Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Лилия АСКАРОВА, выпускница КГТУ имени А.Н. Туполева 2006 года, рассказывает об истории казанской ярмарки.

Когда нужна мебель – мы едем в мебельный салон, когда нужны продукты для большого праздничного стола – нас ждут в супермаркете, молоко и хлеб покупаем в ближайшей к дому торговой палатке…

Сколько же времени утекло с тех пор, когда ярмарка была единственным местом, где продавали и покупали?

Кроме чисто утилитарной пользы, ярмарка на Руси издавна служила прекрасной формой демонстрации товара, удачным местом для заключения сделок, разовых и перспективных, наконец, хорошим местом для изучения конкурентов.

Возникнув в Европе в раннем средневековье, когда торговля носила эпизодический характер и обслуживала лишь состоятельные слои населения, ярмарочное дело быстро изменило положение дел. Ярмарки стали точками опоры зарождающегося национального рынка. С развитием торговых связей их число значительно увеличилось.

Ярмарки различались по профилю: лесные, хмелевые, конные, степные, скотские; по продолжительности – работали от одного до тридцати дней и даже более. Казанскую ярмарку, известную с XIII века, считают одной из самых древних на территории современной России.

На долю нашего города выпала важная роль связующего звена между Востоком и Западом. Волга издавна была главной торговой артерией огромной территории, на которой располагалось несколько государств. Казань имела деловых партнеров в Китае, Бухаре, Хиве, сюда приезжали сотни купцов из русских княжеств.

Многие путешественники писали о торгах на Гостином острове, в семи километрах от Казани. Ежегодно до революции 25 июня там открывалась знаменитая Казанская ярмарка. Все лето до осенних холодов Гостиный остров принимал желающих продать и желающих купить – продавцов и покупателей). Некоторые историки упоминают ярмарку на Купеческом острове.

По ряду источников, Купеческий и Гостиный остров на Волге – это одна и та же территория, но большинство ученых склоняются к тому, что для торговых дел использовались два разных острова. До взятия города Казани в 1552 году войском Ивана Грозного ярмарка на Гостином острове была самой крупной на Волге. После того, как здесь в 1505 и 1523 годах избили русских купцов, царь Василий III повелел основать новую ярмарку – на левом берегу Волги, у Макарьевского монастыря. Была тут и политическая задача: царь рассчитывал, что перенесение ярмарки в другое место нанесет большой урон казанцам, а потому их легче будет подчинить Москве.

В качестве верного «оружия» можно было использовать, например, соль. Ее татары покупали у русских купцов в большом количестве, и только на ярмарках.

Вскоре Макарьевская ярмарка стала широко известной, но купцы со всего света продолжали ездить и в Казань. В 1858 году в Казанской губернии работало около 30 ярмарок. Крупными торговыми центрами были, кроме Казани, Чистополь, Мамадыш, Спасск.

С мая до июня, во время разлива Волги, когда груженные товаром суда могли подходить к городу совсем близко, в Казани, на берегу Булака, под Кремлем, проходила ярмарка «Ташаяк». Специально для торговых целей здесь была выстроена пристань.

В Казань съезжались арабские, персидские купцы, торговые гости из Закавказья и Средней Азии, торговцы с низовьев Волги и Московии. Более тысячи шатров раскидывалось здесь, многолюдная и разноязычная толпа заполняла огромную территорию около кремля. Во второй половине XVIII века там работали около 800 торговых лавок.

В XIX и начале XX века Казань была местом проведения нескольких ярмарок международного уровня, которые имели статус выставок. Научно-промышленная выставка 1890 года была организована по инициативе казанских ученых.

 

Вход на выставку 1890 года

Она заметно отличалась от предшественниц по своему размаху и стала крупным событием во всем Поволжье и на Урале. Выставка работала с 15 мая по 15 сентября. Ее посетило около 50 тысяч человек. Демонстрировалось около двух тысяч экспонатов.

В Казань съехались как частные лица, так и представители различных учреждений и фирм многих российских губерний. Со своими товарами прибыли посланцы семи зарубежных городов. Большие и красиво оформленные павильоны располагались на территории так называемой Русской Швейцарии (ныне Центральный парк имени Горького), а также на Театральной площади (ныне пл. Свободы и сквер за театром) и Черном озере.

На выставке были научный, художественный, фабрично-заводской, ремесленный, сельскохозяйственный и другие разделы. Активно действовавшие общественные организации ученых: Казанское экономическое общество, Общество естествоиспытателей, Общество археологии, истории и этнографии – приобрели к этому времени большой выставочный опыт.

Не случайно самым крупным разделом был научный. Его организаторы – А.Штукенберг, Н.Высоцкий и другие профессора Казанского университета – смогли привлечь в качестве экспонентов музеи, статистические комитеты, церкви и монастыри, учебные заведения, частных лиц разных регионов, которые представили на суд посетителей весьма ценные, а порой уникальные, ранее не предлагавшиеся для всеобщего обозрения коллекции: исторические, нумизматические, археологические, ботанические, зоологические, художественные и прочие.

Многие ценные экспонаты после выставки по призыву городского головы Сергея Дьяченко были переданы городу и после организации в 1895 году Казанского научно-промышленного музея вошли в его экспозицию. В каталоге этой выставки, хранящемся в Национальной библиотеке РТ, можно найти исчерпывающую информацию о ходе ярмарочной торговли, о купцах и их торговых рядах, итогах сезона и новых веяниях.

В те времена материалы о ярмарках, в том числе казанских, регулярно публиковала петербургская «Торгово-промышленная газета» (выходила в 1893-1918. Ярмарки были необходимы и покупателям, и продавцам, и государству. В номере 13-14 «Казанских историй», в журнале «Казань» (№12, 1999) рассказывалось о международной выставке, которая проходила в нашем городе в 1909 году.

Вход на выставку 1909 года

Торжественное открытие состоялось 4 июня, выставка работала до конца лета. Свои достижения на ней демонстрировали более 30 губерний, 40 экспонентов из-за рубежа, а также казанские предприятия и ремесленники. Общее число участников составило 2316, при этом 1308 приходилось на мелкую промышленность.

Привлекали внимание посетителей оригинальные павильоны выставки. Павильон известного казанского торгового дома Александровых был построен в стиле мавританской мечети, завод Оскара Петцольда воздвиг гигантскую пивную бутылку.

Оригинальным оформлением отличался павильон мыловаренного товарищества И.Арсланова – он был сделан целиком из разноцветного ароматного мыла. Рядом с павильоном располагался массивный лев, тоже из мыла. Тогда было присуждено 36 больших золотых медалей. Интересно в XXI веке видеть на этикетке воды «Боржоми» изображение медали Казанской международной выставки 1909 года.

Павильон богатого казанского промышленника Алафузова

Ярмарки и выставки создавали в городе атмосферу праздника. Например, на выставке 1909 года были открыты кафе-шантан, моментальная фотография, биллиард и кегельбан, работали ресторан, кинематограф, театр, музыкальная эстрада и цирк, ежедневно выступал духовой оркестр.

В рамках выставки прошел международный чемпионат борьбы. Будущим специалистам по связям с общественностью интересно изучать рекламные приемы разных времен. В VII-VIII веках рекламой занимались бродячие ремесленники, фокусники, артисты, были и профессиональные зазывалы. Сохранились куплеты, которыми в ХIХ веке глашатаи приглашали горожан в торговые ряды: «Товар – первый класс, выложен здесь напоказ…» На ярмарке родился знаменитый раёксвоеобразная зрелищная шарманка, через отверстие в которой зритель мог наблюдать за меняющимися картинками. Несмотря на легкость и игривость подобных завлечений для ярмарочного фольклора было характерно единство праздника и дела. Это спонтанная на первых порах реклама в наше время переросла в профессиональное занятие тысяч людей.

Уже к последней трети ХIХ века в России широкое распространение получили такие формы ярмарочной рекламы, как каталоги, проспекты, визитки, открытки, рекламные сувениры в виде безделушек, несущих фирменный знак той или иной фирмы.

В условиях «военного коммунизма» ярмарки в Советском Союзе не проводились, но позже они восстановились как одна из форм государственной и кооперативной торговли. Возникло понятие выставки как места демонстрации достижений народного хозяйства. Была построена грандиозная ВДНХ в Москве, со стационарными павильонами, со школами передового опыта.

Пятьдесят лет назад своя выставка достижений народного хозяйства появилась и в Казани. Долгие годы капитальный павильон был только один – центральный. Остальные павильоны были деревянные, эксплуатировались в основном в теплое время года.

Новые времена пришли в ярмарочное дело с развитием рыночных отношений. Казанская ВДНХ стала частным предприятием.

В выставочном комплексе «Казанская ярмарка» появилось несколько новых благоустроенных павильонов. На территории ВДНХ на протяжении многих лет вплоть до 1990 года работали павильоны «Хлебопродукты», «Пищевая промышленность», «Бытовое обслуживание населения», «Наука», «Промышленность ТАССР», «Народное образование» и другие.

В 1991 году ВДНХ ТАССР была преобразована в выставочно-информационное коммерческое предприятие «ВИКО», а в 1992 году здесь проводится 1-я Международная выставка «Нефть,газ».

В 1993 году «Вико» входит в Международный союз выставок и ярмарок СНГ и стран Балтии, включающее тогда более четырех десятков крупнейших выставочных центров СССР.

В 1998 году «ВИКО» преобразовано в ОАО «Казанская ярмарка». В этом же году произведена большая реконструкция выставочной площадки – построены павильон №1, бизнес-центр; полностью реконструирован главный павильон с залами приемов и презентаций, реконструированы административные здания, оборудованы автостоянки, построены складские помещения, благоустроена территория выставочного центра.

Сегодня здесь работает постоянно действующая выставка товаропроизводителей Республики Татарстан.

Центральный вход на ВДНХ

Выставки и ярмарки проводятся в любое время года – республиканские, межрегиональные, международные. Календарь составляется на длительную перспективу, так что будущие экспоненты имеют возможность подготовиться к поездке в Казань заблаговременно.

«Место встречи – Казань 1000-летняя» – так называлась выставка-ярмарка, которая работала в прошлом году с 26 по 30 августа. В ней участвовали более 500 фирм из 70-ти городов Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья.

Эта ярмарка стала традиционной – в прошлом году проводилась уже в 13 раз. Ее основная цель – приглашение к сотрудничеству товаропроизводителей разных российских регионов и зарубежных стран, формирование деловых связей между производственными и торговыми фирмами. Организаторы ярмарки «Место встречи – Казань» – республиканские министерства экономики и промышленности; торговли и внешнеэкономического сотрудничества; культуры; а также Торгово-промышленная палата РТ и администрация Казани.

В программе бывают «круглые столы» для представителей разных отраслей промышленности, презентации отдельных регионов России, проходит много деловых встреч и переговоров, формальных и неформальных. Каждая такая выставка-ярмарка предполагает оптовую и розничную торговлю.

 

Главный павильон "Казанской ярмарки" сегодня

Сейчас ярмарочное дело переживает свое второе рожденье? являясь незаменимым инструментом торговли и маркетинга. Появились новшества и в рекламных приемах. На многих выставках учреждаются различные конкурсы, организуется независимое профессиональное жюри, фирмам-победителям вручаются медали (золотая, серебряная, бронзовая), которые затем как гарант качества продукции включаются в товарный знак.

В ХХI веке ярмарочное дело переросло в выставочный бизнес, которому полезно знать исторические традиции и опыт старины.

«Казанские истории», №7, 2006 год