Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

30 и 31 мая 2015 года двумя гала-концертами завершился XXVIII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. На последнем концерте побывала Любовь Агеева. Ее впечатления – не только о нем, но и о фестивале в целом.

О пользе критики

К сожалению, в дни последнего Нуриевского фестиваля я была в Татарском академическом театре оперы и балета имени М. Джалиля только дважды – на премьере балета Минкуса «Дон Кихот» и на последнем гала-концерте.

О премьере написала, и обновленный Владимиром Яковлевым балет мне, в отличие от Ники Пархомовской, автора рецензии в газете «БИЗНЕС Online», понравился. 

Уже после фестиваля прочитала все рецензии, опубликованные в этом авторитетном издании. Большинство написала Ольга Федорченко, критик из Санкт-Петербурга, которая отсмотрела весь фестивальный репертуар, что полезно всем, и театру, и зрителям. Другое дело, что не всем ее выводы понравились.

Импонирует желание редакции посмотреть на привычное со стороны – местный глаз неизбежно замыливается. И то, что критик со стороны более тщательно смотрит и на спектакли, и на их отдельные детали, и на фестиваль в целом – вполне нормальное явление. Тем более что Ольга Федорченко, судя по тексту, – человек профессиональный, много чего видела и читала…

В казанской критике, если она у нас вообще есть, уже давно нет серьезного осмысления культурного пространства. Есть фрагментарный анализ локальных фактов чаще всего комплиментарного характера. Так что газета «БИЗНЕС Online» делает весьма полезное дело, и не стоит драматизировать ситуацию, если рецензии ущемляют чье-то самолюбие. Даже в несправедливой критике всегда есть рациональное зерно.

Восприятие произведений искусства – процесс сугубо индивидуальный. И ничье мнение тут не есть истина в последней инстанции. Даже мнение профессионального критика. Не будем, впрочем, забывать, что на мнение профессионалов ориентируются многие зрители. И вот доказательство – комментарий одного из читателей газеты«БИЗНЕС Online» (http://www.business-gazeta.ru/article/133462/):

«Помогите разобраться: Я ни в балете, ни в опере ничего не понимаю! Но ходил на гала-концерт 29 го, и мне понравилось, очень даже понравилось! Вопрос: ходить то в наш оперный сейчас можно, или пока в нем что то или кто не поменяется нельзя?»

Право на собственное видение спектакля есть у каждого

С весьма критичной оценкой балета «Дон Кихот» Ники Пархомовской я не согласна практически по всем позициям. Желающие могут сравнить две публикации (Л. Агеева – http://history-kazan.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=15853;  Н. Пархомовская – http://www.business-gazeta.ru/article/132531/), только вначале надо посмотреть спектакль.

У автора есть право на свою позицию, но не могу не оспорить один довод автора, который искажает позицию создателей спектакля:

«В 2015 году премьерой Нуриевского фестиваля был анонсирован «Дон Кихот», новизна которого заключалась, как явствовало из заявлений самих авторов, в переодевании спектакля в новые костюмы и декорации. Каким бы ни был праздничным и веселым этот балет, как бы увлекательно ни танцевала прима театра оперы и балета им. Джалиля Кристина Андреева, думается, некоторый осадок у публики, да и у самих артистов остался. Подавать в качестве премьеры «переодетый» спектакль все равно что предложить на торжественном ужине блюда недельной давности, обильно политые свежим майонезом», – цитата из рецензии.

Я узнала о том, какие задачи ставили перед собой создатели спектакля, что называется, из первых уст, на пресс-конференции. И не слышала, чтобы кто-то из них говорил, что задача обновления «Дон Кихота» сводилась к «переодеванию спектакля в новые костюмы и декорации». Напротив, на пресс-конференции подчеркивалась новизна постановки, если не в хореографии, то в смещении акцентов, что позволило сделать спектакль более современным, более понятным людям XX века, которые уже давно про рыцарей не читали.

Так что автор рецензии может не беспокоиться. Никакого плохого осадка у публики не осталось. Разве по овациям в конце спектакля это видно не было?

С интересом прочитав рецензию Ольги Федорченко на балет «Золотая орда» (Резеда Ахиярова, Ренат Харис), в котором она постоянно сравнивала спектакль с театральными постановками других театров, я оставила в «БИЗНЕС Online» свой комментарий:

«Зачем же так напряженно искать сходство с другими хореографами? Абсолютно индивидуальные спектакли ставят гении, а обычные люди в чем-то повторяют уже накопленный опыт. Но многие казанцы не видели балетов Григоровича, костюмы, которые «слизаны» с другого балета, и т.д.

Автор рецензии не может не признать: балет – достойный образец в этом жанре, пропущу постоянные намеки на его несовременность. Театру можно пожелать и дальше так уважительно относиться к национальным сюжетам.

Если бы автор рецензии рассмотрела балет не на фоне других спектаклей, которые она видела, а на фоне национального репертуара театра имени Джалиля, пользы было бы больше.

Мне, зрителю, не столь интересна виртуозность авторской мысли (она безупречна в русле выбранной концепции), сколь важна реальная оценка и спектакля, и театра в целом. Кстати, это не мешает рассматривать театр в сравнении с другими. Просто назойливости будет меньше».

Питерская гостья не могла не признать очевидное:

«Премьера «Золотой Орды» состоялась относительно недавно, в 2013 году, и балет уже получил республиканскую премию им. Тукая. В этом спектакле эксклюзивно все: прекрасная музыка, авторское либретто, национальный сюжет и сценическое воплощение. «Золотая Орда» прекрасна, великолепна и роскошна! Выразительна, ярка и мелодична музыка Ахияровой. Содержательно либретто Хариса, умело балансирующее между национальной историей, поэтическим эпосом и жесткими театральными ограничениями. Гармонична сценография Андрея Злобина – восточные орнаментальные мотивы неожиданно сочетаются с компьютерной графикой и кинопроекцией, многоцветье очень красивых костюмов (художница Анна Ипатьева) придают спектаклю праздничность и пышность».

«Форум солидной классики для солидных людей» – разве это плохо?

Моя знакомая, с которой мы виделись на гала-концерте Нуриевского фестиваля, с большим раздражением сообщила мне по телефону, что последнюю рецензию Ольга Федорченко назвала «Нуриевский фестиваль-2015: вечер танцев для тех, кому за 60». «Представляешь, ей и гала-концерт не понравился!», – возмущенно сказала она.

Прочитав итоговую рецензию, я обнаружила, что речь в ней идет вовсе не о гала-концерте (такое впечатление, что рецензент его не видела). Перезвонив знакомой, пошутила: мол, фестиваль потому нам нравится, что мы дамы, которым далеко за 60.

И вдруг поняла, почему рецензии заезжих рецензентов, опубликованные в «БИЗНЕС Online» на последние фестивали в театре имени Джалиля, при моем согласии со многими суждениями их авторов, вызывали во мне внутреннее раздражение. Практически в каждой рецензии как главный недостаток театра имени Джалиля отмечается несовременность постановок, отсутствие в его репертуаре спектаклей в стиле contemporary dance.

Но ведь это все равно, что обвинять Бориса Эйфмана за то, что в репертуаре его театра нет классических балетов… Разные театры – разный репертуар.

Ольга Федорченко увидела несовершенство балетных постановок театра имени Джалиля и в том, что они остаются «советским». Однако не привела доказательств: почему это плохо? Ведь известно, что именно в балете СССР был «впереди планеты всей».

«В Казани завершился форум солидной классики для солидных людей» – такой ироничный подзаголовок имеет последняя рецензия Ольги Федорченко. Многие зрители, заполнявшие зал в театре имени Джалиля в дни фестиваля, вряд ли найдут тут повод для иронии.

Финал гала-концерта. Фото Любови Агеевой

Нравится казанцам именно такой балет, и такой фестиваль. Однако то, что в театре каждый день аншлаг, что зрители стоя восторженно приветствуют исполнителей, и своих, и гастролеров, что в зале полно молодежи, автор рецензий в расчет не берет. Ей хочется чего-то другого, современного. Это хорошо выражено в заголовке первой публикации о Нуриевском фестивале: «Казанскому форуму не хватает провокационности…»

Не дай Бог, театр прислушается к таким советам…

Почему авторам рецензий не придет в голову простая мысль – вкусы тех, кому за 60, надо уважать не меньше, чем вкусы тех, кого интересует contemporary dance.

Фото на память: аккаунт театра имени М. Джалиля в социальной сети Facebook

Для другого, современного балета во время Нуриевского фестиваля есть гала-концерты. И гала-концерт последнего фестиваля показал, что казанский зритель совсем не прочь познакомиться с новым пластическим языком, увидеть балерину не в традиционной белой пачке, а в обтягивающем трико, имитирующем цвет кожи, а солисты театра имени Джалиля умеют танцевать не только классику.

Пусть цветут все цветы

Занятость помешала мне написать о своих впечатлениях сразу после гала-концерта, по горячим следам. А теперь не имеет смысла, поскольку они близки впечатлениям Ольги Гоголадзе, автора рецензии в сетевом издания kazanfirst.ru (http://kazanfirst.ru/feed/47386/.

Ольга назвала ее броско: «Гала-концерт Нуриевского фестиваля: как эротика «побила» классику». Не соглашусь с таким выводом, поскольку не всё, что нам показали в этот вечер из мира contemporary dance, было эротикой, а классика, представленная в программе гала-концерта, на мой взгляд, вовсе не потерялась на фоне современного танца.

Концерт был ярким свидетельством старой истины – пусть цветут все цветы! Цветник в таком случае получается замечательный!

Зрители одинаково горячо аплодировали фрагментам из классических балетов «Баядерка», «Дон Кихот», «Корсар» и хореографическим композициям, в основе которых непривычный для многих язык и иная пластика.

Концерт открывали Людмила Коновалова (Венская Государственная Опера) и Мэтью Голдинг (Ковент-Гарден, Лондон), и их великолепный танец (Лео Делиб. Delibes-suite. Хореография – Хосе Мартинес) обещал еще одну встречу с классическим балетом: знакомая музыка, сказочные сюжеты, традиционные пачки балерин...

Но уже второй номер мы увидели то, что редко случается видеть на сцене театра имени Джалиля. Впрочем, не ручаюсь за точность: возможно, такое бывает на каждом гала-концерте Нуриевского фестиваля.

Меня, да и многих зрителей поразила пара из Штудгарт-балета (Германия). Ракель Буриасси и Александр Джонс дважды выходили на сцену (хореографические композиции Come neve al sole (музыка – SaltaCello, хореография – Роландо д’Алесио) и In2 (музыка Филипа гласа, хореография – Фабио Адоризио), и оба раза вызывали шквал оваций. Дух захватывало от необычной пластики. Растянутые майки воспринимались как часть тела. Но восхищение вызывало не только пластическое решение танца. Ответный импульс зала рождали эмоции, которые провоцировал танец этой пары.

Их соотечественники: Моника Фотеску-Юта (Дортмунд-балет, Германия) и Дмитрий Семионов (Земперопер, Дрезден), показали себя как в классике, станцевав дуэт из «Лебединого озера», так и в современном репертуаре. И тоже очень понравились казанской публике. Правда, в па-де-де из балета «Волшебная гора» Лепо Шумера (хореография – Син Пэн Ванг) они слегка шокировали зрителей своей одеждой и откровенностью хореографического рисунка танца. Он был откровенно эротичен. Но это тот случай, когда слово любовь не синонимично слову секс. Любовь, какую мы увидели на сцене, была чувственно возвышенной, можно сказать, божественной.

О том, что хорошему танцору подвластен любой язык, показала еще одна пара:София Шеллер (США, Нью-Йорк, Сити Балет) и Микола Городиски (Аргентина, Театр Колон). В первом отделении они показали номер Temporary conflict (музыка Яна Тирсена, хореография – Андрэа Шермоли), который в программке концерта был назван мировой премьерой, во втором – па-де-де из балета «Корсар» Адольфа Адана. Зрители тепло приняли и то, и другое.

Филиппа де Кастро и Карлос Пинильос из театра «Национальный балет Португалии» в первом отделении исполняли па-де-де Дианы и Актеона из балета «Эсмеральда» Цезаря Пуни. Их танец зал не впечатлил, хотя аплодисменты были дипломатично дружными.

И можно было бы спросить у организаторов фестиваля, стоило ли приглашать на Нуриевский фестиваль пару из далекого Лиссабона, если бы не второй номер. Пластическая композиция Cantata (музыка группы Azuro, хореография Мауро Бигонцетти) в их исполнении вызвала бурю восторга.Кажется, даже в драматическом театре нельзя так красноречиво показать сложнейшую палитру переживаний, которые испытывают мужчина и женщина.Было даже немного жаль, когда танец закончился…

Я нисколько не покривлю душой, если скажу, что больше всего эмоций у меня, да и у многих в зале, судя по овациям, вызвали три номера в исполнении танцоров Татарского театра оперы и балета имени М. Джалиля. Первое отделение они завершили двумя фрагментами из балета «Пламя Парижа» Бориса Асафьева (хореография В. Вайнонена): страстным танцем басков и па-де-де Жанны (Кристина Андреева, театр имени Джалиля) и Филиппа (Денис Матвиенко, Мариинский театр). Мы увидели ведущих танцовщиков балетной труппы театра имени Джалиля: Александру Елагину, Айсылу Мирхафизхан, Михаила Тимаева, Антона Полодюка, Глеба Кораблева. Были великолепны артисты кордебалет.

Второе отделение и концерт в целом венчала сцена «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст» Шарля Гуно (хореография Л. Лавровского), в котором блистали Кристина Андреева, Михаил Тимаев и Коя Окава.

Если «Вальпуригеву ночь» видеть на сцене нашего театра приходилось, и не один раз, образ революционного Парижа впечатлил своей новизной. Колоссальная энергетика артистов захватила зал своим напором и мощью.

А вот танец «С.О.Н» в хореографии Марии и Марселя Нуриевых на музыку Антонио Вивальди поразил своей неожиданностью. И изяществом исполнения. Ольга Гоголадзенаписала про гипнотическое воздействие, и это недалеко от истины.

Мы убедились, что мастерство казанских танцовщиков не уступает гостям не только в «советской» классике, которой привержен в репертуарной политике театр имени Джалиля, но и в современной хореографии.

И еще одно впечатление. Техника современных танцовщиков поражает. Это нечто среднее между танцем и акробатикой. Знакомство с Театром Бориса Эйфмана, который выступал в Казани уже дважды, значительно расширило наши познания в современном языке балета.

Но вот что интересно. Если ты обращаешь внимание прежде всего на технику, значит номер тебя не впечатляет. Потому что эмоциональный контакт с артистами устанавливает вовсе не техника, какой бы сложной и оригинальной она не была.

В программе гала-концерта был один такой номер, который я смотрела с холодной любознательностью репортера. Пластика была великолепная, дуэт поражал слаженностью и артистизмом – но не тронуло.

Такая непростая это штука – искусство…

Не могу в завершение не заметить, что балетные спектакли и мастерство танцовщиков я оцениваю как рядовой зритель. Не имею знаний, чтобы выразить словами свое восхищение, хотя порой так хочется знать, сколько фуэте может себе позволить современный танцовщик, не могу аргументировано доказать, почему не производит впечатление артист с известной фамилией из известного театра.

В зале таких зрителей – большинство. И когда после спектакля они в едином порыве встают и долго аплодируют, нельзя не признать – Нуриевскому фестивалю еще жить да жить! Именно такому – КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА.

Хотя, как видим, это совершенно не мешает знакомиться с современной хореографией на гала-концертах.

 

Фото: Роман Хасаев http://realnoevremya.ru/today/7490 и Дина Егорова http://kazanfirst.ru/feed/47386

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить