Пишем о том, что полезно вам будет
и через месяц, и через год

Цитата

Сей город, бесспорно, первый в России после Москвы, а Тверь – лучший после Петербурга; во всем видно, что Казань столица большого царства. По всей дороге прием мне был весьма ласковый и одинаковый, только здесь еще кажется градусом выше, по причине редкости для них видеть. Однако же с Ярославом, Нижним и Казанью да сбудется французская пословица, что от господского взгляду лошади разжиреют: вы уже узнаете в сенате, что я для сих городов сделала распоряжение

Письмо А. В. Олсуфьеву
ЕКАТЕРИНА II И КАЗАНЬ

Хронограф

<< < Апрель 2024 > >>
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
  • 1948 – Телекомпания Си-би-си (США) с помощью устройства магнитной записи Model 200A, разработанного американской фирмой AMPEX, начала регулярное профессиональное использование магнитозаписей.  Основателем фирмы и разработчиком устройства был наш земляк, Александр  Матвеевич Понятов, эмигрировавший из России после Гражданской войны

    Подробнее...

Новости от Издательского дома Маковского

Finversia-TV

Погода в Казани

Яндекс.Погода

Он подарил Казани Богоявленскую колокольню

Одним из известных казанских благотворителей был купец Иван Кривоносов. На его средства построена высотная колокольня на улице Баумана.

Движение благотворительности в России было особо активным с середины XIX века. Многовековые традиции милосердия и миролюбия, мироощущение, жизненный уклад, наполненные любовью и состраданием к убогому и нищему, заботливо сохранялись, передаваясь из поколения в поколение, и в Казани. Без частных пожертвований купцов и промышленников социальная работа среди населения, развитие культуры не были бы столь успешными.

Звонили колокола в память об Иване Кривоносове

Спросите у казанцев, чем знаменита Богоявленская церковь на Баумана, многие безошибочно ответят: в церкви крестили новорожденного Федю Шаляпина.

В последние годы этот уголок в центре города превратился в настоящий мемориал Федора Ивановича. В колокольне рядом с церковью до недавнего времени работал камерный Шаляпинский зал, рядом установлен памятник великому певцу, единственный в мире, есть здесь даже кафе «У Шаляпина».

А вот чем знаменита колокольня Богоявления, знают, пожалуй, только краеведы. На здании нет даже скромной таблички, которая помогла бы казанцам помнить имя другого своего земляка – успешного купца, действительного потомственного гражданина Ивана Семеновича Кривоносова. И только запись в ведомости Богоявленской церкви 1907 года напоминает, что колокольня построена на пожертвование казанским купцом Кривоносовым деньгами (30000 рублей) и частично на церковные средства (1000 рублей).

Там же читаем:

«Во втором ярусе колокольня имеет помещение, предназначенное для устройства в нем храма в память пожертвователя на постройку колокольни Кривоносова. В 1902 году в этом помещении устроен храм, освящен в 1904 году 20 мая в память 3-го обретения честной главы Св. Иоанна Предтечи (25 мая)».

Десять лет назад, то есть в 1997 году Богоявленская колокольня – символ улицы Баумана – отметила свое 100-летие. Эта величественная постройка и по сей день и радует глаз жителей и гостей города Казани своей оригинальной архитектурой. Это одно из самых высоких сооружений Казани.

Храм Богоявления был выстроен в формах русского барокко. Парадной стороной он выходил на Большую Проломную улицу. На старинном снимке видно, что у собора была другая колокольня. В 1901 году в ее шпиль ударила молния, в результате чего деревянные перекрытия прогорели почти до самого низа. Эту колокольню снесли только в 1909 году, но не в связи с этим пожаром.

Еще в 1897 году рядом с храмом появилась новая колокольня, и по красоте, и по размерам превосходящая первую. Умерший в 1892 году купец Иван Семенович Кривоносов завещал общине Богоявленской церкви 35 тысяч рублей, особо оговорив, что 25 тысяч – на новую колокольню.

В начале июля 1893 года был объявлен конкурс на ее проект. Его участникам задали старорусский стиль, широко распространенный не только в идеологической сути культовых зданий, но и в «образцовых» альбомах для строителей, с полной и подробной росписью изготовления всех самых тонких и изощренных деталей каменной кладки. В том же номере газеты «Волжский вестник», который публиковал условия конкурса, сообщалось о существовании проекта с колокольней в 32 сажени вышиной. Он и победил в итоге.

Краеведы до сих пор спорят, кто был автором этого оригинального сооружения. В некоторых источниках указывается Генрих Руш, однако известный знаток города Борис Григорьевич Ерунов уверен – колокольня построена по проекту архитектора Михаила Михайлова. Он изложил эту версию в газете «Казанские истории» (№23–24).

Земляные работы на стройке начались в конце ноября 1893 года, фундаменты заложили на материковый грунт в пяти саженях от поверхности. И на этом дело встало. Только 12 мая 1895 года в газетах появилось новое сообщение: «...третьего дня началось строительство колокольни под личным управлением архитектора Михайлова».

17 августа 1897 года с готовой колокольни были убраны строительные леса. На звонницу поначалу вывесили старые колокола, самый тяжелый – в 217 пудов 31 фунт, 1 октября 1900 года его заменили новым, в 560 пудов весом. В этот же день подняли и двухметровый восьмигранный железный с позолотой крест весом 17 пудов.

Старинное фото из коллекции Абдуллы Дубина

Газеты сообщили, что на постройку ушло около двух миллионов штук кирпича; что стоимость колокольни исчислена в итоге в 50000 рублей, в их числе 10000 руб. стоили глубокие фундаменты...

Знатоки уточняют: многоярусная башня, украсившая одну из центральных улиц города, отразила сложную историю развития местной архитектуры. Среди декоративных мотивов, покрывающих ее стены, можно встретить типичные для русской архитектуры XVII века детали и татарские орнаменты, и элементы, характерные для казанских памятников зодчества более раннего периода.

В первом томе исследования  «История Казани» (издание Института языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, Казань, 1988) сообщается, что   высота  колокольни – 90 метров, в каталоге  «Республика Татарстан: православные памятники» (Казань, 1998)  – 74 метра.

Когда во время перестройки речь зашла о возвращении объектов культа верующим, была образована Богоявленская община, которой и был передан храм Богоявления. Колокольня же до сих пор остается светским сооружением, хотя верующие уже давно просят вернуть общине и ее.  

«Завещаю городу Казани…»

Действительному почетному гражданину Казани Ивану Семеновичу Кривоносову город обязан не только этой архитектурной достопримечательностью. Восстановим же справедливость и расскажем об этом удивительном человеке.

Ново-Горшечная улица (ныне улица Бутлерова) начала быстро застраиваться в начале второй половины XIX века. Возвышенная, поросшая редким лесом и кустарником, эта часть города почиталась теми, кто ценил тишину и хотел иметь дом недалеко от центра, но с садом и цветником.

С давних пор облюбовали это место казанские мещане с не очень благозвучной фамилией – Кривоносовы. Кондратий Кривоносов поставил деревянный дом со службами еще в последней четверти XVIII века. Торговля мясом, а позднее и живым скотом переходила от одного поколения Кривоносовых к другому.

Купец Семен Федорович Кривоносов уже имел свои лавки в торговом мясном ряду, укреплял и развивал коммерческие связи далеко за пределами Казани. Сына своего Ивана с детства начал приобщать к торговым навыкам. Ваня рос мягким и отзывчивым парнем, отличался сметливостью и расчетом, уже в молодые годы достиг значительных успехов в коммерции.

В 1835 году он решает обзавестись собственным домом, который строит тоже на возвышенности – на Ново-Горшечной улице. Дом этот стал первым семейным гнездом, куда Кривоносов привел молодую красавицу жену, купеческую дочь Екатерину Ивановну, урожденную Малкову, которая была моложе его на одиннадцать лет.

Обвенчали молодых в Богоявленской церкви, но безоблачное счастье вскоре омрачила болезнь Екатерины Ивановны. Лучшие врачи города ничем не могли помочь молодой женщине, оставалось уповать на помощь Бога. И случилось чудо – заботы о церкви, благотворительность, на которую Кривоносов не жалел средств, воздали ему Божью благодать, иначе это не назовешь.

Екатерина Ивановна не только выздоровела, но вскоре в семье появился долгожданный ребенок, названный в честь деда Семеном. Отношение Ивана Семеновича к простым людям и церкви не осталось не замеченным прихожанами. В 1852 году он единогласно избирается старостой Богоявленской церкви и остается на этом посту бессменно одиннадцать лет. Позже горожане доверили Кривоносову должность товарища (т.е. заместителя) директора Казанского общественного банка, обязанности которого он выполнял, оставаясь церковным старостой.

Дело православия Иван Семенович укреплял не только в Казани. После того как Екатерина Ивановна скончалась на 51-м году жизни, в одном из сел Мамадышского уезда в 1873 году Кривоносов построил прекрасную деревянную церковь и дома для прихода, обошедшиеся ему в 16 тысяч рублей. Много помогал детским приютам и даже избирался почетным членом губернского попечительства детских приютов, во главе которого стоял сам губернатор.

За благотворительность в отношении беспризорных детей Кривоносову вручили золотую медаль на Станиславской ленте. Двумя годами ранее за строительство церкви Казанская епархия выхлопотала награждение Ивана Семеновича орденом Св. Анны 3-й степени.

Будучи попечителем Александровской больницы (ныне клиника Вишневского), в 1881 году Кривоносов просит Казанское губернское правление разрешить ему за свой счет перестроить имеющуюся при больнице часовню в домашнюю церковь во имя Александра Невского. Прошение было удовлетворено, церковь сооружена и стоит поныне.

«Для неимущих вдов и сирот духовного звания» Иван Семенович в принадлежащем ему специально выстроенном здании (на нынешней улице Муштари) в 1886 году открыл богадельню на 20 человек. Через год он хотел передать ее городу, но получил отказ из-за нехватки у города средств на содержание, хотя в год ее открытия капитал богадельни в банке составлял 25,5 тысячи рублей, накопленных Иваном Семеновичем. Так и содержали Кривоносовы богадельню за свой счет.

В 1891 году Иван Кривоносов скончался в возрасте 81 года, оставив подробное завещание о выполнении благотворительных дел. Выполняя волю покойного, душеприказчики присвоили богадельне имя Кривоносовых, учредили стипендию для беднейших детей имени Ивана и Екатерины Кривоносовых в мужской и женской гимназиях в размере 2,5 тысячи рублей, стипендию в 1,5 тысячи рублей в Александровском приюте, материальную помощь женской Мариинской гимназии, Родионовскому институту благородных девиц и Дамскому благотворительному обществу.

Также были выстроены новые приемные покои в мужском и женском отделениях Александровской больницы, там же оплачивалась на средства Кривоносова (4 тысячи рублей) одна койка с условием приема больных из богадельни имени Кривоносовых.

Основным пунктом завещания купца было финансирование строительства Богоявленской колокольни на Проломной улице. Спроектировал ее и руководил строительством архитектор Михаил Дмитриевич Михайлов. Это сегодня, когда появились многоэтажные корпуса университета, несколько затушевывалась высота колокольни, но в течение долгих лет она была самым высоким строением в центре города. А звон ее колоколов был живой памятью об Иване Семеновиче Кривоносове.

Кстати, здание Богоявленской церкви появилось в 1741 году. Оно тоже сооружено на частные средства: фабриканта И.А.Михляева и купца С.А.Чернова.

Как видим, в списке казанских благотворителей – не только купец Иван Кривоносов.

Генриетта ВАХРУШЕВА

Производственная практика в редакции

Производственная практика 2007 года

Другие публикации на эту тему:

Собор Богоявления в Казани

Казанские корни известного пиармена