Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1778 – Родился просветитель, педагог, языковед Ибрагим Исхакович Хальфин. Он представитель известной фамилии Хальфиных. Общий педагогический стаж их учительской династии составляет 60 лет

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

23 мая 2011 года в афише Нуриевского фестиваля был балет Петра Чайковского «Лебединое озеро».

Публикации об этом балете для газеты «Антракт» Татарского академического театра имени М. Джалиля подготовила студентка 3 курса Института социальных технологий (КГТУ-КАИ имени А.Н. Туполева) Валерия НЕСТЕРОВА, которая узнала историю балета на казанской сцене и взяла интервью у Александра Стоянова, артиста балета Национальной оперы Украины, и у Анны Никулиной, солистки Большого театра, исполнившей партии Одетиты и Одиллии.

С партнерами в Казани вариантов нет

Свою первую роль Одетты-Одилии Анна Никулина станцевала в 2004 году в возрасте 19 лет. Накануне спектакля балерина разучивала новый для нее четвертый акт со счастливой концовкой.

–  В каком возрасте Вы поняли, что хотите стать балериной?

– Наверное, лет в десять. Сначала я поступила в балетное училище, потому что мне сказали, что у меня для этого есть данные. Посоветовали попробовать. Я попробовала, но артисткой балета быть не захотела. А когда  начала заниматься, тогда почувствовала, что это мое.

– Что важного Вы вынесли для себя за годы обучения в Московской государственной академии хореографии?

– Сложно ответить, но мне кажется, педагоги дали нам многое – в комплексе. И профессиональные навыки, и актерское мастерство.

– Вы впервые в Казани? Какие у Вас впечатления от города?

–  Да, я в Казани впервые. О впечатлениях пока сказать затрудняюсь,  потому что приехала буквально два часа назад и сразу направилась в театр, на репетицию. А в театре атмосфера отличная! Мне здесь очень нравится.

– Существуют ли отличия  российской публики и зарубежной?

– Я бы сказала, что и за рубежом, и в России нас принимают тепло. Бывает, правда, так, что за рубежом в течение спектакля зрители очень сдержаны, и кажется: что-то не так. Но потом, в конце спекталя, вдруг бурные овации.

– Смотрели ли Вы фильм «Черный лебедь» режиссера Даррена Аронофски? Каковы Ваши впечатления от него?

– Да, смотрела. Но фильм, честно говоря, не очень понравился. Я знаю, что такое балет, и мне показалось, что не все там достоверно и много чего надумано.

– Героине фильма с трудом удается роль Черного лебедя, и она борется с собой, пытаясь достичь совершенства. Какая роль Вам дается легче – нежной и уязвимой Одетты или роковой соблазнительницы Одилии?

– Мне ближе Одетта. Играть Одилию мне было значительно тяжелее. Поэтому когда готовила ее партию, тоже боролась с собой. (Смеется).

– Балет – это искусство, требующее огромных физических нагрузок. Как Вам, такой хрупкой девушке, удается с этим справляться?

– Наверное, дело в многолетней привычке.

–  Придерживаетесь ли Вы какой-нибудь диеты? Ограничиваете ли себя в чем-нибудь?

– Я себя особо ни в чем не ограничиваю. Единственное – во время отпуска стараюсь себя придерживать. А когда много нагрузки – нет, потому что все сгорает.

– На фестивале очень много иностранных танцоров. Есть какой-то языковой барьер или язык танца помогает его преодолеть?

– Я еще не сталкивалась с тем, чтобы мой партнер был из-за рубежа. Здесь у меня партнер из Украины, поэтому никаких проблем. Но и с иностранцами, думаю, никаких проблем не должно быть, потому что я немного знаю английский.

– Как складываются Ваши отношения с партнерами? Долго привыкаете друг к другу?

– По-разному. Но сейчас, в Казани, нет вариантов – сегодня мы репетировали один раз, и завтра уже танцуем.

– Можете ли Вы сейчас сказать, какую роль в Вашей жизни играет балет?

– Могу сказать, что большую. Не скажу, что главную, потому что я знаю, что есть еще семья и какие-то вещи, которые важнее. Но балет имеет большое значение и занимает много времени и сил.

– У Вас есть кумиры, у которых Вы хотели бы перенять необходимые качества?

– Из тех, кто танцует сейчас, мне нравится Захарова (Светлана Юрьевна Захарова – российская балерина, заслуженная артистка России, народная артистка России, лауреат премии «Золотая маска» –  Корр.), а из прошлого – это мой педагог Екатерина Сергеевна Максимова.  

Принц Зигфрид из Киева

Александр Стоянов, артист балета Национальной оперы Украины, предстанет перед зрителям фестиваля имени Рудольфа Нуриева в роли принца Зигфрида в «Лебедином озере». Он является лауреатом международного конкурса в Риме «Premio di Roma» и дипломантом международных конкурсов в Москве и Петербурге. В его творческой копилке – главные роли в балетах «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Чипполино», «Золушка» и другие. За день до спектакля, во время первой и единственной репетиции, артист пообщался с нашим корреспондентом Валерией НЕСТЕРОВОЙ.

  Почему выбрали именно профессию артиста балета?

– Я ее, скажем так, не выбирал. Даже не знал, что такое балет. Я занимался спортивными бальными танцами, и раз в неделю у нас был урок по классическому балету. У нас был педагог, который окончил хореографическое училище. Он и сказал моим родителям, что мне нужно идти в балет, что у меня балетные данные. Ну а папа любил балет и решил отправить меня в Киевское училище.

– Как Вам атмосфера театра оперы и балета Казани?

– Атмосфера отличная! Все налажено. Что касается организации – все супер. Артисты все приветливые.

Вы выступали во многих странах. Что можете сказать о зрителях за границей?

– Зрители разные, конечно. Самые лучшие – это японские зрители. Они просто бешеные! (Смеется). Недавно приехал с гастролей в Берлине. Принимали там хорошо, но немцы очень сдержанные. А у итальянцев даже попкорн в зрительском зале.

Часто ли Вы выступаете на Родине?

– Конечно, я же работаю в Национальной опере Украины. Стабильно бывает два спектакля в месяц.

– От чего артисту балета приходится отказываться, поддерживая себя в форме?

– Я не придерживаюсь никакой диеты, но желательно, конечно, питаться правильно. Артисту балета, как и обычному человеку, следует следить за питанием.

Для многих казанских зрителей «Лебединое озеро» – главное событие фестиваля, и это естественно. Если вспомнить биографию Рудольфа Нуриева, принц Зигфрид был одной из лучших классических партий в его репертуаре. А какое значение для Вас имеет эта роль?

– Роли ничем не отличаются для меня по важности – Ромео или принц Зигфрида. Главное для меня – возможность танцевать, перевоплощаться, играть разные партии и получать за это апплодисменты.

– В Вашем репертуаре очень много классических партий. О какой роли Вы мечтаете сейчас?

– В «Жизель» я танцевал только на гастролях. Очень хочу станцевать в этом балете у себя в театре.

– Как Вы проводите свободное время?

– Сейчас, во время гастролей, у меня очень мало свободного времени. А так, очень люблю встречаться друзьями.  

Балет «Лебединое озеро» в Казани

Первая постановка жемчужины русской балетной классики – балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в сценографии Александра Горского – предстала на суд зрителей Казани в 1947 г. В роли воздушной и поэтической Одетты и коварной Одилии дебютировала балерина Нинель Юлтыева. Когда по приглашению композитора Назиба Жиганова перспективная балерина из Уфы переехала на постоянное место жительства в Казань, балетную труппу возглавляли Гай Тагиров, Леонид Жуков и Файзи Гаскаров. Помимо «Лебединого озера» осваивался мировой и русский балетный классический репертуар: «Жизель» Адана (1945), «Коппелия» Делиба (1948); балеты современных композиторов: «Бахчисарайский фонтан» Асафьева (1946), «Красный мак» Глиэра (1950), «Лауренсия» Крейна (1953). В пятидесятых годах старая редакция «Лебединого озера» уже не соответствовала уровню развития балетного театра и вкусу зрителя. Нинель Юлтыевой было поручено возобновить балет в новой хореографической версии. В то время в балетном мире большой резонанс получила редакция балета, поставленного главным балетмейстером Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Владимиром Бурмейстером. Восстановив музыкальные купюры композитора, он приблизил спектакль к первоначальному замыслу Петра Чайковского. Много неожиданно интересного в танце, в режиссерском решении первого и третьего действий нашел балетмейстер, оставив при этом знаменитые «лебединые» акты Льва Иванова в их первозданном виде. К сожалению, работа не была полностью выполнена из-за малочисленности балетной труппы и ограниченных возможностей сценической площадки, ведь балетная труппа театра оперы и балета работала на сцене старого здания Татарского академического театра им. Галиаскара Камала на ул. М. Горького. В 1954 г. в новой редакции было поставлено только второе – «лебединое» действие спектакля, частично пролог и финал. Весной 1956 г., когда театр оперы и балета стал работать в новом здании на площади Свободы, Нинель Юлтыева вновь обратилась к «Лебединому озеру», укрепив профессионально балетную труппу выпускным классом Ленинградского хореографического училища им. А. Я. Вагановой, а также выпускниками других балетных школ страны. Премьера состоялась 31 октября 1956 г. Она была и постановщиком, и исполнителем главной  партии – Одетты-Одиллии. Кстати, сказать, балетом «Лебединое озеро» театр имени Мусы Джалиля в 2005 г. открылся после капитальной реконструкции.

  Юлтыева-танцовщица отличалась большой музыкальностью, ее движения покоряли мягкостью кантилены, легким и сильным прыжком, стремительной полетностью. Юлтыева была равно убедительна в лирических и глубоко драматических ролях, в классике и фольклорном танце. На всем лежала печать высокой хореографической и общей музыкальной культуры. Завершив танцевальную карьеру, балерина окончила балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории и несколько лет была главным балетмейстером ТАТОБа. Ею поставлены «Лебединое озеро», «Шехеразада», «Шопениана», «Баядерка», «Болеро», многие концертные номера. Обаятельная, красивая артистка, профессор, она и в свои зрелые годы была всегда полна неувядаемой энергии, неподдельного интереса к театру, музыке.

Георгий Кантор

Книга «Казань. Музыка. XX век»

 

«Лебединое озеро» 2011 года

19 и 20 марта 2011 г. в спектакле «Лебединое озеро» на сцене Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля приняли участие лауреаты VIII Международного хореографического конкурса «TANZOLIMP» («Танцевальный Олимп»), прошедшего в Берлине в феврале 2011 г. 19 марта главную партию  Одетты-Одиллии   исполнила молодая солистка театра им. М. Джалиля Кристина Андреева, лауреат II премии конкурса «TANZOLIMP». В роли Шута в этот день выступил солист театра Олег Ивенко, разделивший с Кристиной эту престижную балетную награду. 20 марта в роли Одетты-Одиллии зрители увидели солистку Национального Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Екатерину Олейник. На конкурсе в Берлине Екатерина была удостоена I премии и Золотой медали.    

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить