Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Вся республика с нетерпением ждет конца этого месяца: 30 августа 2002 года состоится праздник, посвященный 12-й годовщине принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, который теперь совпадает с Днем города Казани.

В этот день Казань становится как бы одной сплошной сценической площадкой, по всему городу проходят праздничные представления. Но все же главное событие, как и всегда, происходит на Центральном стадионе. На несколько часов стадион становится огромным театром под открытым небом.

Здесь бывает задействована шоу-группа числом более трех тысяч человек. Это несколько исполнительных трупп, прежде всего большой сводный хореографо-пластический коллектив, многочисленная «массовка», спортивные гимнасты, группа «больших стягов» (курсанты военных училищ), группы солистов и каскадеров, артисты цирка, кукольного и других театров, воины, лошади...

Это для зрителей все просто и легко: один сюжет сменяет другой, исполнители действуют синхронно… При этом – ни одной видимой заминки или расхолаживающей паузы. Все вовремя выходят на сцену, все успевают переодеться, никто не сталкивается в шлюзовых проемах стадиона, а ведь в них должны суметь разойтись более тысячи входящих и выходящих людей с реквизитом!

Что и говорить, многочасовой культурно-спортивный марафон на Центральном стадионе – это колосс, поднять который по силам далеко не каждому режиссеру. Привести в действие механизм грандиозного шоу в амфитеатре стадиона – эта задача в очередной раз поручена заслуженному деятель искусств Республики Татарстан Нине Григорьевне Короевой. Она же была главным творцом прошлогоднего праздника, отличительной чертой, лейтмотивом которого цепочку последовательность несколько тематических блоков.

Сегодня, в преддверии очередного праздника на стадионе, уместно напомнить, как это было в прошлом году. Полезно напомнить и некоторые исторические факты, которые легли тогда в основу театрализованного представления. К тому же люди, которые создают такие праздники, как правило, остаются безвестными для публики, а они стоят того, чтобы их фамилии казанцы знали.

Первый тематический фрагмент – пролог. Язык плаката, избранный здесь, строг и торжественен. В построении целого режиссер отталкивается от трех современных понятий: Флаг, Дружба, Урожай. Под музыку Рустема Яхина над стадионом поднимается Государственный флаг Татарстана, а в центре поля распускается живой красно-бело-зеленое полотнище в обрамлении многоцветной радуги. Это школьницы с цветными вымпелами (постановщики сюжета – мастера спорта Г. Перфирьева и Л. Лопатин)

Следующие фрагменты «Дружба народов Татарстана» и «Урожай 2001» разворачиваются полифонически, то есть одновременно, подкрепляя и усиливая друг друга. Так, костюмированный выход представителей народов Татарстана на квадрат стадиона сочетается с праздничным поездом «Урожай 2001», состоящим из 12-ти автомашин, совершающих круг почета вдоль трибун. На машинах едут герои жатвы, представители лучших районов республики. Символический каравай 2001 года подносится Президенту республики Минтимеру Шаймиеву.

Оптимистически торжественный настрой Пролога получает концентрированное музыкальное выражение в горделивых интонациях песни Мусы Маликова «Живи, республика!» (исполняют Р. Маликов и Р. Галимова).

Далее следует центральный постановочный блок – сказочно-феерическое шоу на тему основания Казани – «Легенда о Саин-хане Булгарском и змее Зиланте». Режиссер погружает зрителей в пучину глубокой древности, в те далекие времена, когда Казань была, что называется, еще только в проекте, да и то – у Всевышнего. А то, что без бога и ясновидящих тут не обошлось, становится ясно сразу.

Отталкиваясь от скупых документальных фактов и легенд, Н.Короева создала свою интерпретацию легенды о возникновении Казани, по существу написала либретто для профессионального балета или оперы.

Легенда состояла из нескольких музыкально-хореографических картин. Первая – «Отдых хана» включала в себя танец булгарских воинов и танец восточных красавиц, поставленные заслуженными артистами РТ Т. Латифуллиным и Н.Будуленко.

Только профессионалы знают все особенности и сложности такой сцены, как стадион. Здесь нельзя работать одной большой кучкой в центре, оставляя незаполненными стороны и углы сценического квадрата. Вопрос: как это сделать? Поле стадиона настолько огромное, что заполнить его каким-либо коллективом, пусть даже в сотню исполнителей, почти невозможно. Значит, надо вывести одновременно несколько сот человек, отличающихся друг от друга по уровню подготовки. Причем, им надо поставить вполне конкретную задачу, ведь не могут они выйти и просто стоять.

Так возникает многокомпозиционность постановочных решений, когда главную идею выражает центральная группа, а группы поменьше, ближе к зрителям, работают по сторонам сцены более мелкими мазками, как бы детализируя главную идею. Таким образом, каждая сторона стадиона – южная, северная, западная и восточная – кроме общего действия, созерцают свой пластический «кусочек» (зрители юго-западной трибуны могли близко видеть во время восточного танца композицию «Девушка с питоном», в другом месте работали факиры-огнеметатели, исполнялись другие цирковые и акробатические номера.

Таких «изюминок» было немало рассыпано по полю.

Однако вернемся к сценарию, к продолжению легенды. Отдых хана прерывается появлением женщины-провидицы, которая предрекает хану вещий сон. Саин-хан видит, будто раскрываются перед ним воды Идель-реки, и сама царица-Идель ведет его вдоль своих берегов к тому заветному месту, где надлежит построить вечный город.

Как можно сценически решить этот эпизод? Н.Короева в своих поисках отталкивается от следующих символов: Вода – символ жизни на земле, Идель – символ Родины. Под сладкоголосое пение сирен (трио «Булгар кызлары») игриво сбегаются в центр стадиона голубые ручейки (школьницы, несущие «шлейфы» из голубой ткани), глубоким синим цветом волнуется центральное полотно – с верхних рядов оно смотрится как сплошная синяя гладь Идель-Волги. Кульминация этой сцены наступает в тот момент, когда центральное синие полотно вздымается и из него вырастает фигура царицы Идель, указывающей место будущего города.

Довольно необычно и музыкальное решение эпизода: вместо более традиционного, спокойного, плавного, может быть, вальсового сопровождения эпизода «Вещий сон» Нина Григорьевна выбирает ритмичность и напористость популярной в последнее время песенной композиции «Булгария жива», тем самым раскрывая ее хореографический потенциал и обнаруживая незаурядное музыкальное чутье.

После этой картины следует битва со Змеем, и зрители становятся свидетелями праздничного ликования и веселья народа по поводу рождения нового города. И вдруг...

О, это волшебное «вдруг», это ключевой драматургический прием контраста. Как он действенен, когда нужно удивить, поразить! Трибуны стадиона, особенно зрители помладше, содрогаются при виде пятнадцатиметрового огнедышащего Змея в окружении многочисленной змеиной свиты. Леденит душу его алчущий жертвы голос. В сгущающихся над стадионом сумерках художественный вымысел приобретает пугающе реальные черты, зыбкая грань между реальностью и сказкой еще больше стирается, когда вспоминаешь, что где-то здесь, рядом – Зилантова гора, и события, проходили где-то недалеко...

Эта часть легенды наиболее известна, но и она подана со свойственной режиссеру фантазией и широтой. Драконы, змеи, чудища обнаруживаются в эпосе многих народов, они приходят, чтобы взять себе жертву, устрашить, помешать человеку. И всегда человек одерживает верх над чудищем... Так и в этот раз: торжественные звуки труб знаменуют победу и возвращают нас к празднику заложения первого камня будущего города.

Так заканчивается центральная по значению сказочная фреска представления, феерическое зрелище, отличающееся особым буйством форм и красок, особо массовым характером.

Важно и то, что многие казанцы едва ли не впервые узнают о Саин-хане, основателе Казани и, поэтому для них это шоу открывает новое имя, и тысячи зрителей теперь будут помнить его.

Далее следует тематический блок «Казань. Классика». Из архаического далека мы переносимся в Казань светских приемов и балов. Звучат полонез и полька, по аллеям «парка» дефилируют декольтированные красавицы, их сопровождают кавалеры и...ближайшие любимцы красавиц – собаки и собачки самых разных мастей...

Нет, что ни говорите о трудностях, вряд ли на другой сценической площадке можно осуществить театрализацию такого масштаба! Органичным продолжением классической странички о Казани звучит Вердиевская «Заздравная» – она звучит во здравие нашей Казани! Все здесь классика: классика Верди (Венера Ганеева, Георгий Ковриков), классика Яхина (Георгий Ибушев, Зиннур Нурмухаметов, Руслан Бахадур). Как говорится, без прошлого нет настоящего, нет будущего, а будущее Казани – это, конечно, наши дети. Они становятся героями следующей тематической странички «Казань будущего. Юность».

Вот они ловят бабочек, собирают цветы, вот они встают в композицию «Все начинается с зарядки», которая становится символом здорового образа жизни молодежи. Детвора, юноши и девушки творят на стадионе свое шоу, одухотворенное молодым задором и энергией. Это те силы, которым мы, образно говоря, вручаем ключи от нашего города, наставляя беречь памятники его культуры. Так, подспудно, вызревает тема следующего фрагмента, тема бережного отношения к городу.

Эту страничку хочется назвать просто «Казань – любовь», в ней на «сцену» выводится башня Сююмбике. Впечатляющая одиннадцатиметровая макет-конструкция башни, практически точная копия настоящей, смотрится удивительно воздушно, она такая большая и легкая – какое-то чудо конструкторской мысли! Башня начинает свое плавное шествие по беговой дорожке. Это архитектурный символ города, но не только...

Башня Сююмбике давно стала символом любви к городу, казанцы питают особую нежность к трогательно наклоненной розово-каменной красавице, не только ЮНЕСКО, но и наши сердца охраняют ее... Шествие башни сопровождает звучание новой песни Р.Миннуллина и С.Валиди «Казань – мой поэтический азан» в исполнении Резеды Галимовой. Новая песня, аранжированная в форме вальса, как нельзя лучше отвечает сценическому моменту (нежной энергией улыбки наполнены слова припева: «О, Сююмбике, позволь поддержать тебя!»).

В немалой мере, благодаря музыке, фрагмент «Башня» становится лирической кульминацией признания в любви к родному городу и свидетельствует о хорошей ориентации режиссера в области новинок татарской эстрады.

И завершается представление Эпилогом, где звучат зажигательные плясовые, несущиеся к заключительной массовой композиции «Праздничный чак-чак». Вновь, по замыслу режиссера, мы возвращаемся в сегодняшний день, и тема хлеба, заданная в Прологе, подхватывается темой праздничного застолья, главным украшением которого у нас всегда был чак-чак, тоже своего рода символ татарского гостеприимства.

таким образом, от Пролога к Эпилогу возникают смысловая и временная арки, скрепляя целое и придавая ему красоту и стройность. Обзор основного театрально-концертного блока будет неполным, если не назвать имена, любимых народом певцов – это Асаф Валеев, Айдар Файзрахманов, Фердинанд Саляхов, Зайнап Фархетдинова, Зуфар Билялов, Юлия Зиганшина и Вячеслав Никодимус, а также талантливая молодежь: Энже, Гузель Хамидуллина, Родион Ефремов и другие. Праздник завершился традиционным блоком спортивных состязаний (легкоатлетические забеги, соревнования по АРМ-реслингу, гиревому спорту, национальной борьбе) и выступлениями наших гостей – Наталии Сенчуковой, групп «Белый орел» и «Дюна», цыганского ансамбля Петра Деметра.

Праздничное настроение достигло предела, когда в вечернем небе заполыхало многокрасочный салют, сопровождаемый многоголосым, восторженным хором тысяч зрителей.

Праздник окончен. Но праздник в душе остался, благодаря замечательному режиссеру-постановщику – Нине Григорьевне Короевой.

Нина Григорьевна – известный в Казани режиссер-постановщик и сценарист. С детства она мечтала стать пианисткой, но по счастливой жизненной случайности выучилась на режиссера. Она закончила Ленинградский институт культуры по новой тогда специальности – режиссер театрализованных представлений и праздников, а потом и аспирантуру. В Казань попала по распределению – преподавала в Институте культуре режиссуру и сценарное мастерство. Параллельно стала заниматься постановочной работой. Начинала с ледовых программ, с новогодних сказок в оперном театре.

Как-то журналист ее спросил, когда она бывает по-настоящему довольна своей работой. – Когда вижу, что ее ценят зрители, что она волнует и трогает их. Любая творческая работа ценна лишь в том случае, когда она не оставляет человека равнодушным.

Можно предположить, что Нине Григорьевне не о чем беспокоиться: 30 августа в очередной раз она подарит казанцам и гостям столицы Татарстана настоящий праздник. Каким он будет? Точно не похожим на те, которые мы уже видели.

Сайда ВАЛИДИ, Анатолий ЕВЛАМПИЕВ

«Казанские истории», №15-16, 2002 год

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить