Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Около 700 тысяч экспонатов сейчас хранится в фондах Национального музея Татарстана, и поступали они самыми разнообразными путями. Среди них много подарков.

С 1997 года в Национальном музее ежегодно с 1 по 6 июня проходят Дни дарений. Название акции не требует расшифровки ее смысла. Дарителей с каждым годом меньше не становится. А их дарения поражают своим разнообразием.

Это могут быть музейные экспонаты в их классическом понимании. Например, родственники Хасана Туфана подарили музею портфель поэта из черной искусственной кожи. В 2002 году из Турции поступили вещи известного татарского писателя Гаяза Исхаки: письменный стол, угловой шкаф и кресло. А в 2003-м Президент Татарстана М.Ш.Шаймиев передал музею ручку Г.Исхаки с золотым пером.

Порой подарки оказываются неожиданными: участник Великой Отечественной войны, артист Московской филармонии, виртуоз-гармонист А.З.Залялетдинов подарил гармошки-малютки и гармошки оригинальной формы «Самовар», «Сапожок», которые смастерил сам. А в 2000 году И.Л.Литвинов, известный специалист в области преподавания национальных языков, пополнил фонды музея коллекцией из 1249 конфетных фантиков.

Иногда дарения оказываются совсем не раритетами, но очень нужными вещами. Например, к 105-летию музея генеральный директор АО «Казанькомпрессормаш» И.Г.Хисамеев подарил отделу фондов шкаф, стулья, кресло, тележки для перемещения экспонатов.

Дни дарений существуют всего 8 лет. А что было раньше? Никто ничего не дарил? Конечно, дарили, иначе не было бы Национального музея или он был бы другим. До Дней дарений был Век дарений. Само существование музея началось с частной коллекции А.Ф.Лихачева, археолога, историка, нумизмата.

Напомним: О.С.Александрова-Гейнс приняла деятельное участие в поиске здания для будущего музея, выделив на эти цели 500 тысяч рублей. Знаменитая карета Екатерины II, письменный стол Г.Р.Державина, арфа его жены, чернильный прибор, часы – это все было подарено.

В начале XX века со станции Кушва Пермской железной дороги прислал в дар музею железный китайский шлем уроженец Казани врач М.И.Искакин. Находясь в Забайкалье на службе, он купил его у казака, который вывез шлем из Китая в 1900 году. В 1911 году офицер Николай Некрасов передал музейщикам найденный при устройстве водопровода в Казанском кремле «череп человека с вонзившимся копьем».

Дарителями могут быть самые разные люди, и их благородные деяния не имеют прямой зависимости от возраста, образования, профессии, национальности, общественного положения. Это ясно видно из приведенных выше примеров. Причины тоже могут быть разные – кому-то знакомые посоветовали подарить раритет городской сокровищнице, кто-то сам надумал после посещения музея, иной после газетной публикации о «диковинных» вещах, а кто-то, умирая, оставил завещание с просьбой передать в музей главное свое богатство.

Но есть у всех что-то общее, что, в конечном счете, оказывается решающим. Это желание отдать, не прося взамен ничего. И это желание не угасает уже на протяжении века и десяти лет и сохраняется даже сейчас, несмотря на победу пресловутых рыночных отношений. Остается только желать, чтобы способность дарить не покидала людей и дальше. Даже в том случае, если государство, наконец, будет способно содержать музей более достойно

Конечно, Дни дарений – не единственный способ пополнения фондов. Одной из эффективных и традиционных форм собирательской работы является связь с некоторыми старожилами Казани, у которых есть исторические реликвии. Порой эта связь продолжается десятилетиями. Так, в 2000 году от вдовы известного краеведа, коллекционера, друга музея В.В.Чумакова поступили в фонды граммофон-тумбочка конца XIX века и очень интересный и редкий киот (домашний иконостас) XIX века с тремя иконами.

В Национальном музее есть фондово-закупочная комиссия, которая принимает решения о покупке новых экспонатов. Еще в 2001 году у председателя правления Союза композиторов РТ Р.Ф.Калимуллина был приобретен ситар – индийский музыкальный струнный инструмент, а в нынешнем году у него же купили уд – египетский струнно-щипковый инструмент. Это ручная работа неизвестного мастера начала XX века.

Наверное, самым интересным для сотрудников музея способом сбора экспонатов являются экспедиции. В 2000 году этнографический фонд пополнили более 250 предметов, привезенные из экспедиции в Кукморский район республики. Среди них: деревянная мебель, форма для изготовления саманных кирпичей, лапти лыковые, деревянная механическая маслобойка, бронзовый поддужный колокольчик с надписью «1812 г. мастер Василий Макушкин» и много-много других.

Подарен предмет или приобретен – в конечном счете, это принципиальной важности для посетителей не имеет. Десятки тысяч экспонатов, которые каждый год пополняют фонды Национального музея, со временем появятся на выставках и презентациях.

"Казанские истории", №5-6, 2005 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить