Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Лучше молчать и быть заподозренным в глупости, чем отрыть рот и сразу рассеять все сомнения на этот счёт.

Ларри Кинг, тележурналист, США

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1936  Создан 1-й татарский ансамбль гармонистов в 25 человек. Инициатор – Ф.Туишев. Место занятий – Дом Красной армии

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Марьям — доброволец Азинской дивизии

Много разных звезд среди созвездий женских судеб на небосклоне Татарстана. Одной из наиболее ярких была Марьям – Марьям Шаймухаметовна Зайнуллина (Ибатуллина).

«Я на двадцать лет старше моей республики. Все этапы ее большого пути прошли через мою счастливую судьбу».

Марям ЗАЙНУЛЛИНА

Много разных звезд среди созвездий женских судеб на небосклоне Татарстана. Одной из наиболее ярких была Марьям – Марьям Шаймухаметовна Зайнуллина (Ибатуллина). Долгие годы свет ее души дарил тепло и радость людям. Звезда погасла – память о ней жива… Ее называли ровесницей века. Марьям родилась 31 августа 1900 года в деревне Иж – Бобья Агрызского района Татарстана. В восемь лет девочка остается круглой сиротой. Заботу о ней взяла на себя бабушка Фатыма. Она мечтала о том, чтобы ее любимая внучка получила по-настоящему хорошее образование. Неграмотных детей в деревне не было, все учились в медресе. Марьям Шаймухаметовна много лет спустя вспоминала: «Учили нас, и богатых, и бедных, педагоги высокой квалификации. Знания, полученные в школе, были настолько крепки, особенно по точным наукам и географии, что впоследствии я смогла без особого труда поступить в Уфимскую учительскую семинарию…».

После смерти бабушки в 1916 году окончательно осиротевшая девушка покидает родную деревню. Приехав в Казань, она разыскивает односельчанина Якуба Халили – редактора женского журнала «Сююмбике». По его рекомендации Марьям начинает работать учительницей начальных классов в деревне Агзигитово недалеко от Казани. Молодая девушка вскоре понимает, что знаний у нее недостаточно. Проработав год, она едет в Казань на курсы и, закончив их, поступает в мусульманскую учительскую семинарию в Уфе.

Осень 1918 года. Снова Марьям обучает детишек, теперь уже в родных краях. Шквал гражданской войны докатился и до этих мест, затянув в свой водоворот молодую учительницу. Марьям уходит добровольцем в 28-ю Азинскую дивизию 2-й армии. Многие односельчане были в шоке: кто-то говорил, что она окрестилась в чужую веру, другие утверждали, что сироту Марьям отдали в армию, чтобы меньше взяли лошадей и скота в деревне…

Женщина мусульманка в качестве учительницы – это еще воспринималась, но женщина мусульманка – воин? С позиции сегодняшнего дня, при современном уровне эмансипации и внутренней свободы женщин трудно оценить отвагу молодой девушки, бросившей вызов старым устоям, ринувшейся в бой за новые идеалы.

Всю свою жизнь Марьям Шаймухаметовна помнила об этих огненных днях Гражданской войны. В Азинской дивизии она была культработником, в составе 1-й мусульманской труппы участвовала в спектаклях. «В любых условиях фронтовой жизни на ходу организовывали, инсценировали наши представления: концерты, скетчи, водевили… в воинском обмундировании, в шинелях, гимнастерках, с отрезанными волосами… получая полное довольствие наравне с бойцами, работая в любую погоду в любой обстановке выполняли свой боевой долг. Нас использовали и на других операциях: помогать медикам, быть связными…» – живо и ярко описывала Марьям Шаймухаметовна фронтовые будни в своих воспоминаиях. Боевое сотрудничество с легендарным полководцем В. Азиным, с командиром полка 19-летним Василием Ивановичем Чуйковым и другими командирами и бойцами наложило неизгладимый отпечаток на всю дальнейшую жизнь Марьям. Она неоднократно встречалась с «азинцами», особенно теплые отношения сложились у нее с маршалом Советского Союза В.И.Чуйковым, который много лет спустя написал в своей книге «Закалялась молодость в боях»: «Быть солдатом молодому татарину или чувашину, носить военную форму было нормальным явлением. Но когда юная девушка этой национальности остригала свои волосы, надевала солдатское обмундирование и вступала в Красную Армию – это считалось чем-то сверхъестественным…». Cложное было время. Марьям с товарищами прошли нелегкий путь, познали горечь отступлений, гибель друзей, борьбу с тифом, счастье победы. После болезни Марьям демобилизуется из армии и переходит на другое поле битвы: как тысячи других учителей, она включается в борьбу с неграмотностью. С сентября 1919 года по сентябрь 1920-го она работает учительницей школы №17 города Сарапула. В этот же период происходит значительное событие в ее жизни: Марьям выходит замуж за медицинского фельдшера Шаймухамета Зайнуллина. Осенью 1920 года супруги приезжают в деревню Старо-Сляково Агрызского района. Работа педагога всегда была непростой и ответственной, но в тот период и в тех условиях она отличалась особой сложностью: «Обучать грамоте в деревне приходилось не только детей, но и взрослых. Для них был создан пункт по ликвидации неграмотности. В первую очередь учили парней, призываемых в Красную Армию. Приходили и пожилые – мужчины, женщины. В нетопленном помещении, где клубами шел пар изо рта, выводили они огрызками карандашей на обрывках бумаги и старых газет свои первые буквы негнущимися пальцами рук, привыкших к тяжелому труду». Несмотря на нелегкие бытовые и материальные условия, обучать тех, кто приходил в школу, для Марьям было нетрудно. Сложность заключалась в работе с молодыми девушками, которых родители не пускали дочерей в школу, говоря: «Место женщины – у колыбели да у печки». Вот Марьям и ходила с одного двора в другой, обучая девушек на дому. В 1924 году Марьям Зайнуллина продолжает свою педагогическую деятельность в Елабуге. Творческая натура молодой женщины проявляется в ее участии в Елабужском народном театре. Организатором, руководителем и режиссером этого театра был Тази Гиззат. Ставились «Галиябану», «Сунган йолдызлар» («Угасшие звезды»), «Тахир и Зухра», «Наемщик». Марьям исполняла самые разные роли: Галиябану, Гульсум, Зухра и другие. В 1932 году в связи с болезнью мужа Марьям Зайнуллина переезжает в Ялту, где работает инспектором роно. У нее уже большой педагогический опыт, однако все еще не сбылась ее мечта получить высшее образование. Возвратившись позднее в Казань, Марьям поступает в педагогический институт, который заканчивает в 1937 году с дипломом преподавателя истории. Всю свою жизнь Марьям Шаймухаметовна посвятила благородному делу воспитания и обучения подрастающего поколения. Она работала директором средних школ № 32,49, 80, завучем Казанского педагогического училища. В годы войны Марьям Зайнуллина, будучи заместителем председателя Казанского горисполкома, принимает активное участие в приеме и размещении эвакуированных: «В воскресный день, 22-го июня, все члены исполкома, не сговариваясь, собрались в кабинете председателя. Решаем вопрос – где разместить госпитали, какие здания надо для этого немедленно приспособить… Помню, поступило сообщение о том, что через несколько часов в город прибудет эшелон с эвакуированными. Решили их поместить в доме №2 по ул. Ленина. Клуб, библиотека ремесленного училища и другие помещения немедленно были освобождены. Работники горисполкома, Бауманского райкома партии, райисполкома, учителя, комсомольцы, активисты, депутаты – все, кто мог, засучив рукава, таскали вещи, мебель, мыли полы и окна, устанавливали кровати… Стали приходить первые эшелоны с эвакуированным населением. С каждым днем их прибывало все больше и больше. Приезжали люди из Белоруссии, Украины, Москвы, Ленинграда и других областей, из прибалтийских республик. Среди них были беспомощные старики, дети-сироты, больные. Тысячам приезжих надо было найти жилье, накормить, одеть и обуть». В эти чрезвычайно трудные для страны годы Марьям Шаймухаметовна работала на ответственных постах: до 1943 года была уполномоченным по приему эвакуированного населения при Совнаркоме ТАССР, потом заведующей сектором переселения отдела хозустройства эвакуированного населения. Свой пост она покинула только в 1947 году. Годы войны стали тяжелым испытанием для всего народа. Особенно трудно пришлось тем, кто вынужден был покинуть родной очаг и искать приюта в чужих краях. Организаторский талант, душевное тепло Марьям Зайнуллиной очень многим помог выстоять и просто выжить в чужих краях: «…по выполняемой своей должности я очень близко все видела собственными глазами: страдания людей, плач матерей, горькие следы осиротевших детей…» Марьям Шаймухаметовне приходилось много разъезжать по стране, занимаясь устройством эвакуированных, т. к. на территории Татарии невозможно было разместить всех прибывающих. Ей часто приходилось бывать в деревнях, где переселенцы, большей частью городские люди, испытывали особенные трудности, т. к. не были знакомы с крестьянской работой, многие были без специальности. Марьям Шаймухаметовна принимала все меры для улучшения их жизни. Война подходит к концу, освобождаются захваченные территории. Марьям и ее товарищам теперь предстоит огромная работа по реэвакуации заводов и людей: строго спланированное выделение вагонов, кредитов-ассигнований на переселение и т. д. Война закончена. Гремят торжественные залпы победы: «Сколько радости! И сколько хлопот…. Нам предстояла очень большая работа». В 1946 году Марьям Зайнуллина в качестве ответственного уполномоченного поехала в Польшу с целью репатриации польских граждан, проживавших в 1939-1940 годах в Татарии, Чувашии и Мордовии. Она сопровождала 5500 человек в 55 вагонах. Путь был долгий. Множество вопросов приходилось решать и ее заместителю Раисе Каплан: снабжение, поддержание дисциплины, различные бытовые моменты (даже похороны умерших согласно традициям и рождение детей). В своих воспоминаниях Марьям Зайнуллина писала: «Трудная поездка была для нас женщин… Однако мы с Р. Каплан это задание выполнили отлично. Было много опасных моментов для нашей жизни… Все не расскажешь». В 1947 году Марьям Шаймухаметовна возвращается к своей специальности педагога, ведет большую общественную работу. В январе 1960 года выходит, наконец, на пенсию, но и тут собирает вокруг себя активных ветеранов, которые организуют ветеранское движение в Татарстане. Многочисленны аспекты и этой деятельности М.Зайнуллиной: постоянные встречи с молодежью, публикации в периодической печати, восстановление имен репрессированных и другое. Более 25 лет проработала Марьям Шаймухаметовна ответственным секретарем Совета ветеранов, все время в окружении друзей, соратников, учеников. Еще и сегодня многие административные и общественные деятели с благодарностью вспоминают о ней и могут сказать, что она была их наставником. Марьям ханум одна из инициаторов создания хора ветеранов, который существует до настоящего времени. Ракия Алимова так вспоминает о ней: «Она была добрейшим человеком. Мы, пенсионеры, очень уважали ее, делились своими проблемами. Марьям Шаймухаметовна обладала особым магнетизмом и обаянием». Марьям Зайнуллина со своими помощниками собрала замечательную коллекцию материалов о женщинах Татарстана, внесших значительный вклад в развитие республики – это представительницы различных профессий: общественные деятели, врачи, учителя, актеры, участницы Великой Отечественной и Гражданской войн. В конце 80-х годов эти ценные документы она передала на хранение в Центральный государственный архив историко-политической документации. Марьям Шаймухаметовна оставила богатое духовное наследие. Она вырастила троих детей, дала им прекрасное воспитание и хорошее образование. Старшая дочь Шафика достойно продолжила дело своей материа в общественной области, работала в партийных органах и долгое время возглавляла обком профсоюза рабочих машиностроения. Приемная дочь Ильдуся переняла у Марьям Шаймухаметовны эстафету педагогической деятельности. Сын Асаф служил в военно-морском флоте и был солистом Татарского оперного театра. Сейчас в Казани живут его дочь Светлана и внук, в Костроме сын – Валерий Асафович. Марьям Шаймухаметовна умерла в декабре 1994 года. В своих воспоминаниях она сама оценила свою жизнь: «Жизнь не прошла даром и не мимо. Создала семью, учила, сама училась… Горжусь тем, что в исторических событиях есть и мое скромное участие». Народная мудрость гласит: «В капле росы отражается весь мир» – так и в судьбе Марьям Зайнуллиной отражается целая эпоха из жизни нашей страны.

Дамира ЗАЙНУЛЛИНА,

главный специалист Центрального государственного архива

историко-политической документации РТ

«Казанские истории», №5-6, 2003 год