Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Его предыдущий юбилей в 2012 году праздновали в НКЦ «Казань», поскольку в помещении на улице Баумана, выделенного для его работ, еще шел ремонт. Тогда картинная галерея художника располагалась в малолюдном районе Казани, на улице Гвардейской.

Новоселье справили в 2013 году, и с и тех пор дни рождения художника отмечаются в его музее, открытом при поддержке Мэра Казани Ильсура Метшина. В том же 2013 году его решением была учреждена премия имени К.Васильева для лучших преподавателей художественных школ города, и ее торжественно вручают 3 сентября.

Как-то гуляя по улице Баумана в Казани, забрела в музей Константина Васильева. К этому художнику, рано ушедшему от нас (Константин Алексеевич трагически погиб в 1976 году, когда ему было всего 34 года) у меня с юности особое отношение.

Увидев его картины в первый раз, была настолько восхищена и потрясена, что ни о чем другом, как о Васильеве, красоте и мужестве героев его полотен долго говорить не могла. И вроде ничего особенного – этакий былинно-васнецовский стиль на острие кисти, а в душу запало на всю жизнь. И сколько бы ни говорили о Васильеве разного, не очень лестного порой – для меня он всегда оставался русским героем, как и герои его полотен.

Константин Алексеевич Васильев с 1949 года жил в посёлке Васильево Зеленодольского района под Казанью. Учился в Казанском художественном училище, работал учителем рисования и черчения в средней школе, художником-оформителем.

Автопортрет Константина Васильева в музее

Творческое наследие Васильева обширно: картины, графика, этюды, иллюстрации, эскизы церковной росписи. В своем творчестве художник обращался к народному искусству: русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам. Создал произведения на мифологические сюжеты, посвятив их славянскому и скандинавского эпосу, писал о Великой Отечественной войне («Маршал Жуков», «Нашествие», «Парад сорок первого», «Тоска по Родине»). Работал также в жанре пейзажа и портрета («Лебеди», «Северный орёл», «У колодца», «Ожидание», «Человек с филином»). Автор графической серии портретов композиторов и музыкантов: «Шостакович», «Бетховен», «Скрябин», «Римский-Корсаков» и др.

Константин Васильев трагически погиб – был сбит на железнодорожном переезде проходящим поездом 29 октября 1976 года. Похоронен в поселке Васильево, в той самой берёзовой роще, которую очень любил.

И вот хожу по музею, любуюсь красотой природы, написанными в неповторимой васильевской манере портретами. Возле одного стою особенно долго: молодой статный военный в форме смотрит открытым юношеским взглядом. Читаю мелкий шрифт – портрет создан в 1969 году, значит (невольно произвожу в уме расчеты), герой с полотна Васильева постарел сегодня на сорок шесть лет. Интересно, как сложилась его судьба?

Заметив мой интерес, подошла смотрительница музея и сказала, что на картине изображен друг художника Геннадий Васильевич Пронин, и он тут, в музее… Не хочу ли пообщаться с ним? Конечно!

… Он встал в ту же позу, одел ту же фуражку, которая была на нем много лет назад, когда счастливый молодой офицер при полном параде заскочил к другу Косте после окончания военного училища. Константин взглянул на товарища и тут же схватился за карандаш: «Вставай сюда, буду тебя рисовать».

Геннадий Васильевич Пронин у картины своего друга Константина Васильева

Но уже через несколько минут бросил занятие, почесал затылок, произнес задумчиво:

– Нет, что-то не так, выражение твоего лица мне не нравится, – объявил Константин другу и замер в нерешительности.

Но через несколько мгновений направился к кипе грампластинок, вытащил одну из них (Васильев всегда предпочитал классику), включил проигрыватель. Это была героическая симфония Бетховена.

– Я стоял и слушал музыку как завороженный, – рассказывает Геннадий Васильевич. – А Костя схватил свои кисти, краски и принялся за работу. Она продолжалась с перерывами несколько дней, и каждый раз под музыку Бетховена. Васильев говорил, что у меня лицо полностью менялось, как только начинали звучать торжественные звуки симфонии, и это ему как раз надо. Рисовал он меня в помещении, а уж потом пририсовал небо – неспокойное, в облаках и тучках. Было моему приятелю в ту пору 26 лет, и жить ему оставалось меньше семи лет…

Не думал тогда и Геннадий Васильевич Пронин, что его судьба очень тесно переплетется с судьбой гениального друга. Отдав должное армии, офицерству, уйдя в запас, Пронин какое-то время работал инженером на одном из предприятий, а в 90-е годы буквально заболел идеей создания в Казани музея Константина Васильева. Вместе с единомышленниками по крупицам начал собирать картины художника, обивал высокие пороги, искал инвесторов.

Галерея Константина Васильева была открыта в 1996 году на улице Гвардейской, ее директором стал Геннадий Пронин. На этом посту пробыл много лет. Сегодня Геннадий Васильевич по-прежнему работает рядом с картинами Константина Васильева, но уже в музее на улице Баумана, в качестве научного сотрудника.

 

Фото: Михаил КОВАЛЕВ

Читайте в «Казанских историях»:

Первые лауреаты премии имени художника Константина Васильева

Русь былинная художника Константина Васильева

Васильев Константин, художник (1942-1976)

Картины, которые превращают homo sapiens в человека духовного - репортаж с открытия музея Васильева в Казани

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить