Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

<...> Казань по странной фантазии ее строителей – не на Волге, а в 7 верстах от нее. Может быть разливы великой реки и низменность волжского берега заставили былую столицу татарского ханства уйти так далеко от Волги. Впрочем, все большие города татарской Азии, как убедились мы во время своих поездок по Туркестану, – Бухара, Самарканд, Ташкент, – выстроены в нескольких верстах от берега своих рек, по-видимому, из той же осторожности.

Е.Марков. Столица казанского царства. 1902 год

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

У юбилея Казани появилась эмблема

В Казани определена эмблема тысячелетия. Жюри признало лучшим символом предстоящих праздничных торжеств работу художника Айрата Халитова.

Башня Сююмбеки, подобно Дюймовочке, поднимается с донца распустившегося тюльпана, изгибы которого напоминают волну. Отныне это изображение при соответствующем разрешении городской власти будет наноситься на сувениры, открытки, приглашения и альбомы, посвященные тысячелетию Казани.

Как рассказал Айрат Халитов нашему корреспонденту, он стремился в лаконичной форме (а это – одно из главных требований к эмблеме) представить полнокровный образ Казани – тут ее главный архитектурный символ, вода, полумесяц, традиционный элемент татарского орнамента – тюльпан... Известно, это уже вторая попытка определиться с юбилейным символом.

Как было заявлено после первого подведения итогов, среди представленных проектов не нашлось ни одного, который бы устроил строгое жюри. Интересно, что среди конкурсных работ был тогда и халитовский тюльпан.

Айрат Халитов – выпускник Казанского художественного училища. В настоящее время возглавляет фирму «Альбом-бюро». К конкурсу он сделал несколько вариантов. На победу не рассчитывал, хотя в жюри – его родной брат, профессор архитектуры Н.Халитов. Но только он один знал вариант Айрата, поскольку  все работы были зашифрованы шестизначными номерами.

Башня Сююмбеки в разных вариациях, кремлевские стены, мусульманские полумесяцы, арабские изречения, цветы, знаки миллениума, даже церковные кресты – чего только не предлагали художники, пытавшиеся обозначить тысячелетие города средствами графики.

Для интереса мы подсчитали, чего было больше: Зилант встречался в 36 работах, башня Сююмбеки – в 46, другие архитектурные символы  – в 57. Были даже две Пирамиды.

За победу в конкурсе на лучшую эмблему тысячелетия боролись авторы около 150 работ. Кроме казанцев, были художники из Костромы, Ульяновска, Уфы. Каждый должен был показать два варианта – цветной и черно-белый. Работы оценивало строгое жюри во главе с председателем - главой администрации Казани Камилем Исхаковым. В комиссию входили:  председатель Геральдического совета при Президенте РФ, заместитель директора Государственного Эрмитажа по научной работе Г.Вилинбахов (на правах заместителя председателя комиссии), председатель Союза художников РТ Абрек Абзгильдин, художник-график Григорий Эйдинов, директор Национального музея Геннадий Муханов, писатель, народный депутат Татарстана Туфан Абдуллин, заместитель начальника Управления архитектуры и градостроительства, начальник Управления городского дизайна, председатель Союза архитекторов РТ Розалия Нургалеева,  доктор искусствоведения Г. Сулейманова-Валеева и другие уважаемые люди. В роли экспертов выступали заместитель главного редактора журнала "Татарстан", писатель Рафаэль Мустафин и советник генерального директора Национального музея РТ Георгий Милашевский.

На заседании конкурсной комиссии, которое проходило в Национальном музее,   их увидели и журналисты, приглашенные на пресс-конференцию. Началась она с большим опозданием, видимо, у членов жюри был повод для острых дискуссий. Возможно, не столько по поводу юбилейного символа, сколько по поводу будущего герба Казани. Такие люди, как главный герольдмейстер страны, просто так не приезжают.

Споры о том, каким должен быть герб Казани, не стихают уже многие годы. Судя по эскизам юбилейных символов, некоторые художники, определяя образ эмблемы, думали и о будущем конкурсе – уже на лучший проект герба. Как ни странно, Казань до сих пор не имеет утвержденного символа города.

Исторический герб, конечно, есть: «Змий черный под короною золотою, Казанскою, крылья красные, поле белое», утвержденный в 1730 году. Несмотря на то, что старые гербы при восстановлении в новую историческую эпоху имеют безусловный приоритет, у казанского Зиланта в 1992 году оказалось много оппонентов.

Исторический герб назвали наследием имперских времен. Со временем от этого наследия решили все-таки не отказываться, тем более что образ Змея встречается и на печатях ханского времени.

Зилант – старинный знак, включенный во многие международные гербовники.

По итогам конкурса жюри назвало еще несколько авторов, работы которых будут поощрены.

«Казанские истории», №7-8, 2004 год

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить