Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1961 – В Казань в сопровождении трех офицеров КГБ прибыл в ссылку Василий Джугашвили, сын Сталина. 19 марта 1962 года был похоронен на Арском кладбище Казани. По просьбе семьи прах перезахоронен на Троекуровском кладбище в Москве

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

4 марта отмечает свой 65-й день рождения Геннадий Степанович Муханов, с которым мы проработали бок о бок долгие годы. Он был генеральным директором Государственного объединенного музея Республики Татарстан, который при нем стал Национальным.

Геннадий Степанович понимал цену человеческим связям и дорожил дружбой с журналистами. Это не были показные знаки внимания, оказываемые по какому-то поводу. Это было прежде всего заинтересованное партнерство, которое дорогого стоит, и его результаты приносят не только прагматичную пользу, хотя и это журналисту важно, но и чисто человеческую приязнь.

О том, что это чувство взаимно, говорит послание Геннадия Степановича, которое я не так давно получила по электронной почте. Он уехал из Казани для нас так внезапно, что контакты на долгое время были потеряны. И вдруг встречаю его на своей страничке Faсebook. Естественно, не могла не добавить его в друзья, и после этого Геннадий Степанович написал мне несколько строк уже на электронный ящик.

Если судить по стилю, он остался таким же галантным и добросердечным, только появились какие-то новые интонации, наверное, связанные с его нынешним местом пребывания. Он не пишет подробно о том, чем занимается, поэтому и я сохраню это в тайне. Читайте ниже справку из Википедии о поселке Курагино Красноярского края, где Геннадий Степанович сейчас живет.

«Добосердечно-прекрасная Любовь Владимировна! Своим письмом Вы засветили мой мир. Светлое пространство обогащается радостной возможностью пообщаться с Вами. Для меня Вы душевно-комфортный человек с потрясающей женской святостью. Великолепный служитель культуры, честный труженик, носительница божественных ценностей человеческой истории…»

Я опущу другие комплименты. Геннадий Степанович всегда был щедр на добрые слова. Гораздо важнее ответ на вопрос, который я задала: помнит ли он Казань?

«Казань я не вспоминаю, я в ней живу каждой клеточкой и, несмотря на расстояния, обладаю всей доступной для меня информацией через ТНВ, журнал «Казань», газеты живые и через Интернет, через впечатления приезжающих друзей и т.п., – пишет Геннадий Степанович. Здесь я организовал несколько выставок о 1000-летней Казани, множество лекций и встреч. Можно сказать, мощно приобщил местное население к тому, что происходит на берегах Волги и в целом в Татарстане. «Рубин», «Ак Барс» и др. команды здесь на слуху. По-другому и не могло быть, т.к. являюсь носителем культуры и истории Казани.

Почему так легко здесь все воспринимается? Да родственные тюркские корни. Взять хотя бы название – Курагино. Хакаско-киргизский князец Курага принял в 17 веке православие, после добровольного присоединения к России. Можно сказать, что попал в родную стихию. Для меня это было удивительным фактом. Родина, она везде. Ведь Катанов тоже из здешних мест. Связи культурные и исторические на каждом шагу. И это так интересно и проникновенно! Ведь я из Казани не «бежал», не укрывался.

Для дальнейшего развития моего внутреннего мира потребовалась другая обстановка: духовно-природная. Она оказалась совсем не чужой. Вот поэтому взаимодействие родных энергий, знаний умножило и продолжает увеличивать потенциал моей души. Теперь уже не внешне, а глубоко внутренне!»

В другом письме Геннадий Степанович уточнил, чем занимается:

"Как всегда, я нахожу себя в явлениях культуры и как организатор, и как участник. Здесь, на сибирских красивых и энергийно богатых просторах, в роли президента фонда развития культуры и духовности выступаю координатором в среде пишущей, поющей, рисующей и.т.п. творческой и устремленной к искусству и литературе. Конечно в гуще краеведов и музейщиков Красноярского края, Хакасии, Кемеровской области, Алтая и др. Выступаю и как издатель, редактор, консультант и других ипостасях. Плюс на связи с Татарстаном, со всеми кто живет и дышит культурными событиями. Как по-другому поступать, если ширь вокруг невероятная?! Люди хотят питаться духовно. Я тоже! Вот и единство мыслей и устремлений. Разумеется большая внутренняя работа над собой. Вот так и живу... Г.М".

У нас с Геннадием Степановичем было много общих проектов. Например, в 2002 году музей дал крышу клубу любителей истории «Кирмэн», который мы создали при нашей газете. Сами «Казанские истории» возникли в 2001 году не без его участия, поскольку он был дружен с Зумаррой Рахимовной Халитовой.

Вот что он пишет по этому поводу:

«Газету «Казанские истории» я боготворю, т.к. стоял у истоков ее создания. Ведь Семья Халитовых в кооперативные времена нашла приют в стенах музея, настоящую помощь, особенно в развитии творческих начал. Как мог для тех времен поддерживал этих людей, и многое совместно возникало в наших головах, реализовывалось весьма успешно. Ваша газета в том числе».

Наша редакция, как могла, возвращала «долги». Иногда мы выпускали целые номера с материалами о музее. Не оставляли без внимания все важные события, происходящие в нем.

Музей достался Геннадию Степановичу не в лучшие времена. После большого пожара власти республики и города долгие годы не предпринимали решительных мер по его реконструкции, а Геннадий Степанович – не из породы людей, которые умеют стучать по столу, требовать, настаивать.

И только 1000-летие Казани двинуло дело вперед. Сначала была отреставрирована внешняя часть здания, а потом взялись за внутренние помещения. Ему уже не удалось посмотреть, каким стал Национальный музей. Правда, реконструкция, особенно в части здания, не видной проезжающим правительственным машинам, приобрела вялотекущий характер. Долгое время музею не выделяли дополнительные помещения в соседнем здании, а когда выделили, не дали денег для их восстановления. Но это были уже проблемы другого генерального директора. Может, как раз потому, что проблем было столь много, а Геннадий Степанович, нет, не он, а главный музей республики требовал к себе слишком много внимания, и потребовалась Муханову другая обстановка: «духовно-природная».

«Счастлив, что судьба соединяет с тем, что всегда живет в моей душе. Теперь вот буду постоянно бывать на сайте. Он такой прекрасный и содержательный. Поздравляю! Желаю вам дальнейших успехов и сил! Держите меня в курсе всех газетных событий», – так завершается письмо Геннадия Степановича.

Мы желаем ему крепкого здоровья, долгие лет жизни и надеемся опубликовать на своем сайте не один его материал. Ведь он и в самом деле является «носителем культуры и истории Казани».

На нашем сайте размещено несколько материалов, связанных с Геннадием Степановичем Мухановым, в том числе очерк о нем казанской журналистки Людмилы Карташовой, написанный к его пятидесятилетию.

 

НАША СПРАВКА Cело Курагино Красноярского края возникло в 1626 году на реке Тубе. Название село получило от князца Тубинского улуса, располагавшегося на берегах Тубы – Кураги, который в 1709 году подписал акт присоединения Тубинского княжества к России и принял православие. Решением Красноярского крайисполкома от 14 июня 1961 № 389 село Курагино было отнесено к категории рабочих посёлков. Это административный центр Курагинского района. Муниципальное образование поселок Курагино расположенный на юге Красноярского края, занимает территорию 4176 га, численность населения составляет 14839 человек с учетом п. Ойха и п. Студеный. Расстояние до г. Абакана – 100 км, до г. Красноярска по автодороге Минусинск – Выезжий Лог – Красноярск – 380 км. На территории муниципального образования находится станция Курагино – одна из значительнейших на трассе Абакан-Тайшет.