Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

В Центре современной культуры «Смена»  всего три зала: лекторий, галерея и книжный магазин. Необычное и нестандартное пространство – лучшая характеристика этого места. Пространство здесь не только в физическом плане, но и как площадка для свободы мыслей, желаний, вдохновения и стремлений. Иными словами, для того, что помогает жить полной жизнью.

В «Смене» побывала наш корреспондент Татьяна Летошева.

Новый язык молодых художников

Сейчас один из залов занимает выставка молодых художников: Кирилла Макарова, Миши Most, Леонида Цхэ, Виктории Кошелевой, Владимира Логутова. Их творество представляет Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина. Кто-то сотрудничает с фондом постоянно, принимая участие в его выставочных проектах, кто-то работал в 2016 году в рамках резидентской программы. Выставка проходит при поддержке информационного портала ArtTube.

Символичное название «Новое пространство» вполне объяснимо: создатели разрушают стереотипы, а на руинах представляют инновационные произведения искусства.

Миша Most изображает в своих работах значимые элементы современного мира, одержимого наукой и совершенствованием человека. В ярких сериях живописных работ возникают знакомые знаки и символы.

Высшее образование Леонида Цхэ имеет непосредственное отношение к его текущей деятельности: он закончил графический факультет Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры. В его произведениях прослеживаются классические методы, пропущенные через призму современности, делающие картины актуальными.

Каждая работа из серии «Встречи», созданной художником Владимиром Логутовым, изображает диалог посетителя галереи и экспоната: это выставка на картине, а не картина на выставке.

Почти неуловимые пластические движения, градиенты и сдержанный колорит делают живопись Кирилла Макарова как будто нерукотворной, что в какой-то степени верно – автор художественно использует новейшие техники печати изображения, сочетая их с классическими живописными техниками.

У Виктории Кошелевой сверхъестественные персонажи внедряются в обыденность. Она составляет живописное произведение как коллаж из образов, создаваемых новыми медиа.

По представленным работам видно, что именно художники хотят донести до нас: искусство не умерло, ещё есть ресурсы, используя которые можно создать беспрецедентно новые произведения.

Владимир Логутов входил в топ-20 самых влиятельных художников 2014 года по версии журнала «Артгид», участвовал в спецпроектах 1-й и 2-й Московских биеннале современного искусства, 4 триеннале современного искусства в Гуанчжоу, двукратный номинант Премии Кандинского, двукратный номинант Премии «Инновация», двукратный номинант Премии «Черный квадрат».

Виктория Кошелева – молодая художница из Москвы.

Миша Most пришел на территорию современного искусства в прямом смысле с улицы – с 90-х занимается граффити и стрит-артом.

Кирилл Макаров – молодой художник из Санкт-Петербурга. В визуально тонкой фактуре его живописи чувствуются отголоски фигуративных прообразов, но они предстают как сон, как воспоминания об образе.

Леонид Цхэ, молодой преподаватель из Санкт-Петербургской академии художеств, ощутимо меняет лицо всей академии на сцене современного искусства. Помимо новаторской преподавательской практики он активно работает как художник, занимаясь пластическим поиском в формате фигуративной картины.

Выставка будет работать до 12 февраля.

Жизнь, где сплетаются радости и трагедии, одиночество и любовь к жизни

19 января в «Смене» прошло последнее мероприятие в рамках четвёртого сезона цикла кинопоказов «Субъектив». Это собрание современных фильмов о странах бывшего СССР, о социальных проблемах, о том, на что мы порой закрываем глаза, когда дело не касается лично.

Режиссёр Арман Ерицян создал документальный фильм «Раз, два, три» без участия актёров-профессионалов: в фильме снималась пожилая танцевальная труппа и их руководитель. Фильм рассказывает о каждом участнике коллектива автобиографическую историю, где сплетаются радости и трагедии, одиночество и любовь к жизни. О смерти жизнерадостные старички говорят бесстрашно, болезней тоже не боятся, а потому и живут так долго.

Один герой решает избавиться от своих старых вещей, вынести из дома ненужное, но в конце фильма отказывается от затеи: как раз в этих предметах он находит радость и защиту от одинокой старости («Я один, а их много»).

Другая героиня показывает могильный камень с изображением семи роз и одной гвоздики: здесь похоронен её сын, умерший молодым, а прежде она потеряла семерых новорождённых девочек. В женщине сплетены и мужество, и горечь утраты, от которых сжимается сердце («В своём саду я осталась без цветов»).

Посыл автора предельно ясен: каждый человек, знакомый и незнакомый, несёт в себе историю жизни, наполненную поражениями и победами, горькими или радостными воспоминаниями. Нужно помнить, что у каждого свой багаж. Это помогает меньше осуждать других и относиться с большим сочувствием и пониманием.

 После показа была организована скайп-конференция с режиссером Арманом Ерицяном.

 Быть умным становится модно

На входе в «Смену», на первом этаже – книжный магазин. Здесь не просто магазин, а полноценная экспозиция интеллектуальной литературы, научной и художественной. Представлены и книги о философии, политике, различных видах искусства, и детская литература, какой не увидишь на прилавках торговых центров.

Любите сюрпризы? Есть необычный стенд «Blind Date with a Book» (англ. «свидание вслепую с книгой»): каждый экземпляр завернут в бумагу, а вместо заголовка и имени автора  краткое описание одной фразой. Выбирайте, что по душе: эссе философа «про политическое» или исследование о том, что ели и пили европейцы с III по XX век.

В книжном магазине можно приобрести книги, которые не попадают на полки больших сетевых книжных магазинов. Представлены книги независимых издательств России, они все почти малотиражные. Максимальный тираж у нас доходит – до 5 тысяч экземпляров. А так в среднем 500-1000 экземпляров.

Стоит обратить внимание на книги Издательства Сергея Букина, серия «Из коллекций казанских библиофилов». Это репринтные издания воспоминаний очевидцев известных событий, например, участников гражданской войны в Казани августа – сентября 1918 года, книги известных авторов прошлого, которые не потеряли своей актуальности и сегодня. К таким, например, относится книга Петра Дульского «Памятники казанской старины».

Есть еще одно издательство, которое представлено в магазине «Смены». Оно называется так же – «Смена». Это небольшое независимое издательство, которое занимается малоизвестными культурно-историческими сюжетами, связанными с Казанью, Татарстаном и Поволжьем. С августа 2015 года в издательстве вышло шесть книг.

Среди книг, выпущенных «Сменой», нельзя не выделить две книжицы, на обложке которых – знакомые имена. Издательство выпустило дневники Габдуллы Тукая. Это малоизвестный документ классика татарской литературы, который позволяет увидеть поэта с неожиданной стороны. Дневники, написанные в форме литературного произведения, переведены с татарского на русский Ильназом Махмутовым и Рашидом Тухватуллиным. Содержание составляют 5 главок: «Маленькое путешествие», «Рассказ с печки (история моих бедствий», «Возвращение в Казань», «Специальная статья» и «Мои воспоминания».

Во вторую брошюру вошли исследования религиозно-мифологических верований казанских татар этнографа и просветителя Каюма Насыри «Поверья и приметы казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства» (1868) и учёного Якова Коблова «Мифология казанских татар» (1910). Каюм Насыри собирал фольклор, общаясь с носителями мифологических представлений, и стал первым исследователем, работающим в данной этнографической области. Исследование Якова Коблова опирается на труд Насыри, но носит более аналитический характер; учёный предлагает иную классификацию сверхъестественных существ, описание которых у авторов тоже нередко разнится.

Обе книги имеют иллюстрации. В первой – знакомые снимки последних лет жизни Тукая. Издательство благодарит за них Центр письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова и Дину Ахметову. «Мифологию казанских татар» украшают рисунки Антона Черняка.

10 января в Центре современной культуры «Смена» состоялась презентация репринтных книг 1920-1930-х годов проекта «А+А» и изданий «Галеев-Галереи». Книги представил Ильдар Галеев – коллекционер, галерист и консультант серии «А+А».

В 2016 году Ильдар Галеев выступил консультантом проекта «А+А», в котором вышло пять репринтных книг 1920–1930-х годов: «Собачки» Веры Ермолаевой, «Шары» Осипа Мандельштама и Николая Лапшина, «Рынок» Евгении Эвенбах с текстом Евгения Шварца, «Радио-жирафф» Валентина Катаева с картинками Татьяны Правосудович и «Парк культуры и отдыха» Валерия Алфеевского и Татьяны Лебедевой (Мавриной).

Идея серии «А+А» – сохранить аттрактивность самих рисунков, оставить возможность воспринимать эти книги как детские, но при этом подчеркнуть значение художников для истории отечественного изобразительного искусства XX века.

Перед нами живая история подавленного русского модернизма – многие художники, как, впрочем, и ряд писателей, годами успешно воплощали в детской литературе то, что казалось невозможным в официальном мейнстриме. Каждая книга сопровождается кратким послесловием специалиста, помещающим произведение в контекст истории искусств. Эти книги будут интересны как детям и их родителям, так и коллекционерам и ценителям изобразительного искусства. Эти детские истории – зачастую единственные возможные альбомы выдающихся графиков и художников второго ряда русского авангарда.

Проект «А+А» – совместная издательская инициатива издательства Ad Marginem со студией ABCdesign при участии «Галеев-Галереи».

Ни для кого не секрет, что к молодым людям старшие поколения относятся зачастую предвзято. «А, что с них возьмёшь! Только ветер в голове!»,  говорят преподаватели, руководители, родители. И это в большинстве случаев будет правдой: модные клубы, красивая одежда, беззаботный отдых  вот интересы нынешней молодёжи. Однако пришло время сменить акценты.

Можно заметить, как медленно, но уверенно набирает обороты другая тенденция. Быть умным становится модно. Посещать заведения с пользой популярно.Куда пойти в Казани интеллектуалу?

Ответ есть: это Центр современной культуры «Смена».

Татьяна ЛЕТОШЕВА

Фотографии взяты из сообщества Вконтакте: Центр современной культуры «Смена»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить