Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

15 и 16 сентября 2015 года московский Малый театр показал на сцене Татарского театра имени Г. Камала спектакль «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова.

Среди зрителей была Любовь Агеева.

Московские коллеги, видевшие премьеру в 2014 году, отмечали, что за «Маскарадом» скрывается сразу несколько важных для Малого театра событий.

Сюжет из XIX века

Во-первых, двухсотлетний юбилей поэта Михаила Лермонтова. Хотя он и не «наше все», как Александр Пушкин, но в школьной программе остается, причем в большом объеме, и о нем современные дети знают. Должны знать.

Во-вторых, возвращена на театральную афишу пьеса, которая когда-то именно в Малом театре впервые была представлена публике в Москве. Написанная в 1835-м, драма в стихах, как определил сам автор ее жанр, уже в следующем году могла бы появиться в Александринском театре Санкт-Петербурга. Поэт мечтал об этом, шел на уступки, переписывая ее по требованию цензурного комитета, который долго не давал разрешения на постановку. Впервые драма увидела свет рампы в 1852 году в Александринке, а спустя год была поставлена в Малом театре.

Как чистые ноты создают глубокий и пронзительный аккорд, так и костюмы, сценография, актерская игра и музыка создают под руководством режиссера Андрея Житинкина этот спектакль. Его прелесть и великолепие доступны каждому – от утонченного ценителя академического искусства до театрала с запросом на провокацию (ибо поставить «Маскарад» в полном соответствии с установками Лермонтова, по нынешним меркам, уже провокация). На это все есть одно: гениально. А как еще может быть в Малом театре? Тем более, если речь идет о спектакле в честь 200-летия со дня рождения великого русского поэта, отмечавшегося двумя днями ранее премьеры.

Анна Бояринова

Идем «на Воронина»

И, наконец, третье событие, уже из современной жизни – можно рассматривать премьерный спектакль 2014 года как бенефис известного актера театра и кино, народного артиста Российской Федерации Бориса Клюева в его юбилейный год (семьдесят – для мужчины не возраст, тем не менее уже можно думать, так ли жизнь прожита).

Судя по высказываниям Бориса Владимировича на пресс-конференции в преддверии казанских гастролей, своей жизнью он весьма доволен, однако итогов подводить и в 70 лет не собирается. Он заметил, что жаден до жизни и не всё еще в ней попробовал. «Я еще не напился из этого родника», – сказал он. И улыбнулся, чтобы слегка притушить «высокий штиль».

А диапазон «проб», заметим, колоссальный – от Евгения Арбенина до отца семейства Воронина, как иронически заметил он сам на пресс-конференции, персонажа в штанах с вытянутыми коленками. Причину зрительской любви к Воронину он понять никак не может. Ведь у него есть масса более симпатичных героев. Как заметил шутливо, он много сыграл людей с умными глазами: «Если в милиции, то генерал…»

Вот как определяет широту творческих возможностей Клюева автор статьи в Википедии: от карьериста-гомосексуала Архипова до «теневого премьер-министра« Майкрофта Холмса, от предателя Родины Дубова до директора ФСБ, от Президента США до сварливого отца семейства Николая Воронина, от герцога де Гиза и кардинальского прихвостня графа Рошфора до главы мафиозной группировки Царёва.

Борис Клюев уже дано работает в театре, известен по киноролям, ему нравится озвучивать иностранные фильмы, мультяшных героев, он с удовольствием выступает на эстраде и еще преподает в Высшем театральном училище имени М. С. Щепкина, который сам закончил в 1969 году. Ведет два курса, заведует кафедрой.

Тем не менее все, кто брал билет на «Маскарад», наверняка имели в виду Клюева-Воронина. Правда, кого-то, как меня, это настораживало, а кого-то, напротив, привлекало. Характерная деталь. Один из казанских сетевых ресурсов дал такое объявление о гастрольном спектакле москвичей: «Картинная декламация пьесы Лермонтова с Борисом Клюевым из «Ворониных» в главной роли».

Актерская популярность для Клюева – загадка. И он понять не может, почему сериал о взрослых семейных проблемах так любят школьники.

Арбенина Борис Владимирович назвал ролью высокого уровня, наравне с Отелло Шекспира. Сюжет похожий, как говорится, на все времена: спровоцированный на ревность муж убивает невинную жену. И вся гамма чувств, которую рождает ситуация – любовь и ненависть, ревность и месть, и все терзания души одновременно.

Борис Невзоров в роли Неизвестного

Зрители, увидев «Воронина» на сцене, сразу начали неистово аплодировать.Так было и тогда, когда мы впервые увидели Неизвестного, которого сыграл Борис Невзоров, еще один популярный киноактер в труппе Малого театра.

Так бывает везде, и на родной сцене Малого театра тоже. Я спросила Бориса Клюева на пресс-конференции, как ему удается убедить зрителей, что он может нечто большее, чем постоянно ссориться с женой и столь же постоянно говорить: «Галя, жрать!». Предполагала, что этот поединок со зрительным залом его напрягает. Оказалось, нет. «Я не дергаюсь по этому поводу», – с улыбкой сказал он.

Клюев относится к популярности Воронина-старшего с иронией. Он вообще ко всему и всем, в том числе к себе, относится с иронией и даже с юмором. Звездной болезнью не болеет. И не собирается, по совету одного из своих поклонников, «немедленно уходить из «Ворониных».

Борис Владимирович назвал себя разноплановым актером. У таких артистов нет постоянного амплуа. Он органично соединяет в своем даровании качества характерного и драматического актера, а в последних сценах «Маскарада» предстал как актер трагедийный.

Когда Арбенин понимает, что произошло, страшно смотреть на его лицо. Это маска сплошной боли, которая исчезает только в последней сцене, когда Арбенин сходит с ума. Но потом, когда актеры выходят на поклон, эта боль словно возвращается. Клюев не сразу выходит из образа, и не сразу на его лице появляется улыбка…

Арбенин - Борис Клюев, Нина - Полина Долинская

Не могу не заметить, по ходу действия актер порой раскрашивает своего Арбенина, выписанного Лермонтовым как персонаж-символ, красками живого человека. Кто-то из сверхкритичных рецензентов усмотрел в его поведении на сцене даже воронинские «примочки».

Житинкин в своем спектакле, как, впрочем, и в большинстве своих работ, делает основной акцент на красоте – поразить эстетическое чувство зрителя для него как для режиссера едва ли не важнее, чем спровоцировать его на сильные эмоции.

А потому совсем не случаен выбор соавторов «Маскарада» – модельера Вячеслава Зайцева и художника Сергея Бархина. Бархин создает на подмостках Малого театра строгое пространство холодного петербургского ампира, а Зайцев населяет его яркими и манящими силуэтами прекрасных дам и кавалеров, кружащих под звуки знаменитого хачатуряновского вальса, некогда написанного, к слову, все для того же лермонтовского «Маскарада».

И вот в этом вихре таинственной игры, в этой костюмной роскоши и сценографической строгости, в этом мире романтической поэзии и существуют актеры Малого театра.

Ася Иванова.

Я не ставлю перед собой задачу оценить спектакль наших гостей в целом. Ограничусь двумя цитатами коллег из московских СМИ. Спектакль ля меня – хороший повод для размышлений о «загадочной душе» современного зрителя.

На пресс-конференции представители театра (кроме Клюева, на вопросы журналистов отвечала генеральный директор Тамара Михайлова) не раз подчеркивали, что актеры Малого театра играют, что написано, сохраняя верность классике, как русской, так и зарубежной, а также уважая авторов. Но способен ли сегодняшний зритель понять все смыслы, которые заложил Лермонтов в свою пьесу?

После спектакля не только перечитала ее, но и нашла в Интернете литературоведческие статьи о поэте. Наиболее интересной мне показалась такая интерпретация «Маскарада»:

Основа «Маскарада» – не психология, не страсти сами по себе, не построение и разработка характеров, а философия поведения: проблема соотношения добра и зла.

Это трагедия человеческого общества, устроенного так, что настоящее, деятельное стремление к добру, насыщенное мыслью и волей, неизбежно должно принять форму зла – ненависти, мести. И стать жертвой этого зла должна именно невинность – чистая, детская душа: Тамара в «Демоне», Ольга в «Вадиме», Нина в «Маскараде».

Зритель, прислушивающийся к монологам Арбенина (если они не искажаются ложным «психологическим» истолкованием актера), должен испытывать сложную борьбу сочувствий: естественное сочувствие к Нине вступает в борьбу с философским сочувствием к Арбенину – как к страдальцу, потерявшему единственную надежду на спасение.

Современный зритель, особенно если он не читал «Маскарад», оценит спектакль и как яркое зрелище (чего стоят костюмы Вячеслава Зайцева), и как криминальную драму (как никак в основе сюжета – убийство), обязательно отметит отличную актерскую игру (в спектакле совершенно отсутствует антрепризное начало, которое, увы, часто наблюдается на гастролях московских театров, даже если театры с постоянной труппой), а вот философского противостояния добра и зла он скорее всего не заметит. И потому, что не приучен видеть второй план сценического действия, и потому, что такой задачи, как мне показалось, режиссер-постановщик Андрей Щетинкин перед собой не ставил. Он ведь знает, что зрители не любят ребусов на сцене.

Люди выходят из зрительного зала с увлаженными глазами. Ясный режиссерский замысел, внятная актерская игра помогают им четко уловить нравственный посыл создателей спектакля. Драма Арбенина проста и понятна каждому. Говоря современным языком, это кризис доверия. Он даже не пытается выслушать жену и берет на себя роль и судьи, и палача одновременно. И возмездие настигает не только жену, но и его самого.

Во многих современных спектаклях и кинофильмах тема нравственного выбора если и есть, то на уровне прямого морализаторства. Мы видим в основном сюжетные драмы. Актеры, способные показать драмы душевные, вымирают, как мамонты.

Несомненно, Борис Владимирович принадлежит к этому поколению актеров. Мне было интересно наблюдать не за тем, что он делает, а за тем, как он выражает внутреннее состояние своего персонажа. Это вам не Воронин, у которого внутри вообще ничего нет, есть только внешняя комическая маска. Кстати, это норма в комедии положений.

Я не зря здесь вспомнила о популярном телесериале. Кстати, в минуты отдыха я тоже смотрю его с удовольствием, правда, со временем он сильно измельчал по смыслу.

В зрительном зале я заметила много молодых людей, скорее всего пришедших не на Лермонтова и даже не на Малый театр. За мной сидела семья, и отец с матерью время от времени пытались объяснить дочери-подростку, почему нельзя жене Арбенина Нине (актриса Полина Долинская) бывать на маскараде и чем вызвано горячее желание князя Звездича (актер Александр Дривень) защитить свою честь. В свое время нам это объяснила учительница по литературе, но мы Лермонтова не «проходили», а изучали, чтобы понять.

Нина - Полина Долинская, князь Звездич - Александр Дривень

Дочь моих соседей по театру, как и ее сверстники, пришла «на Воронина», но что-то ее цепляло в актере Клюеве и в спектакле в целом, рождало вопросы, которые она задавала родителям. Не зря говорят – классика на все времена. И старомодные кринолины совсем не мешали осознавать драму Арбенина, горевать о трагической судьбе Нины, ставшей жертвой чужих страстей, возмущаться предательством баронессы Штраль (актриса Елена Харитонова) и неуемной жаждой мести Неизвестного (актер Борис Невзоров).

Не могу не назвать еще одного персонажа – коварного Шприха, который плетет козни, как паук паутину. Актер Владимир Носик мастерки материализует это коварство, в голосе, в походке, в ужимках.

Спектакль ансамблевый, все актеры хороши, однако в центре все-таки Борис Клюев. Так задумал Лермонтов, явив миру Арбенина, разрушающего на наших глазах все хорошее, что у  него было.

Так хочется верить, что после спектакля зрители будут долго помнить Бориса Клюева. Но не смешного Воронина, а трагичного Арбенина. И радоваться, что в их культурной копилке теперь есть и то, и другое.

Читайте в «Казанских историях» – Малый театр – шестой раз в Казани

Фото из открытых источников

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить