Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Мы нашли в Интернете необычные воспоминания.  Авторы на сайте «Старообрядческое Подмосковье. История поисков и находок» представились как Галина и Владимир. Мы познакомились с Галиной и узнали, что фамилия супругов – Соколовы. Договорились познакомиться поближе, что со временем обязательно сделаем. Получили разрешение на размещение некоторых очерков с их совместного сайта в «Казанских историях».

Сегодня представляем вашему вниманию воспоминания Владимира Соколова о его «киношной» Казани.

Подробнее – http://www.genealogy-kzn.ru/o-seite/

 

Прочел в Интернете такое вот сообщение в отношении Казани:

«На днях «разобрали» последний кусочек от старого кинотеатра «Комсомолец», который был расположен по адресу Карбышева, 50. Кинотеатр был построен еще в 70-х годах, и его поистине можно назвать историческим памятником города.

Кстати, в 1990 году здание забросили. Три годя спустя “Комсомолец» стал развлекательным комплексом «Мета», но вскоре он прогорел. Местные жители не раз обращались в разные инстанции с просьбой вернуть кинотеатр, но их мечтам не суждено сбыться: на этой неделе «Комсомолец» полностью был снесен».

И подумал я, что бывший кинотеатр «Комсомолец» – это, пожалуй, лишь третья волна кинотеатров в советский период…

Весь период моего контакта с кинопрокатом делится на четыре этапа: первый – это кино с родителями, второй – школьная пора где-то со средних классов, третий – это университетский этап и, наконец, семейное кино (с Костей и Машей).

Причем, и кинотеатры (кинозалы) в эти периоды были разные.

Кино с родителями

Самого начала становление кинематографа в Казани я касаться не буду – меня тогда не было. Но об этом периоде есть хорошая статья «Становление кинематографа в Казани»

Кино с родителями – это клуб Строителей и ДК Гайдара. И еще, пожалуй, ДК Урицкого.

Я только что вспомнил, что там с родителями смотрел «Сорок первый», и это был, по-видимому, год 1957-1958, поскольку фильм вышел в прокат в 1956 году.

Чуть не забыл еще один кинозал – клуба «Комсомолец», который располагался в квартале, ограниченном современными улицами Гагарина, Восстания, Ибрагимова и Тунакова (в то время – улица Красного Знамени). Думаю, что как кинозал он перестал действовать очень давно, лет 30 назад, если не больше.

Когда мои родители в 1949 году переехали из поселка Урицкого в Соцгород, на ул. Лядова, то там, в этом новом районе, рядом с двумя машиностроительными заводами, было три места, где шли кинофильмы. Первое из них – это открытый кинозал в парке Соцгорода. Хотя он просуществовал относительно долго, до 1960-х годов, рассматривать его всерьез мы не будет в связи с очевидной сезонностью его функционирования и нерегулярностью показа фильмов.

Но вот что повествует история Соцгорода.

В 1933 году было начато строительство дома Связи – это название я совершенно не помню, по-видимому, к моему возрасту осмысленного существования он уже довольно долго назывался ДК Гайдара, а ныне – Молодежный центр им. А. Гайдара. Тогда же, в середине 1930-х годов, появился в Соцгороде клуб Строителей.

Поскольку отец все время работал в промышленном строительстве, то клуб Строителей был ему профессионально ближе. В клубе был достаточно большой зал, вполне приспособленный не только для разного рода мероприятий, но и для показа кинофильмов. Посещения клуба Строителей с развлекательными целями, безусловно, были в семье, но помню я их очень плохо.

Как мне сейчас кажется, демонстрировались фильмы исключительно по вечерам (возможно, что не каждый день), и по выходным дням. Большую часть первого этажа здания занимал собственно зал с обтекающим его с трех сторон фойе. Хорошо помню, что отца все там знали, посему путь от входной двери клуба до двери зала сопровождался множеством приветствий, рукопожатий и коротких разговоров отца со своими знакомыми – эта веселая суета в фойе запомнилась.

Мне неизвестно, когда прекратил свое существование клуб Строителей, вернее, когда перестал функционировать зал клуба для показа кинофильмов. Мне кажется, что где-то в 1970-е годы. Но само здание приятных светло-зеленых оттенков с двумя парами колонн главного входа стоит и поныне среди елей, которые давно переросли два его этажа. Сейчас это здание (ул. Копылова, 13) принадлежит, по-видимому, ООО «Строительно-промышленная группа «СВ-Транс», о чем даже свидетельствует вензель над центральным входом.

Но все же клуб Строителей располагался от нашего дома чуть ли не вдвое дальше, чем ДК Гайдара. По этой ли причине, по другой ли, но бывали мы в ДК Гайдара чаще. Для показа кинофильмов там было два зала: Большой зал на втором этаже, выход зрителей из которого был сразу на наружную металлическую лестницу здания, и Малый – на первом этаже, где шли преимущественно мультики (возможно, что как кинозал он заработал позднее).

Большой зал был действительно большой: дальняя от экрана и меньшая его часть отделялась двумя (как помню сейчас) массивными колоннами, которые мешали просмотру с некоторых мест задних рядов.

Пол был горизонтальный, безо всякого подъема, что также удобству просмотра не способствовало, поэтому, если мы приходили в зимнее время, то отец свертывал мою верхнюю одежду, и я взгромождался на нее. Если и этого было мало, то он добавлял и свое свернутое пальто, либо мы менялись с ним местами. В 1950-е годы точно, но, может быть, и позднее, показу фильма всегда предшествовал новостной (примерно, 7-10-минутный ролик) либо сатирический киножурнал «Фитиль», который смотрелся с интересом всеми.

К показу собственно фильма всегда появлялись опоздавшие зрители, которых во время показа «Новостей дня» в зал не допускали. После завершения ролика, на короткое время включали полусвет, и опоздавшие бегом занимали свои места.

Хорошо помню, что по центральному проходу зала с началом показа фильма ходить было нежелательно, поскольку человек попадал в луч света проектора, и ему тут же доставалась стандартная фраза: «Товарищ, сядьте, Вы же не прозрачный!».

Кое-какие фильмы в ДК Гайдара я припоминаю. Это точно был «Тарзан», а также индийские фильмы с участием Раджа Капура. По крайней мере, на эти фильмы зал был всегда полон.

Сразу оговорюсь, что не испытываю никакой ностальгии по совсем старым фильмам. Не представляю, что может заставить меня посмотреть эти фильмы заново: будь-то «Тарзан», Радж Капур, да если бы даже и общепризнанная советская классика типа фильма «Броненосец «Потемкин».

Давайте, я просто признаю, что это шедевры, а смотреть не буду. Но так я сейчас говорю, а тогда эти фильмы вызывали полный восторг, и не только мой.

Школьный период

Во второй половине 1950-х годов в Соцгороде построили ДК им. В.И.Ленина с весьма приличным кинозалом. Большинство фильмов школьной поры мы смотрели с друзьями в 1960-е годы в нем, хотя где-то класса с девятого стали открывать для себя и другие кинотеатры: не только ДК Урицкого, расположенный достаточно близко, но и те, что были «в городе»: «Родина», «Татарстан», «Спутник». И даже те, до которых нам нужно было добираться с пересадкой на транспорте: «Мир», «Победа», «Дружба».

В кинотеатрах всегда продавали мороженое. Самое простое и востребованное – это пломбир в вафельных стаканчиках стоимостью, по-моему, 15 копеек. Бывало еще крем-брюлле в бумажных стаканчиках с палочкой в придачу для поедания мороженого. Было сливочное между двух вафель, но оно было менее удобно в обращении и имело тенденцию капать при таянии. Наконец, по 22 копейки было круглое эскимо в блестящей фольге и на палочке, пожалуй, и все.

Мороженое заменяло современный попкорн. Сейчас мне порой кажется, что вскоре без попкорна пускать в зал просто не будут, но тогда в приличные кинозалы с мороженым не пускали. Правда, большинство зрителей приходило заранее, минут за 15 до начала сеанса, и «пропустить» стаканчик мороженого всегда успевало.

Если уж мы про мороженое заговорили, то мимо газировки тоже пройти не можем. Я застал и хорошо помню разъездные тележки с системой газирования (эта система чем-то напоминало мне кабинет химии в школе, в который мы изредка заглядывали только в дверь, разумеется, поскольку в младших и средних классах химии еще не было).

Да, так вот тележки эти с газировкой курировали всегда какие-то тетечки не хилого телосложения, явно довольные жизнью. Впрочем, допускаю, что малышне нашего возраста это только так казалось.

Позднее появились автоматы газированной воды. Если тетечки принимали любые монеты в размен, то к автоматам следовало приближаться лишь при наличии трехкопеечной или однокопеечной монеты.

 

Автомат газированной воды «всамделишный», не исключено даже, что работающий. Фото это совсем современное, с выставки «Советский дизайн 1950 – 1980-х». Источник

Работала эта система следующим образом: на крышке автомата или на соседнем, поскольку они стояли обычно блоками штуки по три-четыре, кучковались те самые стеклянные граненые стаканы, которые уже, кажется, исчезли отовсюду и давно – чрезвычайно распространенная емкость, даже в ресторанах, где их использовали в комплекте с подстаканниками. Стоящие на крышке автоматов стаканы были, заметьте, общего пользования (!).

Немного отвлекаясь, скажу, что когда я был маленький, мне всегда казалось, что в этих автоматах, так же как и тетечками при тележках, используется исключительная кипяченая вода.

Это мое убеждение строилось преимущественно на том, что дома отец всегда рекомендовал использовать кипяченую воду для питья. Думаю, что у него к тому были основания: ведь он свою профессиональную карьеру начал на строительстве КРИБа – волжского водозабора, с которого вода и поступала в квартиры Соцгорода, следовательно, хорошо знал систему очистки (не исключаю, что первые годы-десятилетия она могла быть достаточно примитивной).

Но уже в младших классах школы на меня неожиданно нашло озарение, что ожидать применения для газировки кипяченой воды – верх наивности, и я от нее (наивности своей) успешно избавился.

Возвращаюсь к фотографии: какое действие имитирует человек, знакомящийся с автоматом? Он опускает монетку в прорезь. Нужно полагать, что до этого он раздобыл стакан, сполоснул его – для чего в выемке автомата, где собственно и протекают все водные процедуры, справа есть специальное место: ставишь стакан вверх дном, нажимаешь на него и получаешь робкие струйки воды, якобы омывающие стакан изнутри.

С полным убеждением в чистоте стакана (что граничит с моей наивностью по поводу кипячения воды!) переворачиваешь стакан и ставишь рядом. Монета опущена, и остается нажать одну из трех кнопок рядом.

Я сейчас уже не помню, почему их три, но одна из них точно для получения только газированной воды (1 копейка стакан), еще одна – это газированная вода с сиропом (3 копейки), допускаю, что третья кнопка – предложение выбора – что желаете: с вишневым сиропом или с лимонным?

Нужно обязательно отметить, что это было время полного отсутствия каких-либо химических пищевых красителей. Сироп был натуральный! И вообще газировка с сиропом – это было вкусно. И сейчас помню момент шипящего наполнения стакана газировкой с сиропом: полный стакан, да порой и через край.

 Автоматы газированной воды стояли не только на улице, но и в некоторых кинотеатрах. Их эпоха, в моем представлении, закончилась, когда с них безвозвратно исчезли куда-то стаканы…

Если уж повело меня на «денежные» разговоры, то скажу еще о телефонах-автоматах.

С них звонили домой или друзьям, для этого нужна была монета в две копейки. Звонки были достаточно частыми, поэтому двухкопеечные монеты были самыми дефицитными. В транспорте мы никогда их не отдавали – находилась монета более крупного номинала в надежде, что в сдаче будет «двушка».

Если нужно было срочно звонить, а монеты не было, ничего зазорного не было в том, чтобы спросить ее у совершенно незнакомых людей: сегодня выручают тебя, завтра ты выручаешь кого-то. Мало того, в какой-то момент в ходу объявились металлические кружкИ, которые по размерам и весу вполне эти монеты заменяли. По сути это были фальшивые монеты, но никто их таковыми не считал, а, если такая «монетка» попадалась тебе на сдачу в магазине, ты относился к этому вполне спокойно, прекрасно зная, что в тот же день ты ее используешь по назначению.

Телефоны-автоматы были трех категорий: нормальные, которые адекватно реагировали на «двушки» и обеспечивали соединение; вредные, которые проглатывали монету, ничего взамен не предоставляя, и «клёвые», когда, переговорив, ты вешал трубку, не слишком сильно стучал по корпусу автомата, а в ответ он выдавал тебе не только твою монетку, но и три-четыре в придачу…

Билеты на фильмы стоили от 20 до 50 копеек (до 70 копеек – на широкоэкранные фильмы), эти цены, так же как и многие другие, держались очень долго. Для соотнесения: проезд в трамвае стоил 3 копейки, а в троллейбусе – 5 (автобусных маршрутов было так мало, что я не помню стоимость проезда в них); билет в купейном вагоне до Москвы – 15 рублей, а авиационный до Симферополя – 36 рублей. Да и работать мы начинали с окладом в 110 рублей.

Пока мы не стали зарабатывать сами, никаких лишних денег у нас не было, но на кино и мороженое они выкраивались в ущерб чему-то другому. Самые дорогие места были в центре зала, но мы предпочитали брать более дешевые на дальние ряды. Правда, три первых ряда (самые дешевые билеты) не брали никогда.

Университетский период

Контакт с кинематографом для меня начался с церемонии приема в первокурсники, когда некто молодой и энергичный от имени университета с трибуны бросил фразу: «Забудьте «Родину» и «Татарстан» – ходите в «Вузовец»!

«Вузовец» – абсолютно невзрачный снаружи (да и внутри) кинотеатр, который, тем не менее, был посещаем, по-видимому, за счет своего расположения – в самом центре города.

Нашел в Интернете короткую историю существования кинотеатра:

«В 1845 году участок на углу улиц Ново-Горшечной и Собачьего переулка приобрёл казанский мастеровой П.Зуев, построивший на этом участке дом, а во дворе – каретник, погреб и пристрой к дому. Дом был доходным, т.е. сдавался в наём. Верней, сдавалась часть дома. В угловой части проживали сами хозяева.

 В начале XX века соседи Зуевых братья Садовниковы решают открыть в этом месте театр. Они договариваются с хозяйкой дома Елизаветой Зуевой о покупке дома в рассрочку, внутри двора возводят стену, часть дома по Ново-Горшечной и часть дома по Собачьему переулку накрывают единой крышей. В полученном таким образом зале сооружают сцену и театр готов. Он получает название «Мулен Руж». В 1916 году театр реконструируется в кинотеатр и получает название «Народный театр». С 1926 года переименовывается в просто «Народный». С 1940-го года – новое название – «Рот фронт». А с 1944-го – «Вузовец»«.

 

Кинотеатр «Вузовец». Фото около 1950 года. Источник

Сейчас это место по фотографии узнать почти невозможно – можно ориентироваться лишь по строящемуся зданию Казанского финансово-экономического института (на фото – на втором плане), строительство которого было завершено в 1951 году.

На месте бывшего кинотеатра «Вузовец» – автомобильная дорога с улицы Щапова, рядом – начало лестницы к памятнику Муллануру Вахитову.

Здание кинотеатра было снесено в середине 1980-х годов.

У кинотеатра «Родина» своя история. В 1902 году на Большой Проломной улице открылись два частных кинозала. Один из них – предшественник «Родины» – расположился в доме торговца Афанасьева. Кинематограф тогда был в диковинку – билеты на сеансы разлетались мгновенно, несмотря на высокую стоимость. Проработав с аншлагами 5 лет, кинозал получил своё первое постоянное название – «Фантазия». После революции кинотеатр сменил название на «Грингри», а 27 апреля 1924 года был национализирован и назван «Унионом».

В 1938 году кинотеатр был реконструирован и переименован в «Родину». Тогда же в кинотеатре появился второй зрительный зал, буфет, эстрада в фойе, где перед сеансами играл оркестр. Причем рассказывают, что здесь выступали оркестры Олега Лундстрема и Виктора Деринга, но мы этот период не застали.

 

Кинотеатр «Унион», позднее – «Родина»

Кинотеатр «Аполло» стал называться (по-видимому, с 1914 года) «Электра», а в 1931 году здесь был открыт первый звуковой кинотеатр Казани, с 1950 известен как «Татарстан». Источник

Репертуар проката. Навскидку возьму 1969 год: 147 картин советского производства отсняты (или поступили в прокат). Источник

Из этих 147 картин я «опознал» 43 картины, просмотренные нами: «Андрей Рублев», «Белое солнце пустыни», «Влюбленные», «Внимание, черепаха!», «Гори, гори, моя звезда», «Король-олень», «Красная палатка», «Неподсуден», «Опасные гастроли», «Подсолнухи» Витторио Де Сика, «Посол Советского Союза», «Преступление и наказание», «У озера», «Чайковский» и другие.

Мне кажется, что отечественных картин в прокате было около 70 %, остальные фильмы производства Франции, Италии, США, Польши, редко – Испании, Японии. Были, конечно, индийские и китайские фильмы, но они у нас интереса не вызывали. Все остальные зарубежные фильмы мы просматривали практически полностью.

Напротив главного здания университета, через «сковородку» – очень удобный полукруг лавочек вокруг памятника молодому Ильичу, расположилось одно из «высотных» зданий университета – 2-й учебный корпус. Первый – здание физического факультета, было введено в строй, когда мы уже закончили учебу в университете, но кому-то с нашего выпуска досталось убирать в нем строительный мусор.

А вторая «высотка» построена в 1978 году, сзади к ней примыкает новое здание университетской библиотеки имени Лобачевского, безусловно, лучшей в городе.

Так вот, на месте здания библиотеки раньше стоял кинотеатр «Комсомолец», правильнее «КИМ» (еще один по названию, не путайте с указанными выше). Был он летним, полностью деревянным, время от времени посещаемым нами в годы учебы в университете.

Вокруг кинотеатра был небольшой скверик с фундаментальной лестницей, спускающейся в Ленинский сад. Раньше на этом месте была недолго Николаевская площадь, превращенная затем в Николаевский сквер.

 

Лестница, соединявшая верхнюю и нижнюю террасы Ленинского сада. Источник

Я встретил любопытный фрагмент рассказа об этих местах.

«В 1924 году, в память вождя мирового пролетариата, Николаевский сквер был переименован в сад «имени товарища Ленина». Не обошлось и без перепланировки, сад был расширен в верхней части в сторону университета и соединен с университетским клиническим садом – появилась верхняя терраса сада.

Архитектурно оформленная лестница вела из нижней части сада в верхнюю, где был открыт один из первых в Казани стационарный «советский» памятник В.И. Ленину. Первоначально это был бронзовый бюст, замененный позднее бронзовой фигурой работы скульптора Н. Шильникова.

Монумент был довольно необычным. Воплощенный в нем вождь пролетариата еще не имел канонических черт, поз, одежд, к тому же он был вдвое меньше человеческого роста.

Газета «Известия ТатЦИКа» за 1924 год отразила полемику, которая шла по поводу места установки памятника. В частности, предлагалось поставить его на площади Свободы, на берегу Кабана, у вокзала, у пристани. Однако все эти места были признаны неудачными, и выбор пал на Николаевский сквер. Выбор был не случаен: памятник довлел над окружающим пространством, символизировал устремленность к новым, коммунистическим высотам, а, кроме того, располагался совсем недалеко от того места, где молодой Володя Ульянов начинал свою революционную деятельность, что еще более усиливало знаковый смысл всей композиции.

К 1931 году на верхней террасе сада построили летний кинотеатр. Возле кинотеатра были открытая эстрада, волейбольная площадка и стрелковый тир. Можно представить, какая теснота была на верхней площадке сада. А в нижней части: фонтан испорчен, сад не электрифицирован, нет мусорных ящиков, лестница из сада прогнила, почти вся разобрана, скамеек почти нет, посередине площадки, где стоит толпа, слушает радио – огромная лужа, сюда выливают воду продавцы киосков; милиции нет, так что хулиганам вольготно.

Позже, в 1935 году, сад передали в ведение Дома Красной армии. Появилось освещение, отремонтировали фонтан, вход в верхнюю часть сделали бесплатным.

В конце 1940 – начале 50-х годов была популярна танцплощадка в Ленинском саду, в верхней части сада (вход стоил два рубля). Кроме того, там работали летний кинотеатр «Комсомолец», два буфета на открытых верандах. Танцплощадка с эстрадой была одним из «злачных мест» города, здесь не только танцевали – здесь собиралась казанская шпана».

Источник

Лестница, соединявшая верхнюю и нижнюю террасы Ленинского сада и памятником Ленину. Архитектор: Дмитрий Михайлович Федоров совместно с Ф.П.Гавриловым. Источник

Есть в Казани здание, которое могло бы по праву претендовать на «лицо города». Это Александровский пассаж, построенный купцом Александром Сергеевичем Александровым, как говорят, вложившим в это дело 800 000 рублей – десятую часть своего состояния. Открылся Пассаж 8 ноября 1883 года.

 Александровский Пассаж, старинные открытка и фото.

Строилось здание как доходное, но таковым, к сожалению, не стало, несмотря на целую совокупность новшеств: стеклянное крыша внутреннего двора, воздушное отопление, лифт, электрическое освещение и т.д.Содержание его обходилось слишком дорого.

 Одно время на третьем этаже Пассажа располагалась типография Ивана Николаевича Харитонова, а вот на первом этаже Пассажа 6 декабря 1908 года некто Гирш Мордухалович Розенберг устроил электротеатр «Пассаж».

 Внутренний дворик Александровского Пассажа «вчера» и сегодня. В самом конце этого дворика за двумя колоннами был вход в кинотеатр

«Последнее слово техники – гипсовый экран. Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеанса играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера», – так писали местные газеты.

В Пассаже до революции работал известный в Казани ресторан «Пале де Кристаль». Источник

А с 1930 года кинотеатр сменил свое название и с тех пор был известен как «Пионер». Принято считать, что там шли исключительно детские фильмы. Но и детские фильмы бывают разными (бывали, по крайней мере). «Старая, старая сказка», «Внимание: черепаха!», «Чучело» и т.д.

Так что время от времени мы в «Пионере» бывали… Пока он еще существовал. Но в ночь на 28 апреля 1977 года здание Пассажа обрушилось как раз в этом месте, где был кинотеатр. По счастью, это случилось, когда никого там не было… Источник

Фото: Источник

С 1977 года были вялые попытки восстановления здания. Выделялись деньги, начинались работы, затем деньги куда-то исчезали, а работы приостанавливались. Прошло, однако, 35 лет. Само здание так и находится в полуживом состоянии. Работают какие-то офисы.

Да вот и мне самому по каким-то служебным делам лет 10 назад пришлось побывать в нем: поднимался на третий или четвертый этаж и по открытой галерее шел практически до самого конца здания, до того места, где, я думал, вот-вот на битые кирпичи и разрушенные перекрытия выйду. Но нет, там тоже работали офисы.

Но вот только что наткнулся на сообщение от 11 декабря 2012 года:

«Реставрация Александровского пассажа перешла в активную стадию. Сейчас идет реставрация двух фасадов – со стороны улиц Дзержинского и Мусы Джалиля.

Заброшенное много лет назад здание Александровского пассажа начала возвращать к жизни петербуржская компания «ПАН». Здесь планируют разместить пятизвездочный отель. Внутри пассаж уже привели в порядок. Помещения освободили от мусора и грязи, закрыли разбитые окна и центральный фонарь атриума, отремонтировали кровлю, подвели канализацию и воду.

В будущем здесь планируется скрупулезное восстановление лепнины, которая довольно хорошо сохранилась, несмотря на старания предыдущих реставраторов и многолетнюю разруху. Будущим постояльцам хотят подложить стеклянный пол. В свое время он использовался торговцами для того, чтобы следить за разгрузкой товаров, и был одним из предшественников камер видеонаблюдения. Стеклянную изюминку решили восстановить.

Воссозданием облика здания занимаются опытные питерские профессионалы. Компания «ПАН» (дочерняя компания владельца здания – ООО «Недвижимость и реконструкция») отреставрировала уже многие памятники истории и архитектуры в Петербурге. Она работала над «Домом Зингера» на Невском проспекте, отелем «Мойка 22 Kempinski» на Дворцовой площади, зданием «Дом книги» на углу Невского проспекта и канала Грибоедова и многими другими. На работах в Казани задействовано 50 реставраторов из Санкт-Петербурга.

На полное восстание здания из пепла забвения понадобится ориентировочно 2-3 года. Но вот фасадные работы точно планируют завершить к июню 2013 года».

Источник

Надо же, думаю, и пятизвездочный отель непременно со стеклянными полами появится в здании Александровского пассажа, и старинный лифт, вероятно, заработает, и фонтаны оживут? Но кинотеатра «Пионер» там уж точно не будет.

И все же хочется закончить на оптимистической ноте – решил поместить фотографии совсем недавнего времени – осени 2012 года.

Внутренние пространства Пассаж. Уже почти не страшно и есть надежда на восстановление… Источник

Семейный период

Кино с детьми – это совсем другое кино! Далеко в центр города для просмотров фильмов мы не забирались, и круг кинотеатров был заведомо определен: ДК им. В.И.Ленина и ДК Гайдара в Соцгороде, ДК Урицкого, ДК Химиков и кинотеатр «Костер», что был на перекрестке улиц Декабристов и Восстания.

Зал кинотеатра «Костер» был очень необычным: вытянутый и весьма узкий, по-моему, максимум 10 кресел в ряду. Ну, и понятно: расположенный в первом этаже жилого дома, да еще и при наличии просторного фойе, он и не мог быть иным.

Какое-то время предварительной продажи билетов на последующие дни не существовало. Иногда вообще продавали билеты только на очередной сеанс, но обычно можно было утром взять билеты как на дневные, так и на вечерние сеансы.

На хорошие фильмы желающих всегда было больше, чем билетов, поэтому я старался ездить за билетами заранее, хотя и без гарантии, что сумею взять их на нужный сеанс. Поэтому как только отходил от кассы, сразу звонил Галине и сообщал ей, куда и на какой сеанс мы с Костей (позднее – мы с Машей) идем.

Вообще-то в этот самый «семейный» период было кино с детьми, и, хотя и реже – кино без детей. Мало того, во втором случае было кино и «другое кино». «Другое кино» редко попадало на экраны кинотеатров. Впрочем, и фильмы Андрея Тарковского мелькали крайне неназойливо: в каком-нибудь одном кинотеатре на окраине или клубе, одним или двумя сеансами. Так, «Андрея Рублева» нам удалось посмотреть в «Идел» на Фрунзе, «Сталкер» шел, по-моему, одним сеансом в клубе им. Маяковского, да и то, когда его привез сам Андрей Тарковский. А где мы нашли «Зеркало» и сами уже не помним.

Лишь один кинотеатр в городе – «Спутник» ухитрялся изредка выпускать на свой экран «другое кино». Но и «Спутника» уже давно нет, а что будет с его зданием в полуразрушенном состоянии – неизвестно.

А здание это построил для своих лавок еще купец Карманаев в 1872 году. Правда, мы уже убедились, что и «Спутник» и «Комсомолец» – не единственные материальные потери. Полностью исчезло, например, здание кинотеатра «Дружба».

Но гораздо больше все-таки случаев «перепрофилирования»: в здании кинотеатра «Победа» ныне Дом офицеров (ныне татарский ТЮЗ – Ред.), в здании ДК имени Маяковского – офисный центр. Да это еще не худший вариант – хотя бы здания живут. Кинозал в ДК имени В.И.Ленина просто разрушен.

А помните, что по Центральному телевидению с 1962 по 1995 год шла передача «Кинопанорама»? Одно только перечисление ее ведущих дает представление об уровне передачи: Зиновий Гердт, Олег Табаков, Ия Савина, Татьяна Лаврова, Григорий Чухрай, Григорий Александров, Алексей Каплер (я его запомнил больше, чем других ведущих), Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Ростислав Плятт, Эльдар Рязанов, Николай Губенко, Виктор Мережко и др.

В Казани в свое время, но значительно позднее начала передач «Кинопанорама» появился Клуб друзей кино. Считается, что он существовал 17 лет. Когда он был организован, я точно не скажу, но могу примерно определить, поскольку существовал Клуб друзей кино на базе Молодежного центра. Молодежный центр построили в 1977 году, а в 1993 году это здание «приобрел» Ак Барс Банк.

Деталей этой истории я не знаю, понятно лишь, что вот был Молодежный центр в Казани, и вот его не стало. Не стало и Клуба друзей кино, а ведь на его заседания приезжали Отар Иоселиани, Алла Демидова, Николай Караченцов, Илья Авербах, Андрей Тарковский, Лариса Шепитько, Владимир Высоцкий, Никита Михалков, Станислав Говорухин. Выступали, привозили свои фильмы или фильмы, в которых снимались …

Послесловие

У меня не было намерения сделать полный обзор кинотеатров, в которых нам удалось побывать на протяжении нескольких десятилетий. Если я что-то упустил, то буду рад дополняющим комментариям. Ясно одно: из примерно двух десятков кинотеатров, что я упомянул, действующими остались только два: кинотеатр «Мир» и ДК Химиков. Ну, за ДК Химиков пусть незримо, но, вполне материально видится одно из крупнейших предприятий города.

А вот «Мир» сегодня считается единственным государственным кинотеатром в городе. Государственность эта несколько относительна, поскольку кинотеатр находится на хозрасчете, зато властные структуры имеют возможность постоянной киноплощадки на случай тех или иных их кинозатей.

Просуществует кинотеатр «Мир» в таком статусе недолго, вполне возможно, что со временем он превратится в Дом кино на условиях бюджетного финансирования, но лишится привычного статуса кинотеатра. Хотя кто знает, может быть, и появится в городе площадка «другого кино».

Здесь мне вспомнилась крылатая фраза вождя мирового пролетариата: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино!». И верно: кино в ту пору, несомненно, было очень удобным средством воздействия на умы и средством пропаганды советского образа жизни. Ничего не скажешь, эта машина пропаганды работала весьма эффективно.

Сейчас она не нужна и государство ушло из сферы не только кинопроката, но, по-моему, и из кинобизнеса в целом, тоже – а что, собственно говоря, пропагандировать-то?

Типа забавного эпилога

 Когда у нас недавно гостил внук, я вспомнил один московский эпизод. В 1981 году мы ездили втроем, с Костей, на Селигер, а на обратном пути на 2 – 3 дня задержались в Москве у Лёли. Был август, и было очень жарко. В московском зоопарке мы оказались в небольшой группе посетителей, смотревших, как служитель поливает из шланга небольшого гималайского медведя, изнывавшего от жары. Передать словами то блаженство, которое всеми своими ужимками демонстрировал мишка, невозможно. Костя вовсю смеялся, но это надо было видеть, поскольку обаяния ребенку было не занимать. Поэтому половина столпившихся у клетки посетителей наблюдала за мишкой, а остальные – с восторгом – за Костей…

Прошло совсем немного времени, и ситуация повторилась, когда мы с Костей в тот ли день или в следующий пошли в «Россию» смотреть сборник мультфильмов. Всех мультфильмов я не помню, но среди них был и «Так сойдет». Именно на него Костя и отреагировал примерно так же, как в случае с купанием гималайского мишки. И уж точно также отреагировали и зрители, которые оглядывались на Костю…

Мы с Викенькой как раз закончили очередной просмотр у меня на компьютере всех серий кота Саймона, когда я неожиданно вспомнил название «Костиного» мультфильма и решил поэкспериментировать над внуком. Внук отнекиваться, как бывало раньше, не стал, а вполне достойно просмотрел старый мультфильм советских времен. «Достойно» – означает: не прерывал его и даже один раз улыбнулся, по-видимому, чтобы сделать ностальгически приятное деду…

15 января 2013  года