Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

26 мая 2011 года в программе Нуриевского фестиваля был балет Людвига Минкуса «Баядерка».

Главные партии в фестивальном спектакле исполнили солисты Национального балета Кореи Ли Хо Ким (Никия), Джун Ён Джэ (Солор) и солистка Национального балета Токио Юко Танака (Гамзатти). Их партнерами по сцене были  ведущие танцовщики казанской труппы, приехавшие в наш город из других стран: Казахстана - Нурлан Канетов (Великий Брамин), Руслан Савденов (Золотой Божок), Александра Суродеева (Ману), и Грузии - Кахабер Андриадзе (Раджа Дугманте).

Публикации об этом балете для газеты «Антракт» Татарского академического театра имени М. Джалиля подготовили студентки 3 курса Института социальных технологий (КГТУ-КАИ имени А.Н. Туполева)Регина АБДУЛЬМАНОВА и Юлия ОВЧИННИКОВА. Они изучили историю балета, пообщались на английском языке с японской балериной Юко Танака и взяли интервью, тоже по-английски, у солистов Национального Балета Кореи Джун Ён Джэ и Ли Хо Ким.

 Юко Танака восхищена русским балетом

Юко Танака, приглашенную на драматическую роль Гамзатти, в своей стране исполняла ее пять раз. Однако балерина колебалась перед принятием решения об участии в Нуриевском фестивале, и все-таки решилась.

Девушка восхищена русским балетом: «Русская школа балета – сильная, в ней есть особый неповторимый стиль, стержень. А сами русские танцоры и танцовщицы – прекрасны».

За столь короткий промежуток, что Юко провела в Казани, она уже успела увидеть Кремль. У него «интересные, непривычные для Японии формы, но он от этого не менее красив».

В свободное время балерина предпочитает ходить в кафе с друзьями, заниматься шопингом, а также заботится о своем теле – без этого никак, профессия обязывает. Самый лучший способ снять нагрузку после тяжёлого дня – выспаться!

Любит каблуки, но не носит их, предпочитает ботинки из кожи, чтобы ноги после пуантов чувствовали себя комфортно. Для того, чтобы снять напряжение перед выступлением, балерина предпочитает принять расслабляющую ванну или посмотреть телевизор. В Казани щелкать каналы для нее – забавное занятие, ведь Юко не знает русского языка.

 Впервые на казанской сцене

– Джун, Вы хорошо говорите по-русски…

– Я учился в России – в Улан-Удэ и Москве. Россия – моя вторая родина. Также я побывал в Перми, Иркутске, Хабаровске. Я всегда хотел побывать в Сибири, Санкт-Петербурге. Моя мечта сбылась. Мы танцевали в Чайковском под руководством Бориса Эйфмана. У России и Кореи сложились очень хорошие отношения. В Казани я впервые, но когда приезжал на различные конкурсы, много слышал о казанских танцорах.

– Почему Вы начали заниматься балетом?

– Я начал заниматься балетом в России. Окончил русскую школу балета. Я знал, что русский балет – лучший балет в мире. У меня был прекрасный педагог – Георгий Николаевич, но он, к сожалению, умер. Я люблю балет. Россия – большая многонациональная страна, в ней сочетается много культур, у России богатое искусство.

– Есть ли у Вас любимая роль?

– Пожалуй, это роль Зигфрида из «Лебединого озера». В Большом театре «Лебединое озеро» ставил Юрий Григорович. Также мне нравятся «Спартак» и «Баядерка».

– В «Баядерке» Вы играете трагическую роль Солора. Легко ли Вам даются такие роли?

– «Баядерка» – индийская история о любви Никии и Солора. Я читал книги, интересовался историей на эту тему. Это помогает почувствовать героя. Главное для меня – слушать музыку. Танцор не просто танцует, он танцует под музыку. Он должен чувствовать зрителя, найти контакт с ним. Оркестр, танцор и зритель взаимосвязаны.

– Для того чтобы играть подобные роли, нужен характер…

– В детстве я играл в футбол – оттуда характер (смеется) Я много времени смотрю DVD, дисковые записи различных танцоров, особенно русских танцоров – Барышникова, Васильева, Годунова, чтобы прочувствовать характер.

– Волнуетесь ли перед выступлениями?

– Да, конечно.

– Как же Вы избавляетесь от волнения?

– Я слушаю музыку, звоню родителям. Это меня успокаивает.

– Что Вы предпочитаете делать в свободное время?

– Могу встретиться с друзьями, слушаю музыку, посещаю кино и театры.

– Значит, Вы предпочитаете отдых, не связанный с физическими нагрузками?

– Иногда нужно отдыхать от балета не только физически, но и ментально. Иначе, если все время думать о балете, можно сойти с ума. А это не очень хорошо для здоровья (смеется) Когда у тебя интересная и насыщенная жизнь, это отражается на всем, что ты делаешь.

– Что Вы можете сказать о фестивалях, подобных Нуриевскому?

– На таких фестивалях встречается большое количество прекрасных танцоров– профессионалов. Корейцы постоянно выступают с японцами. Получается синтез, происходит обмен культурами. Мы смотрим на выступления друг друга, учимся. Звучит одинаковая музыка, но каждый человек интерпретирует и чувствует ее по-своему. Поэтому и танцуют все по-разному.

– Вы жили в России, и значит, пробовали русскую кухню. Понравилась ли она вам?

– Да, я люблю русскую кухню. Но давно ее не пробовал, соскучился. Приехал в Казань и восполнил этот пробел.

– А татарскую кухню Вы пробовали?

– Еще не успел.

– Вы знаете, татарские блюда достаточно калорийны, а Вам следует соблюдать режим…

– Ничего страшного, попробовать их я могу (улыбается)

– И напоследок, есть ли у Вас планы на будущее?

-  Если пригласят, то я был бы не против приехать на Нуриевский фестиваль в следующем году, исполнить другую роль.

 

– Ли, Вы исполняете роль Никии. В Японии тоже выступаете вместе с партнером по фестивальному спектаклю?

– Да, правда, иногда мы меняем партнеров, но уже два года в основном выступаем вместе.

– Хорошо ладите друг с другом?

– Да, мы словно брат и сестра. («She's like boyfriend», – комментирует Джун).

– Наверное, Вам тяжело приходится, ведь Вы не можете ни с кем общаться? (Ли практически не говорит на английском).

– У меня есть Джун, он мне очень помогает.

– Бывали ли Вы на гастролях в других странах?

– Да, я была в разных странах. В России выступала в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Перми.

– Есть ли у Вас любимая роль?

– Я не могла бы сказать, что у меня есть любимая роль. Все роли разные, героини не похожи друг на друга. Я могла бы отметить партии в балетах «Лебединое озеро», «Коппелия», «Спартак», «Спящая красавица», «Сильфида».

 История балета «Баядерка»

«Индийский» балет «Баядерка» был создан представителями западной культуры – обрусевшим австро-чешским композитором Людвигом Минкусом и великим балетмейстером Мариусом Петипа, французом по происхождению, много лет прожившим в России. Балет  был впервые поставлен 23 января 1877 года в Мариинском театре Петербурга.

Слово баядерка происходит от португальского bailadeira – танцовщица. Баядерками были профессиональные танцовщицы, живущие в Индии при храмах. Тема самоотверженной всепоглощающей любви баядерки, любви как высшего смысла жизни, принадлежит к популярным темам музыкального театра XIX века. Литературными источниками ее служат драма индийского классика Калидасы «Шакунтала» и баллада В. Гете «Бог и баядерка», красивая и романтичная легенда о несчастной любви баядерки и храброго воина. Эти поэтические произведения стали основой целого ряда спектаклей, в создании которых участвовали известнейшие драматурги – Э. Скриб, Т. Готье и крупнейшие хореографы – Ш. Дидло, Ф. Тальони, М. Петипа.

«Баядерка» – спектакль, сохранившейся со второй половины XIX века, уникальный с точки зрения как хореографии, так и сценографии, Этот спектакль подытожил находки и завоевания мирового балетного театра, стал этапным для целого периода в истории этого вида искусства. Здесь драматургия обрела совершенные формы поэтического претворения в танце, прежде всего в таких хореографических шедеврах, как монолог героини – «Танец со змеей» и развернутая композиция «Тени». По уровню поэтического обобщения сцена «Теней», пожалуй, не знает себе равных в истории мирового балетного театра. Отсутствие внешних событий и буквальных действенных мотивировок, сосредоточенность на раскрытии сложного духовного мира человека средствами музыкально-хореографической образности позволяют считать именно эту хореографическую композицию в большей мере, чем второй акт «Жизели», прообразом будущего «симфонического» балета – открытия XX века, столь талантливо реализованного Дж. Баланчиным.

