Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

1 июня 2016 года в Музее Е.А. Боратынского состоялся творческий вечер известного поэта и автора-исполнителя  Бориса Вайнера. Вечер был приурочен не только к Дню защиты детей, что естественно для детского поэта, но и к выходу его очередной книги - «ПЕВЧИЙ КОТ».

Борис Вайнер – лауреат Литературной премии имени М. Горького (2008), Международной литературной премии «Золотое перо Руси» (2013). Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан.

Фото Елены Сунгатовой

«Известного поэта, писателя, сценариста, переводчика, драматурга, юмориста, исполнителя песен, лауреата литературной премии им. Горького Бориса Григорьевича Вайнера угораздило родиться на острове Итуруп, «почти в Японии», на океанском лайнере 25 января 1948 года. Не отсюда ли, из удивительных обстоятельств рождения, происходят многранность его талантов, жизнелюбие, любовь к морю и путешествиям (пусть платоническая – «я телепутешественник»)?», – так называется очерк о нем на сайте «Клубочек».

Сам он уточняет, что родился в поселке Буревестник Курильского района Сахалинской области. Кстати, поселок находится на острове, на который претендует Япония.

Родители Бориса были чрезвычайно образованные люди. Папу, участника войны, и маму, военного врача, судьба свела на Дальнем Востоке. После войны отец получил юридическое образование.

Детство Борис провёл в деревне Матвеевка (ныне Мензелинскмй район Татарстана) и в Бугульме, в 1960 году семья переехала в Казань. В Казани закончил 131-ю математическую школу и филологический факультет Казанского государственного педагогического института. С детства любил читать, и одним из его любимых писателей был Антон Чехов. Скорее всего потому, что писал короткие рассказы.

Борис всю свою творческую жизнь работает в жанрах, которые отличаются лаконизмом. Насколько я знаю, сначала он стал известен как мастер юмористических рассказов. В газете «Вечерняя Казань», в редакции которой Борис работал с первых дней создания редакции, то есть с осени 1978, по 1985 год, их опубликовано много.

Нетрудно догадаться, что писать он начал под влиянием театра миниатюр Казанского университета «УТЮГ» (Университетский Театр Юмора и Гротеска), которым руководил режиссер Борис Максимов.

«Насколько мне известно, Гаврилову (редактор газеты «Вечерняя Казань» Андрей Петрович Гаврилов – Ред.) меня рекомендовал Володя Рощектаев», – это строки из автобиографии, которую Борис Вайнер написал для будущей книги о редакции «Вечерки». – Писал я в основном на темы городского хозяйства, поскольку именно в этом отделе под началом Нила Халиловича Алкина практически все время и работал. Моим направлением была также медицина».

Газетные жанры были для него скорее журналисткой повинностью, поскольку главным делом для Бориса была специальная юмористическая рубрика с обязательным субботним фельетоном. Среди публиковавшихся в ней юморесок творения Бориса отличались тем, что в них не было пустого зубоскальства, когда юмор ради юмора. Его истории были не просто смешными, каждая была как притча – с умным выводом, не прямым, назидательным, а потаенным, но хорошо читаемым между строк.

Рабочее место в редакции газеты "Вечерняя Казань"

Изредка его сочинения публиковались на специальной литературной полосе, которую собирал для печати Владимир Рощектаев, сам поэт, по основной должности заместитель ответственного секретаря редакции. Он увидел в юмористических рассказах Вайнера нечто большее, чем «сатира и юмор». Рощектаев в этом смысле был человеком очень проницательным и открыл миру многих сегодня очень популярных казанских авторов.

«Он был на пару лет старше меня, мы оба писали стихи, оба были книжники и встречались то в литературных компаниях, то на книжном рынке, вплоть до начальных лет перестройки гонимом милицией и потому вечно кочевавшем – из сада «Эрмитаж» на Красную Позицию, с Красной Позиции на Тинчурина, – вспоминает Вайнер. – В отличие от многих рыночных завсегдатаев мы искали там не столько собственно книги, сколько определенные тексты, в первую очередь поэтические, Гумилева или Мандельштама, Баркова или Вийона – имея при этом самые серьезные намерения. Каковые в конце концов нас и погубили, выведя на литературную стезю».

Впервые как деловые партнеры они встретились еще в «Приборостроителе» – так назывался 12-полосный еженедельник, который выходил в производственном объединении «Теплоконтроль». Благодаря Рощектаеву на его страницах были впервые опубликованы стихи Вайнера («Кажется, это была пародия на Ольгу Фокину)».

«Всегда разрывался между журналистикой и литературой. И хотя первую никогда не забывал, вторая все же победила: в 1989-м я ушел «на вольные хлеба». Выпускал книги, главным образом для ребят, редактировал детские литературные журналы».

Его переход в детскую литературу случился совершенно естественно. Как мне кажется, скорее всего это была своего рода форма протеста. Он часто говорил, что не любит современные детские стихи. И своими стихами для детей показал, что к этому виду творчества не надо относиться снисходительно.

Борис Вайнер в 1979 году. Фото Владимира Зотова

В годы, когда людям было не до стихов, даже детских, когда на грани исчезновения были известные журнальные бренды, он стал редактировать журналы для маленьких: «Барабашка», «Зонтик», «Будильник».

Интересна история названия журнала «Зонтик». Так называется одно из стихотворений Вайнера, которое, как пишет на сайте «Клубочек» Галина Булатова, появилось благодаря реальной ситуации. Дело в том, что Борис с семьей живет на последнем этаже, и каждый сезон таяния снега и дождей в прямом смысле сваливается им на голову.

И круглый год летает майский жук,

Орех цветет и зеленеют травы...

Я в небеса сквозь дырочку гляжу:

Как хорошо, что зонтик мой – дырявый!

«Борис Григорьевич – очень жизнерадостный, позитивный и простой в общении человек. «Я и стихи стараюсь писать так, – делится он, – чтобы всё было просто, чтобы синтаксис был несложный». Не случайно, видимо, «адепту простоты» (Б.В.) так удаются стихи для детей – настоящая кладезь остроумия, ироничности и отточенности языка».

Галина Булатова

Далее о себе расскажет сам Борис Вайнер.

«Писать стихи и прозу (не считая школьных «проб пера») стал довольно поздно – около тридцати. Как и многие детские авторы, начинал со взрослой юмористики. С произведениями для детей публиковался в «Весёлых картинках», «Колобке», «Мурзилке», «Трамвае», «Вовочке», «Кукумбере», «Простоквашино», «Читайке», «Огоньке», «Фонтане» и других журналах.

Автор нескольких десятков книг, среди которых «Удивительный волк» (1994), «Ни капельки не страшно» (2001), «Нинзя из Самураевки» (2006), «Школьные хайку» (2006), «Мокрые стихи» (2013) и др., а также множество обучающих изданий

Переводчик с английского и татарского. Сочинил немало песен для взрослых и детей – как тех, где моему перу принадлежат и текст, и музыка, так и написанных в соавторстве (с композиторами Гр.Гладковым, А.Лукьяновым, Л.Любовским, В.Харисовым и др.). Есть у меня и песни на стихи других поэтов, от В. Ходасевича и У. де ла Мэра до казанцев Сергея Малышева и Людмилы Улановой.

Первый авторский альбом, «Лунатики», появился в 2004 году. Около полусотни песенных текстов вошли наряду со стихами и переводами в единственную мою на данный момент поэтическую книгу для взрослых читателей – «Оловянный, деревянный и стеклянный» (2009).

Как драматург пишу преимущественно пьесы-сказки («Новая история Трёх Поросят», «Сквозь цветное стекло», «Алмазная гора», «Цветик-семицветик» (ремейк волшебной истории В.Катаева), «Сказка о пропавшей музыке» и др.). Пьесы поставлены, в частности, в Татарском государственном театре кукол «Экият» («Сказка»), а также в Оренбурге, Бугульме, Астрахани, Томске и других городах России и ближнего зарубежья. По моим сценариям снимались сюжеты киножурнала «Ералаш».

Борис, как видим, работает в разных жанрах: стихи, проза, драматургия. Много выступает перед самыми разными аудиториями, исполняя под гитару не только стихи, но и свои песни. Пригодился опыт «УТЮГа».

Подводя итоги краеведческого конкурса «Литературный Татарстан», мы пригласили Бориса Вайнера выступить для его участников (шла Неделя детской книги, и встреча с детским поэтом была очень кстати). Он не отказался от благотворительного концерта, но перед этим поинтересовался, какого возраста будут дети в зале, а потом выбрал для выступления стихи, интересные старшеклассникам.

 

Выступал он, как всегда, интересно, остроумно – рассказывал какие-то истории, читал стихи, маленькие рассказики, задавал школьникам загадки и пел. Оказывается, у него есть свой аккомпаниатор – крошечное чудо техники, в котором записаны музыкальные «минусовки» к его песням.

Ходить на выступления Борис Вайнера – одно удовольствие. Во-первых, интересно слушать его, во-вторых, на его концерты приходят другие исполнители, его друзья, и получается 1 апреля – вне зависимости от дня календаря, весело, остроумно.

В Интернете можете найти репортажи о его юбилейной встрече «Чукотская серенада», о вечере поэзии нонсенса в Доме Аксенова.

К сожалению, я не была на его концерте 1 июня – на этот вечер было другое журналистское задание. Но с удовольствием прочитала фоторепортаж Елены Сунгатовой.

Вечер вела жена Бориса – поэтесса Наиля Ахунова, руководитель ЛИТО «Белая Ворона», член Союза писателей Республики Татарстан, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Литературной премии имени М. Горького. У Бориса и Наили крепкая творческая семья, что случается нечасто. Особенно если супруги занимаются одним и тем же.

Как пишет Елена Сунгатова, в Доме-музее Е.А. Боратынского собралась разношерстная и разновозрастная публика. С детьми он играл в «Угадайку». Зачитывал четверостишие, а те угадывали, чьему перу оно принадлежит, называя С.Маршака, А.Барто, Э.Успенского, С.Михалкова и др.

Напомнив публике известные детские стихотворения, Вайнер познакомил детей и взрослых с творчеством Вадима Левина. Имя его многие не знают, а песню «Куда уехал цирк», написанную им, слышали. В 1990 году по стихотворению В.Левина создан мультфильм «Стихи с бегемотами». Борис Вайнер прочел его «Историю с бегемотами».

Кстати, для Бориса это характерно. На своих вечерах он не замыкает творчество только на себе.

Наиля Ахунова провела викторину на знание сюжета популярных детских книг. Победители викторины и «Угадайки» получили книжные призы.

Борис Вайнер тоже не остался без сувенира. Поклонница подарила ему курительную трубку, которая при ближайшем рассмотрении, оказалась оригинальным мужским парфюмом. По поводу курительной трубки у Вайнера тут же нашлась история.

Волк

Не слышал чуднее историй,

Хоть знаю в историях толк.

В посёлке у самого моря

Живет удивительный волк.

 

Он зайца не видел ни разу,

Но часто – китов и акул.

Он плавает кролем и брассом,

А то бы сто раз утонул.

 

Не страшно на улице с волком

Столкнуться порою ночной,

Поскольку известно посёлку,

Что волк совершенно ручной.

 

Он дружит с семейкой мартышек.

Фуражка на нём набекрень,

А хвост у него – из мальчишек,

Что бегают следом весь день.

 

Он трубку старинную курит

И носит седые усы.

В спасательной шлюпке дежурит

У дальней песчаной косы.

 

Ах, как он рассказывать может

Под шорох прибрежной волны

О плаваньях дальних, похожих

На летние яркие сны!

 

Расскажет, и смолкнет надолго,

И в дымку посмотрит с тоской…

Добавить осталось про волка,

Что он не лесной, а морской.

Вайнер отослал это стихотворение в редакцию журнала «Веселые картинки» и получил отказ. Редакция не стала печатать стих про морского волка, боясь обвинения в пропаганде курения. Вот такую службу с Вайнером однажды сыграла «трубка».

Презентуя только что изданную книгу для детей «Певчий кот», Борис Вайнер исполнил песню, написанную на стихотворение «Колыбельная плюс».

Темнота колдует в детской,

У кроватки ходит сон.

Над последней эсэмэской

Сам собой уснул айфон,

У модема – передышка,

Спит процессор, как сурок,

Спит без лапок задних мышка,

Засыпай и ты, дружок.

Засыпай, малыш, не мешкай:

Спит командная строка,

Спит заслуженная фпэшка

На неполных два гига,

Байты спят и килобайты,

Дремлют «Энтер» и «Делит»,

Ни на файлы, ни на сайты

Монитор и не глядит.

Молчалива, как папирус,

Звуковая плата спит,

Только где-то антивирус

Колотушкою стучит.

Засыпай скорей, мой сладкий,

Под неслышный этот стук.

Будет утром всё в порядке:

И планшет, и ноутбук.

Стихотворение создано с учетом современных реалий, для современных детей, у которых в окружении не рыбки, пчелки, птички, а компьютеры и электронные гаджеты.

Книга для детей «Певчий кот» (Казань, изд-во «Плутон», 2016) состоит из стихов и переводов с татарского и английского. В ее издании, помимо Бориса Вайнера и Наили Ахуновой, принимали участие издатель и художник Илья Чирков и Виталий Ромашов. Художник рассказал о том, как работал над иллюстрацией к книге. Рисунки делал карандашом с эффектом акварели, затем сканировал, добавлял компьютерные эффекты.

«Мы с Борисом Григорьевичем часто расходились во мнении, как должен выглядеть герой того или иного стихотворения, – поделился Виталий Ромашов – Борис Григорьевич называл стих к которому нужна иллюстрация, потом перезванивал, растолковывал его содержание. Я рисовал, он браковал. Приходилось перерисовывать. С некоторыми образами мучился особенно долго (то возраст не тот, то характер не подходит).

Над «Певчим котом» командой работали полгода.

Текст и фото Елены Сунгатовой art16.ru

 

Из интервью детскому интернет-журналу «Жёлтая гусеница»

– Что Вы любите?

– Детские книжки, если они здорово написаны и нарисованы, пинг-понг и кулинарию.

– Что Вы не любите?

– Ненужные вещи в доме, чёрный кофе с лимоном; и снобов, то есть зазнаек.

– О чем Вы мечтали в детстве?

– Стать геологом или артистом. Артистом в каком-то смысле стал: я довольно часто выступаю для ребят и для взрослых.

– Ваши любимые книги в детстве и сейчас?

– В детстве их было очень много. Обожал «Приключения Калле Блюмквиста» Астрид Линдгрен и «Похищение в Тютюрлистане» Войтеха Жукровского. А сегодня – детские стихи, например, Шела Силверстейна или Григория Кружкова.

– Быть детским писателем – это…

– Писать для детей – как сражаться арнорским кинжалом (помните «Властелина колец»?); это очень маленький меч, размером с ножик. Но такой острый, что им можно поразить назгула. А можно и просто вырезать игрушку.

Обращение к читателю «Желтой гусеницы»:

– Когда я был чуть старше вас, то прочитал в книге писателя Виктора Шкловского: «Молодость – это возможность стать таким, каким еще никто не был». Не знаю, получилось ли это у меня. Но у вас-то непременно должно получиться!

 

Детские стихи Б. Вайнера

http://doshkolnik.info/biblio/st_vainer.htm

Стихи и сказки Б.Вайнера в журнале «Кукумбер»

http://www.kykymber.ru/authors.php?author=321

«У дороги чибис». Маленькая повесть

http://kazalmanah.ru/8sod.htm

Тексты песен Б.Вайнера

http://www.bards.ru/archives/author.php?id=7976

Некоторые песни Б.Вайнера в мр3

http://my.mail.ru/mail/bgorin/audio

Интервью детскому интернет-журналу «Жёлтая гусеница»

http://adl-22.ru/ycp/?cmd=authors&id=293&type=%E0%ED%EA%E5%F2%E0&res=792

 

БОРИС ВАЙНЕР

Стихи о самом себе

Написано в соавторстве с Эдвардом Лиром (1812-1888)

Мистер Вайнер – чудное творенье:

Он в краю парадоксов возрос.

Он дитя озорное Сомненья

И скорее Курьёз, чем Серьёз.

 

Жизнь свою посвятил он всецело

Сочиненью смешной чепухи.

Никогда не бывал на Сейшелах,

Но сейшельские пишет стихи.

 

Ранним утром, в кромешных потёмках,

Не спешит он покинуть кровать.

Вайнер сердится редко, но громко,

И тогда его трудно унять.

 

Если он восклицает: «Идея!»,

Наступает вокруг тишина.

Временами он сильно худеет.

Но проходят – увы! – времена.

 

Он не любит июльского зноя.

Холодов не выносит вдвойне.

Но при этом вполне жаростоек

И морозоустойчив вполне.

 

Он охотно гуляет на рынке

Средь хурмы, винограда и роз.

Не умеет играть на волынке,

Но волынить – большой виртуоз.

 

Гости в доме у Вайнера редки,

И судачат соседки тишком,

Что не примет он даже таблетки,

Если мало с таблеткой знаком.

 

Впрочем, он не бирюк и не бука

И порой выбирается в свет.

Посему изучает наука

И его среди прочих примет.

 

Тут сокрыта глубокая тайна

И возможен крутой поворот:

Стоит Вайнера встретить случайно –

И когда-нибудь вам повезёт!

 

Когда труба запела...

Немая тьма висела

Под звёздным колпаком,

Когда труба запела

Над спящим городком.

 

Залаяли собаки

На привязи цепной,

Забегали зеваки,

По улице ночной,

 

Из кухонь и столовых

Откликнулся фарфор,

Проснулся духового

Оркестра дирижёр,

 

Машины со стоянки

Трубе отозвались,

Вспорхнули коноплянки,

Слетел на землю лист,

 

И, навостривши уши,

В окне чердачном кот

Сказал, слегка послушав:

– А хорошо поёт!..

 

Напев затих к рассвету,

Как ветер на реке,

Но помнят случай этот

И нынче в городке –

 

Быть может, стало скучно

Без песенки чудной,

А может, потому что

Труба была

Печной.

 

Оловянный, деревянный и стеклянный

(песенка)

Три словечка, что, как водится в природе,

Ничего ещё не значили вчера,

Прилетели вдруг совсем не по погоде,

Словно бабочки с осеннего двора:

«Оловянный, деревянный и стеклянный» -

Белым мелом на оранжевой стене...

И негаданно, а может, и нежданно

Догадался я, что это – обо мне.

 

Разве я не попадал, солдатик стойкий,

Между двух на поражение огней?

Разве я не говорил себе: «Не ойкай -

Верно, другу и врагу ещё больней»?

Разве рядом с ненаглядной и желанной,

На которую похожей не найти,

Я не таял, человечек оловянный,

От любви – и от печали впереди?

 

Разве лодочку теченьем не крутило

И не вынесло неведомо куда?

Разве денежку, как юный Буратино,

Не закапывал я в землю никогда?

Разве я, дитя неверное чулана,

Где засовы да паучья злая сеть,

Не боялся, человечек деревянный,

Как полешко неприметное сгореть?

 

Ясным вечером на перевале горном

Разве сам я не просвечивал насквозь?

Лампой матовой при столике игорном

Разве мне потом бывать не довелось?

Разве карта припасённая не бита?

Разве всё на небесах не решено

И судьба моя смешная не разбита,

Словно мячиком нечаянным окно?

 

Оловянный, деревянный и стеклянный,

Я по жизни, как по острову, кружу

И, как будто на знакомую поляну,

К старой школе раз за разом выхожу,

Где мальчишка хрестоматию читает,

И над стриженою чёлкою его

Три словечка, легкокрылые, летают –

И пока ещё не значат ничего.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить