Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

О том, что в современной России возрождаются традиции, не писал только ленивый. И все же интересно узнавать, как именно это происходит.

Уже который год на рождественский праздник детей приглашает Музей  Е.А.Боратынского в Казани. Семья Боратынских справляла Рождество и встречала Новый год по своим, домашним правилам. О подробностях этого праздника рассказывает старший научный сотрудник музея Елена Викторовна СКВОРЦОВА.

Я не назвала бы это реконструкцией праздника. Мы хотели вернуть ему былое значение, ведь в России Рождество отмечали гораздо шире, чем Новый год. Лет шесть или семь назад мы решили не просто поставить в музее ёлку с Дедом Морозом и Снегурочкой, а именно отметить праздник Рождества, ведь такая фигура, как Дед Мороз, появляется только на Новый год, который следует за Рождеством. А в Рождество появляются ряженые, ёлку украшает Вифлеемская звезда, рядом сооружается вертеп – это основные атрибуты праздника.

Помещения музея небольшие, поэтому мы решили взять за основу сценария элементы, описанные в документах семьи Боратынских. Это мемуары, письма, дневники. Прочитав весь этот материал, впитав эту атмосферу, мы сделали праздник, который, как мне кажется, – единственный в нашем городе и республике, потому что это все-таки не народное Рождество, а именно дворянское.

У нас праздник состоит из двух частей: сначала пришедшим к нам детям мы рассказываем, как это и было принято, рождественскую легенду в музыкальном сопровождении, с изобразительным рядом. Тут же мы с ними загадываем желания так, как их загадывали сто лет назад.

Это не просто задумать нечто. Мы сначала создаем атмосферу магии:  зажигаем свечи, звучит колокольчик. Ведущая одета в точную копию женского платья того времени. После легенды начинаются колядки: мы поем, стучим, хлопаем. Не просто рассказываем об обряде колядования, а воспроизводим его.

Далее  вспоминаем о святочных историях, поясняем, для чего они рассказывались, почему это такой грустный момент в ходе празднования. Тут же показывается сказка Андерсена «Девочка со спичками». Ведь Рождество – это не только веселье. Это праздник милосердия. Двенадцать святочных дней человек должен прожить с открытым сердцем.

В западной культуре существует понятие «дух Рождества», в российской традиции такого духа  – в смысле призрака – нет. В дни от Рождества до Крещения человек создает некую ауру наступившего года. Чем больше ты в эти дни отдаешь миру, тем больше тебе дано будет в новом году. Возможно, это некоторым образом торгашеский принцип, но он действовал не в открытую, не в лоб. Человек должен был устроить праздник не только для себя и своих родных, близких и друзей. Он должен был очень внимательно посмотреть вокруг – на больных, убогих, юродивых, заключенных, на обездоленных людей. Даже если в обыденной жизни они не входили в сферу его интересов, в святочные дни в душе должна была прозвучать эта струна. Тогда, возможно, жизнь могла измениться к лучшему.

Мы рассказываем детям, что в семье Боратынских встречали Новый год со знаменитыми розовыми ленточками. В Рождественскую и  новогоднюю ночь родители повязывали своим детям на запястье розовую ленточку, чтобы наступающий год был счастливым и розовым. Потом было традиционное загадывание желаний в полночь. Все эти элементы мы включили в первую, как бы статическую часть действа. Когда приходит Рождество и Новый год, дети могут дома эти элементы повторить. Следующая часть традиционная – действо вокруг ёлки. Правда, ёлку мы ставим не в центр, а так, как её ставили обычно в дворянских домах – на столах, в углу. Мы рассказываем, почему ставят именно ёлку, вспоминаем легенду о трех деревьях – пальме, маслине и ёлке, которые младенцу Христу принесли подарки. Как известно,  младенец обратил своё внимание именно на ёлку, хотя она и была, в отличие от пальмы и маслины, колючей. Ангел осыпал ее звездочками, младенец Иисус открыл глаза и потянулся именно к ёлке. Потом дети приносят ёлке подарки: рассказывают стихи, поют песни. Обязательно поем песню «В лесу родилась ёлочка». Ее в России поют уже сто лет, это традиционно. Затем играем в игры, загадываем загадки, а в конце праздника дарим подарки. Причем, не съестное – таких подарков у детей будет очень много. Наши подарки связаны с прозвучавшим рассказом о магии огня – рождественская свеча, колокольчик, который отгоняет от дома злых духов, розовая ленточка, которую можно завязать на запястье, изображение ангела –  обязательный атрибут Рождества. Это ангел-хранитель на наступивший год.

Записал Илья ШАЛМАН

Фото сотрудников музея и автора

"Казанские истории", №1, 2007 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить