думаю, что я хорошо справился с этим материалом.

– Есть ли у вас какое-то основное правило или совет для будущих работников в этой сфере и для нас?

– Да, есть. Никогда не задавать человеку вопросы по его профессии, например, политику не задавать вопросов о политике. И всегда нужно иметь в виду, что в процессе интервью можно удовлетворить собственное любопытство за чужой счет, воспринимать интервью как небольшой мастер-класс.

И, наверное, еще одно правило, которое следует запомнить: когда спрашиваете авторов песен, поэм, картин и тому подобное, никогда не задавайте им вопроса «О чем ваше произведение?». Человек имеет полное право не отвечать на этот вопрос и даже встать и уйти.

– Андрей, почему из всех жанров публицистики Вы выбрали именно интервью?

– Мне нравится развивать дискуссии, интересно наблюдать за людьми, на то, как они реагируют при ответе на вопросы. Все люди разные, и большую часть информации можно узнать через мимику и жесты.

Но, наверное, интереснее всего в процессе интервью – это раскрывать людей, узнавать их со всех сторон.

Не надо бояться задавать тяжелые вопросы, если вы их будете задавать не с позиции подставки под микрофон, а человек будет видеть ваши горячие глаза, он вам обязательно вам ответит.

Андрей Морозов и известный российский модельер Вячеслав Зайцев

– Какие приемы вы используете для того, чтобы разговорить человека?

– Когда мне необходимо разговорить какого-то человека, я использую любые приемы,

даже лесть. Люди начинают раскрываться, когда им делают комплименты, и можно потихоньку начинать задавать свои вопросы, втираться в доверие.

Мои интервью – они больше психологические. Нужно дать понять собеседнику, что вы такой же человек, как он, что вы похожи.

– Как вы поступаете, если замечаете, что человек лжет?

– Это уже выработалось годами: при постоянном общении с людьми с разу замечаю по каким-либо жестам, что человек врет или недоговаривает. Я поступаю следующим образом: в процессе разговора ухожу от затронутой темы, так сказать, оставляю ее на потом, увожу собеседника в другую тему, а потом, когда он уже забывает об этом вопросе, задаю его снова.

Немного даже смешно, когда на один и тот же вопрос человек отвечает по-разному.

– Почему журналисты, в современном мире, превратились в простых регистраторов событий?

– СМИ превратились в бизнес-проекты, потому что СМИ – это реклама, доход для издателей. А бизнес любит спокойствие, стабильность, тишину. Издатели чаще сами выбирают, войти с властью в конфронтацию или жить мирно.

Журналист – это не просто профессия, как токарь, преподаватель, это образ жизни, он будет делать то, что должен делает.

– Вы довольно долго работали в Казани. Почему решили уехать в Санкт– Петербурге? Какие особенности, на ваш взгляд, присущи журналистике Казани?

– Мне просто стало тесно в Казани, и я понял, что хочу развиваться дальше, а здесь это было невозможно, на мой взгляд. Журналисты Казани – это просто регистраторы событий, которые стараются не тревожить власть. Нужно быть очень смелым журналистом, чтобы, например, нелестно отозваться о Президенте Татарстана. В какой-то момент свобода слова в Казани стала просто невозможна.

– По роду своей деятельности вы часто общаетесь с разными людьми, берете интервью. Часто ли у вас берут интервью? И как вы себя чувствуете при этом?

– Нет, интервью у меня берут нечасто. При этом я испытываю странные чувства. Чем больше вы делаете интервью, набиваете руку, тем больше учитесь общаться с людьми. Меня очень трудно убить каким-то вопросом. Я всегда отвечу. Даже если совру. Но это будет звучать честно. У журналиста должно быть так называемое профессиональное честное лицо.

Я, как профессиональный журналист могу обойти острые углы и выстраивать разговор по удобному для меня направлению.

Эльмира ГАЛИУЛЛИНА, Марина КНЯЗЕВА, Гульназ ТУХВАТШИНА,

студентки КНИТУ-КАИ

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить