Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нём говорят другие, послушай, что он говорит о других.

Вуди Аллен

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1920 – В Казани впервые состоялось представление трагедии Шекспира «Отелло» на татарском языке

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Фуат Мансуров: един во многих лицах

10 января 2003 года художественный руководитель и главный дирижер Государственного симфонического оркестра Республики Татарстан, дирижер Большого театра, профессор Московской и Казанской консерваторий, академик Международной академии наук, народный артист России, Татарстана и Казахстана Фуат Шакирович Мансуров отметил свое 75-летие.

Торжества проходили сначала в Москве с участием Президента РТ М.Шаймиева, потом в Казани, куда на юбилейный вечер прибыли многие известные деятели музыкального искусства РФ.

Предлагаем вашему вниманию слово о юбиляре известного деятеля музыкального искусства России Артура ЭЙЗЕНА, народного артиста СССР, солиста Большого театра. Благодарим казанского музыковеда Флера Бикчурину за предоставленную редакции публикацию.

Скажи мне, кто твой друг и я скажу, кто ты! Эту древнюю истину человечество повторяет сотни лет. И действительно, встретить настоящего друга – большая редкость. Мне в жизни очень везло на хороших людей, и одним из них я считаю моего давнего друга и коллегу Фуата Мансурова, человека нелегкой, но удивительно красивой и необычной судьбы. Я горжусь дружбой с ним, и, поверьте, возможность рассказать о нем доставляет мне огромное удовольствие.

Первоклассный профессионал, отзывчивый и исключительно внимательный и доброжелательный, он, во всех отношениях настолько положителен, что упрекнуть его можно разве что в излишней скромности. Человек разносторонний и эрудированный, он прежде всего поражает своей политехничностью: за его плечами – физмат университета, он с отличием закончил консерваторию по двум специальностям и занесен на золотую доску лучших выпускников. Профессионально обучался живописи. Разносторонний спортсмен, неоднократно побеждавший в различных соревнованиях, дважды мастер спорта СССР, прекрасный шахматист и теннисист. Книгочей и публицист, владеющий многими европейскими и восточными языками и, к тому же, еще яркий, талантливый дирижер.

Ну а творческая его биография просто уникальна. В четыре года он впервые вышел на оперную сцену в роли сына Чио-Чио-сан и с тех пор почти не расставался с театром, дойдя до должности главного дирижера. С пяти лет обучался игре на виолончели, и впоследствии ему довелось играть в оперном оркестре, сопровождавшем выступления Галины Улановой в балетных спектаклях Алма-Атинского театра.

Он играл под управлением самого Сергея Прокофьева. Было так. В 1943 году записью музыки к кинофильму С.Эйзенштейна «Иван Грозный» руководил сам композитор. Ф.Мансуров, игравший в оркестре, шутливо вспоминает:

«...тот, кто видел первую серию кинофильма и, естественно, слышал крайне нестройную игру оркестра, должен знать, что там есть и моя скромная лепта».

Он владеет игрой на многих инструментах. Пел в xoре, занимался композицией, оформлял и ставил оперные спектакли в качестве художника, режиссера и дирижера как у нас в стране, так и за рубежом. На досуге читает письма А.П.Чехова, восхищаясь его языком, обожает юмор. Интересный собеседник и увлекательный рассказчик, между прочим пишет книгу (ироничную и веселую) о своем тридцатипятилетнем пребывании в Большом театре.

Он яркий и тонкий музыкант, первоклассный ансамблист, терпеливый, мудрый, но очень строгий педагог, не прощающий даже малой фальши, ни интонационной, ни, особенно, смысловой.

Управлять – значит контролировать (сказал, кажется, В.И.Ленин). В дирижерской профессии это наиболее действенный и главный рычаг, ведь в нашем деле желающих петь и играть фальшиво хоть отбавляй. Тут, мне кажется, Фуат Мансуров не имеет равных. О его необычайном слухе и феноменальной памяти ходят легенды: говорят, он слышит насквозь и даже глубже, весь свой репертуар он дирижирует наизусть, более того, такие сложные произведения, как «Весна священная» и «Петрушка» И. Стравинского, репетирует без партитуры, поэтому многие оркестры под его управлением держат ухо востро, а это уже гарантирует результат.

После успешного выступления на всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году Фуат Мансуров был приглашен в Большой театр СССР, а годом позже ректор Московской государственной консерватории Александр Васильевич Свешников предложил ему возглавить студенческий оркестр. В Большом театре Фуат Мансуров осуществил ряд интересных постановок, среди них: имевший шумный успех «Семен Котко» С.Прокофьева, «Трубадур» Дж.Верди, «Русалка» А.Даргомыжского, «Испанекий час» М.Равеля, балет «Макбет» К.Молчанова, «Русская сказка» М.Чулаки и многие другие.

Из записанных им на пластинки целого ряда произведений – опера «Царская невеста» Н.А.Римского-Корсакова с участием И.Архиповой, Г.Вишневской, В.Атлантова, В.Валайтиса и Е.Нестеренко в 1974 году была признана Американской фирмой звукозаписи пластинкой года.

Студенческий оркестр Московской консерватории под руководством Ф.Мансурова поднялся до уровня филармонических, участвуя, на равных, в абонементных концертах, а после блистательной победы на международном конкурсе оркестров им. Герберта фон Караяна длительное время по инициативе Мансурова сотрудничал с Большим театром, принимая участие в спектаклях «Царская невеста», «Севильский цирюльник», «Дон Кихот» и «Коппелия». И хотя это содружество преследовало чисто методические цели, результат был ошеломляющим. Технически совершенное, до прозрачности чистое звучание студенческого оркестра внесло в спектакли Большого театра необыкновенную яркость и свежесть.

Помню, идет репетиция «Севильского цирюльника», спектакля довольно сложного и тонкого. Оркестр звучит необычно чисто, выразительно и как-то очень вдохновенно. В паузе спрашиваю: «Что это случилось сегодня с нашим оркестром, они будто проснулись?», а мне говорят: «Это оркестр студентов Московской консерватории». Мы были просто потрясены.

По свидетельству критики и авторитетных музыкантов, студенческий оркестр консерватории в те годы ни в чем не уступал профессиональным, кстати, три четверти участников нынешнего оркестра Большого театра воспитаны Фуатом Мансуровым.

Более чем полувековой опыт работы в трех консерваториях принес закономерный результат: Фуат Мансуров – автор диссертации, в которой разработал принципиально новый метод адаптации молодых музыкантов к оркестру. За этот вклад, в сочетании с другими методическими разработками и многочисленными публикациями, Международный совет научного развития (российская секция) избрал 25 декабря 1997 года Мансурова Фуата Шакировича действительным членом (академиком) Международной Академии наук. Насколько мне известно, он единственный международный академик среди российских дирижеров.

Дирижирование, я бы сказал, – профессия синкретическая, где все ипостаси должны быть слиты воедино. Отсутствие даже одной из них снижает впечатление от работы дирижера. Мансурова трудно застать врасплох, он всегда тщательно подготовлен, знает практически все, что касается предмета, и в сочетании с природными данными и технической оснащенностью ему удается проводить репетиции предельно насыщенно, легко и эффективно. Среди коллег он пользуется большим авторитетом, многие обращаются к нему за консультациями, причем подчас на самые отвлеченные темы.

Фуат Мансуров и Владимир Спиваков

Дирижеры – особая каста, и у них довольно сложные отношения. Они, например, редко говорят друг другу комплименты. А вот с Мансуровым это случалось, и неоднократно. С одной стороны, он прекрасно знает себе цену и никому не завидует, всегда доброжелателен и никогда никого не осуждает, может только посоветовать (если спросят, конечно), с другой стороны, он строг в суждениях (на что, по понятным причинам, имеет право), но никогда не раздает незаслуженных комплиментов. Вот что говорят о нем его коллеги.

Евгений Светланов всегда высоко оценивал его дирижерские и человеческие качества, на примере статьи о нем отмечал даже его публицистический талант. Очень немногословный, сдержанный на похвалы Альгис Жюрайтис в своем интервью казанскому радио так сказал о Мансурове и его оркестре:

«...работа с коллективом Татфилармонии доставила мне огромное удовольствие, я убежден, что это лучший из периферийных оркестров, в чем, несомненно, заслуга Фуата Мансурова, Ну, а какой он человек вы сами знаете... если бы в мире существовала гильдия порядочных людей, то Мансуров непременно был бы ее президентом!»

Кстати, Ф.Мансуров является единодушно избранным президентом гильдии российских дирижеров, в течение двенадцати лет вел курсы повышения квалификации в Доме-музее Н.С.Голованова.

Выдающийся дирижер Борис Хайкин писал после всесоюзного конкурса в декабре 1966 года (газета «Советская культура»):

«...из всех лауреатов Мансуров – наиболее гармонично сложившаяся творческая личность, он одинаково силен во всем, очень требователен и настойчив, в то же время в нем привлекает располагающее спокойствие, что само по себе является признаком мастерства».

В своей книге «Кирилл Кондрашин рассказывает» автор описывает эпизод встречи с Д.Шостаковичем, когда он старался объяснить относительную неудачу Максима Шостаковича на конкурсе дирижеров, на что всегда крайне сдержанный, но объективный Дмитрий Дмитриевич возразил:

«...я с вами не согласен, только Мансуров сильнее Максима. Из всех тех, кто там участвовал, он гораздо сильнее».

Известно, что дирижирование, как и педагогика, – профессия возрастная. Кирилл Кондрашин в одной из лекций в Московской консерватории, говоря о сложности и серьезности профессии, ссылался на слова Бруно Вальтера, начавшего дирижировать с 18 лет, который признался, что по-настоящему почувствовал себя дирижером после пятидесяти. Многие мировые дирижеры – А.Тосканини, Л.Стоковский, О.Клемперер, Е.Мравинский – активно творили до глубокой старости.

Очень хочется надеяться, что наш юбиляр не станет исключением. Он, как всегда, бодр, подтянут, находится в прекрасной физической и творческой форме. Помимо работы в Большом театре, возглавляет Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, является профессором консерватории, много гастролирует по стране и за рубежом.

Мне приятно, что человек, так много сделавший и многого достигший, остается в жизни скромным и непритязательным. Он добрый и нежный дедуля, заботливый отец, верный друг и надежный товарищ. Известно, что во время высотной экспедиции на Хан-Тенгри он самоотверженно бросился на спасение терпевшей бедствие спортивной группы, сам серьезно пострадал, едва не лишившись жизни.

С огромной благодарностью вспоминает Фуат Мансуров своих учителей: виолончелиста Отто Узинга, профессора Лео Гинзбурга, Игоря Маркевича и особенно выдающегося оперного дирижера Исидора Зака, всех тех, кому он обязан тем, что стал настоящим музыкантом.

От всей души желаю моему другу, прекрасному человеку, редкого таланта дирижеру всех благ, здоровья и больших творческих успехов.

Артур ЭЙЗЕН,

народный артист СССР, солист Большого театра (Москва)

«Казанские истории», №5-6, 2003 год