Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1991 – В средствах массовой информации оглашено Заявление Президента СССР и руководителей союзных республик (Заявление «9+1»), в котором шла речь о новой концепции Союза. Республики опять делились по «сортам». Татарстан в очередной раз вошел в число «второсортных» республик

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В нынешнем году Центр «Эрмитаж-Казань» стал одной из площадок Международного фестиваля мусульманского кино – там проходили творческие встречи. Первой гостей казанских киноманов стала народная артистка России Людмила Хитяева.

Разговор легендарной актрисы со зрителями предварили кадры из фильма «Екатерина Воронина», главная роль в котором стала для нее дебютной.

Генеральный директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева обратилась к гостье как «к самой красивой актрисе советского кино». И потом не просто выступила с приветственным словом, но и выразила свое отношение к этой актрисе.

Как оказалось, наша гостья – тоже волжанка. Она родилась в 1930 году в селе Большое Широкое, которое находится в Горьковской области. Отец будущей актрисы Иван Яковлевич был инженером, а во время войны работал на секретном заводе. Мама Вера Ивановна служила военным врачом первого ранга. В артистки попала, можно сказать случайно – пошла на вступительный экзамен в Горьковское театральное училище поддержать подругу. Классический случай – подругу не взяли, а Хитяева стала студенткой.

После училища молодая актриса вошла в труппу горьковского драматического театра. Дебютировала в спектакле «Учитель танцев», а впоследствии сыграла не один десяток интересных ролей. Именно на этой сцене Людмилу заметил писатель Анатолий Рыбаков, автор таких великолепных книг, как «Кортик», «Дети Арбата», «Тяжелый песок». Он порекомендовал актрису режиссеру Исидору Анненскому, который и пригласил Хитяеву в кинематограф.

Когда Людмилу Хитяеву увидел Анатолий Рыбаков, он настоял, чтобы ее посмотрели на главную роль в картине «Екатерина Воронина», которую ставили по его же роману. Кстати, актриса проходила пробы вместе с Нонной Мордюковой и сумела доказать, что она в этой роли будет лучше.

Могло так случиться, что она так бы и осталась актрисой местного театра, если бы главный режиссер не отпустил ее на съемки. Он этого не любил, но Людмилу почему-то отпустил.

«Евдокию» по сценарию писательницы Веры Пановой сняла режиссер Татьяна Лиознова. На встрече в Казани Хитяева показала фрагменты из нескольких фильмов, в том числе довольно большой – из «Евдокии».

Людмила Хитяева окончательно рассталась с театральной сценой в 1962 году, когда перешла на московскую киностудию имени Горького.

Увидев, что молодая актриса способна создавать на экране уникальный образ своенравной женщины, режиссер Сергей Герасимов тут же позвал ее на роль казачки Дарьи Мелеховой в экранизацию романа «Тихий Дон». С этим режиссером Людмила работала и в другой картине по книге Шолохова – «Поднятая целина».

Людмила Ивановна сразу взяла доверительный тон беседы, признавшись, что у нее больные ноги и она скорее всего будет сидеть. Зал одобрительно загудел. Но начала беседу со зрителем она все-таки стоя, а потом забыла про свое обещание и лишь в конце встречи присела на кресло.

Актриса не кокетничала, сегодня у многих в этом возрасте больные ноги, а у актеров тем более. Потом, в ходе встречи, она вспомнит, как снимали сцену с самоубийством ее героини в «Тихом Доне». Оказывается, Хитяева с детства панически боялась воды, а Дарья, как известно, утопла. Конечно, были каскадеры для страховки, но страху она все-таки натерпелась…

Нога заставила ее понервничать 5 сентября, на церемонии открытия фестиваля мусульманского кино: испугало большое расстояние от кулис до микрофона. Людмилу Ивановну попросили выступить. Но стоило шагнуть под свет софитов, как боль была забыта:

«Я ланью выбежала к микрофону. И правда, сцена лечит».

Потом почти два часа она искренне и эмоционально рассказывала о своей актерской судьбе. А зрители, давние почитатели ее таланта ждали все новых и новых подробностей работы над ролями, вошедшими в золотой фонд советского кинематографа.

Как оказалось, в зале собрались знатоки ее творчества, и когда она однажды забыла какую-то деталь (не помню, что конкретно), из зала ей напомнили.

Людмила Хитяева рассказала, как, готовясь к роли Евдокии («Евдокия», 1961), вместе с режиссером Татьяной Лиозновой ходила в приемные семьи, и только когда глубоко поняла суть их жизни, приступила к работе. Неудивительно, что мальчик, игравший в фильме младшенького найденыша, так привязался к актрисе, что она стала для него чуть не второй матерью.

Татьяна Лиознова видела главную героиню фильма, как «душу и сердце России». Все это удалось воплотить на экране Людмиле Хитяевой. Скупыми, неброскими красками она создала образ Евдокии Чернышевой, много пережившей русской женщины. Евдокию отличает внутреннее спокойствие, достоинство, душевное целомудрие. Она усыновила пятерых детей и в этом нашла свое материнское счастье.

Гости встречи узнали, что легендарной хитяевской Дарьи из «Тихого Дона» могло бы и не быть. Когда все актеры уже уехали на Дон, она играла спектакли в театре и к моменту отъезда так устала, что хотела отказаться от роли. Однако первый секретарь обкома партии отчитал, друзья уговорили – и она поехала.

А в станице, на месте съемок, начала с неудачи. Сцена причитаний Дарьи над убитым мужем никак ей не давалась. Тогда одна из казачек отвезла ее в хутор, где как раз умер дедушка. Услышав причитающих женщин, Людмила постепенно включилась в этот хор и на следующий день с легкостью сыграла эту сцену.

В послужном списке актрисы эта роль до сих пор считается одной из лучших. Сама актриса так вспоминает об этой роли:

«Когда меня спрашивают о самой любимой роли в кино, я отвечаю – шолоховская Дарья. Натура удивительно богатая, сильная, страстная и в то же время полная противоречий. Играя ее, я научилась пахать, косить, жать, готовить казацкие кушанья, прекрасно плавать».

«Тихий Дон» вышел на экраны страны в 1958 году и занял 1-е место в прокате (47 млн. зрителей). После выхода на экраны этих двух картин тут же вошла в число самых популярных и красивых актрис советского кинематографа.

 

Вспомнила Людмила Ивановна и роль Солохи в фильме-сказке «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961 год). Она никак не может понять, почему зрители так любят ее Солоху…

В конце 80-х актрису стали меньше приглашать в кино, а если звали, то роли были не ее масштаба: женщина на кладбище в исторической драме «Умирать не страшно», жена майора в комедии «Бравые парни». Немного интереснее было сниматься в мюзикле «Влюбленный манекен», но для народной артистки этот уровень был все таки слабоват. Поэтому она рассталась с кинематографом на долгие 10 лет. Стала серьезно заниматься концертной деятельностью, объездила с творческими встречами всю страну. Много повидала людей. Может, поэтому она с такой симпатией говорит о них, что видела их глаза в глаза.

Вспомнила актриса и опыт творческой встречи со зрителями в Мурманске, когда в тридцатиградусный мороз и сильнейший буран они с партнером – актером Евгением Матвеевым думали, что придет на встречу человек десять, и были поражены, увидев полный зал. Люди стояли даже в проходах.

«Женя тогда сказал: «Какой великий народ! Как он тянется к духовности!».

И я в этом убеждаюсь вновь и вновь. Ваш фестиваль мусульманского кино – еще одно тому подтверждение. Мы – великая многонациональная держава, и все время стремимся больше узнать о каждом из народов, глубже понять его душу», – сказала Людмила Хитяева.

А недавно она попробовала себя в роли телеведущей. Вместе с Ангелиной Вовк и Зинаидой Кириенко вела программу «Дело ваше» на Первом канале, где в формате ток-шоу, ориентированного, в первую очередь, на женскую аудиторию, обсуждала насущные семейные проблемы.

За последние 15 лет на ее счету три картины: мелодрамы «Покаянная любовь» и «Хлеб той зимы», а также детективный сериал «Сыщики районного масштаба», о котором она вспомнила по-доброму.

Ей уже много лет, но она активно занимается общественной деятельностью, входит в Попечительский совет общественного благотворительного фонда «Киноцентр». Дает мастер-классы для молодых киноактеров.

Людмила Ивановна говорила на встрече в Казанском Кремле не только о кино. Чувствовалось, что она с большой симпатией относится к прежней жизни, особенно к людям, которых некоторые наши сограждане с пренебрежением называют «совком».

При этом не очень много хорошего говорила и о сегодняшней жизни, и о сегодняшнем кинематографе. Хотя изредка все-таки признавала, что есть в нашей сегодняшней жизни и что-то хорошее.

Пожалуй, лучше всего передает ее настроение сцена на улице, которую она вспомнила. Увидела, как мальчишки что-то кидают по земле, похожее на маленький мячик. А когда увидела, что этот – обомлела. Мальчишки играли… куском хлеба.

Рассказала о своем единственном сыне Павел. Он отказался пойти по стопам родителей, окончил Институт восточных языков, затем получил экономическое образование. Сейчас Павел живет в Таиланде, где работает в торговом представительстве.

В завершение творческой встречи Людмила Хитяева прочитала свои стихи о профессии актера, которой посвятила жизнь.

В одном из интервью она так сказала о подобных встречах:

«Это радость, что тебя любят, слушают. Тем моя душа и жива…»

Фото Розы Садриевой и Владимира Зотова

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить