Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
26.06.2017

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Погода в Казани
+12° / +22°
Ночь / День
.
<< < Июнь 2017 > >>
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
  • 1925 – В Казани состоялась премьера оперы «Сания», которая считается предшественницей профессиональной оперы «на материале музыки татар и башкир»

    Подробнее...

Общественность на защите культурного наследия: опыт 50-ти лет

Днем рождения Татарстанской республиканской организации Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры считается дата  учредительной конференции, которая состоялась 8 февраля 1966 года.

Об истории этой общественной организации на  Международной научно-практической конференции «Сохранение историко-культурного наследия – фактор гуманитарной безопасности. Наследие и туризм», проходящей в Казани с 22 по 24 апреля, рассказала Ф.М. Забирова, член-корреспондент Российской академии архитектурного наследия, заслуженный архитектор РТ, заместитель председателя ТРО ВООПИиК.

Как известно, эта конференция была посвящена 50-летия учреждения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в Татарстане.

Воспользуемся текстом доклада Ф. Забировой, а также исторической информацией о состоянии дел с охраной памятников культурного наследия в Татарстане, и расскажем о деятельности в этом направлении подробнее.

Организация Объединенных Наций в 1994 году опубликовала Доклад о гуманитарном развитии, посвященный новым аспектам гуманитарной безопасности, были предприняты серьезные усилия для уточнения самой концепции гуманитарной безопасности путем проведения научных исследований с тем, чтобы вопрос гуманитарной безопасности был поставлен на основную политическую повестку дня как на национальном, так и региональном уровнях.

Ценность этой концепции состоит в ее отходе от классических понятий безопасности, которые подразумевают военную мощь, создаваемую государственными структурами, и в ее акценте на более инклюзивном и многостороннем понятии безопасности, в центре которой находится каждый человек, его духовный, интеллектуальный, нравственно-эстетический потенциал.

Предыстория

Это понимали наши предшественники 150 лет назад: общественное движение за сохранение историко-культурного наследия ведет отсчет с 1864 года, с учреждения Московского Археологического общества, созданного из патриотических убеждений

Граф Алексей Сергеевич Уваров – организатор Археологической комиссии (1859), председатель Московского Археологического общества, автор научных трудов по археологии, организатор и участник нескольких крупных экспедиций, учредил специальные премии за исследования в области отечественной истории. Ежегодный премиальный фонд составлял три тысячи рублей серебром.

Помимо археологии члены общества также занимались нумизматикой, реставрацией и охраной памятников старины, вели издательскую деятельность. С 1881 года Общество именовалось Императорским.

Важное значение для Казани имел IV Всероссийский археологический съезд, который прошел в нашем городе под патронажем графа Уварова в 1877 году. Подготовка к нему объединила историков, археологов и этнографов и побудила их к созданию постоянной научной организации по изучению не только прошлого края, но и современной жизни местных народов.

В съезде принимали  участие ученые из Российских академий наук Москвы и Петербурга, Императорского Общества истории древностей российских, Русского географического общества, Московского археологического общества. Выступавшие на съезде делегаты от Казанского университета – Д.А.Корсаков, С.М.Шпилевский и другие – обосновали необходимость создания общества для изучения Поволжья и Приуралья.

Подробнее Соединить усилия «всех местных культурных людей»

Общество было основано в 1877 году по предложению попечителя Казанского учебного округа П.Д.Шестакова (1826-1891), который стал его первым председателем. Учредители общества Н.П.Загоскин (1851-1912), Н.А.Осокин (1843-1895), Н.А.Фирсов (1831-1896), Д.А.Корсаков (1843-1920) и другие, разработали проект Устава общества, который был утвержден 18 марта 1878 года.

Активным участником работы общества были ученый и просветитель татарского народа Шигабутдин Марджани (1818-1889) и тюрколог Н.Ф.Катанов Катанов (1868-1922).

Как и многие краеведческие общества, Общество археологии, истории и этнографии было закрыто в 1931 году.

«Общество защиты и сохранения в России памятников истории и старины»: год 1910

В 1910 году в Санкт-Петербурге было создано «Общество защиты и сохранения в России памятников истории и старины» с филиалами в Туле, Орле, Казани, Вильно, Ярославле, Смоленске, Ростове (Ярославском) и др. Председателем Общества стал известный историк и археолог Великий князь Николай Михайлович, товарищем председателя – Александр Николаевич Бенуа. У истоков идеи создания общества, стояли виднейшие представители русской культуры и искусства: П.П. Вейнер, Н.К. Рерих, С.К. Маковский, барон Н.Н. Врангель, И.Э. Грабарь, А.В. Щусев, ИЛ. Фомин и др.

В Уставе общества было сказано, что оно имеет целью «препятствовать разрушению, поддерживать и способствовать сохранению в России всех памятников, имеющих художественную или историческую ценность, независимо от эпохи их создания. «Архитектурные постройки, памятники кладбищ, картины, бронза, фарфор, скульптура, гравюры, предметы художественной промышленности – все это, составляющие культурное достояние России, подлежит сохранению и защите».

Проблемы сохранения культурного наследия обсуждались на самом разном уровне, например, на Всероссийском съезде художников в 1912 году и Всероссийском съезде зодчих в 1914 году.

В первое послереволюционное десятилетие работа по сохранению наследия оживилась. Этим занялись краеведческие организации. С 1917 по 1927 год их число увеличилось в 10 раз – со 155 до 1761.

Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории и культуры: год 1965

Постановлением Совета Министров РСФСР от 23 июля 1965 года было учреждено Всероссийское добровольное общество охраны памятников истории и культуры и было предписано создать его отделения в регионах республики. Непосредственными инициаторами создания общества выступили заместитель Председателя Совета Министров РСФСР Вячеслав Иванович Кочемасов, ставший первым председателем ВООПИиК, писатель Л.М. Леонов, художники И.С. Глазунов, П.Д. Корин и Н.А. Пластов, композитор Г.В. Свиридов директор Эрмитажа Б.Б. Пиотровский, академики АН СССР И.В. Петрянов-Соколов и Б.А. Рыбаков.

Учредительный съезд общества состоялся в 15 мая 1966 года в Москве. Он принял Устав Общества, наметил ближайшие задачи, избрал Центральный совет. В его президиум вошли: Л.М. Леонов, Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин, В.И. Севастьянов, Г.М. Орлов, И.В. Петрянов-Соколов, Д.С. Лихачев, И.С. Глазунов, Н.А. Пластов, В.Н. Иванов, Н.Н. Воронин, П.П. Ревякин и другие.

Членами Оргкомитета по подготовке к проведению региональной учредительной конференции Всероссийского добровольного общества охраны памятников истории и культуры в ТАССР были историки Н.И Воробьев, профессор А.Х. Халиков, директор Государственного музея ТАССР В.И. Дьяконов, профессор КГУ Е.Г. Бушканец (всего 36 человек). Состоявшаяся 8 февраля 1966 года Учредительная конференция и считается датой образования Татарского отделения ВООПИК. Факт образования был подтвержден в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 июля 1966 года.

Первый учредительный съезд ВООПИК в Москве, на который делегировались активисты региональных отделений, прошёл 8-9 июня 1966 года. Как общественная организация, ВООПИК, в соответствии с Уставом, одной из своих приоритетных задач ставила пропаганду охраны памятников и вовлечение широких масс населения в работу Общества, выявлении памятников истории и культуры и содействие охране памятников, что отражалось в постановлениях съездов и установленных на его основе планов мероприятий региональных отделений.

Руководили обществом, как правило, высокие должностные лица. Так, с 1971 до 1992 года председателем был первый заместитель Председателя Совета Министров ТАССР М. Хасанов. Но основная нагрузка ложилась на заместителя. На этом посту долгие годы был А.Х. Халиков. Исполнительная работа лежала на ответственном секретаре Валентине Николаевна Гиревой, у которой был небольшой штат сотрудников.

О том, где размещалась ТО ВООПИК, можно узнать из справки о работе организации за 1968 год, в ней указывался адрес: Казань, Кремль, 3-й корпус.

Общество было массовым. Члены общества платили членские взносы. Они были индивидуальные (30 копеек) и коллективные (20 рублей). Также собирали вступительные взносы: по 15 копеек и по 10 рублей.

Особой группой членов организации можно назвать школьников и детей, с которых собирали по 5 копеек за вступление и по 10 копеек в год. Помимо этого организацией реализовывались марки, достоинством в 10, 15 и 30 копеек; членские билеты – 15 копеек; нагрудные значки – 20 копеек.

Учитывая численность членов Всероссийского общества (в 1985 году – 11 млн. человек), вырученные суммы достигали внушительных значений. В 1968 году, спустя всего лишь два года после учреждения Татарского отделения, общая сумма, вырученная от одних только членских взносов, превысила 50 тыс. рублей.

Собранные средства в основном шли на финансирование консервационных, реставрационных и благоустроительных работ на памятниках истории и культуры. Ежегодно на эти цели отпускалось в ТАССР от 25 до 55 тысяч рублей. В 1973 году на эти цели было выделено 90 тысяч. Основной поток средств расходовался на работы по консервации и реставрации памятников в Билярске, Болгарах, Свияжске. В Казани средства выделялись на Петропавловский собор, Азимовскую мечеть, Благовещенский собор, стены и башни Кремля.

ВООПИиК в 70-80-е годы XX века являлось одной из самых массовых организаций (второй после КПСС) и насчитывало в своих рядах более 10 млн. человек. В эти десятилетия было защищено от сноса и отреставрировано, в том числе за счёт его средств более 3000 памятников, выделено на реставрацию, консервацию и ремонт свыше 60 млн. рублей.

После выхода в 1976 году закона СССР и в 1978 году закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» в 70-80-е годы ХХ века ВООПИК переживал подъём. Так в статье 13 российского закона было законодательно закреплено положение о ВООПИК, его целях, задачах, средствах и методах участия в деле охраны памятников.

В этот период при ЦС ВООПИиК активно действовал Научно-методический совет, через который проходили согласование проекты зон охраны, проекты реставрации и нового строительства на территории городов, признанных историческими поселениями. Через эту процедуру проходила и Казань. На заседаниях НМС обсуждались: проект зон охраны памятников истории и культуры Казани, утвержденный постановлением СМ ТАССР в 1988 году, проект детальной планировки улицы Ульяновых. Был не согласован проект высотной гостиницы западнее Кремля и трехэтажного гаража восточнее, где было уже забито свайное поле.

Добавим к докладу известные нам сведения о деятельности Татарского отделения ВООПиК.

При отделениях ВООПИиК создавались секции: архитектурная, историческая, пропаганды, памятников музыкальной культуры и хореографического искусства, памятников науки и техники, краеведения и другие. С 1980 года ВООПИиК учредил свой печатный орган – альманах «Памятники Отечества», каждый выпуск которого был посвящён национальной культуре и истории России

Одними из главных задач общества были изучение и популяризация культурного наследия. В этом общественной организации всемерно помогали и органы власти, и высшие и научные учреждения исторического профиля. Однако в деле защиты памятников культурного наследия все было не так благополучно.

Начало строительства в центре Казани новых сооружений повлекло за собой снос старинных построек. Так, был снесен дом 57 по улице Карла Маркса, так называемый Дом Бронникова.

Путеводитель по Казани 1976 года представлял его так – единственный сохранившийся в Казани деревянный дворянский особняк конца XVIII – начала ХХ века. На улицу выходили два его флигеля, украшенные колоннами и треугольными фронтонами.

Ясно, что добро на этот счет было дано на самом верху, потому что место это было предназначено для возведения Выставочного зала Союза художников ТАССР.

Выставочный зал был построен в 1979 году. Несмотря на довольно активную кампанию протеста защитников старины против снесения Дома Бронниковых.

Второй факт нам известен от Валентины Николаевны Гиревой, которая считала своей личной неудачей попытку сохранить старинную булыжную мостовую от улицы Ленина (ранее – Воскресенская, ныне Кремлевская) к улице Баумана.

Своими корнями создание булыжных мостовых в Казани уходит в 1812 год. Именно тогда стал подниматься вопрос о замощении казанских улиц камнем. Это предложение Казанского губернского правления одобрил Александр 1. После этого факта всем прибывающим в Казань судам было предписано привозить на эти цели по 10-30 камней. Так что цены той мостовой, сохранившей со времен дореволюционной Казани, не было.

Однако одному высокому должностному лицу, инспектировавшему Татарскую АССР (мнения о его фамилии в источниках и воспоминаниях разнятся) эта мостовая не понравилась – немного протрясло его на спуске.

История умалчивает – он приказал или местные начальники решили угодить, но мостовую решили заменить на асфальт. Но по существовавшим правилам разрешение на это должна была дать местная организация ВООПиК. После нескольких попыток заполучить подпись Валентины Николаевны, которая категорически возражала против такой замены, ее все-таки демонтировали, и утром вместо исторических камней был уже асфальт.

И только на наших глазах булыжная мостовая была восстановлена, и вряд ли теми же самыми камнями, которые привозили в Казань пароходами.

По счастью, в то время сносили памятников мало, да и сама старая Казань еще не была такая старая…

У нас есть возможность процитировать постановление Совета Министров Татарской АССР от 23 октября 1981 г. «О ходе выполнения в Татарской АССР закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры»:

Совет Министров Татарской АССР отмечает, что исполкомы городских и районных Советов народных депутатов, органы культуры и общественные организации республики проводят определенную работу по выполнению Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры периодически рассматриваются исполкомами городских и районных Советов народных депутатов, коллегией Министерства культуры ТАССР, президиумом совета Татарского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

В настоящее время в республике учтено более 4 тыс. памятников истории и культуры, из них принято на государственную охрану памятников: истории – 150, археологии – 462, архитектуры – 91, искусства – 12. На многих памятниках установлены мемориальные доски.

Министерством культуры ТАССР совместно с Государственным комитетом ТАССР по делам строительства, Татарской организацией Союза архитекторов СССР, Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения «Росреставрация» и Татарским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры разработан перспективный план реставрации и использования памятников на 1981-1990 годы, которым предусматривается завершение реставрационных работ по ряду архитектурно-исторических памятников республики.

За последние годы в республике значительно возрос объем ремонтно-реставрационных работ, выполняемых Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской. В 1981 г. он составит 1 млн. 100 тысяч рублей. Произведены реставрационные работы на архитектурных памятниках Казани, Свияжска, Елабуги, Болгар.

Осуществлен ряд мер по улучшению условий хранения документальных памятников в государственном архиве, где хранится свыше одного миллиона дел, организован их учет, создается страховой фонд микрофильмов на уникальные и особо ценные документы.

Возросла роль историко-культурного наследия в идеологической и воспитательной работе. С памятниками истории и культуры республики ежегодно знакомятся более 1,5 млн. советских и зарубежных туристов и экскурсантов.

Вместе с тем, в деле охраны, реставрации, использования и пропаганды памятников истории и культуры в Татарской АССР имеется ряд недостатков.

Исполкомы отдельных местных Советов народных депутатов не уделяют должного внимания вопросам охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, содержанию их охранных зон, благоустройству мемориальных комплексов и памятных мест.

При исполнительных комитетах ряда городских, районных, поселковых и сельских Советов народных депутатов республики не созданы, как это предусмотрено Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», комиссии содействия охране памятников истории и культуры.

При застройке городов и других населенных пунктов не всегда учитывается градостроительная роль памятников, в ряде случаев необоснованно предлагается снос зданий, представляющих историческую и культурную ценность. У большинства памятников отсутствуют охранные зоны и зоны регулирования застройки. Нередки факты неудовлетворительного содержания памятников и плохого благоустройства их территории.

В нарушение постановления Совета Министров ТАССР от 28 декабря 1978 г. №776 «О мероприятиях по дальнейшему улучшению охраны, содержания, реставрации и музейного показа памятников Болгарского* историко-архитектурного заповедника» исполкомом Куйбышевского районного Совета народных депутатов используется прибрежная полоса заповедника для разгрузочных и других работ, им не произведено благоустройство улицы, ведущей от речного вокзала до въезда в заповедник, не приняты меры по выносу аэропорта с его территории.

Научно-исследовательский отдел Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения «Росреставрация» не обеспечивает в необходимом объеме и должном качестве производство проектно-сметной документации.

В республике не удовлетворяется спрос на полиграфические издания по памятникам истории и культуры. Недостаточно создается документальных кинофильмов, пропагандирующих охрану и использование памятников истории и культуры Татарской АССР.

Некоторыми исполкомами городских и районных Советов народных депутатов не организована шефская работа коллективов промышленных предприятий, колхозов, совхозов, учебных заведений над памятниками истории и культуры.

В целях дальнейшего улучшения содержания памятников истории и культуры в Татарской АССР в свете Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» Совет Министров Татарской АССР постановил:

1. Исполнительным комитетам городских и районных Советов народных депутатов:

усилить работу по улучшению содержания и благоустройства памятников истории и культуры и прилегающих к ним территорий;

создать комиссии содействия охране памятников истории и культуры из работников органов и учреждений культуры, народного образования, архивных органов, представителей творческих союзов и других общественных организаций и организовать их работу;

организовать шефство коллективов промышленных предприятий, колхозов, совхозов, учреждений и учебных заведений над памятниками истории и культуры;

активизировать работу по освещению вопросов охраны памятников истории и культуры средствами массовой информации, развернуть широкий показ фильмов историко-краеведческой тематики в кинотеатрах, клубах, по телевидению;

развивать систему школьных музеев, улучшать организацию туристских походов по местам нахождения памятников истории и культуры, революционной, боевой и трудовой славы.

2. Министерству культуры ТАССР, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов ускорить разработку и в установленном порядке представить на утверждение в Совет Министров ТАССР охранные зоны и зоны регулирования застройки всех находящихся на государственной охране памятников истории и культуры республиканского и местного значения, принять дополнительные меры по строгому соблюдению режима содержания этих зон.

3. Государственному комитету ТАССР по делам строительства, исполкомам городских и районных Советов народных депутатов при разработке и рассмотрении проектов планировки городов и населенных пунктов республики определять перспективу их развития на основе всестороннего учета историко-архитектурной ценности сложившейся застройки.

4. Министерству культуры ТАССР, Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской объединения «Росреставрация» и Татарскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

усилить контроль за качеством проектных и реставрационных работ, экономным использованием средств, трудовых и материальных ресурсов, выделяемых на реставрацию памятников в республике;

не допускать их распыления по объектам и затягивания сроков окончания производства работ;

добиваться строгого соблюдения государственной плановой и финансовой дисциплины;

рассмотреть вопрос о создании в г.Казани на основе научно-исследовательского отдела Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской филиала института «Спецпроектреставрация» для обеспечения проектно-сметной документацией планируемых реставрационных работ.

5. Архивному управлению при Совете Министров Татарской АССР принять дополнительные меры к усилению контроля за сохранностью документов государственного архивного фонда СССР и обеспечению необходимых условий для хранения и использования этих документов;

усилить государственный учет документов государственного архивного фонда СССР, хранящихся в государственных и ведомственных архивах республики;

усилить контроль за условиями хранения документальных памятников в архивах предприятий, организаций, учреждений, соблюдения ими установленного порядка их охраны, использования, учета и реставрации.

6. Исполкому Куйбышевского районного Совета народных депутатов устранить имеющиеся недостатки в охране и содержании памятников Болгарского государственного историко-архитектурного заповедника; установить строгий контроль за сохранностью памятников и привлекать к ответственности лиц, грубо нарушающих положения Закона РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

7. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 24 мая 1966 г. №473, по согласованию с Министерством культуры РСФСР включить в список дополнительно памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники местного значения.

Министерству культуры ТАССР довести до сведения проектных организаций список памятников истории и культуры ТАССР.

Государственному комитету ТАССР по делам строительства, исполкомам Казанского, Бугульминского, Елабужского, Чистопольского городских, Алексеевского, Арского, Верхнеуслонского, Зеленодольского, Куйбышевского, Пестречинского, Тетюшского районных Советов народных депутатов реализацию генеральных планов и проектов детальной планировки городов и населенных пунктов производить с учетом принятых на государственную охрану памятников истории и культуры, их охранных зон и зон регулирования застройки.

8. Исполкомам городских и районных Советов народных депутатов, министерствам и ведомствам ТАССР обязать предприятия, учреждения, кооперативные и другие общественные организации, в чьем пользовании находятся памятники истории и культуры, до 1 сентября 1982 г. передать памятники на баланс Министерства культуры ТАССР, заключить охранно-арендные договоры между пользователями и Министерством культуры Татарской АССР.

Кстати, в список памятников истории и культуры в Татарской АССР, подлежащих государственной охране как памятники местного значения, постановлением включалось 20 дополнительных объектов.

Для исследователей – в Национальном архиве есть фонд о деятельности Татарского отделения – Р-1402, ед.хр.103, 1966-1975 гг. Здесь хранятся протоколы пленумов совета Татарского отделения ВООПИКа, конференций районных и городских отделений; документы учредительной конференции Татарского отделения ВООПИКа (1966 г.); планы и отчеты о работе республиканского и районных отделений; справки о состоянии, охране и реставрации памятников архитектуры ТАССР; докладные записки по итогам проверки деятельности районных отделений.

После перестройки финансирование ВООПИиК резко сократилось, уменьшилось и количество членов. Тем не менее, сама организация благополучно пережила все потрясения. Последнюю перерегистрацию ВООПИиК прошло 24 октября 2002 года, получив регистрационное свидетельство за №340.

В Татарстане местное отделение возродилось только в 2009 году.

Есть что охранять и есть от кого охранять

Серьезная угроза исторической части Казани пришла с принятием сначала казанской, а потом республиканской программ ветхого жилья (первая программа принята в 1993 году). Конечно, президентская программа (ее так называли, она была продлена в 1996 году) не предусматривала сноса исторических сооружений, но на деле в преддверии празднования 1000-летия Казани началось массовое уничтожение дореволюционной застройки в центре города. Это заставило власти принять меры для регулирования застройки в центре Казани и иных исторических поселениях.

2 октября 1996 года был принят республиканский закон Татарстан «Об охране и использовании культурных и исторических ценностей», который определял правовые, экономические и организационные основы, порядок охраны и использования культурных и исторических ценностей на территории Республики Татарстан.Задачи законодательства в области охраны и использования культурных и исторических ценностей

Задачами законодательства в области охраны и использования культурных и исторических ценностей являются:

– определение статуса культурных и исторических ценностей;

– определение прав и обязанностей органов государственной власти и управления, юридических и физических лиц в деле охраны и использования культурных и исторических ценностей;

– обеспечение мер, направленных на охрану культурных и исторических ценностей.

В законе предписывалось взять на государственный учет все недвижимые культурные и исторические ценности независимо от форм собственности:

«Их учет ведется посредством составления Свода особо ценных объектов культурного наследия Республики Татарстан и ведения охранного реестра. Государственный учет возлагается на Министерство культуры Республики Татарстан».

Была в законе статья, которая определяла роль общественности:

Статья 13. Участие общественных организаций и граждан в охране и использовании культурных и исторических ценностей

Общественные организации способствуют привлечению населения к участию в сохранении культурных и исторических ценностей, содействуют работе государственных органов охраны памятников истории и культуры, выполняют иные функции в соответствии со своими уставными задачами и целями.

Изменение, перемещение и снос памятников истории и культуры, строительство и реконструкция объектов на землях историко-культурного назначения, деятельность дирекций заповедников осуществляются с учетом мнения местного населения.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» был принят только 25 июня 2002 года.

20 сентября 2002 года Президент Татарстана М. Шаймиев подписал указа «О мерах по обеспечению соблюдения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры». Приведем его полностью, поскольку активистам ВООПиК зачастую приходится апеллировать к официальным документам. Кроме того приведенный текст позволяет видеть, что памятники исчезали не потому, что так было предписано Программой ликвидации ветхого жилья.

В целях сохранения историко-архитектурного и культурного наследия города Казани, других городов и иных населенных пунктов республики, их первоначального исторического облика, а также недопущения утраты памятников истории и культуры, представляющих социально-культурную, историческую, архитектурную и градостроительную ценность, постановляю:

1. Считать важнейшей задачей неуклонное соблюдение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры в процессе реализации Программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г. Казани, Программы подготовки к празднованию 1000-летия основания г. Казани, а также при застройке и реконструкции других городов и иных населенных пунктов республики.

2. Кабинету Министров Республики Татарстан:

– обеспечить соблюдение действующего законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, установленного режима содержания и использования памятников истории и культуры, их территорий и зон их охраны;

– в срок до 1 февраля 2003 года разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность и поддерживающих историческую среду;

– обеспечить осуществление мониторинга данных о состоянии и использовании объектов историко-культурного наследия, включенных в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения и в государственные охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского и местного значения и вновь выявленных объектов культурного наследия;

– включить вновь выявленные объекты культурного наследия в охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства республиканского значения;

– пересмотреть перечень объектов строительства и реконструкции к 1000-летию основания г. Казани, содержащийся в Программе подготовки к празднованию 1000-летия основания г. Казани, дополнительно включив в него наиболее ценные объекты историко-культурного наследия;

– проводить работу по освещению вопросов охраны памятников истории и культуры в средствах массовой информации.

3. Администрации города Казани:

– совместно с Министерством культуры Республики Татарстан, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Службы земельного кадастра по Республике Татарстан установить строгий контроль за сохранностью и режимом использования памятников истории и культуры, других объектов историко-культурного наследия, их территорий и зон охраны при отводах земельных участков под строительство жилых и общественных зданий, а также при ликвидации ветхих жилых домов, реконструкции кварталов ветхого жилья, реставрации памятников истории и культуры и благоустройстве их территорий, строительстве новых объектов в историческом центре города Казани;

– совместно с исполнительной дирекцией Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан и Министерством культуры Республики Татарстан разработать и до 1 декабря 2002 года представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан проекты нормативных правовых актов, регламентирующих механизм сохранения отселенных ветхих жилых зданий, в том числе памятников истории и культуры, выявленных историко-культурных объектов, до передачи их инвесторам;

– рассмотреть вопрос о включении вновь выявленных объектов культурного наследия в охранные реестры недвижимых памятников истории, градостроительства и архитектуры, монументального искусства местного значения;

– завершить до 1 января 2003 года разработку проекта детальной планировки центра города Казани.

4. Администрациям районов и городов Республики Татарстан, имеющим на подведомственных территориях объекты историко-культурного наследия, разработать и утвердить в установленном порядке в срок до 15 декабря 2002 года планы мероприятий по обеспечению сохранности и использованию в современных условиях памятников истории и культуры и выявленных объектов культурного наследия и определить перспективу их развития на основе учета историко-архитектурной ценности сложившейся застройки.

Кабинет Министров РТ постановлением от 15 декабря 2003 года «О мерах по улучшению охраны и использования объектов культурного наследия (памятников истории культуры) на территории города Казани и иных населенных пунктов Республики Татарстан», поручил Министерству культуры, администрациям городов и районов республики:

обеспечить сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), их территорий и зон охраны;

систематически проводить мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия федерального, регионального (республиканского) и местного значения, выявленных объектов культурного наследия в целях разработки ежегодных и долгосрочных программ сохранения данных объектов культурного наследия;

определить и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан границы территорий объектов культурного наследия с последующим внесением информации об их границах в соответствующие государственные информационные системы (государственный земельный кадастр, государственный градостроительный кадастр, единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прочие);

привести ранее утвержденные границы и режимы содержания зон охраны объектов культурного наследия в соответствие с положениями Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» с последующим внесением информации об их границах и режимах содержания в соответствующие государственные информационные системы (государственный земельный кадастр и государственный градостроительный кадастр);

с привлечением специализированных научных и реставрационных организаций подготовить комплекты документации на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) с целью их последующей регистрации в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в установленном порядке;

совместно с собственниками и пользователями объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) обеспечить установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры);

обеспечить регулярное представление в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан перечней объектов недвижимости города Казани и иных населенных пунктов Республики Татарстан, являющихся объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры), выявленными объектами культурного наследия;

довести до сведения всех заинтересованных юридических и физических лиц информацию о:

необходимости согласования проектов проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территориях достопримечательных мест и в зонах охраны объектов культурного наследия с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия в установленном порядке;

объектах культурного наследия федерального и регионального (республиканского) и местного значения, выявленных объектах культурного наследия;

запрещении проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, и об осуществлении хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности объектов и не создающей угрозы их существованию».

30 сентября 2004 года Казанский Совет народных депутатов рассмотрел вопрос «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)». Была одобрена «Концепция градостроительной политики по сохранению и развитию центра г. Казани», утвержден состав Городского совета по сохранению историко-культурного наследия.

25 февраля 2005 года был принят республиканский закон «Об объектах культурного наследия Республики Татарстан».

Но все решения не помогали. Памятники перестали сносить, но начались пожары…

Татарстанское отделение ВООПИиК: 2009 год

Встревоженная общественность решила объединять свои усилия. 20 марта 2009 года в Союзе архитекторов РТ собралась инициативная группа, чтобы возродить местное (теперь уже Татарстанское) отделение ВООПИиК. Организация была создана на учредительной конференции 14 апреля 2009 года, накануне Международного дня охраны памятник и достопримечательных мест. Соучредителями выступили 17 наиболее заинтересованных активистов.

Организация сразу позиционировалась и зарегистрирована как правопреемник Татарской организации ВООПИиК, что зафиксировано в документах.

Был избран Совет организации из 20 человек, председателем ТРО ВООПИиК стал Советник Президента РТ, директор Института истории АН РТ Р.С. Хакимов, заместителем председателя – старший преподаватель КГАСУ Ф.М.Забирова (оба возглавляют организацию до сих пор).

ТРО ВООПИиК объединяет сегодня 290 человек (с коллективными членами – 738). Есть отделения Закамское в Чистополе, объединяющее представителей 5 муниципальных районов, и Зеленодольске. Создаются отделения в и в других исторических поселениях республики. Принята программа действий ТРО ВООПИиК.

Надо сказать, что общество объединяет самых разных людей. Здесь много профессионалов – архитекторов, знатоков казанской истории, но много и просто неравнодушных людей разных возрастов.

О деятельности организации Ф. Забирова рассказала на научно-практической конференции довольно подробно.

Работа идет по нескольким направлениям:

– общественно-государственное партнерство;

– организационная деятельность;

– информационно-просветительская и образовательная деятельность;

– экспертная деятельность;

– работа с молодежью;

– взаимодействие и партнёрство с общественными организациями и НКО.

Несколько лет работа общественной организации сводилась к протестной деятельности – петиции, заявления, просьбы, ходатайства.

Протестные акции проходили для привлечения внимание к проблеме сохранения наследия не только руководителей республики и города, но и казанцев. Довольно много горожан не видят смысла в сохранении старинных построек, с какими бы важными событиями или именами они была связаны. Это выявляют комментарии к любой публикации на эту тему в сетевых СМИ.

Первые шаги навстречу были сделаны в 2011 году. После обращения к Президенту РТ любители старины 14 января встретились с мэром Казани И.Р. Метшиным. Была намечена программа совместных действий, большинство ее позиций выполнено.

Какие действия предпринимались:

– поддержка акции «Архнадзора» против поправок к федеральному закону №73-ФЗ-2 (11.12.2010);

– одиночный пикет перед зданием Министерства культуры РТ после сноса двух объектов культурного наследия Казани (13.01.2011).

– сбор подписей под обращениями к Президенту Республики Татарстан с тревогой о судьбе исторического центра Казани в декабре 2010 года, было собрано около 4000 подписей;

– акция в защиту объекта культурного наследия – городского парка «Чёрное озеро», собрано 5000 подписей – двухуровневую автостоянку решено не строить;

Активисты пытались повлиять на градостроительное регулирование при реконструкции исторического центра, используя то, что заместитель председателя организации могла выступать на заседаниях Правительства Республики Татарстан, сессиях Казанского городского Совета, на заседаниях постоянных депутатских комиссий;

В результате трехлетнего противостояния удалось 9 поселениям вернуть статус исторических. После рассмотрения и обсуждения на пяти заседаниях ТРО ВООПИиК с приглашением авторов проекта дано заключение с замечаниями по проекту зон охраны объектов культурного наследия города Казани и проекту зон охраны Казанского Кремля.

 Cилами членов организации подготовлены проекты зон охраны семи исторических поселений, обоснование организации десяти достопримечательных мест, четыре из них утверждены.

В 2010 году был создан Межведомственный научно-методический экспертный совет Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан. Началась огромная работа по возрождению древнего Булгара и Свияжска. Это побудило активистов общества на более решительные действия по защите памятников культурного наследия в Казани.

16 марта 2011 года состоялась экскурсия активистов общества – старожилов Старо-Татарской слободы с мэром Казани И.Р. Метшиным, позднее, 25 августа, Ф. Забирова выступила на заседании Правительства РТ с участием Президента.

После приглашения экскурсовода Олеси Балтусовой на экскурсию по Казани Президента и начала путешествий Р. Минниханова по историческому центру обозначилась смена вектора. Новый период в докладе Ф. Забировой обозначен так – взаимодействие с властью: от противостояния к сотрудничеству:

О. Балтусова стала помощником Президента РТ, что сильно укрепило позиции общественной организации.

Налажено сотрудничество с Министерством лесного хозяйства РТ, Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ, Министерством культуры РТ. Состоялись встречи активистов ТРО ВООПИиК с министрами культуры Республики Татарстан, сначала с З.Р. Валеевой, потом с А.М. Сибагатуллиным.

За эти годы состоялось 16 экскурсий по Казани Президента Р.Н. Минниханова с членом Совета ТРО ВОО ВООПИиК О. Балтусовой, что нашло широкое отражение в прессе.

2012 год в Республике Татарстан был объявлен Годом историко-культурного наследия. В рамках проведения этого года была принята долгосрочная программа «Мирас-наследие» на 2013-2016 годы. Проведены конкурсы, конференции, мероприятия по разработке проектной документации на 80 объектов культурного наследия, подписаны охранные обязательства, по представлению ТРО ВООПИиК в список выявленных объектов с признаками ОКН включен 121 объект в РТ, подготовлены обоснования для включения в Реестр на ряд объектов, 96 объектов отреставрировано

К Универсиаде 2013 года отреставрировано 16 памятников деревянного зодчества с профессиональным участием членов ТРО ВООПИиК, всего 96 объектов

В октябре 2010 года состоялась встреча с прокурором Вахитовского района с активистами ТРО ВООПИиК, договорились о сотрудничестве. В Прокуратуру и милицию направлялись обращения по факту сноса нескольких объектов культурного наследия:

– номеров Банарцева (ул.Дзержинского, 13) и Дома Потехина (ул. Профсоюзная, 10);

– по факту сноса корпусов завода Петцольда (Тукаевская,98),

– по факту снова дома по улице Ульяновых, 24, средовых зданий по улице Горького, К.Цеткин.

В помощь Прокуратуре Казани был сделан анализ по 33 снесённым объектам культурного наследия.

В ноябре 2015 от имени ТРО ВООПИиК член Совета А. Железнов-Липец обратился в Прокуратуру РТ по поводу незаконности отмены ПЗО Казани 1988 года постановлением Кабинета министров РТ. По этом уже поводу были обращения в Правовое управление Аппарата Президента РФ, Министерство культуры, этот факт нашел отражение во время заседания Совета по культуре при Президенте РФ.

После обращения ТРО ВООПИиК к Президенту РТ по фактам утраты объектов культурного наследия в Чистополе 6 марта 2012 года было организовано выездное заседание в Чистополе с его участием.

ТРО ВОООПиК была разработана Стратегия сохранения историко-культурного наследия Республики Татарстан. При выборе стратегии были рассмотрены 3 возможных варианта:

1 вариант – «инерционный» сценарий: продолжение физического разрушения объектов историко-культурного наследия антропогенными и природными факторами;

2 вариант – сценарий «фантастический»: максимальное выделение средств из бюджетов всех уровней для приостановление процессов физического разрушения объектов культурного наследия их консервацией на более чем 700 объектов культурного наследия РТ в неудовлетворительном состоянии;

3 вариант – сценарий оптимальных изменений, активное включение объектов культурного наследия в современное функционирование и развитие исторических поселений при условии проведения реставрационных работ организации государственно-частных партнерств по реконструкции кварталов центров исторических поселений.

Активисты общества защищали Дом Фукса (И. Ясавеев, Р. Валеева) по улице Московской, Дом Удалова по улице Тихомирнова, 31, Дом Апанаевых (улица Ш. Марджани, 28), здание бывшей гостиницы Дворянского собрания.

Совет общества проводил большую работу по пропаганде культурного наследия. Были организованы 18 благотворительных экскурсии для жителей Казани (О. Балтусова, И. Аксёнова, Ф. Забирова, И. Ясавеев, А. Хайруллина, С. Новиков, Г.Гаврилова). Проведены 6 благотворительных экскурсий по Старо-Татарской слободе с участием старожилов и молодежи.

На основе молодежной секции ТРО ВООПИиК было создано молодежное межвузовское движение «Красный щит». На базе КГАСУ были организованы передвижные выставки «Наследие в опасности», «Утраченное наследие» и «Знаменитые меценаты Казани».

Читайте в «Казанских историях»:

Город, который оставим потомкам (заметки с сессии Казанской Думы) – 2011 год

Если бы Президентом была я…. Л. Агеева

Разрушили памятник старины? Нет состава преступления! – 2002 год

Какую Казань оставим потомкам?

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов