Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Об этом коллективе самый резон рассказать в мае – месяце, когда была создана Всесоюзная пионерская организация имени Ленина. Поскольку называется он весьма красноречиво – «Пионерия Татарии».

Правда, приходилось слышать недовольные голоса: по какому, мол, праву уполномочили себя представлять красногалстучную армию республики? Хотя право что ни на есть реальное. Потому что каждый раз, когда в афише значится выступление этого коллектива, на сцену выходят ребята в красных галстуках.

И когда концерты, что называется на выезде: в Москве, Ижевске или других городах, представительство правомерное, поскольку это детских хор – один из лучших в Казани.

Первоначально студия, которую создала в Кировском Доме пионеров Н. Сизова, называлась «Пионерия». Как и более известный в стране собрат из города Железнодорожного. «Мы были первыми, возглавив студийное движение в стране», – объясняет Г. Струве, объясняет руководитель это подмосковной студии. Послушав как-то наших ребят, он посоветовал казанским коллегам добавить слово «Татарии».

«Такой хор делает честь республике, у него есть свое яркое лицо», – пояснил он свое предложение. Так и сделали. С тех пор студия стала называться «Пионерия Татарии».

А начиналось все в сентябре 1981 года. Уже тогда опытный хормейстер Наталья Федоровна Сизова поняла, что система музыкальных кружков – это не тот путь, по которому развиваться всеобщему музыкальному образованию. Возможности кружков очень ограничены. А планы у нее были большие.

Единственный путь к их осуществлению, который первым нашел Георгий Струве, – полный хозрасчет. Но это сегодня хозрасчет в чести. А тогда путь к нему был тернистым. Боялись, что родители не захотят вкладывать деньги в хоровые уроки. Инструмент – это привычно, престижно. А хор…

Менее чем через год студия заявила о себе. Ее концертный хор пригласили для выступления в Москве, в зале училища имени Гнесиных, откуда ребята вернулись с грамотой Всероссийского хорового общества. Затем были выступления в Ленинграде, Клину, Долгопрудном, в звездном городке, на композиторских фестивалях в Йошкар-Оле и Саранске, на фестивале ««Кубанская весна». И, конечно, в Казани.

Среди последних выступлений хора Сизовой – мартовские концерты в Ленинграде, где казанские ребята исполнили две кантаты композитора Якова Дубравина и несколько акапельных произведений. После этих гастролей в Министерство просвещения ТАССР пришло благодарственное письмо от руководства Дома кинематографистов (на его сцене юные казанцы пели вместе с солистами Ленинградской филармонии). А Дубравин подарил детям свои новые сочинения.

Всего за время существования студии Сизова со своими питомцами выходила на сцену свыше двухсот раз.

По-разному относятся к успехам Натальи Федоровны ее коллеги. Знаю, у нее есть много не доброжелателей. И на своем счету она имеет не только благодарственные письма, но и злобные анонимки. Одним не нравится ее характер, другие исповедуют иные принципы воспитания детей, третьи просто завидуют ее успеху. Почему в Москву приглашают Сизову, а не других? Почему именно этому хору доверяют право первого исполнения многие композиторы Татарии?

Я не так хорошо знаю Наталью Федоровну, чтобы ответить на эти вопросы. Как любой талантливый человек, она не всегда удобна в общении. Кому-то может показаться, что много «якает». Но в чем, по-моему, никто не может сомневаться, так это в том, что она преданно служит делу, которому решила посвятить жизнь. Энтузиаст, каких мало.

Впрочем, лучше скажут те, кто знает ее ближе. И прежде всего – родители хористов.

Главная заслуга Сизовой, как они считают, не в том, что ее хор достиг исполнительских высот.

«Мы, родители, спокойны за наших детей, уверены, что они просто не смогут совершать дурные поступки, вырастут добрыми, отзывчивыми людьми. Дети живут делами и интересами студии, которая стала для них вторым родным домом. Наталья Федоровна и нас приобщила к активной жизни, сблизила с нашими детьми. Мы с ними теперь постоянно ходим в оперный театр, и на концерты… Диву даешься, когда Наталья Федоровна все успевает. Она ведет четыре состава хора, причем это мобильное руководство. Только лучшие попадают в состав концертного хора. Наталья Федоровна – и хормейстер, и художественный руководитель. Работает без выходных и каникул. Любит детей, и они отвечают ей такой же любовью. На всех хватает тепла у Натальи Федоровны». (Из коллективного письма в редакцию).

С большим удовольствием откликнулись на просьбу сказать несколько слов о хоре «Пионерия Татарии» композиторы Анатолий Лупов и Леонид Любовский. Правда, их мнение в несколько слов не уместилось. И хорошо. Кто скажет о музыканте лучше, чем собратья по искусству?

А. Луппов, заслуженный деятель искусств РСФСР:

– Года четыре назад я впервые услышал детский хор Кировского Дома пионеров под руководством Натальи Сизовой – и был ошеломлен прекрасным, чистым звучанием, гибкостью нюансировки и вдохновенностью исполнения очень трудных произведений. Я решил во что бы то ни стало написать для этого хора. Как раз тогда познакомился с замечательными детскими стихами Шауката Галиева. Через год появилась кантата «Какого цвета солнце?», состоящая из девяти веселых и грустных песенок.

Наталья Сизова с удовольствием взялась разучить ее. Когда я услышал на репетиции готовое сочинение, то был счастлив, а вместе со мной и поэт Шаукат Галиев.

Сизовой ничего не надо было объяснять, Она увидела и услышала в нотах, все, что я хотел. Кантата не однократно исполнялась в филармонических концертах с оркестром под управлением разных дирижеров, и всегда хор звучал прекрасно.

Вслед за этой кантатой я написал новую, на стихи Мусы Джалиля, со значительно более сложной фактурой и голосоведением. В очень краткий срок «Песнь о храбром джигите» была выучена и с успехом исполнялась в Казани и на фестивале в Йошкар-Оле.

Л. Любовский, заслуженный деятель искусств ТАССР:

– Те, кто слушал детский хор под управлением Н. Сизовой, наверняка чувствовали на себе удивительное обаяние этого коллектива. Яркость, детская непосредственность, праздничность – и вот уже кажется, что не было многих часов большой и кропотливой работы, а просто собрались дети попеть любимою музыку…

Что бы ни звучало в хоре, будь то моцартовская сценка «Репетиция хора» или сложное циклическое произведение, пионерская песня, – все находит свое понимание, любовь и высокохудожественное воплощение.

Хор «Пионерия Татарии» знают и любят не только в нашей республике. И везде он находит своих горячих почитателей. Помню, с некоторым сомнением отдавал я Наталье Федоровне свою кантату «Предчувствие весны», которую написал по просьбе Струве.

В свое время я получил значок почетного члена его студии и считал себя обязанным написать сочинение, использовавшее хоровые возможности «Пионерия Татарии». Наталья Федоровна и ее воспитанники блестяще справились с этой кантатой. Исполняли ее не только у нас, но и неоднократно в Москве, получив высокий отзыв и профессионалов, и любителей детского хорового пения.

Наталья Федоровна – не только талантливый хормейстер. Она удивительная труженица, бесконечно влюбленная в детские голоса. Поэтому так не обычно и празднично выступают ее дети, доставляя своим искусством радость многочисленным поклонникам хорового пения.

Оставаться самим собой всегда трудно. Отстаивать свое слышание, свое понимание – сколько для этого нужно сил и здоровья! Именно этого я хочу пожелать Наталье Федоровне в первую очередь.

Ведь таланта, творческого горения ей не занимать. Знаю твердо: многое бы мы сегодня потеряли (просто-напросто не смогли бы услышать), не будь «Пионерии Татарии» и ее замечательного руководителя». Труд Н. Сизовой по достоинству оценен.

Ей присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры ТАССР». Но в том и заключается трудность работы в детском хоре, что каждый год дети меняются – и надо каждый раз начинать практически с чистого листа. А значит звания и награды нужно подтверждать ежегодно.

Вот уж воистину на лаврах почить невозможно. Но зато какое счастье, когда на сцене красногалстучная гвардия, готовая отправиться со своим капитаном в любое плавание! Хор под названием «Пионерия Татарии».

Крупнейший знаток детского хорового пения, профессор Владислав Соколов дал очень высокую оценку хору «Пионерия Татарии»:

«Я часто присутствовал на репетициях Сизовой и каждый раз был в восторге от ее работы, вдохновенной, увлекательной, высокопрофессиональной».

Репертуар хора Сизовой огромен: тут и классика, и произведения советских композиторов. И, что самое главное, этот хор поет все, что создано композиторами Татарии. В его исполнении прозвучали кантаты Мулюкова, Любовского, произведения Яхина, Белялова, Еникеева и других.

Этот хор стал настоящей лабораторией наших композиторов. Не случайно в последнее время появление стольких крупных произведений для детского хора. И первым их исполнителем стал хор «Пионерия Татарии».

Мало того, в последние два-три года ребята стали постоянными участниками музыкальных фестивалей республик Поволжья, где исполняли произведения не только композиторов Татарии, но и Чувашии, Мордовии, Марийской АССР. Резонанс этих выступлений всегда был огромный. Композиторы республик Поволжья с радостью посылают новые произведения Сизовой и находят в ее лице отличного интерпретатора.

Л. АГЕЕВА

 «Вечерняя Казань», 26 мая 1988 года

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить