Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Учитель школы №84  Елизавета Гельевна Вишнякова рассказывает  о своем прадеде  – Петре Константиновиче Петрове, с которого началась их учительская династия. 

Ее мама – Флорида Иннокентьевна Полуянова – тоже педагог,  преподавала русский язык и литературу, работала в органах управления образования.  Сейчас  на пенсии.

ИЗ  СЕМЕЙНОГО  АРХИВА

Каждая семья хранит воспоминания о прошлом – это дневники, фотографии, письма и открытки. Когда берешь какую-нибудь из семейных реликвий, начинаешь ощущать связь с предками.  Чувство, что ты часть чего-то большого и вечного, пронизывает тебя. Ощущение мысленного присутствия в прошлом становится довольно реальным. Совсем маленькой девочкой я рассматривала старинные фотографии, стараясь представить родных людей, хотя в то время их уже не было с нами. Еще есть один способ попасть в прошлое – это рассказы близких. Они такие яркие, такие понятные. Моя бабушка, Петрова Маргарита Михайловна, была удивительным рассказчиком. Завораживающие звуки бабушкиного голоса до сих пор в моей памяти. Она открывала мне «ворота» в прошлое, а в результате этого помогла выстроить траекторию будущего. Я очень любила смотреть семейные альбомы, они были у бабушки систематизированы. Один посвящен дедушкиной линии, другой – бабушкиной. В старинных одеждах, как сказочные герои, величаво стояли и сидели мои предки. Генерал с пожалованной царем шашкой, с бородой и очень добрым, но грустным взглядом – это мой прадед по отцовской линии – Петр Константинович Петров. Прошли годы... И вот у меня, педагога с большим стажем, в руках документы семейного архива. Пожелтелые листы, разного значения и различные по форматам, написанные от руки и напечатанные на машинке. Читая, я начинаю заново узнавать своего предка. Я понимаю, что некоторые мои жизненные линии сформировались задолго до моего рождения и были заложены в меня генетическими кодами. До и после... До революции и после нее! Его судьба, его радости и печали, его чаяния и мечты, его заботы и достижения, Все это предстало перед глазами, когда я взяла в руки эти документы. Сердце забилось: со мной из прошлого заговорил прадед!

«Родился я 2 сентября 1866 года (15/IX по новому стилю) в глухой Марийской деревне-Малой Шиньше Царевококшайского уезда, Казанской губернии (ныне Республика Мари Эл). Отец мой служил конно-лесным объездчиком, а мать занималась домашним хозяйством. Раннее мое детство проходило среди марийских и татарских детей, чем объясняется знание татарского и марийского языка. Татарский язык я до сих пор знаю еще довольно хорошо, но марийский почти совершенно забыл».

Это начало из его автобиографии, которая датирована 11 сентября 1946 года. Прадед прошел сквозь века – я на пороге не только нового века, но и нового тысячелетия. Это всегда очень сложный период, со своими трудностями и заботами, кризисами и поисками смысла жизни. И больше всего достается молодым. Мы, педагоги, должны стать им надежной опорой, а для этого самое главное верить в них. Я, думаю, что такая вера была у Петра Константиновича. Она дала ему силы прожить долгую, хотя и трудную жизнь. И даже свое восьмидесятилетие он встретил трудовыми достижениями, об этом свидетельствуют почетные грамоты и благодарственные письма.

Что  было  задолго  ДО... «Учебу я свою начал в с. Шиньше в начальной школе и окончил таковую в с. Карадулях 1877 году (Карадуля Лаишевского уезда Казанской губернии)»…

1877- 1883. Казанское уездное училище, затем шестигодичное городское училище. Во время учебы Петр жил «на хлебах» у дальних родственников, а потом – у посторонних людей. Продолжить учебу он не мог, т.к. средств у его родителей не было. Но была МЕЧТА – стать учителем...

«Моей заветной мечтой было учительство, что, очевидно, было подмечено моими учителями и меня – ученика старшего класса – очень часто посылали заниматься с учениками младших классов вместо отсутствующего преподавателя… После долгих мытарств я получил место сверхштатного учителя в с. Тогашево Казанской губернии с I/IX-1883 года».

Нехватка образования – вот с чем сталкивается Петр в начале своего учительского пути. Это приводит к гигантскому самообразовательному труду, а также к огромным физическим усилиям. Много приходится работать в каникулярное время. В 1885 году Петр выдерживает специальное испытание на звание учителя городского приходского училища. До 1895 г. – учитель в селах Осинове, Тогашеве, Больших Кабанах и Красной Горке (Юдино). Ранняя весна 1887 года оставила страшную душевную боль на долгие годы. В селе Осинове, где учительствовал в это время прадед, вспыхнула эпидемия сыпного тифа. Занятия в школе прекратились. Петр всеми силами помогал врачебному персоналу ухаживать за больными до окончания эпидемии. Голодный 1891 год. Петром Константиновичем с помощью почетного попечителя школой Павловского (одного из учредителей интерната для глухонемых детей, названного потом именем Ласточкиной) была организована в Красногорском училище столовая для учащихся и хлебопекарня. Выпеченный ржаной хлеб выдавался учащимся бесплатно. Школа в Красной Горке была холодная, сырая, темная. Петр Константинович решил, что детям нужна новая школа.

«После долгих мытарств и хлопот мне удалось получить Красногорского общества пособия на постройку школы 1200 рублей из средств уездного земства; 300 рублей дал Павловский... Сам я составил проект и смету на постройку школы».

1895 год – серьезная болезнь жены. Вынужденный переезд в Казань. Протекции никакой. Можно было только рассчитывать на себя. Неизвестный никому Петр Константинович не мог рассчитывать на место учителя, поэтому он поступил с I июля 1895 года во 2-ю Казанскую гимназию помощником классного наставника сверх штата. С разрешения попечителя Казанского учебного округа   преподавал математику в младших классах. В 1896 году Петра переводят на должность штатного помощника классного наставника в 3-ю гимназию. С I июля 1902 года назначают помощником столоначальника в канцелярии попечителя округа по отделу мелких учебных заведений и по делам попечительского испытательного комитета. С 3 февраля 1905 года Петр – столоначальник канцелярии попечителя. С 20 мая 1907 года не раз временно исполнял обязанности правителя канцелярии. Приказом по гражданскому ведомству от 22 марта 1910 года был назначен на эту должность постоянно.

6 мая 1896 – серебряная медаль с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте за труды по народному образованию.

1 января 1904 – орден Св. Станислава 3 степени.

1 января 1907 – орден Св. Анны 3 степени.

1 января 1911 – орден Св. Станислава 2 степени.

1 января 1914 – орден Св. Анны 2 степени.

1 января 1917 – орден Св. Владимира 4 степени.

Что   было  ПОСЛЕ…

Поменялась власть, поменялись представления о многом. Но настоящий человек остается человеком, с верой во всемирные и общенародные ценности: дети, добро, любовь, сострадание.

«В апреле месяце 1918 года должность Правителя Канцелярии была сокращена и по тактическим соображениям я был от службы в Канцелярии освобожден с сохранением за мной зарплаты до 1/V»…

С 1 мая прадед временно работает в Казанском промышленном училище. 7 октября 1918 года приказом Совета отделов по народному образованию его назначают заведующим сметно-статистического отдела.

«По изгнании чехо-словатских и белогвардейских банд я был командирован в кантоны для налаживания финансово-хозяйственных операций в просвещенческих учреждениях».

Он работал в кантонах  Спасском, Тетюшском, Цивильском, Чебоксарском, Елабужском, Мензелинском, Свияжском. В это время ему пригодилось знание татарского языка. После освобождения края от Колчака у Петра начинается очередной профессиональный виток в жизненной спирали. Заведующий учетно-контрольным отделом Татглавпрофобра, председатель ревизионной комиссии при Татнаркомпросе, заведующий фин.хоз.частью, главный бухгалтер Горотнароба, зав.финотделом и главный бухгалтер Татнаркомпроса. Кроме учреждений просвещения, в его ведении были театры. На торжественном заседании пленума Облпроса с представителями кантисполкомов и просвещенцев г.Казани Петр Константинович был утвержден Героем Труда (12/IV.1924). Из-за болезни в январе 1929 года он вынужден был выйти на пенсию. Пенсию ему дали персональную.

ВНОВЬ   –  ТРУДОВЫЕ  БУДНИ

17 сентября 1931 года. Петр Константинович – контролер, а затем бухгалтер Торгсектора. С октября 1934 года был принят на службу в Казанское  гороно в качестве ревизора. Сотрудничал с Татгосиздатом. В  апреле 1940 года Петр был принят кандидатом ВКП/б/. В 1945-м стал членом партии.

Из  характеристики

...63-х летний стаж педагогической и административной работы в области народного просвещения заслуживает быть отмеченным как путь безупречного работника – педагога, не пожалевшего своего времени и сил на выполнение порученного ему дела. ... тов. Петров П.К. честно и непрерывно отдавал свои знания и многолетний опыт строительству советской школы, работая в центральных органах народного образования ТР. Где бы ни работал тов. Петров, всюду отмечалась его высокая работоспособность и умелое руководство порученной ему работой. И сейчас, имея преклонный возраст, т.Петров продолжает добросовестно и аккуратно работать на своем участке. Заведующий  Казанским ГОРОНО Ар. Бекшанский. 10/XI.1946г.

6 ноября 1953 года он принимал поздравления и пожелания долгих лет жизни. Но долгих лет уже не было дано. Приближалась с каждым днем последняя дата его большой и полной трудностей жизни: 30 января 1954 года. Жизнь в мировом масштабе продолжалась, жизнь страны продолжалась...    

Жизнь Петра Константиновича Петрова продолжалась теперь в его детях и внуках, в его делах и памяти близких ему людей. Построенные им школы стояли, учителя, им обученные, учили детей, дети, которых он учил, имели своих детей и внуков. На пороге своих достижений уже лепетали и аукали правнуки, получив генетическую закваску от такого прадеда.

СИЛА   ПРЕДКОВ  – СИЛА   КОРНЕЙ

Она нам помогает выбрать свой путь, она помогает выстоять в трудную минуту, она вдохновляет нас на творчество, она приносит нам озарение, помогает решить проблемы... Чем больше крепких корней у любого человека, тем тверже он живет на земле и дает питание своим веточкам, сам становясь мощным корнем для потомков. Жизнь – это  труд  и  чудо, это  путь  в  вечность...

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить