Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
23.02.2019

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Погода в Казани
-18° / -10°
Ночь / День
.
<< < Февраль 2019 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29    
  • 1914 – В селе Маминское Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Свердловской области родилась Магдалина Константиновна Мавровская, народный художник Татарстана, заслуженный работник культуры ТАССР, график, автор нескольких серий работ, посвященных истории Казани.

    Подробнее...

Профессор Владимир Курашов, заведующий кафедрой философии и истории науки КНИТУ-КХТИ, объявил о дате презентации своих уникальных проектов, уже реализованных в 2016 году в виде изданных книг. Об истории их создания и содержании он расскажет на презентациях в мае.

 «ФИЛОСОФИЯ ДВЕРНОЙ РУЧКИ» 

16 мая (понедельник) в 18:00,  Дом-музей В.П.Аксенова (ул. Карла Маркса, 55/31)

«СТАРАЯ КАЗАНЬ В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТОВ И ХУДОЖНИКОВ»                  

17 мая (вторник) в 17:00    Музей Е.А.Боратынского (ул. Максима Горького, 25/28)

В обоих случаях Владимир Курашов выступает как автор проекта и составитель, но, думаем, его лучше назвать душой этих изданий, где Владимир Курашов является также автором многих разделов: философских текстов, стихотворения, концептуальных фотографий, живописи и графики, он же дизайнер всего художественного образа изданий и их архитектоники.

Первую из названных книг он представил так:

Первое издание «Содружества мастеров слова, изобразительного искусства и художественной фотографии «Философия дверной ручки». Ключевая идея содружества определяется понятием «наша повседневность в образно-символическом представлении».

В качестве символа такой повседневности автор идеи безальтернативно выбрал дверную ручку. Действительно, она – атрибут и символ повседневности:

«Мы взаимодействуем с ней много раз в день телесно и душевно. Она может быть гостеприимно теплой, обжигающе морозной, недоверчиво шероховатой. Главное же то, что сразу после взаимодействия с ней меняется наша жизнь: от малозаметных изменений до катастроф, от радости до горя, от успеха до поражения, от любви до измены, от встречи до расставания, от удивления до разочарования. Словом, с Её Величеством Дверной Ручкой в нашей жизни связано многое главное и судьбоносное.

В первом издании показаны работы соотечественников, поддержавших Владимира Курашова, который «дошел до ручки» и обнародовал идею 1 декабря 2015 года в мастерской художника Александра Бусыгина. С момента этого события прошло немного времени, но уже сейчас число  дверноручечников насчитывает несколько десятков персон, представляющих философов, поэтов, художников, архитекторов, ученых, бюрократов, пирожников и сапожников со всей России. По всему видно, что в проекте происходит органичное соединение Её Величеством Дверной Ручкой философской жизни и повседневности».

Это цитата из аннотации к книге.

Мы встретились с Владимиром Игнатьевичем, когда он уже сдал книги в издательство и ждал сигнальных экземпляров. Конечно (неизбежный вопрос журналиста!), я попросила его рассказать о новых проектах. Не скрою от читателей «Казанских историй», что я знакома с книгой.

Первый вопрос – как родилась идея столь оригинального проекта?

– Всего четыре месяца от зарождения идеи до сдачи книги в издательство – удивительная скорость. И дело здесь не только в моей работоспособности, а в том, что откликнулась вся Россия: материалы из разных мест, от людей, представляющих разные профессии, стали наполнять проект содержанием. Вскоре он стал представлять законченное гармоничное произведения, а значит – его можно и нужно опубликовать. Проект может развиться во второе, третье издание, предвижу и выставки «Философия дверной ручки». Не исключено, что однажды таковая пройдет в Манеже в Москве – я люблю пионерские проекты. Наша миссия – миссия писателей, поэтов, художников – сделать что-то хорошее, причем, общезначимое и уникальное.

Теперь о том, как идея родилась. Мой день рождения – 1 декабря. Я всегда что-то придумываю, но не новые кушанья, кафе и рестораны, а создаю перформанс. На одном дне рождения сам вручал всем подарки, для гостей пел хор (это был юбилей – 50 лет).

Мое 60-летие проходило в формате утренника с началом юбилейного банкета в 9 часов утра, но в такую рань пришло 100 человек! Там была выставка моих картин, моих книг, в основном уровня всероссийского издания. Утреннее настроение обычно не связано с банкетами, но мне удалось связать их. Оказалось весело и хорошо: с шампанским, конфетами и печеньем, без «тяжелых» вин и закусок, но с выставкой и беседами в подвижных группах фуршета…

Люди любят новое, необычное, а мы, понимая это, тем не менее боимся выйти из колеи. Приходим к главной теме сегодняшнего разговора. Подошел очередной день рождения 1 декабря 2015 года – состоялся очередной перформанс. У меня была фотография дверной ручки советских времен, сделанная в соавторстве с моим сыном (он случайно-неслучайно сфотографировал ее в детстве, а я увидел в снимке концепцию: в такой ручке воплощена наша жизнь в СССР). Объектом была крашенная белая дверь из ДВП с ручкой, которая устанавливалась практически во всех жилых домах, построенных в СССР.

Замечу здесь, что я смотрю на прошлое как на моё и наше прошлое, то есть преимущественно отношусь к нему хорошо. Эту фотографию я назвал «СССР: просто, небогато, спокойно». Именно так мы и жили полвека назад – не было чего-то из атрибутов достатка, но и не было негативных атрибутов современной жизни: платных элитарного образования и медицинских услуг, не было и таких гадостей, как удушающие кредиты с геометрической прогрессией долга и последующим выбиванием долгов путем угроз и насилия.

Итак, эта фотография (она помещена на обложку книги) явила собой предпосылку зарождения идеи. К 1 декабря прошлого года я распечатал в нескольких экземплярах листок, где была помещена эта фотография с названием семинара «Философия дверной ручки». Я повесил эту фотографию на стене и раздал всем программку с предложением написать экспромты. Получилось весело, разнообразно, содержательно при участии всех гостей, словом, – перформанс состоялся.

Что такое перформанс? Это искусство, которое рождается вместе с автором, в его присутствии. Это не когда автор просто присутствует на открытии выставки, а когда он творит непосредственно вместе со всем окружением.

Произошло описанное событие в доме в овраге, у «царя художников» Александра Бусыгина, на ул. Ульяновых. В дореволюционной Казани эта улица называлась Первая гора. В целом было колоритно: поздний вечер, неяркий желтый свет из окон, деревянный сруб, деревянный стол, атрибуты искусства – и все связано идеей ФДР в сочетании с гостеприимством Александра Бусыгина.

Что же получилось? Мы ведь люди творческие… Мысли стали работать, идеи-образы кружиться. Никуда не денешься – возник проект и надо сделать книжечку. Я ее так и задумал: «Философия дверной ручки», издание Товарищества мастеров слова и изобразительного искусства (аллюзия на художников «Бубнового валета»).

Ориентировочная структура проекта была предложена такая:

– философские эссе;

– короткие эссе прозаические;

– стихотворения;

– живопись и графика;

– концептуальная фотография;

– синтетическое искусство с игрой смыслов между изображением и стихотворение, текстом и т. д.

И стало получаться. Почему? Если открыты наши глаза на жизнь, работает наш интеллект, неугомонно наше творческое начало и мы не отгоняем идеи текущими заботами, получается нечто новое, что обогащает жизнь.

Я разослал первичный материал и описание идеи проекта своим знакомым: философам, художникам, архитекторам, поэтам, медикам, химикам, пирожникам и сапожникам. Приятно и удивительно – в считанные дни откликнулась вся Россия: Нижний Новгород, Саратов, Саранск, Самара, Санкт-Петербург, Москва, Витебск….

– Как вы считаете, то, что откликнулось много людей, о чем говорит – о хорошем отношении к вам лично или о заинтересованности проектом, идеей?

– Хорошее отношение ко мне – это есть. Но хорошее отношение в нашей интеллектуальной сфере – это вовсе не любезность. Если что-то я не очень годное предлагаю, никакая любезность не поможет. Такой быстрый отклик искушенных в творчестве людей однозначно показал – проект уже состоялся как своеобразное явление искусства. Кроме большинства, высоко оценившего идею ФДР, некоторые восприняли ее как хохму, а другие говорили мне, что то же можно сделать про ложку, вилку или табуретку. Отвечу, что конечно можно, но ручка здесь первенствует.

Мы подходим к двери – у нас боязнь, мы подходим к двери – за ней тайна, мы подходим к двери, не зная, ждут ли нас еще или мы уже нежеланные гости, мы подходим к двери и не знаем, пришла ли любимая….

Страхи и ожидания счастья, надежды и разочарования – все эти чувства возникают при прикосновении к дверной ручке. Это попадание стопроцентное – с ложками и табуретками проекты возможны, но они не приобретут такой художественно-символической ценности как ФДР (посмотрите книгу!).

– Можете ли вы сказать, что в ходе реализации проекта вы сделали какие-то открытия или задумались о том, о чем раньше не думали?

– Открытия были. Первое: все виды искусства могут активно взаимодействовать в одном произведении, могут образовать некое органичное целое, или синтетическое искусство. Правда, некоторые формы такого синтеза находим уже в античности.

Второе – не всегда правы те, кто критикуют постановки, которые называются модернистскими. Как это Шекспир на мотоцикле катается? Или почему в произведении Чехова мобильный телефон?

Дело в том, что каждый из названных авторов и многие другие показывают вечные проблемы. Поэтому, если сейчас сценически воплощается драматургия Шекспира или Чехова, то на сцене вовсе не обязательно все должны ходить в панталонах, башмачках, со шпагами или в платьях до полу.

Поскольку мы говорим о вечных идеях, то привязка ко времени жизни драматурга необязательна. Если изобразительные средства, любые, хоть паровоз, помогают лучше показать главное в идее Шекспира, то пусть на сцене появится паровоз – это нормально.

Художник кнутом вас на спектакль не гонит: если не нравится подход режиссера – не ходите на его спектакли, если пришли и не понравилось – уходите до окончания. То же самое надо сказать о кино. Нужно понимать, что в экранизации невозможно отразить всё то, что написано в произведении словами. Любое переложение на другой язык – это искажение.

– Ручка – советская. В этой связи вопрос не только в ракурсе вашего замечательного проекта ФДР. В наше постперестроечное время заметна идеологически насыщенная тенденция переоценки прошлого. Я стала замечать, что советским прошлым стала интересоваться молодежь, причем далеко не всегда с негативным к нему отношением. Тренд, как теперь любят говорить, совершенно очевиден. Как вы думаете, с чем это связано?

– Последнее связано с тем, что правда побеждает рано или поздно, а кривда с позором изгоняется. Я не коммунистически ориентирован, я просто жил в это время и знаю по личному опыту детства, отрочества, юности и зрелости, что тогда было хорошо, а что было плохо.

Когда обвиняют прошлое в чрезмерном, например, давлении идеологии, то не замечают, что сейчас происходит то же самое. По идеологическим соображениям меняют названия тех или иных мест (шквал в топонимике), разрушаются памятники, переписывается история. То, что делают некоторые реформаторы, аналогично тем действиям, что совершали большевики – они борются с прошлым своих отцов.

Вот пример: «Мы видим город Петроград в 1917 году: бежит матрос, бежит солдат, стреляя на ходу». Ленинград переименовали в Санкт-Петербург, но это нерусское слово. Во время Первой мировой войны, когда патриотическое движение было активным, город Санкт-Петербург переименовали в Петроград, т.е. дали русское название – город Петра.

Недавнее переименование, на мой взгляд, связано с тем же неизжитым большевистским подходом: поскольку название Петроград символически связано с «плохим» 1917 годом, то давайте вернемся к латинизированному названию.

Важно осознать, что реформы могут вести как к лучшему, так и к худшему.

Я бы, может, и поверил тем картинкам прошлого, которые порой рисуются, но я реально жил в этом прошлом, и вместе со мной жили люди – славные, хорошие, советские, наши люди, русские люди. И что же там тотально плохого?

Прием в октябрята – весело и хорошо, звездочка – красиво. Прием в пионеры и ношение галстука – интересно, вдохновенно – не знаю никого из сверстников, кого бы это отвращало. В слове «пионер» нет чего-либо большевистского.

Причем тут как историческая личность Ленин? Это отдельный вопрос, но образ Ленина был воспитательным образцом. Те книги, которые о нем писали (конечно, с художественными домыслами), воспитывали создателей ракет и тех, кто перекрывал Енисей. Еще скажу – те же домыслы и вымыслы наполняют наше сознание в отношении образов современных героев с помощью средств высокотехнологичного обмана, который называетcя PR.

Другие исторические личности тоже не без греха. На стройках эпохи Петра I гибли миллионы людей. Наполеон вовлечением в свои захватнические авантюры погубил множество военного и гражданского населения Европы. Екатерина Великая совершила государственный переворот, с юридической точки зрения она – государственная преступница. Вспомним здесь «Горе от ума» Грибоедова:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Молодым порой трудно разобраться, что хорошо, а что плохо. Есть много желающих «помочь» им в этом. Как помочь молодому человеку противостоять манипуляциям? Как объяснить молодежи, что полезно знать разные точки зрения, чтобы понять, какая из них ближе к истине?

– Я понимаю философию как свободное критическое мышление. Моя задача перед студентами – воспитать у них именно свободное критическое мышление. Часто за «доброжелательной» информацией стоят чьи-либо интересы, в основном коммерческие.

Главный совет: нужно заниматься образованием и самообразованием. Чем выше образование человека, тем больше он защищен, но образование – это ежедневный тяжелый труд. Надо трудиться – учиться, учиться и учиться…

Постскриптум для читателей.

Приглашаю к участию во 2-м издании.

Материалы присылайте на адрес Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра." target="_blank">Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Книга «Философия дверной ручки» на сайте Издательского дома «Маковский»

: http://makovski.ru/books/read/285

 

Читайте также в «Казанских историях»:

«...а сокрытая мудрость и сокровище невидимое – какая в них польза?»

Деревянная Казань – уникальное явление мировой культуры

Деревянная Казань. Город, которого больше не будет

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов