Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

5 июня 2017 года Президенту Татарстана Рустаму Минниханову был продемонстрирован сверхзвуковой самолет Ту-144, недавно появившийся возле двух учебных корпусов Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева на проспекте Амирхана.

Можно сказать, что солидные затраты на перемещение авиалайнера на видное место уже начали себя оправдывать. Что делать – на дворе век медиасобытий. Так что ректор вуза  Альберт Гильмутдинов все правильно рассчитал, решившись на такое хлопотное дело.

– Несмотря на большое количество технических сложностей, ни разу не было сожаления и чувств «а зачем мы все это затеяли? – сказал он журналистам 26 мая. – Мы свято верили, что это очень крутая и классная идея. Мы полностью уверены, что вложения в этот проект окупятся, так как планируемый интерактивный музей техники для наших детей – это инвестиции в будущее университета и без преувеличения – инвестиции в будущее нашего города, будущее наших поколений.

Скорее всего, именно это событие обусловило выбор места для очередного заседания Совета по образованию и науке при Президенте РТ, которое прошло в этот же день в восьмом здании КНИТУ-КАИ. В нем также приняли участие заместитель Премьер-министра– министр образования и науки Энгель Фаттахов, помощник Президента РТ по социальным вопросам Лейла Фазлеева, заместитель Премьер-министра –  министр информатизации и связи Роман Шайхутдинов, заместитель Премьер-министра – министр промышленности и торговли Альберт Каримов, президент АН РТ Мякзюм Салахов, ректоры ведущих вузов республики, президент Ассоциации предприятий и промышленников РТ Александр Лаврентьев, руководители крупнейших промышленных республики, а также приглашенные гости – представители ведущих образовательных и научных учреждений России.

Перед началом заседания Президент Татарстана осмотрел кампус КНИТУ-КАИ, у самолета Ту-144 ему  продемонстрировали один из четырех двигателей воздушного судна массой 4,5 т.

Фото: информационное агентство "Татар-информ"

– Приятно, что самолет на хорошее место поставили. Его надо сейчас «оживить», чтобы дети его могли видеть, – сказал, открывая заседание Совета, Рустам Минниханов.

Как рассказал Альберт Гильмутдинов, в 2018 году планируется создать внутри самолета интерактивный музейный комплекс. Самолет еще предстоит покрасить, он будет украшен подсветкой, чтобы привлекать внимание и в ночное время.

Дата предполагаемого открытия музейного комплекса – 31 декабря 2018 года – выбрана не случайно. 31 декабря 1968 года, то есть 50 лет назад,  опытный Ту-144 впервые поднялся в воздух.

Президенту также показали Казанский квантовый центр, совместный с РФЯЦ-ВНИИЭФ центр компетенций «Цифровая экономика» имени В.А. Белугина и инжиниринговый центр компании «Сименс».

В Казанском квантовом центре Рустаму Минниханову презентовали многоузловую квантовую сеть – первую в России и СНГ. В полном режиме сеть запустили 11 мая. Впервые в отечественной практике квантовыми каналами на базе действующей городской телекоммуникационной инфраструктуры объединены четыре точки, расположенные в разных районах Татарстана. Проект основан на российских разработках, которые по ряду параметров превосходят зарубежные аналоги.

Пилотный сегмент Казанской квантовой сети, соединивший два из четырех узлов, спроектировали в августе 2016 года. В настоящее время налажена коммуникация между всеми точками и разработан новый протокол передачи данных, оптимизированный для городской инфраструктуры. Сеть реализуется на действующих оптоволоконных линиях связи оператора «Таттелеком». Два узла расположены в главных коммутационных станциях оператора на разных берегах Казанки, другие два – в зданиях КНИТУ-КАИ.

Центр компетенций «Цифровая экономика» имени В. А. Белугина необходим для подготовки специалистов ведущих предприятий республики и регионов Приволжского федерального округа по основным и дополнительным образовательным программам, а также для продвижения и всесторонней поддержки внедрения системы полного жизненного цикла «Цифровое предприятие».

Наша газета дважды писала о самолете, который теперь хорошо видно каждому, кто проходит или проезжает по проспекту Амирхана Второе путешествие ТУ-144 по улицам Казани; Ту-144 вновь – команда на взлет! Только не в небо... ). О его истории, о том, как его перевозили от шестого здания, что в Соцгороде, где он стоял к кампусу КНИТУ-КАИ на пересечении улиц Четаева, Чистопольской и проспекта Амирхана.

Самолет вполне можно назвать легендарным, как патетично написал журналист одного из изданий. Сверхзвуковой самолет Ту-144 был разработан в ОКБ Туполева. В целом туполевское направление в отечественном самолетостроении занимает место, которое трудно переоценить.Одним из двух в мире наряду с «Конкордом» использовался в коммерческих целях. Был впервые выпущен в полет в 1968 году, пассажирские перевозки начались в 1977 году. Но от коммерческих рейсов пришлось отказаться из-за низкой рентабельности.

3 июня 1973 года Ту-144 борт №77102 разбился во время показательного полёта на авиасалоне в Ле Бурже. Погибли все шесть членов экипажа. В 1978 году эксплуатация самолетов этой модификации была прекращена. Сейчас во всем мире осталось менее десяти Ту-144, и один из них находится в Казани.

Какое-то время после «переезда»  на новое место самолет Ту-144 стоял недалеко от заранее приготовленного пьедестала. Его собирали в одно целое, поскольку перевозили по частям.

И вот 25 мая возле самолета появился огромный 800-тонный кран, с помощью которого эту махину надо было не только сдвинуть с места, но и чуть приподнять над землей, чтобы установить на место теперь уже вечной стоянки.

Вечер 25 мая. Все готово для окончательной операции

Перемещение авиалайнера на постоянную платформу прошло 26 мая.

В первой половине дня пятницы самолет при помощи двух тягачей пододвинули ближе к пьедесталу. Машина легко тронулась с места и быстро покатилась к краю подготовленного для нее постамента. После этого на самолет навели специальные крепления, подготавливая к «последнему полету» на постамент.

В операции участвовали два крана – помимо 800-тонного гиганта нос Ту-144 поддерживал еще один подъемник. Установив самолет на бетонное основание постамента, инженеры и рабочие начали готовиться к тому, чтобы водрузить самолет на особые крепления под стойками шасси.

После полудня в районе проведения работ окончательно установилась прекрасная солнечная погода. Атмосфера была праздничной: из динамиков играла музыка, студенты, сотрудники КНИТУ-КАИ и гости мероприятия делились впечатлениями и с нетерпением ждали момента, когда легендарная машина наконец займет приготовленное для нее место...

Ректор поделился с журналистами некоторыми деталями будущего музея:

– Помимо самолета, установленного на постамент, который сам по себе является музейным экспонатом, планируется восстановить кабину пилотов и рабочее место штурманов. Мы постараемся – конечно, это будет зависеть от состояния техники – сделать еще одну вещь. Если вы знаете, нос самолета Ту-144 опускается при взлете и посадке, и выпускаются малые крылья в носовой части. Мы бы хотели, чтобы дети, сидя в кабине, на месте пилота, могли эти операции производить, и своими глазами видеть, как это работает.

По его словам, интерактивные музейные экспонаты будут демонстрировать те или иные физико-технические эффекты.

– Возьмем, к примеру, обычный велотренажер. На нем закреплены три лампочки – лампа накаливания, высокоэффективная галогенная лампа и светодиодная лампа. И через простые электрические схемы, когда вы крутите педали, механическая энергия превращается в электрическую, электрическая – в свет, и загорается лампочка. Так можно объяснить превращение энергии для будущих инженеров.

Теперь самое интересное. Когда тумблер находится в положении «лампочка накаливания», лампа горит, но очень тускло. Когда мы его переключаем на галогенную высокоэффективную лампу, вы подаете на вход ту же самую энергию, а лампочка горит гораздо ярче! Другой физический принцип. А когда мы лампу переключаем на светодиодную, свет настолько яркий, что смотреть невозможно. Здесь можно всю физику, всю технику изучить. И вот такие интерактивные экспонаты, которые можно трогать и видеть физико-технические эффекты, там будут внутри.

Вокруг самолета, как сообщил ректор, планируется создать еще одну экспозицию. Один из двигателей Ту-144 предполагается специальным образом разрезать, чтобы были видны его внутренности. К нему будет подведено электричество, чтобы турбина вращалась, и чтобы посетители музея видели, как устроен реактивный двигатель. Также, по словам Альберта Харисовича, достигнута договоренность с «Роскосмосом» о предоставлении в качестве интерактивного экспоната музея спускаемого космического аппарата.

– Физика, техника – все это, конечно, сложно, но мы хотим показать, что не боги горшки обжигают, и что любой мало-мальски думающий человек может быть инженером, – сказал ректор. – И, самое главное, что быть инженером – это круто, что постигать эти науки – интересно. И мы надеемся, что те дети, которые будут трогать интерактивные экспонаты, в будущем войдут в наши учебные аудитории в качестве студентов.

В день установки самолета на постамент коллективы предприятий и организаций, оказывавших содействие в реализации проекта, были награждены благодарственными письмами. В их числе – Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – Филиал ПАО «Туполев», АО «Казанский Гипронииавиапром», ПАО «Казаньоргсинтез» и ООО «Глобал Оверсайз».

– Позади огромная работа, и только те люди, которые в эту работу были вовлечены, знают, сколько пришлось сделать, чтобы мечта каистов, мечта многих поколений воплотилась в жизнь, – сказал ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, открывая церемонию.

– Хотел бы, воспользовавшись этим моментом, поблагодарить наших друзей из Казанского авиазавода, генерального директора Николая Владимировича Савицких. Они помогали нам разбирать этот самолет, собрали его здесь и всегда были вместе с нами. Я хотел бы поблагодарить наших друзей из «Гипронииавиапрома», которые бесплатно создали великолепный проект постамента, рассчитали, разработали и создали его.

Хотел бы поблагодарить администрацию города, которая нам много раз согласовывала маршруты прохождения сложнейшей, уникальной техники. Я хотел бы поблагодарить предыдущие поколения каистов, которые разрабатывали это чудо техники. Это будет знак благодарности от нас, от нового поколения. Я хотел бы поблагодарить своих коллег, которые буквально сутками занимались реализацией, воплощением в жизнь нашей мечты.

Отдельное спасибо «Казаньоргсинтезу», потому что у них очень сложный технологический процесс, но они все же нашли возможность выделить для нашего проекта этот чудо-кран. Мы благодарим компанию «Глобал Оверсайз», это они, по моему, не только благодаря своей технике, но и благодаря своей душе перевезли этот самолет из одного конца города на другой. Вы большие профессионалы, мы вами гордимся.

От лица Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова – филиала ПАО «Туполев» на церемонии выступил советник директора завода Петр Николаев: «Это действительно знаменательная дата. Теперь в моем родном КАИ – и для всех вас родном КАИ – будет такой замечательный самолет, действительно чудо отечественного авиастроения».

– Я тоже хочу вас всех поблагодарить за большое и очень нужное дело, которое вы затеяли, – сказал директор завода по подготовке и проведению капитального ремонта «Казаньоргсинтез» Владислав Полянский, – Мы рады вам помочь. От лица нашего предприятия, от лица генерального директора большое спасибо за вашу работу.

Первый заместитель главы администрации Авиастроительного и Новосавиновского района Казани Альберт Бикмуллин отметил, что с установкой Ту-144 на постамент в Новосавиновском районе появилась новая точка притяжения для гостей района и города.

– Мы надеемся, что этот самолет станет достопримечательностью не только нашего района, но и города Казани, – сказал он.

Под звуки «Марша авиаторов» машина вновь оторвалась от земли и спустя некоторое время плавно опустилась на подготовленные крепления. В небо взлетели сотни воздушных шариков, словно передавая привет небу – стихии, в которой борт СССР-77107 провел значительную часть своей жизни.

Установка борта СССР-77107 на постамент была произведена на средства Фонда развития КНИТУ-КАИ (эндаумент-фонда), созданного в 2014 году выпускниками университета. Схема действия фондов заключается в том, что благотворители – выпускники, партнеры и друзья вузов – жертвуют средства на различные цели развития университетов, формируя целевой капитал, доход от управления которым используется на финансирование университетских программ, а сам капитал фонда остается неприкосновенным. Первый доход от управления целевым капиталом Фонда развития КНИТУ-КАИ направили на создание музея техники в самолете Ту-144. Как сообщил директор эндаумент-фонда нашего университета Мансур Сафаргалиев, это решение было принято Правлением фонда.

На сайте эндаумент-фонда работает онлайн-сервис, с помощью которого каждый может сделать пожертвование для развития проектов университета, в том числе проекта Ту-144.

Мы попросили прокомментировать событие  доцента КНИТУ-КАИ Любовь Агеева, рабочий кабинет которой находится во втором здании.  Она видела его в репортажной последовательности, фотографировала самолет в разное время.

– Увидев самолет еще издали, испытываешь необычные ощущения. Самолет стоит совсем рядом с тротуаром и его острый нос чуть-чуть не доходит до забора КАИ-городка. Ты рядом с ним – просто песчинка. Это такая громадина, что трудно вообразить, как она могла подняться в небо. Меня всегда занимает этот вопрос, когда я подхожу к трапу любого самолета.

На днях по дороге на работу в автобусе наблюдала такую сценку: маленький мальчик увидел по ходу движения самолет.

–  Мама, смотри корабль! – закричал он.

– Не корабль, а самолет, – заметила мать.

– Нет, корабль, – настаивал сын.

И он был прав. Даже сегодня, когда самолет еще не очень презентабелен: синяя краска надписей на бортах стерлась уже давно, дожди и пыль оставили на нем грязные разводы. Но все равно он смотрится величаво, украшая пейзаж возле двух учебных корпусов КАИ.

Самолет будет напоминать нам о советском Аэрофлоте. Очень хочется, чтобы на его хвосте остались два красных флага СССР. Один из них сегодня почти не виден, но тот, что со стороны нашего второго корпуса, сохранился почти полностью.

На мой взгляд, нашим детям надо показывать не только самолет как произведение технической мысли Туполева и его соратников, но и как экспонат из нашей прошлой жизни. И они должны знать, что их бабушки и дедушки жили под этим красным флагом. 

Татьяна Летошева

 Фото: Любовь Агеева, пресс-служба КНИТУ-КАИ

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить