Цитата
<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.
Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год
Хронограф
<< | < | Апрель | 2024 | > | >> | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | |
29 | 30 |
-
1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет
Подробнее...
Новости от Издательского дома Маковского
Погода в Казани
Фотогалерея
Период 1930-х годов всегда будет представлять особый интерес. Это время значительных изменений во всех сферах общественной и культурной жизни.
Мне захотелось узнать, как происходящие изменения отразились на образовательной работе в нашем вузе. В те времена обучению студентов уделялось огромное значение. Стране требовались подготовленные кадры, но приходящая в вузы молодежь порой была не знакома с элементарными основами грамотности. О каких-либо вступительных экзаменах речь вообще не шла. Это в настоящее время абитуриент проходит много испытаний, чтобы быть зачисленным в вуз. В 1930-е годы ситуация была иной: написал заявление – и вперед. А дальше начинались проблемы…
Судя по архивным материалам, в середине 1930-х годов значительная часть студентов Казанского авиационного института оказалась либо малограмотной, либо вообще неграмотной. На эту тяжелую ситуацию обратило внимание руководство вуза. 17 октября 1936 года директор КАИ И.И.Богданов издал приказ о решительной борьбе с неграмотностью студентов. В соответствии с приказом все малограмотные студенты были взяты на особый учет. Для проверки грамотности студентов был проведен контрольный диктант. Из 611 человек, которые проходили проверку, 168 получили неудовлетворительную оценку, из них:
– 26 человек с 1 курса;
– 25 человек со 2 курса;
– 20 человек с 3 курса;
– 51 человек с 4 курса;
– 6 человек с 5 курса;
– 40 человек – дипломники!
Основная нагрузка по образовательной работе легла на кафедру языков под руководством Скрипкина. Разрабатывались особые программы для занятий с малограмотными. В срочном порядке создавались группы на 90 человек, а для националов, т.е. татар и студентов других национальностей, была создана особая группа на 175 человек.
Как способ искоренения неграмотности преподавателям было предложено обращать внимание на речь студентов при ответах и на ошибки при выполнении работы. И в случае необходимости снижать оценку. В массовых количествах приобретались словари, учебные пособия по русскому языку, новые книги. Общая продолжительность дополнительных занятий составляла 3 часа в неделю, и это было только начало. Принятие энергичных мер позволило начать борьбу с малограмотностью.
Таким образом, для многих КАИ воистину стало «второй школой».
Источник – НАРТ, Ф.Р-7463, Оп. 1, д. 171, л. 1, 1 об., 3, 3 об., 4, 6).
Чулпан Хисамутдинова,
студентка Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева
Производственная практика в редакции в 2007 году