Опыт романтического балета воплотился в «Баядерке» в новом эстетическом качестве. Сам прием «сна», используемый в романтическом балете для введения моментов фантастических, в «Тенях» приобрел статус психологической реальности, а основная тема раскрывалась в сплетении контрастных, дополняющих одна другую танцевальных характеристик.

Балет «Баядерка» интересен также тем, что дает представление об определенном типе спектаклей второй половины XIX века, об определенном типе зрелищности. Здесь чрезвычайно существенна «обстановочность», живописность как декорационная, так и воплощенная танцевальными и театральными средствами. Торжественные выходы жрецов, красочные шествия многочисленных участников празднеств, эффектный дивертисмент со знаменитым «индусским танцем» – все это создает особую атмосферу действия и, как будто оттягивая драматургически важные моменты, на самом деле контрастно оттеняет и выгодно подает другие эпизоды, где главное – сосредоточенность на внутреннем мире героев, разработке психологических характеристик и нюансов.

Петипа сочинил балет для бенефиса известной русской балерины Е. Вазем, ориентируясь на виртуозность и отточенность ее безупречно академичного танца. Актерские же возможности исполнительницы были ограничены. В дальнейшем в трактовку центральной партии было внесено много нового – и, прежде всего, в актерском отношении. Усложнился в соответствии с общим ростом танцевальной техники, изменением представления о виртуозности и хореографический текст роли.

В партии Никии крупнейшие русские балерины А. Павлова, М. Кшесинская, О. Спесивцева открывали новые драматические интонации, обогащая и собственную палитру выразительных средств, и диапазон выразительности данной роли. В советское время тема внутренней независимости человека, противостоящего обстоятельствам и посягательству на его исконные права любить и быть счастливым, приобрела в исполнении замечательных советских балерин М. Семеновой, Н. Дудинской героический характер.[1]

Истинное происхождение «Баядерки» так и осталось тайной.

В 1839 году в Париж прибыла гастролирующая индийская компания «Баядерес», и известный драматург Теофиль Готье описал Амани, главную балерину труппы. Спустя несколько лет, в 1855 году, он сделал запись о трагической гибели балерины – в приступе депрессии, в тоске по Индии в покрытом туманом Лондоне, она повесилась. В дань уважения к балерине Готье написал либретто для балета «Sacountala», взяв за основу индийскую пьесу Калидазо. 14 июля 1858 года, в Париже, эта работа впервые была представлена балетом Theatre Imperial de l’Opera (известным сегодня как Парижский Оперный Балет). Балет стал работой, отмеченной многими балетными историками как истинное вдохновение.

За свою долгую историю балет претерпевал немало изменений, многие хореографы от Чабукиани до Нуреева пытались заново взглянуть на «Баядерку» и показать ее зрителю в новом виде. Одни изменяли традиционную версию, другие старались приблизиться к первоисточнику. О задумке самого Петипа можно спорить, но совершенно точно одно: балет представляет собой удивительное сочетание классических танцев с экзотическим сюжетом.

Сегодня этот балет ставится на многих сценах нашей страны, а также за рубежом. Он с успехом идет на сценах лучших музыкальных театров. Каждая новая постановка вызывает волну самых разнообразных отзывов в прессе.

В афише Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля балет «Баядерка» появился в 1962 году. Его поставила Нинель Юлтыева, которая, завершив танцевальную карьеру, окончила балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории и несколько лет была главным балетмейстером театра им. Джалиля. Ею поставлены также «Лебединое озеро», «Шехеразада» и «Шопениана».

Уже не первый год «Баядерка» показывается в рамках международного фестиваля классического балета им. Рудольфа Нуриева. Она поставлена в нашем театре в хореографии Петипа. «Баядерка» «красной нитью» проходит через жизнь Рудольфа Нуриева: в начале карьеры он станцевал главную мужскую роль – Солора, последним спектаклем, который он поставил в качестве балетмейстера, тоже была «Баядерка».

Регина Абдульманова

 

 [1] http://reserve.sp.ru/opera/spectacl/r_bayaderka.htm

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить