Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

«Далекое и близкое» – так называются встречи с известным казанским краеведом-филокартистом Абдуллой Дубиным, которые регулярно проводятся в Национальном музее РТ. Он охотно делится своими знаниями с другими.

Его серия открыток с видами старинной Казани (изданы уже 8 комплектов), книга «Казань историческая» – это ведь тоже форма диалога с теми, кто любит родной город и хочет узнать о нем больше.

Предлагаем очерк о нем, написанный другим казанским краеведом – Львом ЖАРЖЕВСКИМ.

Биографии казанцев порой настолько интересны и причудливы, что просто грех не изложить их на бумаге или в сети. Я хочу рассказать о человеке, который был известен буквально всем казанцам моего поколения. Я имею в виду Абдуллу Дубина, диктора Татарского телевидения. Один из четырнадцати детей астраханского хлебопека, Абдулла воспитывался в уважении к родителям, знанию и религии. Его отец, выйдя на пенсию, до самой кончины исполнял обязанности муэдзина при соборной мечети. Черная тарелка репродуктора – непременная деталь воспоминаний о детстве Абдуллы Ибрагимовича.

Абдулла Дубин - диктор Казанской студии телевидения

Абдулла хазрат Дубин

В конце 50-х Дубин становится актером Астраханского драмтеатра, затем поступает в Казанское театральное училище на вновь открытое театральное отделение. Немного спустя его берут на работу диктором республиканского телевидения, и с тех пор, как отметил один журналист, «четверть века Татария встречала вечера, слушая голос Дубина».

Интересен такой факт. На семинаре дикторов Юрий Левитан, встретившись с Дубиным, спросил: «В Татарии вас, наверное, на руках носят?» – «С чего бы это?» – «У вас образцовая русская речь, классическое мусульманское имя и типично славянская фамилия...»

Выяснить, откуда появились татары Дубины, Абдулла так и не смог. Знает только со слов Ираклия Луарсабовича Андроникова, что его прадед служил в Тарханах у лермонтовской бабушки.

На своей работе Абдулла Ибрагимович не снискал признания официальных властей. Кому-то давали звание заслуженного работника культуры («засраба», как говорит Дубин), кому-то еще что-то. Его же почти всегда обходили. Сначала это вызывало недоумение – вроде бы работает никак не хуже других, обласканных властью.

Недоумение разрешилось тогда, когда ему было сказано без обиняков – «мишарам мы выдвигаться не дадим». Так он впервые познакомился с делением татар на полноценных и не очень.

Одновременно с работой диктор высшей категории А.Дубин окончил ГИТИС. А с конца 1960-х все свободное время стал отдавать краеведению. Краеведение – это род наркотика, знаю по себе. Абдулла Ибрагимович выбрал не самую легкую часть краеведения – изобразительную. Он стал собирать открытки с видами Казани. Такого рода собирательство редким не назовешь – им заняты сотни, если не тысячи людей.

Спасо-Преображенский монастырь в Кремле (до наших дней не сохранился)

Но собрать настоящую коллекцию – удел немногих. Достаточно сказать, что фонд открыток Национального музея не идет ни в какое сравнение с собранием Дубина. Да что там наш музей – даже в фантастически богатых фондах Отдела эстампов Российской национальной библиотеки собрание гораздо меньше. Абдулла Ибрагимович, любящий всей душой Казань, не забывает и о родной Астрахани – астраханская часть его коллекции содержит практически все открытки, на которых изображен этот город. Достойно представлена у него и Волга – главная улица России.

Всего у Дубина собрано более 10 тысяч открыток.

Державинская аптека (ныне здесь одно из отделений банка

 Вы замечали, наверное, как много сейчас на прилавках книг об истории Казани – почти все они являются перепевами материалов корифея казанского краеведения Николая Яковлевича Агафонова с добавлением собственных глупостей. Весь этот краеведческий китч непременно связывали с 1000-летием Казани.

Изданные Дубиным серии высококачественных репродукций старых открыток становятся объектом собирательства тех, кому уже никогда не собрать подлинники.

Во время фотосъемки здесь был оперный театр. Ныне - театр имени К. Тинчурина

Одно из самых красивых зданий Казани. Ныне здесь - Духовное управление мусульман

Особой частью собрания Абдуллы Дубина являются открытки с видами мечетей России и мира. Человек глубоко верующий (после совершения хаджа он получил право на приставку к своему имени слова «хаджи»), он не просто собирает эти виды – он старается как можно больше узнать об изображенных на открытках мечетях.

Как-то мне понадобилась консультация о такой частности, как количество минаретов в мекканских и мединских мечетях в разное время. Никто в Казани не мог ответить на эти вопросы. Я просидел в Интернете часа три, терзая многочисленные сайты, посвященные исламской архитектуре – тоже впустую. Уж не помню сейчас, кто именно подсказал мне спросить об этом у Дубина. Я спросил. Ответ был ясным, четким, исчерпывающим.

Сад "Аркадия"

Улица Академическая

Не хотелось бы, чтобы собрание Абдуллы Дубина (будем говорить прямо – человек не вечен) постигла судьба другой известной краеведам коллекции – ленинградского геолога Усманова. Когда тот скончался, его коллекция разошлась по рукам.

Составить и издать грамотный научный каталог собрания, а еще лучше издать репродукции всех открыток коллекции Абдуллы Дубина – вот задача, достойная города, не устающего гордиться своим культурным потенциалом.

Лев ЖАРЖЕВСКИЙ

 ОТ РЕДАКЦИИ:

«Казанские истории» не раз публиковали открытки из коллекции Хаджи Абдуллы Дубина. Он подарил редакции несколько комплектов, изданных за последние годы. Последний комплект, который мы получили, – «Елабуга историческая», подарок городу на Каме к его 1000-летию. Сопроводительный текст дан на трех языках – русском, татарском и английском, что делает комплекты открыток хорошим подарком гостям из других городов и иностранцам. Тем более что качество печати сейчас превосходное.

«Казанские» комплекты Абдуллы Ибрагимовича, изданные перед самым юбилеем города, назывались «Казань на рубеже веков и тысячелетия». Они интересны тем, что на каждой открытке город представлен в двух временных измерениях: в конце XIX и начале XXI века. Чаще всего это один и тот же вид, одно и то же здание, как, например, Александровский пассаж или Спасская башня Кремля. Такие исторические параллели Дубина впервые появились на страницах газеты «Вечерняя Казань».

Сейчас он публикуется в основном в газете «Республика Татарстан». Примечательно, что современные снимки сделаны им самим. Абдулла Дубин издал и комплект открыток об Астрахани.

А не так давно вышел из печати фотоальбом, посвященный этому городу. Он похож по замыслу и оформлению на книгу «Казань историческая», но автор-составитель считает, что альбом получился лучше.

Публикуемые открытки - из собрания Абдуллы Дубина

«Казанские истории», №9, 2006 год