Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1915 – Родился певец, народный артист ТАССР Усман Гафиятович Альмеев. После завершения учебы в Татарской оперной студии при Московской консерватории работал в Татарском театре оперы и балета

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

16 мая 2011 года в Татарском академическом театре оперы и балета имени Мусы Джалиля балетом «Спартак» открылся XXIV Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. За дирижерским пультом стоял Владимир Рылов.

Публикации об этом балете для газеты "Антракт" Татарского академического театра имени М. Джалиля подготовила студентка 4 курса Института социальных технологий (КНИТУ-КАИ имени А.Н. Туполева) Анна ДРЫГИНА.  Она взяла интервью у Оксаны КУЧЕРУК, Руслана САВДЕНОВА и Михаила ТИМАЕВА.

Балет «Спартак» на музыку Арама Хачатуряна был поставлен на сцене  театра имени Джалиля хореографом Георгием Ковтуном в 2008 году. Он поставил новую версию «Спартака», не похожую ни на классические постановки Ю. Григоровича и Л. Якобсона, ни на его собственную постановку этого балета, осуществленную весной 2008 года на сцене Михайловского театра Санкт-Петербурга.

Фото из газеты "Вечерняя Казань"

Действие балета, либретто которого создал Г.Ковтун, переносит нас в античный Рим, полный роскоши и пресыщения. Гладиаторские сражения, пиры римской знати, танцующие куртизанки, легионеры – все это призвано окунуть зрителя в атмосферу изобильного и развращенного Вечного города. На этом фоне разворачивается история жизни двух близнецов, вскормленных волчицей. Роковая любовь к женщине однажды поставила родных братьев по разные стороны баррикад...

Впервые в истории театра имени Джалиля в балете задействован хор в полном составе (65 человек!). Специально для этой постановки музыкальный руководитель спектакля, дирижер Владимир Рылов сделал музыкальную редакцию балета и ввел хоровую партию, использовав подлинные тексты античных латинских авторов.

Мать-волчица – Елена Щеглова, Спартак – Руслан Савденов, Красс – Михаил Тимаев

Артисты хора не только поют, но и естественно существуют в хореографических сценах, которые требуют иного поведения и иной пластики.

Спектакль прекрасно оформлен. Рядом с традиционными декорациями – медиаизображения, транслируемые на сцену, как на экран.

"В Казани везде встречаешь очень теплых людей"

Роль Ливии в спектакле «Спартак» исполнила солистка Национальной Оперы Бордо (Франция) Оксана Кучерук. Эту партию Оксана разучила специально для исполнения в рамках Нуриевского фестиваля в Казани.

В 1996 г. окончила Киевское хореографическое училище и дебютировала на сцене Санкт-Петербургского Академического театра оперы и балета им. М.Мусоргского. Лауреат II премии Международного конкурса молодых артистов балета «Майя» (Санкт-Петербург, 1998 г.) и конкурса в Люксембурге (1999 г.), I премии конкурсов в Будапеште (2000 г.) и Москве (2001 г.). В репертуаре – ведущие партии в спектаклях «Дон Кихот», «Сильфида», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Золушка» и др.

  Оксана, Вы впервые выступите в Казани?

– С казанской труппой я уже знакома – участвовала в гастрольных спектаклях, танцевала в балетах «Спящая красавица», «Корсар». Первым был балет «Дон Кихот». Я тогда еще только закончила хореографическое училище. Так что уже не чувствую себя з Казани в гостях.

Я с удовольствием приняла приглашение принять участие нынешнем Нуриевском фестивале. Ради такого случая даже не поехала на гастроли в Палермо. Когда меня пригласили танцевать в «Спартаке», я думала, что это будет партия Клавдии. Но мне предложили образ Ливии. Первый раз в жизни я буду играть отрицательную героиню!

Как Вы работали над партией, ведь Вам пришлось разучивать совершенно новый, незнакомый материал?

– Конечно, постановка театра имени Мусы Джалиля отличается от классической версии Григоровича. С творчеством Георгия Ковтуна я знакома давно, его хореография прекрасна, но, как всегда, трудна для исполнения - много верховых поддержек, быстрый темп... Я начала подготовку еще дома, мне прислали запись спектакля на DVD. Потом были репетиции уже здесь, в Казани. На премьере постараюсь сделать максимум возможного! В спектакле у меня будут великолепные партнеры. В Казани везде встречаешь очень теплых людей, начиная с гостиницы. Мне нравится доброжелательная казанская публика.

«Давняя мечта казанского театра – увидеть в своем обширном репертуаре балет А.Хачатуряна «Спартак» – сбылась. Восторженная публика дивилась всему: эффектной громаде декораций, обилию изобретательных костюмов (киевские мастера А.Ипатьева, А.Злобин), беспощадной схватке гладиаторов, пестрому многолюдию, замысловато-броским дуэтам, диковинным трюкам шутов, сатиров и прочей развлекающей римлян братии. Словом, «Ликует буйный Рим». Подобного зрелища Казань еще не видывала. Фантазия, темперамент хореографа В.Ковтуна, уже подарившего в свое время театру прекрасную балетную притчу «Легенду о Юсуфе» и оригинальную версию «Пер Гюнта», в «Спартаке» хлынули через край. Кредо постановщика: быть ни на кого не похожим.

Наталия Садовская, музыкальный критик

Газета «Культура»

Партии братьев – Спартака и Красса – 16 мая исполняли солисты Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Руслан Савденов и Михаил Тимаев. 17 мая в роли Красса зрители увидели солиста этого  театра, лауреата Государственной премии России Нурлана Канетова.

"Мне нравятся партии, где ты проживаешь целую жизнь на сцене"

Руслан САВДЕНОВ, лауреат международных конкурсов, лауреат премии «ТЮРКСОЙ»

В 2001 г. окончил Алматинское хореографическое училище. Будучи студентом, проходил стажировку в Государственном академическом театре оперы и балета им. Абая, а в 2001 г., по окончании училища, стал солистом театра. В 2002 г. был принят в труппу театра им. М. Джалиля. В репертуаре – сольные партии в балетах «Тысяча и одна ночь», «Щелкунчик», «Жизель», «Лебединое озеро», «Корсар», «Дон Кихот», «Арлекинада», «Пламя Парижа» и др. С большим успехом выступил в последних премьерных постановках театра – балетах «Пер Гюнт» (Шаман) и «Корсар» (Али). Еще до перехода в труппу ТАГТОиБ им. М.Джалиля Руслан успешно участвовал во многих международных конкурсах артистов балета, в том числе в Хельсинки (2001 г., грамота), Москве (2001 г., дипломант), Перми (2002 г.), Астане (2002 г., лауреат), чешском городе Варна (2002 г., грамота и приз «За лучшее исполнение современных номеров»). В 2006 г. он стал лауреатом II премии конкурса артистов балета России «Арабеск», проходившего в Перми под председательством Екатерины Максимовой. В составе балетной труппы театра им. Мусы Джалиля выезжал на гастроли в Швейцарию, Данию, Австрию, Германию. В 2003-2005 гг. танцовщик принимал участие в гастролях Молодого балета Европы (Young European ballet) и Dance emotions, Steps (UNESCO Paris).

  – Почему Вы выбрали именно профессию артиста балета?

– Честно говоря, я не помню, исходя из каких побуждений сделал этот выбор. Я учился в школе с английским уклоном. Моя мама мне рассказывала, что однажды к нам в школу пришла негосударственная комиссия, которая набирала мальчиков в училище. И по всем требованиям и критериям я им подходил. А осенью мне пришло приглашение на отборочный тур, когда нужно было сдать государственные экзамены по гимнастике и, хореографии. Моя мама еще раз спросила меня: «Ты пойдешь?». Я ответил, «Пойду!». Вот так все и началось.

– И как много Вы занимаетесь танцами?

– Танцами я начал заниматься в 10 лет. Выходит, что на сцене я уже 16 лет.

Если вспомнить все Нуриевские фестивали, в которых вы принимали участие, что оставило след в памяти?

– Каждый фестиваль по своему хорош. Каждый раз происходит, что-то новое: новые артисты, новые постановки. Конечно же, новые партнеры, они меняются каждый раз. Это очень интересно. Хотелось бы подчеркнуть то, что, каждый фестиваль приносит массу новой, полезной информации. И наверное, не только для меня, думаю, для всех участников. Не стоит забывать и о зрителях. Я уверен, для них каждый фестиваль – особенный.

Красс – Руслан Савденов

– Что вы можешь сказать про казанскую публику?

– Казанская публика? Хорошая, приветливая. Всегда очень приятно выступать перед такой аудиторией.

– Вы выступали во многих странах. Что можете сказать о зрителях за границей?

– Я был в Швейцарии, Дании, Австрии, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландах и Люксембурге. Публика везде очень разная. В каких-то городах зрители тебя встречают бурными аплодисментами и не прекращают поддерживать на протяжении всего спектакля. Где-то публика с замиранием сердца ждет окончания спектакля и на финальных сценах просто «взрывается». Везде по разному.

Еще, я думаю, важен город, в котором мы выступаем. Где-то театр – это роскошь, и встречи с артистами не так часты. А где-то зрители посещают театральные представления регулярно. Но везде чувствуем тепло и приятное отношение.

– Казанские любители балета видели вас в «Спартаке» в роли Красса. Как пишут про вас, вы создали яркий и запоминающийся образ римского патриция, мужественного, властного, уверенного в себе, способного на любые поступки ради достижения своих целей. Читаю: «Танец молодого артиста стал более эмоциональным, смелым; Руслан буквально завораживает зрителя энергией и красотой танца». А фестивальная афиша 2011 года представляет вас как отрицательный персонаж. Имеет ли для вас значение, кого вы представляете на сцене?

– Мне нравятся партии, где ты проживаешь целую жизнь на сцене. Когда есть ощущение того, что ты читаешь какую-то жизненную историю. Выходишь на сцену – и как будто рождаешься, пропускаешь через себя все те эмоции, которые переживает твой герой. Вообще для меня нет особой разницы между положительным или отрицательным героем. В обоих случаях я стараюсь выкладываться и прожить роль на сцене от начала номера и до его завершения.

– Как вам удается поддерживать фигуру? Может быть, придерживаетесь какой-нибудь диеты?

– Нет, диет я не соблюдаю. Стараюсь не ограничивать себя в еде, потому что в моей работе важна физическая сила.

Партии Спартака и Красса 16 мая исполняли Руслан Савденов и Михаил Тимаев

Как вы проводите летнее время? Где отдыхаете? – У родителей на даче. И стараюсь выезжать на море.

– Что вы можете сказать о своих планах на будущее? Каким вы себя видите через пару лет?

– Знаете, я об этом не думал. Стараюсь жить и работать настоящим. Планы? О планах сказать ничего не могу. У меня растет сын, скоро он пойдет в школу. Наверное, пойти с ним первого сентября в первый класс – вот мой план на ближайшее будущее.  

«Для меня фестиваль – всегда праздник»

Михаил ТИМАЕВ, лауреат международного конкурса, лауреат премии «ТЮРКСОЙ»

В 2005 г. окончил Казанское хореографическое училище (класс народного артиста Татарстана В. Бортякова). Будучи студентом, был принят в балетную труппу Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля. В репертуаре партии принца Зигфрида («Лебединое озеро»), Кота в сапогах («Спящая красавица»), Морского царя («Пер Гюнт»), Былтыра, Огненного Шайтана («Шурале»), Гнома-скромняги («Белоснежка и семь гномов»); Арлекина («Щелкунчик»), Франца («Коппелия»). В балете «Спартак» казанский зритель видел его в главной роли. С балетной труппой театра им. Мусы Джалиля гастролировал в странах Восточной и Западной Европы и городах России. Дипломант Международного конкурса артистов балета «Арабеск» в Перми (2008 г.), лауреат XI Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (III премия и бронзовая медаль, 2009 г.). Огненного Шайтана («Шурале»), Гнома-скромняги («Белоснежка и семь гномов»); Арлекина («Щелкунчик»), Франца («Коппелия»). В балете «Спартак» казанский зритель видел его в главной роли. С балетной труппой театра им. Мусы Джалиля гастролировал в странах Восточной и Западной Европы и городах России. Дипломант Международного конкурса артистов балета «Арабеск» в Перми (2008 г.), лауреат XI Международного конкурса артистов балета и хореографов в Москве (III премия и бронзовая медаль, 2009 г.).

– Что Вы можете сказать о годах учебы в Казанском хореографическом училище?

– Студенческие годы, они всегда незабываемы. Училище для меня – родной дом. Дорогие мне преподаватели, которые сделали из меня артиста. Педагоги, которые раскрывают и преумножают таланты, развивают любовь к профессии артиста. Все это для того, чтобы мы в дальнейшем были успешными артистами, чтобы кто-то мог стать педагогом и также обучать юных танцоров. Время, проведенное в училище, – это для меня, безусловно, культурный багаж. Это навсегда остается в памяти.

– Вы не в первый раз участвуете в фестивале имени Рудольфа Нуриева. Какие у вас впечатления от прошлых выступлений?

– Каждый фестиваль не похож друг на друга. Например, в прошлом году был очень интересный фестиваль. На нем присутствовало много интересных артистов, приглашенных из других театров. Мне запомнился современный балет «Кватро». Я наблюдал за ходом фестиваля очень внимательно. Это было по-настоящему красиво! Нынешний состав артистов очень разнообразен. Сейчас я смотрю уже не на сам спектакль, потому что знаю множество спектаклей достаточно хорошо. Я наблюдаю за техникой исполнения коллег, за тем, как разные артисты исполняют знакомые мне роли. Вот это мне интересно.

Красс – Руслан Савденов, Ливия – Оксана Кучерук

– Как у Вас складываются отношения с партнерами?

– Отношения разные. С кем-то очень дружеские, теплые, с некоторыми – деловые. Но в целом стараемся быть единым, дружным коллективом,  находим какие-то общие решения. Если это любовь, то на сцене это должно быть видно.

– Какие планы в будущем?

– Планы – это всегда планы. Предпочитаю жить реальностью, то есть настоящим.

– Как Вы можете охарактеризовать публику, которая посещает Ваши выступления?

– Зарубежная публика отличается от российской. А российская публика в разных городах очень разнообразная.

– Что Вы можете сказать о своем участии в постановке «Спартак»?

– Наш «Спартак», на мой взгляд, очень сложный и нестандартный. Дело в том, что данная версия балета – это сценическая фантазия, а не классический вариант Григоровича.  И это привносит какие-то особенности даже в плане самой драматургии и эффектов. Так что наш «Спартак» очень интересный, и партии довольно-таки эффектные.

– Как Вы воспринимаете Нуриевский фестиваль?

– Для меня это событие - всегда праздник. Всегда с нетерпением жду его целый год, чтобы в очередной раз посмотреть на мировых звезд и перенять какой-то опыт. Вообще это очень ответственное и важное событие в культурной жизни нашего города. А в жизни балета это самое главное событие в году.  

«Михаил Тимаев, выступивший в роли Спартака, – настоящий персонаж героико-романтического плана. Широкий, мужественный стиль танца, великолепная исполнительская техника, мимика – все говорит о том, что наше хореографическое училище и театр воспитали прекрасного солиста».

Газета «Время и Деньги»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить