Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год
|
21.09.2017

Цитата

Я угрожала вам письмом из какого-нибудь азиатского селения, теперь исполняю свое слово, теперь я в Азии. В здешнем городе находится двадцать различных народов, которые совершенно несходны между собою.

Письмо Вольтеру Екатерина II,
г. Казань

Погода в Казани
+6° / +12°
Ночь / День
.
<< < Сентябрь 2017 > >>
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  
  • 2005 – Умер поэт Мустай Карим (Мустафа Сафиевич Каримов), народный поэт Республики Башкортостан, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда.

    Подробнее...

«Летающая лаборатория» Доминика Севрука

В ОКБ-16 4-го Спецотдела НКВД СССР, которое работало в Казани, в начале 1941 года появился Доминик Доминикович Севрук, этапированный с Колымских рудников. Он был направлен для продолжения исправительных работ в группу инженеров, возглавляемую В.П.Глушко.

Доминик Севрук родился 2 июля 1908 г. в Одессе в семье революционера-подпольщика. В 1932 г. окончил Московский электромашиностроительный институт и стал сотрудником электрофизической лаборатории Института авиационного моторостроения (сегодняшний ЦИАМ), где занимался исследованиями рабочих процессов в авиамоторах.

15 июля 1938 г. он был арестован. В Колымском лагере из заключенных инженеров была организована конструкторская группа во главе с Севруком. В конце 1940 г. он был переведен из системы ГУЛАГ в систему Спецотдела и в феврале 1941 г. прибыл в казанскую спецтюрьму, где был направлен в группу по разработке жидкостного реактивного двигателя (ЖРД). Валентин Глушко поручил ему разработку электросхемы управления работой двигателя и системы зажигания. Глушко направили в Казань в 1940 г. Здесь он продолжил работу в качестве главного конструктора КБ при Казанском заводе №16 по разработке вспомогательных самолетных двигателей.

 Когда в начале 1942 г. в ОКБ-16 было организовано КБ-2 по разработке авиационных ЖРД, Глушко был назначен Главным конструктором, а Севрук – его заместителем по экспериментальным работам.

В конце ноября 1942 г. стендовая отработка двигателя близилась к завершению, а самолет для установки РД-1 не был определен. В то же время было очевидно, что без лётных испытаний двигатель не может быть передан в эксплуатацию. Севрук предложил создать «летающую лабораторию» на базе пикирующего бомбардировщика Пе-2, который изготовлялся на соседнем заводе №22. Предложение было поддержано директорами заводов №16 и №22 М.М.Лукиным и В.А.Окуловым.

Разработка конструкции установки двигателя РД-1 на самолет была поручена вновь созданной в составе КБ-2 группе №5, руководимой С.П. Королевым. В середине 1943 г. начались испытания двигателя РД-1 на самолете Пе-2 на земле. В октябре двигатель впервые запустили в воздухе. Инженером-экспериментатором от ОКБ-16 приказом по 4-му Спецотделу НКВД был назначен Севрук.

Лётная отработка двигателя РД-1 показала необходимость совершенствования системы зажигания. Начальник химической лаборатории, заключенный А.А.Мееров предложил жидкость для химического зажигания. Доработанный двигатель, получивший обозначение РД-1ХЗ, полностью удовлетворил всем требованиям ТЗ.

В конце июля 1944 г. по предложению наркома внутренних дел Л.П.Берия и с согласия И.В.Сталина Президиум Верховного Совета СССР принял решение о досрочном освобождении 35 заключенных ОКБ-16, в том числе – руководителей КБ-2. Все освобожденные вошли в состав вновь организованного в системе НКАП ОКБ-РД. Глушко был назначен главным конструктором, Жирицкий, Севрук и с некоторой задержкой в оформлении Королев – его заместителями.

В 1945 г. Севрук и Глушко были награждены орденами Трудового Красного Знамени, а Королев и  Жирицкий – орденами «Знак Почета».

Глушко неоднократно обращался в государственные инстанции с предложением выделить для работ по созданию мощных ЖРД один из малозагруженных авиационных заводов, желательно в московском промышленном районе. Эту идею активно поддерживал Севрук. После выхода постановления Правительства СССР от 13 мая 1946 г. о развитии реактивной техники в стране реализация этого предложения стала реальной. И когда готовилось решение о переводе ОКБ-РД из Казани, Севрук принял активное участие в выборе подмосковного завода для перебазирования. В июне 1946 г. он летал в Химки для инспектирования завода №456.

3 июля был подписан приказ №424 о переводе ОКБ-РД из Казани в Химки. Севрук был утвержден в должности первого заместителя Главного конструктора и возглавил научно-исследовательские работы. В подчинении у него находились отдел по отработке агрегатов автоматики и газовых турбин, отдел гидравлических испытаний узлов и агрегатов, отдел проектирования стендов и лаборатория огневых испытаний. Костяк этих подразделений составляли специалисты, прибывшие из Казани.

Стендовая отработка двигателей не исчерпывала круг обязанностей Севрука. Как полномочный представитель ОКБ-456, он участвовал в работе государственных комиссий по пускам ракет Р-1 и Р-2.

В 1952 г. в жизни Севрука произошел крутой поворот. Он был назначен Главным конструктором ОКБ-3 в составе НИИ-88. В январе 1959-го была проведена реорганизация, в результате которой ОКБ-3 было присоединено к ОКБ-2, и места в объединенном ОКБ для Севрука не было. В этой щекотливой для него обстановке руку помощи ему протянул Глушко.

Глушко всегда стремился работать на опережение грядущих событий. В мае 1959 г. он предложил Севруку вернуться в ОКБ-456 и в ранге заместителя Главного конструктора возглавить разработку ракетных электрических, ионных и плазменных двигателей. Новый альянс Севрука и Глушко был оформлен приказом по ГКОТ, а в план ОКБ-456 на второе полугодие 1959 г. дополнительно была внесена тема: «Выбор оптимальных схем ионных и плазменных ракетных двигателей с солнечными и ядерными источниками питания».

Принципиально новое направление в ракетном двигателестроении привлекло в ОКБ-456 многих работников различных московских предприятий. Среди них были выпускники МАИ, МВТУ, МФТИ, МИФИ и других институтов. 10 декабря 1959 г. вышло постановление правительства «О развитии исследований по космическому пространству». ОКБ-456 определялось как головное предприятие по разработке электрических, ионных и плазменных двигателей с солнечными и ядерными источниками питания. Очень быстро численность подразделения, руководимого Севруком, увеличилась до 150 человек, которые были распределены по шести научно-исследовательским и конструкторским отделам.

В 1962 г. вышло постановление «Об улучшении организации работ по ядерным электрореактивным двигателям», в развитие которого 6 июня 1962 г. на базе академического Института двигателей и отделов, переводимых из ОКБ-456, было создано Особое конструкторское бюро, головное по разработке опытных образцов электроплазменных и ионных двигателей во главе с Главным конструктором академиком Б.С.Стечкиным. Его заместителем назначался Севрук. Его коллектив в количестве 100 человек был переведен в ОКБ Госкомитета по использованию атомной энергии, образованное при реорганизации Института двигателей АН СССР и получившее название ОКБ «Заря». Здесь под руководством Севрука как Главного конструктора и начальника ОКБ была разработана космическая ядерная энергетическая установка Э-30.

В 1965 г. Доминик Доминикович вновь вернулся в НИИ-88, где занимался вопросами надежности ракетно-космических систем. С 1972 по 1988 г. возглавлял кафедру энергетических и энергофизических установок космических аппаратов в Московском авиационном институте.

Его не стало в 1994 г.

 Издательский дом Маковского Айтико - создание сайтов