Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

24 мая 2011 года в афише Нуриевского фестиваля был балет «Коппелия».

Главные роли исполняли: заслуженная артистка России Нина Капцова (Большой театра России), Ален Боттаини (Баварская государственная опера), заслуженный артист России Антон Домашнев (Московский музыкальный театр имени К. Станиславского и А. Немировича-Данченко), солисты театра имени М. Джалиля Михаил Тимаев, Юлия Пономарева и Алина Штейнберг. Публикации об этом балете для газеты «Антракт» Татарского академического театра имени М.  Джалиля подготовила студентка 4  курса Института социальных технологий (КГТУ-КАИ имени А.Н.  Туполева)  Эльвира ВАЛИЕВА.

Станцеваться за две репетиции

Проходя мимо Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля, я ловила себя на мысли, что очень хочу побывать внутри. И вот мечта сбылась. Мне выдалась возможность пообщаться с исполнителями главных партий в балете «Коппелия». Когда я ее увидела впервые, она была похожа на куклу в белом пышном платье, слегка напоминая принцессу. Нина Капцова – идеальное воплощение представлений девушек о балеринах, такая хрупкая и грациозная.

– Нина, почему другим профессиям Вы предпочли балет?

– Потому что очень сильно его любила. Люблю с самого раннего детства. Хотела заниматься, ходила в танцевальный кружок. Все началось с того момента, когда я впервые увидела балет по телевизору. Меня это так вдохновило… Показалось, что без балета жизнь существовать не может.

– Как часто Вы бываете на гастролях?

– В основном это зависит от репертуара Большого театра. Но это не значит, что я задействована везде. Раза два в год получается с театром и еще собственные гастроли. Выходит четыре – пять раз в год. Бывают поездки на неделю, на две, а бывают и на пару дней, как в этот раз.

– Как близкие люди относятся к Вашей работе?

– Они поддерживают меня во всем. Вообще считаю, что если бы в самом начале мои родители не поддержали меня, когда я поступала и училась в училище, ничего бы, наверное, и не вышло. Я же не из Москвы, а из Ростова- на-Дону. Возникали трудности, которые мы преодолели вместе.

– Что необходимо, чтобы танцевать на таком фестивале?

– Приглашению, конечно. Старание и упорство – вот что для этого нужно. Необходимо хорошо делать свою работу.

– Насколько много и упорно нужно заниматься, чтобы в таком возрасте получить звание заслуженного артиста?

– Возраст-то, кстати, немаленький (улыбается). Сейчас и раньше получают. Вообще считается, что чем моложе, тем лучше. Но не всегда так. Опыт, профессионализм тоже ценятся.

– Вы в Казани не в первый раз, но эту роль играете впервые. Нравится ли Вам героиня и постановка в целом?

– Да, я в Казани уже в третий раз. Играла в «Спящей красавице» несколько лет назад. Теперь в «Коппелии», и очень нравится. Считаю, что эти фестивали очень нужны для искусства, культуры. Сейчас это большая редкость, мы забываем о нашей культуре, наших ценностях, а благодаря фестивалям помним о том, какие балеты у нас существуют. Наша культура сохраняется и живет дальше.

– Возникают ли сложности, когда вместо постоянного партнера появляется кто-то другой?

– Это, конечно, непросто. Поначалу создает дополнительное напряжение. Поэтому очень важно станцеваться с человеком за короткий промежуток времени.

– Как складываются отношения  с Вашим нынешним партнером – Аленом Боттаини?

– У нас было всего две репетиции. Знакомство произошло во время первой из них. И он впервые танцует эту партию, поэтому мы вместе все выучили, отрепетировали. Особых трудностей не возникало.

– «Коппелия» считается классикой. Насколько трудно танцевать в этом балете? В чем его главное отличие от современной хореографии?

– Классику во все времена было сложно танцевать, есть и будет. Если прекрасно танцуешь классику, то можно перейти в современную хореографию. Это будет проще. А вот наоборот вряд ли получится.  

Поддерживать культуру очень важно

Казалось, общение с иностранным танцором, лауреатом международных конкурсов Аленом Боттаини окажется непреодолимым препятствием. Но беседа получилась очень душевная.

– Расскажите о себе.

– Я довольно давно в балете, учился два года в Ленинграде, получил диплом и золотую медаль. Раньше работал в Королевском балете, в Канаде, в Монте-Карло, а в Казани – в первый раз.

– Как Вы пришли в балет?

– Это все мама, она балерина. В Италии есть ее школа. Мы с сестрой начинали учиться у нее. Потом я пошел в «Royal ballet», позже меня пригласили в Ленинград. Это была прекрасная школа.

– Как быстро Вы изучили русский язык?

– Около шести месяцев. Во время учебы никого рядом не было, я был один. А понимать преподавателей, общаться с ними было необходимо. Вообще люблю русский язык.

– Мама и сестра продолжают заниматься балетом?

– Мама занимается школой уже в течение 40 лет. Сестра танцевала очень недолгое время. Она почти сразу стала помогать в маме.

– Насколько сложно Вам играть в классическом балете, и есть ли вообще трудности в вашей профессии?

– Конечно, он труднее. Раньше я любил только классику, сейчас работаю в Мюнхене, а там есть всё. Поэтому теперь люблю все, весь балет в целом. Но классика – это самое трудное, нужно иметь определенную подготовку, чтобы представить зрителям все на высшем уровне.

– Бывает ли такое, что трудно сработаться с новым партнером?

– Больше нет, чем да. Конечно, когда есть своя партнерша, легко и комфортно. Но часто бывает, что танцуешь с другими людьми, поэтому это воспринимаешь достаточно спокойно.

– Есть ли у вас четкое расписание того, где и когда Вы выступаете?

– Только на ближайшее время. На этот фестиваль меня пригласили за две недели. Прилетел сюда на четыре дня. Обычно бывает пару дней, на большее нет возможности. Порой выхожу на сцену – и сразу улетаю. Из Казани уезжаю на следующий после выступления день, потому что через два дня у меня спектакль «Спящая красавица» в Германии. Мою партнершу тоже уже ждут.

– Насколько важны такие фестивали для общества?

– Фестивали важны как для балета, так и для общества в целом. Проблемы экономики сказываются и на балете. Если у человека нет средств, он не скажет: «Я не буду есть, а пойду на балет». Он подумает: «Нет, на балет я не иду, у меня не хватает на хлеб и воду». Но поддерживать культуру очень важно и даже необходимо.

История балета «Коппелия»

Комический балет «Коппелия» был создан французским композитором Лео Делиба еще в XIX веке. Либретто написали по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитерр и постановщик спектакля, балетмейстер  А. Сен-Леон. На премьеру, которая состоялась в 1870 году в парижском театре «Гранд-Опера», был приглашен Наполеон III и его супруга, императрица Евгения.

Став последним французским романтическим балетом, это произведение великолепным образом замыкает жанр балетного романтизма, начатый балетом «Жизель». По словам Дж. Баланчина, тогда как «Жизель» признана величайшей трагедией в истории балета, то «Коппелия» – величайшая из хореографических комедий. В основе содержания балета - любовь Франца и куклы Коппелии. Ради ответного чувства Франц отдает кукле частицу своей души.  Несмотря на комичность ситуаций, композитор заставляет зрителей размышлять на важные темы: молодость и старость, вымышленная и реальная красота, искусственность, и гротеск. История стремления человека воплотить мечты в реальность привлекла внимание публики не только замыслом, но и блестящим исполнением.

В России «Коппелию» впервые поставили 24 января 1882 года в Большом театре. Позже балет шел в Санкт-Петербурге (1884, 1894), в Петроградском театре оперы и балета (1918). Москвичи  видели его в  1924 году, ленинградцы – в 1949 году. Это был один из первых спектаклей труппы Московского художественного балета под руководством В.В. Кригера, которая вскоре вошла в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

В афише Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля балет появлялся трижды. Первый раз – в 1948 году. Художественное решение спектакля принадлежало тогда Петру Сперанскому (1890-1964), художнику, графику, архитектору, который в течение четверти века был главным художником театра и оказал огромное влияние на всю сценографическую культуру театра.  Роль Сванильды была одной из лучших работ известной казанской балерины Нинель Юлтыевой.

Затем была постановка 1963 года. Спектакль 2007 года  был поставлен в классической хореографии Артюра Сен-Леона, Мариуса Петипа, Энрико Чекетти в редакции Владимира Яковлева. Дирижер – Ренат Салаватов, сценография и костюмы  Анны Нежной (Москва).

Отзывы о гастролях Татарского академического театра имени Мусы Джалиля:

«Балет Татарской государственной оперы изумил публику первоклассной постановкой «Коппелии». Выдающиеся танцовщики, роскошные костюмы, головокружительные пируэты и блестящий танец оказали большое воздействие на публику…»

Лангенталь, Швейцария, 2007

  «Романтическое упоение: артисты Татарской оперы вновь восхищают своим исключительным мастерством. Три красочных картины спектакля погружают зрителей в романтическую атмосферу полуреального  мира Гофмана… Восторгает классическая хореография Петипа – полная юмора, никогда не устаревающая, но вечно прекрасная…»

Зальцбург, Австрия, SVZ, 2007

  «Музыка «Коппелии» привлекает соразмерностью частей и гармонией, а хореография – изяществом. Умение артистов установить эмоциональный контакт с залом создавало у зрителей ощущение почти личного участия в перипетиях «кукольной» истории, а чудесные костюмы, декорации и великолепное исполнение все время держали в состоянии восхищения»

Людмила Лаврова, газета «Мариинский театр»

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить