Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

XI Казанский международный фестиваль мусульманского кино предварили две пресс-конференции в Министерстве культуры РТ. Одна состоялась 4 сентября, другая – в день открытия кинофорума, 5 сентября.

Тема одна, а ликов много

4 сентября на вопросы журналистов отвечали председатель отборочной комиссии, московский киновед Сергей Лаврентьев, казанский режиссер Алексей Барыкин и программный директор фестиваля Альбина Нафигова.

«Казань – абсолютно столичный, но, при этом, очень уютный город. Я рад, что снова здесь!», – начал свою речь московский гость Сергей Лаврентьев, известный российский кинокритик с большим опытом работы на международных кинофестивалях. Он уже не первый год возглавляет отборочную комиссию.

Он отметил, что отбор фильмов прошел на удивление гладко. В нынешнем году члены комиссии посмотрели более 700 лент различных жанров и направлений. Но не количество – самое главное. Качество присланных работ выше, чем прежде, и это не может не радовать.

Конечно, работать в кино стало проще. Сегодня на фестивали присылают порой фильмы, снятые на мобильный телефон. Это увеличивает число людей, которые пробуют свои силы в кинематографе, но снижают общий качественный уровень фильмов. Например, в прошлые годы их много было среди лент, присланных из Саудовской Аравии.

Так вот, в 2015 году таких явно слабых работ почти нет. Возможно, это лучшее доказательство возросшего авторитета фестиваля, его признания профессиональным сообществом.

Другой особенностью фестиваля нынешнего года стало отсутствие явных лидеров в конкурсной программе, причем отмечается это во всех номинациях.

«Если в предыдущие годы сербские и хорватские игровые картины были на голову выше остальных, то на этот раз нам трудно выделить какую-то одну работу из десяти: такие они разные. Каждая, безусловно, достойна победы», – подчеркнул он.

Киновед подчеркнул, что в фестивале, как и в Олимпийских играх, важна не победа, а участие. И пояснил.

На крупных фестивалях многое зависит от состава жюри, симпатий и антипатий отдельных его членов, даже от политической ситуации – и призов без интриг не бывает. В то время, как главный приз на порядок поднимает картину в цене, обеспечивает ее прокатную судьбу и прочие привилегии. Так что борьба порой бывает нешуточная.

«Поскольку Казанский международный кинофорум – фестиваль развивающийся, мы вольны награждать картины только за их художественные достоинства», – отметил киновед.

Кстати, многих кинематографистов именно эта адекватность оценки картин и привлекает.

Алексей Барыкин говорил в основном о татарстанском кинематографе, об успешном его развитии. По его словам, этому способствует приход нового поколения кинематографистов:

«Давно у нас молодежь не задавала тон в кинопроизводстве. Можно сказать, было пропущено целое поколение. И вот, наконец, посеянные с открытием кинематографического факультета в Казанском университете культуры и искусств зерна дают дружные всходы».

Он отметил важную роль в становлении кинематографа республики Международного кинофестиваля мусульманского кино. Представив свои работы сначала дома, некоторые авторы стали пробовать себя и на других кинофорумах.

О многом говорит и появление игровых лент, о которых раньше можно было только мечтать. А в 2015 году их сразу несколько – короткометражные «№9» Юрия Данилова, студента Казанского университета культуры и искусств (класс Н. Морозова) – он автор сценария и режиссер; «Хлопнул дверью и ушел» Салавата Юзеева, у которого уже есть большой опыт в кинематографе; «Под знаком любви. София Губайдуллина в Казани» Степана Белова, уверенно заявившего о себе на Y Международном фестивале любительского и молодежного кино; а также игровой фильм «Рудольф Нуриев. Рудик» Фарида Давлетшина, продолжающего киноисследование жизни и творчества «летающего татарина».

Зрители увидят еще несколько внеконкурсных работ кинематографистов республики, в том числе «Война непрощенных» Дениса Красильникова.

Всего на фестиваль 2015 года от Татарстана поступило 33 заявки.

Алексей Барыкин особо остановился на фильмах «Белые цветы» Рената Аюпова и «Рудольф Нуриев. Рудик» Фарида Давлетшина.

«Белые цветы» – лента, смонтированная из телевизионной версии многосерийного фильма, снятого на телеканале ТНВ по одноименному роману Абдурахмана Абсалямова. Ожидается, что она вызовет интерес зрителей в преддверии осенней телепремьеры. Картина «Рудольф Нуриев. Рудик» также снята по роману нашего современника –татарского писателя Рабита Батуллы. Он выступил и как автор сценария, и как актер.

В этом смысле обе картины равны, но если в первом случае внимание зрителей привлечен автор и его роман, до сих пор пользующийся популярностью, то во втором случае решающую роль сыграет международный интерес к личности главного героя – легендарного Рудольфа Нуриева.

Отвечая на вопрос журналиста, не устали ли организаторы за 11 лет существования фестиваля мусульманского кино от главной темы, заявленной в девизе казанского киносмотра – «Через диалог культур – к культуре диалога», Альбина Нафигова отметила, что это невозможно. Во-первых, актуальность темы в современном мире все возрастает, а во-вторых, каждый год в ней открываются новые смыслы. В прошлом году лидирующей темой была война, в нынешнем на первый план вышла тема гастарбайтеров – людей, вынужденных жить и работать на чужбине.

Добавим, что на фестивале 2016 года наверняка главной доминантой будет проблема беженцев.

Искусство во все времена откликалось на злобу дня, пытаясь найти ответы на «проклятые вопросы». Сегодня, когда зритель снова вернулся в кинотеатры, это очень важно, поскольку любой фильм адресован массовой аудитории.

При этом многие фильмы сняты с учетом специфики телевидения, а это значит – аудитория будет еще больше.

Все участники пресс-конференции были едины в том, что фестиваль мусульманского кино, призванный показать мир ислама и его истинные ценности, может поднять любую тему, если она волнует людей. С небольшой поправкой – если это не противоречит идеалам ислама. Но идеалы ислама, если приглядеться, созвучны идеалам всех религий и всех народов.

С помощью кино европейцы начинают открывать для себя мир, ранее для них закрытый, учатся жить в условиях многоязычия, рядом с людьми других национальностей и конфессий, что не всегда просто. Но опыт Татарстана показывает, что это вполне выполнимая задача.

Нельзя не отметить, что в кинозалах во время фестиваля можно встретить и татарина, и русского, и украинца, и чувашина. Всем интересно познавать мир, который раскрывается тебе на экране, в твоем городе, а не за тридевять земель.

Кстати, на пресс-конференции отметили важную образовательную функцию фестиваля в Казани. Его палитра вообще широка – это не только путешествие в другие страны, но и «проповедь и научное исследование».

Участники пресс-конференции заметили, что с каждым годом расширяются формы общения со зрителем. Например, в нынешнем году аудитория расширилась за счет жителей республики. Будет впервые организован образовательный форум «Время кино» – некое синтетичное действо, когда теория непосредственно соприкасается с практикой, когда можно учиться не только у мастеров, но и друг у друга.

На церемонии закрытия пообещали показать своего рода кинодневник фестиваля, который покажет, чему участники форума научились.

Хорошая площадка для проявления духового пространства

Утром 5 сентября прошла пресс-конференция с участием заместителя министра культуры Гузель Нигматуллиной. На вопросы журналистов также отвечали председатель жюри, народный артист России, обладатель премии «Оскар» Владимир Меньшов и почетные гости кинофорума: польский режиссер Кшиштофа Занусси, актеры Александр Михайлов и Борис Клюев.

Среди тенденций фестиваля 2015 года они отметили узнаваемость Казанского кинофорума в России и за рубежом, а также его благотворное влияние на развитие татарстанского кинематографа.

«Мы помним время, когда на фестивале татарстанских фильмов не было вообще. В этом году в конкурсной программе – 7 фильмов из Татарстана, и они представлены в каждой номинации», – отметила Гузель Нигматуллина.

Владимир Меньшов признался, что приступил к просмотру фильмов недавно, поэтому пока не готов высказывать свое мнение о конкурсной программе. Он высоко оценил организацию фестиваля и сделал комплимент Казани, назвав ее «похорошевшей и по-европейски чистой».

«Вот только жаль, что любоваться ею мне придется, видимо, только из окна отеля. Поскольку работа предстоит огромная, и, как председатель жюри, хочу надеяться, что наша команда подтвердит марку фестиваля. А, возможно, и поможет открытию новых фильмов», – заметил Владимир Меньшов.

Почетный гость фестиваля Кшиштоф Занусси признался, что еще вчера был в Якутии, сегодня – в Варшаве, откуда прилетел в Казань.

«В моем возрасте такие путешествия не рекомендованы доктором, однако пропустить Казанский фестиваль мусульманского кино я не мог, – с улыбкой заметил режиссер. – Мне интересен Татарстан и мусульманское кино. Мне близки все проявления в искусстве духового пространства, более глубокого взгляда на жизнь, где присутствует тайна», – сказал режиссер.

Борис Клюев сказал, что следит за Казанским кинофестивалем уже много лет:

«Мы все прекрасно знаем, как тяжело проводить фестивали с точки зрения финансов и организации. Нужно отдать должное, что фестиваль живет и, судя по всему, будет развиваться дальше. У культуры нет границ, мы должны с глубоким уважением относиться к тому, что в мире происходит. Не имеет значения вероисповедание, есть общечеловеческие ценности, такие, как любовь, преданность, честность. Они для всех религий одинаковы. Я постараюсь посмотреть как можно больше фильмов».

Гузель Нигматуллина подчеркнула, что фестиваль уже давно стал одним из самых ожидаемых культурных событий в Казани. Интерес к нему растет и в мировом профессиональном киносообществе.

«Казань стала точкой входа в Россию кино из стран Азии и Африки. Благодаря фестивалю представилась возможность увидеть работы кинематографистов Бахрейна, Ливии, Ирана, Ирака, Кувейта, Японии, Мексики и Арабских эмиратов», – отметила она.

В заключение заместитель министра культуры отметила, что девиз фестиваля «Через диалог культур к культуре диалога» объединяет все больше людей.

«Республика представляет собой историческую территорию добрососедства ислама с другими религиями, совместной жизни людей различных национальностей и культур. Фестиваль мусульманского кино является для нас еще одной возможностью продемонстрировать миру этот положительный опыт, показать, как развивается ислам в современном культурном пространстве Татарстана и России в целом», – сказала Гузель Нигматуллина.

Организовал встречи участников фестиваля с журналистами пресс-центр, работающий в одном из помещений торгово-культурного комплекса «Родина».

Добрые наши помощники – Руслан Шигабетдинов, Жанна Мельникова, Лиана Нурышева и Екатерина Вербицкая. Это для них уже не первый фестиваль, но программа усложняется, число площадок растет, увеличивается и количество журналистов.

Пресс-релизы пишут Алиса Розанова (редактор), журналисты Ирина Ульянова и Лидия Былинкина. Фоторепортеров и видеооператоров представляет «Татаркино». В группу по организации пресс-мероприятий входят Игорь Бутырский, Гульназ Галиева, Регина Шигабетдинова.

В нынешнем году кроме постоянных сотрудников в пресс-центре есть волонтеры. Работы прибавляется. Это не только помощь журналистам в их общении с участниками фестиваля, но и организация творческих встреч, регулярных пресс-конференций, оперативная работа на сайте.

Как и в прошлые годы, издан красочный буклет о фильмах, представленных на фестиваль. Заблаговременно были организованы пресс-показы некоторых картин из его программы.

На фестивале от нашей газеты аккредитованы Любовь Агеева и Владимир Зотов. На снимке: у  В. Зотова есть тема для разговора с К. Зануссии

Мы рассчитываем с помощью пресс-релизов дать развернутую картину кинофорума в Казани.

Любовь Агеева

Фото  Владимира Зотова

Публикация подготовлена по сообщениям пресс-центра на сайте кинофестиваля

 

Читайте в «Казанских историях»:

Определена конкурсная программа XI Казанского кинофестиваля

Премьера фильма «Белые цветы» состоится в рамках XI Казанского кинофестиваля

XI Международный фестиваль мусульманского кино: что будет вне конкурса

Звездная дорожка XI Казанского фестиваля мусульманского кино

Задача фестиваля – «разнести по миру гуманные идеи ислама» (репортаж корреспондентов «Казанских историй» об открытии фестиваля)

Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 5 сентября

Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 6 сентября

Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 7 сентября

Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 8 сентября

Завет отца: самое серьезное – это просто жизнь (о фильме «Под знаком любви. София Губайдуллина в Казани»)

Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 9 сентября

Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 10 сентября

Дневник XI Казанского фестиваля мусульманского кино: 11 сентября

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить