Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

<< < Апрель 2024 > >>
29 30
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

Новости от Издательского дома Маковского

Погода в Казани

Ожившая легенда Свияжска

3 июля 2014 года в газете «Республика Татарстан» появилась публикация о новой страничке жизни острова-града Свияжска. Археологи нашли там татарскую слободу XVI века. До этого здешнее поселение изучалось как форпост русской армии перед взятием Казани в 1552 году, как место активной православной жизни.

Когда на легендарном острове-граде закончились основные работы по реконструкции и восстановлению церквей, монастырских строений и исторических зданий, сверкающий ослепительной белизной и златом Свияжск, казалось, вздохнул полной грудью после многих десятилетий скорби и забвения. Вздохнул… и решил не отпускать от себя тех, кто трепетно и бережно прикасался к его ранам, лечил их и прочил острову счастливое будущее. Воскресший Свияжск позволил ученым заглянуть вглубь себя. И вновь здесь «открылась бездна, тайн полна…»

Ученые реконструируют жизнь Татарской слободы XVI века

…К пристани речного вокзала подходит небольшой теплоходик, с палубы которого компания молодых туристов весело приветствует группу людей в офисном дресс-коде, внимательно наблюдающих за работой археологов и одновременно слушающих «гида». Им, с теплохода, как и десяткам других туристов, дефилирующих в одиночку или группами от одного свияжского объекта к другому, невдомек, что здесь в таком вот необычном формате проходит выездное заседание Международного межведомственного научно-методического экспертного совета Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан под председательством ректора КФУ Ильшата Гафурова и с участием председателя попечительского совета фонда, Госсоветника РТ Минтимера Шаймиева.

Прямо у раскопа идет обсуждение проекта концепции музеефикации недавно обнаруженного под землей объекта, получившего название «Татарская слобода».

К раскопкам в этом месте, близ речного вокзала, археологи, руководствуясь письменными источниками, приступили около двух лет назад. Снимая сантиметр за сантиметром почти три метра грунта, проходя вниз один за другим культурные слои начиная с девятнадцатого века и до шестнадцатого, добрались наконец до истоков – до чудом сохранившихся фрагментов древнего поселения в несколько дворов.

– В ходе археологических исследований удалось выявить тот этап жизни города, который нигде и никогда уже невозможно увидеть, – начало строительства Свияжска. Здесь выявлен слой, где видны срубленные перед началом сооружения первых домов деревья. Это середина XVI века.

В дальнейшем поселение расширялось. Ученые фиксируют здесь горизонты XVII–XVIII веков. То есть мы увидели непрерывное последовательное развитие города, о котором знали, но представляли только в образах или реконструкциях, – рассказывает директор Института археологии АН РТ, заведующий кафедрой археологии и этнологии КФУ Айрат Ситдиков. – Здесь, на раскопе, мы реально видим дома, заборы, из находок можем определить, чем люди занимались: в каждом доме была своя специализация – здесь жили рыболовы, здесь – кожевники.

По мнению главного археолога республики, татары появились здесь сразу же в период начала строительства города. Возможно, это были воины на государевой службе, переводчики. И это не домыслы ученых, а свидетельства первоисточников – из документов явствует, что уже в XVI веке в Свияжске, именно в этом районе, были улицы, именуемые Кузнечная, Болотная, Татарская. И, кстати, других мест проживания татар на острове в документах не обнаружено. Именно поэтому и решено по принятой краеведами терминологии назвать это место, а потом и весь музей археологии дерева Татарской слободой.

Минтимер ШАЙМИЕВ, председатель попечительского совета фонда «Возрождение», Госсоветник РТ:

Да, Свияжск значительно поднял свою историческую, научную и культурную значимость этой археологической находкой. Но заявлять, что остров-град вслед за Болгаром будет внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – это оптимистичное заявление. Это наши стремления и надежды… Это долгий и тернистый путь, но уже есть опыт и знание предмета. И потому нельзя сбавлять темпов – объем работ предстоит очень большой

В дальнейшем, уверен Айрат Ситдиков, это все туристы смогут увидеть в пространственно-объемной реконструкции раскопа. В представленном для членов экспертного совета проекте музей выглядит как природный холм, внутри которого будет располагаться и экспозиция, и восстановленный изначальный фрагмент улочки с домами, заборами, печами, инструментами.

Сейчас же найденные на месте археологического раскопа остатки деревянных сооружений проходят процесс консервации, и они тоже будут храниться в создаваемом музее.

– Будет создано нечто вроде кернохранилищ, которые делают нефтяники, – продолжает тему ректор КФУ Ильшат Гафуров. – Научные исследования с каждым годом увеличивают возможности появления новых методик, и мы можем все время возвращаться к этим остаткам и находить какие-то новые знания, новое понимание той ситуации, которая здесь была несколько веков назад. Наши биологи уже обнаружили неизвестный вид бактерий, на основе которых возможно создание новых веществ, противодействующих разрушению дерева.

К тому же именно на этом выездном заседании экспертного совета было одобрено предложение ректора о создании прямо при музее археологии дерева филиала междисциплинарной лаборатории КФУ, где в составе научной группы объединились бы историки, археологи, генетики, геодезисты, люди, которые занимаются информационными технологиями.

– Воссоздать все, что здесь было несколько веков назад, сегодня возможно только в модели. В музеефикации останутся лишь элементы этих сооружений, все остальное будет представлено в 3D-модели, а наши генетики сегодня работают над воссозданием того времени, когда в этом месте кипела достаточно бурная жизнь. Будет определено, какая экология тогда была, чем люди питались, как они жили. Лаборатория обеспечит еще более мощное научное сопровождение всех работ, которые сейчас ведутся на этой территории.

Как археолог Айрат Ситдиков считает все найденные в раскопе предметы (а их уже более десятка тысяч единиц музейного хранения – осколки глиняной посуды, фрагменты кожаных изделий, инструменты) беспрецедентными и представляющими огромную научно-исследовательскую ценность. Из самых необычных он назвал обнаруженные здесь лыжи, сани и варежки.

– Это уникальный для историков и археологов район. Редко где в мире формируется так называемый влажный культурный слой, в котором сохраняется органика, практически не гниют дерево, ткань, кожа, – рассказывает Айрат Ситдиков. – Эта тема станет одной из самых привлекательных в музее Свияжска.

– Объем работ предстоит огромный. Об этом, общаясь с археологами и членами экспертного совета, говорил и Госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. «В первую очередь нужно обеспечить сохранность раскрытых уникальных деревянных сооружений, – отметил он, – и приступить к созданию одного из редких в практике музеефикации музея археологии дерева».

По словам директора Свияжского государственного историко-архитектурного и художественного музея «Остров-град Свияжск» Артема Силкина, подобных ему в России по масштабам и направленности пока нет.

– Музейная деревянная археология – направление достаточно молодое, которое появилось буквально в сороковых годах прошлого века в скандинавских странах. Сейчас можно сказать, что она на пике своего развития, к этим проектам большой интерес и в научном, и в музейном мире. Так что в России Татарстан будет пионером в этой области, – уверен Артем Силкин. – К тому же археологический музей позволит значительно разгрузить верхнюю часть Свияжска от того потока туристов, который, к нашей радости, увеличивается буквально на глазах, и значительно разнообразить услуги для них.

Кстати, именно качеству услуг для туристов была посвящена первая часть выездного заседания экспертного совета, которая прошла у въездного портала острова. Речь шла о логистике – правильном размещении парковок для транспорта, вплоть до вертолетных площадок.

– Туристы должны вступать на остров, не думая о сохранности своего автомобиля, об ожидающем их автобусе. Еще «не дотрагиваясь» до острова-памятника, человек должен решить все свои проблемы и всецело погрузиться в историю, – уверен Минтимер Шаймиев.

И еще одно историческое, по мнению Госсоветника РТ, событие произошло в тот день в Свияжске – крепким рукопожатием было скреплено решение руководства банка «Зенит» взять на себя процесс реконструкции двух зданий XIX века – помещений бывших мастерских ремесленного училища и пожарного обоза.

– Это огромный подарок для нашего музея, – не может скрыть радости Артем Силкин.

Дело в том, что в музее хранится достаточно большая коллекция работ московских и казанских художников, центральной темой творчества которых был Свияжск. Музейные площади не позволяют экспонировать эти картины – устраивались только временные выставки. А туристы между тем постоянно интересовались ими. Особенно собранием картин родившегося на острове известного пейзажиста Геннадия Архиреева.

Сотрудникам музея удалось договориться с наследниками художника о том, чтобы его работы хранились и экспонировались в Свияжске. И вот теперь у картинной галереи появится собственная территория, совмещенная с современным туристско-информационным центром.

– Мир просыпается, желающих заниматься своим историческим наследием на земном шаре становится все больше. Я благодарен всему народу Татарстана и тем людям, которые, не живя в республике, принимали и принимают посильное участие в восстановлении Свияжска и Болгара, – заявил по окончании выездного заседания экспертного совета Минтимер Шаймиев.

Пока уникальный археологический раскоп – достояние ученых республики и туристов. Но в сентябре на остров высадится мощный десант археологов со всей страны – на базе Казанского федерального университета пройдет всероссийский съезд археологов.

Побывают любители поиска древностей и в Болгаре. Интерес к этим двум объектам у археологов России огромный, заверяет Ильшат Гафуров, ведь это не только пища для ума, но и пример для дальнейшей деятельности.

Автор статьи: ХАЛИТОВА Ирина