Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

20-21 декабря 2002 года в Казани проходила республиканская научная конференция “Историческое краеведение в Татарстане”, посвящённая 70-летию кандидата исторических наук, доцента Казанского государственного педагогического университета, члена Учёного совета Национального музея РТ Клары Романовной Синицыной.

20 декабря конференция работала в педагогическом университете, где ученые, музейные и архивные сотрудники города, студенты КГУ и КГПУ рассматривали вопросы исторического краеведения и роли музеев в изучении прошлого края. На другой день с утра родные и близкие, коллеги возложили цветы на могилу К.Синицыной на кладбище в Самосырово. Затем заседание продолжилось в Национальном музее за “круглым столом”, где говорили о личности коллеги, краеведа, историка, педагога, музейного деятеля.

Мы попросили рассказать об этом замечательном человеке ее сына – Олега Владимировича Синицына, ближайшую подругу К.Р.Синицыной – Надежду Николаевну Кучерявенко, коллег Клары Романовны.

 Она прожила жизнь достойно

Олег СИНИЦЫН, декан исторического факультета КГПУ

– Клара Романовна начала работать под руководством таких известных ученых, руководителей Государственного музея РТ, как Владимир Дьяконов и Ефим Бушканец. Именно под их влиянием, а также под влиянием Евгения Ивановича Устюжанина Синицына стала заниматься музееведением и историческим краеведением. Позже она увлеклась проблемами музейного строительства, созданием музейных экспозиций республиканского, городского, районного и даже школьного масштаба. Благодаря работам Синицыной Государственный (ныне Национальный) музей за большие достижения в музейном деле получил статус I категории.

Бесспорно, в возрождении музея большую роль сыграл весь коллектив энтузиастов, которые были не только коллегами, но и большими друзьями. Благодаря Светлане Морозовой (дочери Дьяконова), Стелле Писаревой, Люции Валеевой, Рае Трофимовой, Луизе Мулиной, Алексею Литвину, музей основательно встал на ноги, приобрел известность и авторитет.

Еще школьником я много путешествовал с матерью и ее коллегами по разным городам. Было очень интересно узнавать, как живут другие музеи. А самое приятное впечатление оставляли теплые встречи, которые устраивались в любом месте, куда бы мы ни приезжали. С нами делились опытом, давали ценную и полезную информацию по ведению музейных дел.

В 1969 году после защиты кандидатской диссертации Клара Романовна пришла работать в педагогический институт. С 1970 по 1996 год трудилась на кафедре СССР, а потом – на кафедре отечественной истории (теперь кафедра истории России).

На мой взгляд, именно тут проявились самые замечательные профессиональные качества моей матери. Став разносторонним преподавателем, она разработала совершенно новые специальные курсы, ввела исторические дисциплины, которые включали в себя историческую хронологию, нумизматику, палеогеографию (раздел, имеющий целью восстановить физико-географические черты земной поверхности в прежние геологические эпохи), историческое краеведение.

Совместно с преподавателем кафедры СССР Ирек Абдрашитовой Клара Романовна выпустила очень интересную брошюру – “Школьный музей”. Благодаря этой небольшой по размеру, но емкой книжице учителя истории смогли сами создавать школьные музеи, сохранять краеведческие ценности своей местности. Ведь дети должны воспитываться на традициях родного края.

Клара Романовна внесла огромный вклад и в подготовку учителей. Она вела большую общественную работу, была известным ученым, участвовала во многих конференциях, как международных, так и всесоюзных. Ее хорошо знали и уважали на всех факультетах педагогического института, как преподаватели, так и студенты.

К сожалению, мои родители ушли из жизни рано, в расцвете сил. Отец тоже был историком, он умер в 53 года, а мама – в 64. Они полностью отдавали себя работе, старались как можно больше хорошего сделать для людей, порой слишком близко к сердцу принимая чужие проблемы, вообще прожили жизнь достойно. И я очень благодарен им за то воспитание, которое они мне дали, за возможность в какой-то мере продолжить то, что не успели сделать они.

 Всем была другом

Надежда КУЧЕРЯВЕНКО

– С Кларой впервые я встретилась в 1958 году, когда мы отмечали 40-летие комсомола. Государственный музей в честь этой даты организовал огромную выставку.

В поисках работы случайно зашла в музей. Вот здесь-то я и встретила Клару Романовну – юную, красивую, с голубыми глазами и светлыми волнистыми волосами. До сих пор помню этот момент... Впоследствии я убедилась, что она красива не только внешне, но и внутренне. В ту пору Клара работала в массовом отделе, отвечала за организацию экскурсий по выставке. Поток желающих посетить ее был очень велик, в основном это были школьники. Экскурсоводов не хватало. Но и с этой задачей Клара справилась успешно, все четко и организованно распределив. Посетители всегда были очень довольны экскурсиями и оставляли в книге отзывов прекрасные слова о выставке.

Вскоре меня пригласили на работу в фонды музея, а Клара продолжала трудиться в массовом отделе. Расторопная, деловая, она была незаменимой на этом бойком месте.

Но время не стоит на месте, и вскоре Синицыну пригласили в отдел советского периода. Именно тут она начала со всей серьезностью заниматься научной работой, которой очень увлеклась. Ко всему подходила творчески, и не удивительно, что на нее обратили внимание Владимир Дьяконов и Ефим Бушканец. Эти ученые мужи очень ценили Синицыну за серьезное отношение к делу.

После ухода Ефима Григорьевича Бушканца из музея и после защиты докторской диссертации Клара Синицына была назначена заместителем директора музея. На этом посту проявились ее незаурядные организаторские способности. Клара была очень надежным и верным помощником директора в решении важных финансовых вопросов. Она так ловко с ними разбиралась, что можно было подумать, что она экономист по образованию.

Клара Романовна всегда была близким другом всех работников музея. Ее считали одаренным человеком, тружеником. Она была строга с коллегами, расхолаживаться никогда не давала. С ней все советовались, делились планами, особенно по поводу восстановления музея, его экспозиций после пожара. Лично мне не раз приходилось ездить с Кларой Романовной в Москву, добывать там витринные стекла, детали к шкафам. В то время дефицит стекла был огромный, и Кларин сын – Олег, чтобы хоть как-то подбодрить свою мать, 8 Марта на открытке написал пожелание, чтобы она непременно раздобыла такие желанные для нее витринные стекла.

Из музея мы с Кларой Романовной ушли в разные вузы – она в педагогический, а я – в институт культуры.

У меня с Кларой сложились очень искренние, добрые и душевные отношения. Нас объединяла общность интересов, сходство характеров. Я могла ей рассказать все, что меня тревожило, как на работе, так и дома. Для меня она на долгие годы стала верным другом. Все время меня удивляло, когда она, такая требовательная и строгая на работе, дома превращалась в добрую и заботливую мать и жену.

Я помню все, что связано с Кларой. Навсегда осталась в памяти наша с ней поездка по Волге. Это было что-то восхитительное! С Кларой у меня связаны лучшие годы жизни. Я никогда не смогу ее забыть. Любовь к Кларе умрет вместе со мной, а пока я жива, все время буду думать о ней с глубочайшей признательностью.

 В книгах – частичка ее сердца

Ильсияр ФОКЕЕВА

– Мое знакомство с Кларой Романовной произошло в 1985 году на семинаре учителей истории. Встреча была посвящена обсуждению нового учебного пособия “История ТАССР”, соавтором которого была Синицына. Помню ее выступление – обаяние этой женщины, ее интеллигентность без труда позволили расположить к себе аудиторию. И потом я убедилась, что Клара Романовна проста в общении, доброжелательна по отношению к людям, открыта для всех, всегда считается с чужим мнением. Ко всему прочему, она была очень увлеченным человеком.

Пособие “История ТАССР” оказалось очень интересным и полезным изданием. Конечно, идеологическая заданность того времени сказывалась на отборе материала и структуре, но в целом книга была интересна и понятна детям, как показала практика работы в школе, они с удовольствием занимались по ней.

Более близко с Кларой Романовной я познакомилась, когда стала работать в Институте повышения квалификации работников образования (бывший Татарский институт усовершенствования учителей). Это были “перестроечные” годы, когда историческое образование, в том числе и школьное, подверглось коренному обновлению. В этой сложной ситуации, когда не было ориентиров, когда среди многих учителей царили растерянность и уныние, Клара Романовна в составе лекторской группы пединститута многое сделала для их переподготовки. Ее обширные познания, взвешенность при осмыслении спорных проблем истории, поиск новых подходов к предмету способствовали самоопределению учителей, формированию разумных позиций, предостерегали их от крайностей и резких суждений. Выездные ли это были семинары, стационарные ли курсы – выступления Клары Романовны неизменно получали самую высокую оценку коллег. Она хорошо чувствовала учителя, знала все его “болевые точки”.

Особый интерес, на мой взгляд, представляет деятельность Синицыной по краеведению. Свои многолетние наработки в этом направлении она активно использовала при формировании национально-регионального компонента школьного исторического образования. По существу Клара Романовна была одной из тех, кто стоял у истоков этого процесса. Помню, с какой самоотдачей писала она учебное пособие по истории. При огромной занятости в вузе Клара Романовна, тем не менее, находила время не только писать, формировать наглядно-иллюстративный фонд, но и консультироваться с учителями и методистами, обсуждать тексты и методический материал. Будучи очень добросовестной и трудолюбивой, она смогла за сравнительно короткое время создать добротное пособие для детей. Кстати, это было первое пособие по второй половине XVI-XVIII веков, а также одно из первых пособий нового поколения по местной истории. Оставаясь беспристрастным историком – исследователем, Клара Романовна, даже описывая драматические страницы жизни народов, старалась сформировать у ребят понимание и уважение к истории и культуре Поволжья, закладывая при этом основы толерантного мышления.

Пособие написано на основе богатейшего музейного материала, хорошо иллюстрировано. Наличие грамотно продуманного методического аппарата и многообразных источников позволили организовать разноуровневую работу с учащимися при использовании принципов дифференцированного обучения.

Многоплановая деятельность Клары Романовны снискала ей известность и уважение не только учителей, выпускников института, но и тех, кто никогда не учился у нее, а просто общался с ней по долгу службы. Искренность, доброжелательность, стремление помочь, поделиться частью своих знаний, энергией души никого не оставляли равнодушными.

Нет Клары Романовны, но остались ее ученики и, конечно же, книги, в которых хранится частичка ее сердца.

 Она была лидером

Зуфар МИФТАХОВ

– С Кларой Романовной мы познакомились в 1972 году, когда работали в партийном комитете Казанского педагогического института. Она отвечала за идеологическую работу, а я был секретарем парткома. Прежде всего, бросались в глаза ее справедливость и требовательность. И сочетание этих двух качеств приводили к тому, что люди на нее не обижались, даже если она судила резко. Потому что Синицына всегда поступала справедливо, открыто и прямо.

Мне приходилось общаться с ней не только в парткоме, но и на кафедре отечественной истории. Клару Романовну студенты обожали, многие из них после окончания вуза до сих их пор сохранили о ней, как о великолепном преподавателе, самые добрые воспоминания. Да, она была требовательна, особенно к дисциплине. Но ведь институт готовил будущих учителей. И что, как ни дисциплина, умение отвечать за свои поступки, должны быть для них одними из главных качеств в работе? Естественно, и себя она держала в большой строгости, в ней не было двойственности, двуличия. С полной уверенностью могу сказать, что Клара Романовна была лидером, причем очень хорошим и надежным.

Одна из самых важных работ Синицыной – учебник для школ “История татарского народа в Татарстане” на русском и татарском языках. К созданию этой книги подвели обстоятельства. В школах ввели новый предмет, а учебных пособий нет. Поэтому пришлось срочно создавать несколько коллективов по созданию учебника. К работе были привлечены и учителя различных школ. Клара Романовна возглавляла одну из таких групп. И главное, вовремя сумела все сделать и выпустить очень нужную книгу. До сих пор в школах этот учебник пользуется большим спросом. Учителя тоже высоко ценят книгу Синицыной – за объективность и многообразие информации, понятный язык.

Жизнь не стоит на месте, она постоянно обновляется. Следующее поколение должно быть лучше нас, только в этом случае будет развитие. И если кто-то напишет лучше, чем Клара Романовна, это будет только приветствоваться…

Клара Романовна любила молодежь, много работала со студентами. Она понимала всю ответственность за воспитание молодого поколения. Особое внимание уделяла заочникам. Всем известно, что условия обучения студентов заочной формы отличаются от дневной: во-первых, нет достаточного количества учебников, во-вторых, лекции читаются в весьма сокращенном виде. В связи с этим Клара Романовна, не считаясь со своим временем, много сил отдавала именно студентам-заочникам.

Она буквально горела на работе и, увы, сгорела на ней... До последних своих дней Синицына работала над созданием истории Казанского педагогического института, ныне университета. Подолгу сидела в архивах, старалась воссоздать жизненный путь репрессированных преподавателей и сотрудников вуза. Клара Романовна описывала самый тяжелый период в истории нашего института. Но, к сожалению, эту книгу так и не успели издать.

Вместе с профессором Мунаваром Тутаевым Клара Романовна многое сделала для создания музея истории КГПИ. Музей был открыт во второй половине 80-х годов, к сожалению, сейчас он не действует, экспонаты перевезли в подвал.

Я до сих пор реально не могу представить, что Клары Романовны нет рядом с нами. Настолько сильно эта яркая и цельная натура вжилась в мое сердце.

Каждый год, в январе, мы устраиваем дни памяти Клары Синицыной, на которые собираются ее друзья, коллеги, ученики. Но последние два-три года не собирались. Увы, людей, хорошо и близко знавших Клару Романовну, становится все меньше. Но в январе 2003 года, думаю, обязательно соберемся, чтобы вспомнить замечательного человека и Учителя.

 

Педагог, Ученый, Человек – и все с большой буквы

Ольга Леонидовна Малышева, кандидат исторических наук,

доцент Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета

Историк, мой педагог – Клара Романовна Синицына прожила всего 64 года и ушла из жизни в 1996 году. Но память ярко рисует ее облик; научные работы (а их свыше 70) учат профессионализму; ее судьба – преодолению жизненных трудностей и благодарности жизни за то, что она просто есть.

Ее детство пришлось на войну. В нем тяжелое сиротство, полуголодное существование, казенность детского дома. Ее родители умерли в военные годы: мама – в 1941-м, отец – в 1942-м, оставив четырех дочерей – Антонину, Венеру, Розу, Клару. Клара была младшенькой. Было ей 10 лет. Времена были страшные и для тех, у кого в доме были взрослые, а уж девчонкам как выжить? Чувство голода было настолько острым, что уже из детского дома Клара с подружкой сбежали за сытой профессией. Прослышали, что за 200 км есть училище, где учат на технолога мясомолочной промышленности. За мечтой шли по шпалам, но вернули их в детский дом с первой железнодорожной станции.

Много лет пройдет, а память будет услужливо выкраивать эту попытку побега из голода. Лихолетье не только опалило, но и закалило. Приучила собирать себя в кулак, если надо. А цели всегда ставились высокие, так что и воля и труд были необходимы. Закончила на «отлично» сначала среднюю школу имени Луначарского в Буинске, а затем историко-филологический факультет КГУ.

В студенческие годы произошла встреча с будущим супругом – Владимиром Александровичем Синицыным. После окончания университета вместе с мужем поехали по распределению в вечернюю школу №62 на станции Агарзя, что по Горьковской железной дороге. Ученики были старше учителей. Да и учителей–то всего трое, включая директора. Поэтому приходилось вести несколько предметов – историю в старших классах, русский язык, литературу, географию. Остальные предметы вплоть до химии и геометрии были за мужем.

Рождение сына Олега вернуло молодую семью в Казань. А дальше ступенька за ступенькой по карьерной лестнице: от экскурсовода и младшего научного сотрудника отдела советского периода до заместителя директора по научной работе Государственного музея ТАССР. В 1970 году – успешная защита кандидатской диссертации на тему «Музейное строительство в Татарской АССР (1917-1967гг.)». Прошло 35 лет после первого, серьезного шага в науку, а диссертационное исследование Синицыной сохраняет свое научное и практическое значение до сих пор. «Музейный» период в жизни Клары Романовны знаменовался публикацией ряда серьезных статей и путеводителей по музею и по Казани.

В том же 1970-м Клара Романовна перешла на работу в Казанский государственный педагогический институт, но связей с музеем не порывала. Она оставалась членом Ученого совета музея, вела работу по охране памятников истории и культуры. В начале 1990-х годов приняла участие в издании первого каталога-справочника памятников истории и культуры РТ.

В 1975-м, будучи студенткой истфилфака КГПУ, я узнала Клару Романовну-Педагога. Вела она у нас историческое краеведение и вспомогательные исторические дисциплины, которые очень скоро стали для нас одним из главных предметов, и не только из-за требовательности педагога. Открылись они для нас неожиданными гранями и захватили целиком. А преподавание исторического краеведения показало, как уважительно, даже трепетно нужно относиться к истории своей родной земли.

Особое место в ее творческой биографии заняло написание учебников по истории Татарстана и татарского народа. В 1983 году Синицына опубликовала учебное пособие «Историческое краеведение», в 1985-м в соавторстве с Р.Фахрутдиновым и В.Кузьминым был издан школьный учебник по истории Татарской АССР.

Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной жизни общества в 1990-е годы вызвали потребность в учебниках нового поколения. Клара Романовна активно включилась в их подготовку. В 1995 году вышел в свет учебник «История Татарстана и татарского народа», признанный лучшим среди учебных пособий и учебников по региональной истории.

Клара Романовна Синицына прожила недолгую жизнь, но память о себе оставила такую, что хватило бы на нескольких человек. Педагог, Ученый, Человек. И все с большой буквы.

 

От автора:

Синицину Клару Романовну я знаю только по рассказам ее родных и близких. Но пообщавшись с ними, будто бы лично познакомилась с ней и полюбила от всей души. Побывав на кафедре истории КГПУ и увидев на стене портрет Клары Романовны, нарисованный одним из ее студентов, еще раз убедилась в том, как ее любят и ценят.

Елена ЛЫЖИНА

«Казанские истории», №25, 2002 год