Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
22.10.2018

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Погода в Казани
+2° / +9°
Ночь / День
.
<< < Октябрь 2018 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
  • 1995 – Программа новостей «Город» на первом частном  телеканале «Эфир» с этого дня начала выходить регулярно.

    Подробнее...

22 мая 2015 года у казанских меломанов был праздник – V Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» начался с выступления камерного оркестра «Вена – Берлин» и российского пианиста Дениса Мацуева.

Музыка как терапевтическая поддержка в тревожном состоянии

Если с Денисом Мацуевым мы встречаемся в последние годы регулярно, то солисты двух ведущих европейских филармонических оркестров – Венского и Берлинского – впервые приехали не только в Казань, но и в Россию. До нас они дали концерт в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Из Казани улетают в Казахстан.

Фото из буклета

Десять лучших солистов из Берлинского филармонического оркестра и столько же из Венского объединились для первого выступления в 2005 году. С тех пор в таком составе ездят по миру.

– Я его называю жемчужиной среди камерных оркестров, – сказал Денис Мацуев. – Энергетика, химия, магия этого оркестра такая, что друг друга чувствуют.

Потому музыканты выступают без дирижера. Камерный состав это допускает. Как шутливо заметил на пресс-конференции Александр Сладковский, таким музыкантам дирижер мешать будет.

– Оркестры такого уровня могут играть без дирижера, если хотят, – пояснил он. – Я до сих пор под впечатлением от репетиции музыкантов. Это уникальные музыканты. Это уникальный звук. Мы можем сегодня в оригинале услышать звук, который рожден в колыбели симфонической музыки – Вене и Берлине.

Он заметил, что начинать традиционный весенний фестиваль с тандема «Денис Мацуев и оркестр «Вена – Берлин» – это большой подарок судьбы, уникальный шанс как для публики, так и для казанских музыкантов.

Каждому из оркестрантов доступен любой сольный концерт, но они один раз в несколько лет собираются в один коллектив, выбирают солиста и дают большой гастрольный тур по всему миру. В 2015 году приглашенным солистом стал Денис Мацуев. Когда думали над маршрутом очередных гастролей по Европе, он предложил турне по России и назвал конкретные города, в том числе Казань. И пояснил:

– У меня там огромная любовь. Это моя публика! Такой публики, как в Казани, вы еще не видели.

Корреспондент «Казанских историй» Любовь Агеева поинтересовалась, о чем подумали музыканты, услышав такое признание? Вообще какую публику можно любить? Ответ от Иннокентия Грабко был такой:

– Денис говорил об энергетике. Если энергетика от тебя идет в зал и не приходит назад, концерт не имеет той силы, которую может иметь. А если энергетика возвращается, может быть, еще с большей силой, это то фантастическое чувство, которое можно прожить на сцене.

На вопросы журналистов отвечали: художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра РТ, художественный руководитель фестиваля «Белая сирень» Александр Сладковский, благодаря которому мы часто слышим в Казани выдающихся исполнителей, а также музыканты, занятые в первом концерте: пианист и видный общественный деятель современной России Денис Мацуев, художественный руководитель оркестра «Вена – Берлин», концертмейстер Венского филармонического оркестра, скрипач Райнер Хонек, концертмейстер группы труб Берлинского филармонического оркестра Габор Таркёви, альтист Берлинского филармонического оркестра Вольфганг Талирц и наш соотечественник – альтист Венского филармонического оркестра Иннокентий Грабко.

Пресс-конференция была организована таким образом, что слово было предоставлено всем. Музыканты из Вены и Берлина очень высоко отозвались о Денисе Мацуеве. Как заметил Габор Таркёви, играть с ним – огромное удовольствие. Вольфганг Талирц восхищен техническими возможностями пианиста и его умением играть в быстром темпе. Музыканты оркестра с такими «скоростями» встречаются редко.

– Если сегодня в зале кто-то потеряет сознание, я буду знать, от чего, – пошутил он.

Еще музыканты похвалили акустику Большого концертного зала.

Александр Сладковский, начиная пресс-конференцию, отметил большие заслуги Дениса Мацуева в организации фестиваля «Белая сирень», отметил «потрясающую динамику» традиционного музыкального праздника за 5 лет.

Денис Мацуев начал свое общение с журналистами с комплимента, подчеркнув, что Казань за последнее время стала одним из ярких культурных центров России. Он поблагодарил Рустама Минниханова за поддержку в организации гастролей оркестра «Вена – Берлин». Во время концерта на сцену вынесли корзину цветов от врио президента Татарстана.

Мацуев заметил, что гастроли пролетели очень быстро, концерты шли на каком-то особом вдохновении. Теперь уже можно сказать, что они были удачными для всех, и особенно для публики, имеющей возможность убедиться в «рафинированном качестве» и «возвышенном звучании» оркестра. Выступления с оркестром дают ему огромное эстетическое удовольствие.

Музицирование без дирижера – это особое ощущение, заметил Мацуев. Это не концерт солиста с оркестром, это просто – камерная музыка. Были опасения – можно ли сыграть таким образом Дмитрия Шостаковича, в музыке которого «много тонкостей». Казанцы имели возможность убедиться в том, что можно, и это было здорово!

– Я все сделаю, чтобы мы еще вернулись сюда, и не один раз, – сказал в завершение Мацуев.

Скрипач Райнер Хонек поделился с журналистами своими впечатлениями от России:

– Мы только что прилетели из Екатеринбурга, и первое, что хочу сказать, – я удивлен публикой. Во-первых, нас очень тепло приняли, а во-вторых, я удивлен тем фактом, что российская публика достаточно молодая. Если сравнивать с Европой, то там концерты посещает более зрелая аудитория. А здесь, в России, это молодые люди, что очень приятно, – отметил он.

Кстати, выступление камерного оркестра «Вена – Берлин» – это еще и хорошая возможность услышать раритетные инструменты. Так, скрипка в руках Райнера Хонека – 1709 года и сделана самим Антонио Страдивари. Считается, что инструментов этого мастера в мире не более тысячи. Каждый из них стоит миллионы долларов. Эксклюзивную скрипку Страдивари маэстро для выступления предоставил один австрийский банк.

– Со скрипкой Страдивари я уже 7 лет, это мой надежный тыл, – сказал Райнер Хонек. – С ней и премьеры играть не страшно. К примеру, концерт Шнитке для нас – новое сочинение. Нам пришлось постараться. Мы играем без дирижера, а это сочинение требует идеального звучания.

Шнитке прозвучал в Большом зале Московской консерватории в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес».

Пресс-конференция получилась на удивление серьезной. Главный редактор газеты «Звезда Поволжья» Рашит Ахметов спросил, разделяют ли наши гости мысль Федора Достоевского о том, что красота спасет мир. Сегодня, когда мир напряженно вслушивается во взрывоопасную тишину, такой вопрос очень актуален.

Если это красота классической музыки, уточнили участники пресс-конференции.

– Сейчас классическая музыка – это терапевтическая помощь людям, которые живут в тревожном состоянии, – сказал Денис Мацуев. – Мы самые счастливые люди, потому что можем говорить на языке, который все понимают без перевода, – на языке музыки. На нашем последнем концерте со знаменитым индийским дирижером Зубином Метой в Израиле рядом сидели и евреи, и арабы. Концерт – это то место, где любые конфликты остаются за стенами.

– Наша профессия прекрасна тем, что именно мы доносим до слушателей великолепные произведения мировой музыкальной истории, – добавил Райнер Хонек. – Я точно знаю, что люди, которые слушают музыку, не будут воевать. Красота музыки спасет мир.

«То, что солисты Венского и Берлинского оркестров приезжают на фоне нынешней непростой политической обстановки, – очень важно. Основная миссия искусства заключается именно в этом – в сложные времена артисты, музыканты становятся дипломатами, которые не позволяют окончательно разорвать связь между странами. Они дают возможность людям услышать и лучше понять друг друга» – это слова Александра Сладковского из пресс-релиза к фестивалю «Белая сирень».

К нам приехал оркестр без дирижера

Программа была составлена с желанием показать разные эпохи и разных композиторов, но прежде всего – российских композиторов, что очень важно. В программу концерта 22 мая были включены Маленькая ночная серенада Моцарта, Концерт №1 для фортепиано, трубы и струнного оркестра Шостаковича и Серенада для струнного оркестра Чайковского. Солисты – пианист Денис Мацуев и венгерский трубач Габор Таркёви.

Что-то необычное случилось на этом концерте – публика аплодировала по окончании каждой части. Трудно сказать, что подумали на этот счет музыканты, которые привыкли играть для просвещенного слушателя, а он знает, что исполнителей благодарят только после окончания выступления. Сказать, что в зале – люди, впервые пришедшие на концерт классической музыки, нельзя, такие если и бывают в БКЗ, то они погоды не делают.

Скорее всего так велик был восторг, что люди выражали его в дружных аплодисментах всякий раз, когда оркестр замолкал. Не зря Александр Сладковский, представляя гостей из Вены и Берлина на пресс-конференции, говорил не только о звуковых, но и о вкусовых ощущениях от оркестра.

Цветы для Дениса Мацуева

Овации после концерта были столь мощны, что трудно выразить их силу словами. Зал приветствовал музыкантов стоя. И своего добивался. Несколько сочинений были исполнены сверх программы, на бис. Денис Мацуев выбрал сочинения, которые демонстрируют его блестящую технику, не зря его называют пианистом-виртуозом. Оркестр исполнил фрагмент оперы Чайковского «Евгений Онегин» (ария Ленского перед дуэлью) с печальным соло виолончели и зажигательную Польку Иоганна Штрауса.

Публика хотела еще, но концерт подошел к концу. Музыканты выстроились в один ряд на авансцене, и на их лицах читалось удовлетворение. Значит то чудо, о котором говорилось на пресс-конференции, состоялось, и музыканты могли убедиться, что публика в Казани особая.

После концерта многие выходили из зала, потирая ладони, которые немного устали от продолжительных аплодисментов.

Букеты белой сирени на сцене

Напомним, V Международный фестиваль «Белая сирень» проходит в Казани с 22 мая по 7 июня. В нынешнем году в нём участвуют звёзды мирового музыкального искусства – пианисты Денис Мацуев, Борис Березовский, Михаил Плетнев, Владимир Овчинников, дирижер Владимир Федосеев.

К фестивалю выпущен красочный буклет, который открывается приветствиями министра культуры России Владимира Мединского и Рустама Минниханова.

В программу фестиваля также включены несколько мастер-классов, которые дадут для казанских музыкантов наши гости: Райнер Хонек, Габор Таркёви, Томас Тимм, концертмейстер группы вторых скрипок Берлинского филармонического оркестра, Роберт Надь, концертмейстер группы виолончелей Венского филармонического оркестра, Владимир Овчинников, народный артист РФ, профессор Московской консерватории имени П.И. Чайковского, директор Центральной музыкальной школы при МГК. Мастер-классы пройдут в учебных классах Казанской консерватории 23 мая и 6 июня.

Программу фестиваля можно найти в «Казанских историях» – Денис Мацуев представит в Казани солистов двух лучших оркестров мира.

В дни работы фестиваля в БКЗ будет работать фотовыставка «Сергей Рахманинов. Свободный художник», организованнаямосковским издателем Владимиром Прониным. В прошлом экономист, работавший в Сити-банке, Пронин учился во ВГИКе на режиссера, а затем занялся книгоизданием. Книги он делает, как режиссер: мало текста – много иллюстраций.

В прошлом году Пронин презентовал в Казани книгу о Сергее Рахманинове, издание, неожиданное по содержанию. Книга рассказывает о дачной жизни знаменитого композитора и пианиста. Оказывается, Рахманинов очень любил жить на даче. У него было имение в Тамбовской губернии, последние годы жизни Рахманинов провел на вилле «Сенар» в Швейцарии. Всего известно 7-8 дач, где он отдыхал, сочинял музыку.

Владимир Пронин привез выставку фотографий на тему дачной жизни композитора. Часть снимков опубликована в той самой книге, часть – новые. Поскольку поиски новых раритетов о жизни знаменитого музыканта не прекращаются. Мы попросили нашего гостя поискать снимки выступлений Сергея Рахманинова в Казани. Как известно, он играл в нашем городе дважды.

Снимки, чаще всего любительские, но от этого их ценность еще выше. Рядом с каждым – слова Сергея Рахманинова, которые Пронин нашел в письмах, а также в раритетной книге, изданной в 30-х годах в Лондоне, которая по каким-то причинам издателю не понравилась, и в России ее не знают.

Впереди 4 концерта, и очень жаль, что нет возможности побывать на каждом.

 Фото автора

Читайте в «Казанских историях»:

Снова в Казани «Белая сирень»  (2014)

«Белая сирень» в Казани в третий раз  (2013)

Первый фестиваль имени Сергея Рахманинова в Казани  (2011)

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов